Биография М.П. Мусоргского «Душа русской музыки»

Назад

Шестидесятые годы. Коммуна

 

Как выросло требование общества перед современными русскими художниками! Великое знамение страшного времени всесословного недовольства!
М. П. Мусоргский, из письма к В. В. Стасову

Для России шестидесятые годы были эпохой больших перемен: разрушались феодальные отношения, дворянство и монархия теряли полноту власти.
Александр II в 1857 году подписал рескрипт о созыве дворянского комитета, чтобы обсудить вопросы, связанные с отменой крепостного права. Благодаря активности и авторитету Антона Григорьевича Рубинштейна в 1859 году было организовано Русское музыкальное общество (РМО), задачей которого стало устройство регулярных симфонических концертов и организация профессионального музыкального учебного заведения по типу европейских консерваторий. В 1862 году при РМО были открыты Музыкальные классы, преобразованные вскоре в консерваторию. Симфонические концерты под управлением главного дирижера РМО Антона Рубинштейна, естественно, отражали вкусы руководителя и его покровительницы, великой княгини Елены Павловны.

Ни Балакирев, ни его единомышленники не пошли учиться в консерваторию, устроенную на «немецкий лад». Сплотившись в 60-е годы в сильный творческий коллектив с твердой целью и программой, балакиревцы бурно приветствовали открытие в том же 1862 году «Бесплатной музыкальной школы», организованной по инициативе М. А. Балакирева и хорового дирижера Г. Я. Ломакина. При школе сформировался исполнительский коллектив, в котором Балакирев дирижировал оркестром, а Ломакин — хором. Теперь балакиревский кружок получил свою концертную «трибуну» и независимость от вкусов устроителей и покровителей РМО. Вдохновенным выразителем и пропагандистом эстетических идеалов кружка был В. В. Стасов; с 1864 года начал выступать в печати и Ц. А. Кюи. Музыканты балакиревского кружка, как и другие представители передовой русской интеллигенции, ставили своей целью служение народу. Темы русской истории интересовали молодых музыкантов как вехи истории народа и становились сюжетной канвой их опер. В 1861 году в кружке молодых музыкантов впервые появился Николай Римский-Корсаков, семнадцатилетний воспитанник Петербургского морского корпуса, серьезный и талантливый юноша, знавший чуть ли не наизусть «Сусанина» и «Руслана». Римский-Корсаков вскоре стал полноправным членом балакиревского кружка. И, тем не менее, Мусоргский вместе с Римским-Корсаковым и Бородиным считались в кружке «младшими», в то время как «старшими» были Балакирев и Кюи. По-видимому, причина такого «неравенства» крылась в соотношении характеров: Мусоргский был мягок, покладист, деликатен, ему не хватало ни страстного балакиревского напора, ни трезвого практицизма Кюи.

Шестидесятые годы стали для Мусоргского временем творческого расцвета, временем утверждения его гражданских идеалов и создания зрелых, самобытных произведений. Он стал взрослым человеком, сумевшим выбрать свой путь в жизни, свою судьбу, способным к самокритичной оценке и самостоятельным суждениям. Следуя советам Балакирева, он пишет симфонию ре мажор, задуманную в четырех частях, и в течение 1861—1862 годов создает вторую, третью и четвертую части (они не сохранились). «Сцена в храме», сочиненная для хора и оркестра по трагедии «Царь Эдип», была даже исполнена в симфоническом концерте Дирекции императорских театров весной 1861 года под управлением К. Н. Лядова (отца будущего композитора). Кроме того, впервые без помощи и советов Балакирева Мусоргский сочинил Intermezzo symphonique in modo classico (Симфоническое интермеццо в классическом роде) — под впечатлением от яркой бытовой картинки, которую со слов Модеста Петровича пересказал В.В. Стасов: «Он увидел целую толпу мужиков, шедших по полям и с трудом шагавших по сугробам снега; многие из них поминутно проваливались в снег и потом с трудом опять оттуда выкарабкивались. Это было вместе и красиво, и живописно, И серьезно, и забавно. И вдруг, вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня возникла эта картина в музыкальной форме, и сама собою сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия a la Bach».

Весной 1862 года Мусоргский заболел; чтобы сменить обстановку и подлечиться, он поехал в село Волок Холмского уезда Псковской губернии к дальним родственникам. Спокойная, упорядоченная деревенская жизнь, напоминающая счастливые детские годы, благотворно повлияла на здоровье. Долгие прогулки по окрестностям, чтение гольбаховской «Философии природы», музицирование, переложение для двух фортепиано бетховенского квартета ор. 130, сочинение музыки занимали весь длинный деревенский день. Много удовольствия доставляло Мусоргскому наблюдать крестьянские и городские типажи.
Осенью 1862 года Мусоргский возвращается в Петербург с активным желанием работать вскоре ему удалось определиться чиновником в Главное инженерное управление. С 1 декабря 1863 года он приступил к службе.

На все лето в 1863 году Мусоргский приезжает в родные места и был занят хлопотами по имению. Живя в Торопце, Мусоргский «много толкается по ярмаркам». От острой наблюдательности его не ускользает, конечно, такое яркое явление тогдашней народной жизни, как пение нищих и слепцов. Известно, что однажды в гостях у художника И.Е. Репина он «много и много импровизировал… много припоминал хоров нищих. Он вероятно на ярмарках изучал их». Композитор писал о своем романсе «Песнь старца»: «Нищий мою музыку может петь без зазрения совести». В небольшом романсе предвосхищаются образы народного страдания, горя, обездоленности.

Романсы, сочиненные Мусоргским летом 1863 года, — «Песнь старца» на слова Гёте, «Но если бы с тобой я встретиться могла» и «Царь Саул» — позже были включены в сборник «Юные годы». Все они очень разные. О романсе «Песнь старца» (Мусоргский называл его «Нищий») автор писал: «Нищий, кажется, из „Вильгельма Мейстера"; нищий мою музыку может петь без зазрения совести — я так думаю».

А через несколько дней после «Песни старца» написан лирический романс «Но если бы с тобой я встретиться могла» на слова В. Курочкина, посвященный Надежде Петровне Опочининой, — образец любовной лирики. Совсем иной по стилю романс «Царь Саул» («Песнь Саула перед боем») на слова Дж. Байрона в переводе П. А. Козлова. Героический характер песни-призыва царя, вдохновляющего своих воинов на битву, предвосхищает «царственные» интонации некоторых тем из «Бориса Годунова» Несколько позже, в 1864 году, был написан замечательный романс-фантазия «Ночь», также посвященный Н. П. Опочининой. В 1863 году у Мусоргского возник новый творческий замысел — опера «Саламбо» по роману Г. Флобера, только что вышедшему в русском переводе.

В 1863 году Н. А. Некрасову удалось добиться разрешения возобновить издание «Современника», в котором вышел новый роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», оказавший огромное влияние на умы и сердца передовой молодежи. Этот роман отразил и сконцентрировал передовые демократические идеи, рожденные временем. Увлекшись описанными в романе новыми формами быта, Мусоргский с несколькими товарищами — Лобковским, Левашевым и тремя братьями Логиновыми — организовали коммуну. Каждый член коммуны увлекался какой-то областью науки или искусства; многие состояли на службе в сенате или министерствах.

Стасов вспоминал: «Все это были люди очень умные и образованные... никто из них не хотел быть празден интеллектуально, и каждый глядел с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты и ничегонеделанья, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества. Все шестеро до сих пор жили, как и Мусоргский, среди семейств своих, но теперь нашли нужным все переменить и жить иначе».

Собираясь вместе, молодежь обсуждала литературные новинки и последние научные открытия, политические и исторические вопросы. Часто спорили до хрипоты и засиживались до поздней ночи; очень любили слушать игру и пение Мусоргского, и сами пели хором под его аккомпанемент русские и украинские песни.

В 1864 году здоровье Юлии Ивановны ухудшилось. Модест берет отпуск в главном инженерном управлении, где служит в чине коллежского секретаря, и уезжает в Торопец. Месяц проводит он у постели больной, а вернувшись на службу, неотступно думает о матери и, томимый предчувствием, посвящает ей романс "Молитва" на слова Лермонтова. Вскоре произошло самое горестное в жизни композитора событие - 17 марта 1865 года Юлия Ивановна скончалась "от водяной болезни". Отпевали ее в торопецком Корсунско-Богородицком соборе, главном и древнейшем храме уезда, где хранилась особо чтимая на Руси икона, привезенная в Торопец женой Александра Невского (ныне находится в Русском музее). Похоронили мать композитора на Пошивкинском погосте, в семейном склепе Чириковых. Об этом траурном дне известил всех соседей колокольный звон Одигитриевской церкви.

После похорон Модест возвращается в Петербург и очень тяжело переживает горе, думает только о матери, вспоминает свое детство в Кареве. В апреле этого же траурного года он сочиняет пьесу "Из воспоминаний детства" и вверху нотного листа пишет: "Посвящаю памяти моей матушки". А в сентябре композитор создает "Колыбельную песню" и снова на первой странице указывает: "Посвящается памяти Юлии Ивановны Мусоргской".

Позже биографы Мусоргского отметят, что "Колыбельная" - не романс и не песня, а "целая поэма, целая драма души человеческой". С этой музыкальной Драмы композитор открыл новый период творчества - "вступил в полный расцвет таланта" от "Светик Савишны", "Сиротки", "Семинариста" к вершинам мировой оперной сцены "Борису Годунову" и "Хованщине".

Смерть матери отрицательно сказалась на здоровье - с осени Мусоргский стал сильно страдать от нервной болезни. И только время и благоприятная обстановка в семье брата Филарета Петровича помогли преодолеть тяжелый недуг. Но до конца дней память о матери была священной, и Модест Петрович вспоминал Юлию Ивановну в письмах, в разговорах с друзьями, стремился побывать на ее могиле...

Через девять лет после похорон матери в письме к поэту Голенищеву-Кутузову Модест Петрович признается, что "обожал потерянную мною навсегда мою дорогую маман".

Людмила Ивановна Шестакова в своих воспоминаниях о Мусоргском пишет: "С первой встречи меня поразила в нем какая-то особенная деликатность и мягкость в обращении: это был человек удивительно хорошо воспитанный и выдержанный... И не раз на мои замечания, как он может так владеть собою, он мне отвечал: "Этим я обязан матери, она была святая женщина".

Источники:

Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 35-48.

Новиков, Николай Степанович. У истоков великой музыки : поиски и находки на родине М.П. Мусоргского / Николай Степанович Новиков. - М. : Советская Россия, 1989. – С. 32.

Образцова, Инна Михайловна. М.П. Мусоргский на Псковщине / Инна Михайловна Образцова. - Л. : Лениздат, 1985. – С. 46-52.

 
© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна