Биография М.П. Мусоргского «Душа русской музыки»

Назад

Творчество. «Могучая кучка»

 

В Питере на весьма ничтожном расстоянии образовались две школы, совершенные контрасты по характеру. Одна — профессория; другая — свободное общество роднящихся с искусством.
М. П. Мусоргский, из письма к М. А. Балакиреву

Мусоргский ни по характеру своих композиций, ни по своим музыкальным воззрениям не принадлежит ни к одному из существующих музыкальных кружков. Формула его художественного profession de foi (основной творческий принцип — фр.)…: искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель.
М. П. Мусоргский. «Автобиографическая записка»

В 1864 году Мусоргским был написан «Калистрат»; поэтический текст Н. А. Некрасова полон горечи и глубокой иронии. К сожалению, песня не имела успеха у «старших товарищей» Мусоргского. Кюи писал Балакиреву: «Модинька... сочинил два романса и „Калистратушку" Некрасова, «Tableau de genre musicale" («Музыкальная жанровая картинка» — фр.). Вот вам и новая музыкальная форма. Все это не лишено хороших поворотов, гармоний, мыслей, но в целом — весьма ерундово».

Почти с такой же обличительной силой, звучит и другая песня Мусоргского — «Спи, усни, крестьянский сын», посвященная матери, Юлии Ивановне Мусоргской, — тоскливая песня о безрадостной, гнетущей крестьянской доле.
Песня «Светик Савишна», сочиненная в 1866 году, была особенно любимой Мусоргским, настолько, что он часто и в письмах подписывался «Савишной», и стиль писем подделывал под язык персонажа этой пес  ни — «скорбного разумом» юродивого.

«Гопак» («Кобзарь») на текст Т. Г. Шевченко был написан Мусоргским в 1866 году. Примечание к вокальной партии — «старик поет и подплясывает» — определяет облик рассказчика, который изображает бойкую молодую жену, бранящую старого мужа.

Одной из самых известных и часто исполняемых песен — а по существу «жанровых сценок» — стал «Семинарист», написанный Мусоргским в 1866 году на собственный текст. Семинарист натужно зубрит латинские слова, а в его голову так и лезут непрошеные мысли о недавнем происшествии — как заглядевшись в церкви во время службы на красавицу-поповну Стешу, получил он потом таску от попа. Особенно комично звучит конец: отчаявшись выучить бесконечно надоевшие латинские глаголы, злополучный семинарист выпаливает их залпом, скороговоркой.

В 1867 году Мусоргский закончил крупное оркестровое произведение — музыкальную картину «Иванова ночь на Лысой горе», задуманную и начатую в хоровом варианте в 1860 году, по прочтении драмы Г. Ф. Менгдена «Ведьма».

После сочинения «Хора ведьм на Лысой горе» замысел был на некоторое время отложен; лишь через несколько лет Мусоргский вернулся к нему. Отстоявшись, сочинение пошло очень быстро. Заключительный этап работы был легким и стремительным: партитуру композитор закончил за 12 дней. Такое долгое «вынашивание» было свойственно Мусоргскому. Он длительное время обдумывал сочинение, ничего не записывая и держа всю концепцию в голове; лишь дав музыкальным идеям обрести форму, он приступал к записи текста.

«Иванову ночь» Мусоргский очень любил и считал ее своим первым капитальным трудом. Литературное произведение не стало точной программой сочинения, а послужило лишь толчком для собственной фантазии. В музыке воплотились те народные поверья, которые ему приходилось слышать в детстве. Музыкальный материал симфонической картины был дорог Мусоргскому, и он частично использовал его в 1872 году для коллективного сочинения оперы-балета «Млада» и еще позже в опере «Сорочинская ярмарка». По настоянию Балакирева Мусоргский в 1878 году попробовал переработать симфоническую картину. Римский-Корсаков после смерти Мусоргского собрал все варианты «Ивановой ночи» и составил из лучших, по его мнению, фрагментов музыки фантазию для оркестра; именно в этом варианте она сейчас и исполняется.

В 60-е годы Мусоргский объединил в сборник семнадцать романсов, написанных в период с 1856 по 1866 год: он назвал его «Юные годы». Здесь оказались и самые первые юношеские опыты, и более поздние, зрелые сочинения — «Царь Саул», «Ночь», «Калистрат». Заканчивался цикл колыбельной «Спи, усни, крестьянский сын» и «Песнью балтийца» из «Саламбо». Песни-сценки «Светик Савишна», «Гопак», «Семинарист» в сборник не вошли; это уже не были юношеские пробы.

С 1866 года кружок часто собирался в доме у сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой. Все балакиревцы любили и очень уважали эту женщину, которой много пришлось перенести в жизни. Сначала целью ее была подвижническая помощь брату, которому в его последние годы она практически заменяла мать; после смерти брата пришлось пережить смерть своего последнего ребенка, одиннадцатилетней Оли (с которой по рекомендации Глинки занимался музыкой Балакирев). Но тяжелые удары судьбы не сломили характера маленькой энергичной женщины. Когда миновал период депрессии, последовавшей за нервным потрясением, она с жаром взялась за работу по публикации произведений Глинки. В этом ей помогали Стасов и Балакирев. За искреннее, преданное отношение композиторов балакиревского кружка к ней самой и к памяти ее гениального брата она платила им сердечной привязанностью. Мусоргский особенно ценил ее теплое, материнское отношение к себе; письма его к Людмиле Ивановне полны то нежнейшей заботливости («голубушка моя дорогая, Людмила Ивановна»,— называет ее ласково Мусоргский), то мальчишеского озорства («благодетельница ты наша, Людмила Ивановна»), то благоговейного уважения («Ваше светлое имя, уже занесенное в летописи искусства, блестит теперь на веки веков в этих летописях достойным, сердечным признанием»).

В доме у Людмилы Ивановны Мусоргский познакомился с Осипом Афанасьевичем Петровым, первым и замечательным исполнителем роли Сусанина в опере Глинки, и с его женой, певицей Анной Яковлевной Петровой-Воробьевой, первой исполнительницей роли Вани в «Иване Сусанине». В этой приветливой, искренне расположенной к нему семье композитор показывал свои сочинения, советуясь с супругами Петровыми как с первоклассными музыкантами.

В 1866—1867 году Балакирев ездил в Прагу, где руководил постановкой опер Глинки. Друзья с горячим интересом следили за его поездкой — ведь впервые русская опера ставилась за границей. Балакиреву действительно пришлось нелегко, но он со свойственной ему энергией преодолел все трудности. И даже, когда в день премьеры «Руслана» из театра исчезла единственная партитура оперы, он не растерялся и с блеском провел весь спектакль по памяти. 60-е годы в России в связи с подъемом национального самосознания сильно вырос интерес к различным национальным культурам, в частности — к родственным, славянским. Была распространена идея панславизма — объединения славянских народностей в одно государство. Заинтересовавшись славянским вопросом, почти каждый из композиторов-балакиревцев отдал дань этому увлечению. Балакирев весной 1867 года написал «Чешскую увертюру», предварительно изучив славянский и мадьярский фольклор; Римский-Корсаков сочинил «Сербскую фантазию». Мусоргский задумал программное симфоническое произведение «Подибрад Чешский»: его воодушевил образ Георгия Подибрада — национального героя, короля Чехии в XV веке, который освободил свою страну от немецкого ига.

Балакирев в должности главного дирижера симфонических концертов Русского музыкального общества сыграл большую роль в музыкальной и концертной жизни России. Отлично понимая это, Мусоргский искренне возмущался нападками и обвинениями в адрес самого Балакирева и его кружка. А поскольку для него было естественнее выражать свои чувства и мысли в музыке, а не в печати, он написал свой первый музыкальный памфлет «Классик» (с подзаголовком «По поводу некоторых музыкальных статеек г-на Фаминцына») на собственные слова. Пожалуй, впервые в русской музыке прозвучала острая персонифицированная сатира.

С саркастической усмешкой композитор пародирует фигуру Фаминцына, «защитника» классических традиций, сочиняя музыку в стиле старинного манерного менуэта, со словами «Я прост, я ясен, я скромен, вежлив, я прекрасен». Пасторальное звучание фа мажора, прозрачность фактуры, классически ясные гармонии и по-моцартовски изящные, изысканные мелодические обороты показывают исключительное мастерство Мусоргского в стилизации; здесь он далеко опередил своих современников, и вплоть до С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского никто не может сравниться с ним в этом отношении.

Совсем по-иному звучат песни, написанные летом 1867 года, на мызе Минкино. «Стрекотунья-белобока» на текст А. С. Пушкина — это шутливая скороговорка, легкое вокальное скерцо (вспоминается написанная позже в том же роде прокофьевская «Болтунья»). Песни «По грибы» и «Пирушка» написаны на темы крестьянской жизни. «По грибы» (на слова Л. А. Мея) использует распространенный сюжет о старом немилом муже и желанной вдовьей свободе. Песня звучит светло, распевно; мягкие синкопы аккомпанемента напоминают озорное приплясывание.

К 1867 году относится начало дружеского сближения Мусоргского с Римским-Корсаковым. Разный склад характеров и творческих индивидуальностей не мешал, а скорее помогал этому сближению, тем более что и общего у них было много — военная карьера в юности, горячее желание заниматься музыкой, постепенное творческое возмужание и иногда — «бунт» против балакиревской опеки. Мусоргский ласково звал Римского-Корсакова «Корсинькой», или «Бурь морских адмиралом».

В 1868 году пятидесятилетний композитор А.С. Даргомыжский горячо увлекся необычной творческой задачей — сочинить оперу на текст трагедии Пушкина «Каменный гость», не меняя ни слова в пушкинском тексте и поэтому избегая традиционных оперных форм (арий, ансамблей, хоров), в которых неминуемы повторы слов и другие условности. Получилась чистая «музыкальная речь» — опера состояла из одних речитативов! Эта сложная и необычная задача требовала от композитора исключительной точности, яркости интонационных характеристик каждого действующего лица, большой слуховой наблюдательности и композиторского мастерства — чтобы избежать монотонности и постоянно «держать» внимание слушателя.

Исполнение сцен из «Каменного гостя» прошло блестяще. Удачный опыт Даргомыжского воодушевил Мусоргского; он решился на эксперимент еще более смелый — положить на музыку не стихотворный текст, а прозу комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»! Сюжет «Женитьбы» ему подсказали, как говорил позже композитор, в шутку Даргомыжский и не в шутку — Кюи.
Законченное первое действие «Женитьбы» стало замечательным образцом жанра редкого и нового не только для того времени, но и для музыки XX века. И хотя оперой в общепринятом смысле слова «Женитьбу» назвать трудно, но в отношении сценичности, живости действия и точности музыкальных характеристик героев произведение стало этапным в творческом пути композитора. Исполнение «Женитьбы» прошло в кружке с успехом. Стасов был в восторге от оригинальности замысла; Кюи и Балакирев, не принимая этот опыт всерьез, отдали должное мастерским и ярким музыкальным характеристикам.

Осенью 1869 года из-за интриг противников-консерваторов во главе с Фаминцыным и Зарембой Балакирев был отстранен от должности дирижера РМО. Сыграл свою роль здесь и независимый, бунтарский характер Балакирева: он попал в немилость великой княгини Елены Павловны оттого, что с достоинством отказался от поездки за границу (за ее счет) для совершенствования своего музыкального мастерства. Враги балакиревского кружка торжествовали. Стасов подал мысль о создании музыкальной сатиры на всю консервативную «немецкую партию», где можно было бы, как в райке, представить различные персонажи — фигуры противников «Могучей кучки»: Фаминцына, Зарембы, Серова и других. Мусоргский загорелся идеей, и «Раёк» был написан им уже в июле 1870 года. Однако при всей хлесткости характеристик Мусоргский в «Райке» высмеивал не столько личности, сколько олицетворение пороков в них: в Зарембе — музыкальную схоластику, в Фифе — пошлость и поверхностность, в Фаминцыне — ограниченность, в Серове, талантливом музыканте, попавшем явно в неподходящую для него компанию, — недостатки характера.

А на музыку «Дураковой песни» из «Рогнеды» (на мотив той же «Барыни») «с усердием, во все горло» прозвучало ироническое восхваление Музы Евтерпы — великой княгини Елены Павловны. По словам Стасова, «Раёк» вышел шедевром «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

По словам Стасова, «Раек» вышел шедевром «талантливости», едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности… Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 49-71.

 
© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна