Биография М.П. Мусоргского «Душа русской музыки»

Назад

Работа над оперой «Борис Годунов»

 

Однажды на вечере у Л. И. Шестаковой произошло знакомство Мусоргского с известным историком и филологом В. В. Никольским. Разговор зашел о Пушкине, и Модест Петрович обронил, что предпочитает Лермон­това и Гоголя «поэту чистой красоты». Деликатный пушкиновед заметил: «Пора, наконец, увидеть, что Пушкин не только поэт, но и гражданин», предложив вниманию композитора трагедию «Борис Годунов» и высказав мысль о том, что она могла бы послужить прекрасным материалом для оперного либретто.

Перечитав трагедию, Мусоргский понял, что это «его сюжет», и принялся за работу. Время от 15 августа 1868 года до 15 августа 1869 года (от замысла оперы до завершения ее первой редакции) не отмечено ни единым письмом художника. Объяснение этому может быть одно: такая поглощенность композитора работой, при которой рука едва поспевает за мыслью.

Размах исторического обзора, масштабность образов, отточенность их психологического рисунка — все эти качества пушкинской тра­гедии требовали разработки драматургических приемов, акцентуа­ции главных моментов (конфликта власти и народа), а следователь­но, изменения текста. И Мусоргский истово работал над либретто, стремясь создать основу не для омузыкаливания пушкинского тек­ста, а для собственной музыкальной драматургии, соответствующей масштабам трагедии.

«Я разумею народ как великую личность».

Центральным действующим лицом оперы является народ. В эпиграфе — посвящении «кучкистам», помещенном на титульном листе клавира, — композитор написал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». Народные сцены — средоточие открытий Мусоргского. Само поня­тие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении с дру­гими русскими композиторами. Мусоргский как бы снимает вуаль идеализации, отбрасывает традицию изображения народа недели­мой массой: эпическая трактовка уступает место драматической, бла­годаря чему существенно расширяется его эмоционально-психоло­гическая характеристика, появляются социальная дифференциация и многообразие типов, уходит в прошлое фронтальная статичность его «функционирования» на сцене.

Какой великолепной россыпью даны, например, народные типы в хоровой сцене у Новодевичьего монастыря (в прологе)! Здесь и угрюмый безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»), и беззаботный Митюха(«Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно причитающая («Ой, лихонько!»), баба сварливая и недобрая («Вишь, боярыня какая!»). За этими репликами видны лица, движения. И секрет образной кон­кретности — в тончайшей фиксации речевых интонаций. Аналогична драматическая трактовка хора и в сцене у собора Васи­лия Блаженного (4-е действие, хор «Хлеба!»), и в заключительной сцене бунта под Кромами (хотя здесь индивидуальные характери­стики несколько оттесняются единым стихийным порывом), вызы­вающих ассоциации с историческими полотнами В. Сурикова («Бо­ярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и др.), с их образной полифонией.

Самобытны и отдельные образы из народа: Шинкарка, Пимен, Варлаам, Мисаил, Юродивый. В их обрисовке Мусоргский виртуозно пользуется принципом «обобщения через жанр». Песни — разбит­ная у Шинкарки, могучая у Варлаама, причитающая у Юродивого — становятся их характеристиками. Сам по себе этот прием не нов, но как оригинально его решение! Песни оказываются не отдельны­ми вставными оперными номерами, а органично включены в дей­ствие. Достаточно назвать песню Юродивого из 4-го действия, где из тихого, наивного плача непосредственно вытекает хор-вопль «Хлеба!», постепенно вырастающий в драматическую кульминацию всей сцены.

Царь Борис.

На фоне сменяющих друг друга картин — народное славление, старорусский интерьер царских палат, боярская дума — царь Борис предстает замкнутым в мире своих дум и страданий: «скорбит душа» — «ужасен приговор душе преступной» — «о совесть лютая, как тяжко ты караешь» — «ужель греха не замолю!» В последо­вательности его монологов, а также сцен-поединков с народом, боя­рами, Шуйским и Юродивым, перед нами разворачивается вся вели­чественная панорама его трагедии: от венчания на царство — к тяжким мукам «лютой совести», безумию и гибели. Таким образом, фигура царя словно приподнимается над многообразием жизни, возникает ощущение ее «скульптурности», что подчеркивал один из выдающихся исполнителей партии Бориса, Ф. И. Шаляпин: «Я леплю себя на каж­дом спектакле, а в воображении вообще каждую минуту».

Нелегкий путь на сцену.

«Борис Годунов» не был принят к поста­новке. Представив оперу в дирекцию императорских театров весной 1870 года, Мусоргский вскоре получил отказ, подлинной причиной которого была, несомненно, ярко выраженная антимонархическая направленность произведения. Однако в качестве официального мотива отказа автору было указано на отсутствие в опере выигрыш­ной женской роли. Реакция Мусоргского была неожиданной: он тот­час же принялся за вторую редакцию. Но и этот вариант, представ­ленный через три года с требуемыми доработками (введены польские сцены, образ Марины Мнишек, заключительная сцена под Кромами), был «забракован» дирекцией театра.

Теперь уже композитор был подавлен. Впрочем, благодаря поддерж­ке друзей и настойчивости известных артистов (О. А. Петрова, Ю. Ф. Платоновой, Д. М. Леоновой, Ф. П. Коммисаржевского) в 1874 году опера была исполнена (хотя и со значительными ку­пюрами) на сцене Мариинского театра под управлением Э. Ф. Нап­равника.

Премьера.

Судить о впечатлении, которое произвел «Борис Годунов», можно по дошедшим до нас «голосам современников». Это голоса студенчества: «Молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусорг­ского на щитах»; голос историка Н. И. Костомарова, восторженно писавшего: «Да, вот это — страница истории!»; но и голоса офици­альной прессы, чаще негодующие: то на звучание, оскорбляющее «слух и вкус сплошь шероховатою музыкою», то на «грубые выраже­ния, вульгарность, которые привели бы Пушкина в ужас», то на «ди­летантизм и неумелость» композиции.

Мусоргский тяжело переживал нападки прессы (особенно его рани­ла враждебно-критическая статья Кюи) и слишком короткую сцени­ческую жизнь оперы.

Источник: Русские композиторы : история отеч. музыки в биогр. ее творцов / сост., науч. ред. Л. А. Серебряковой. - Челябинск : Урал LTD, 2001. – С. 147-152.

 

 
© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна