Вокальные произведения

Назад

 

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни , крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние — на слова Мусоргского) и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюбленном в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др.). Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка и т. д.).

Социально-обличительная тема определила главное направ­ление вокального творчества Мусоргского. В некоторых произ­ведениях обличительного содержания композитор достигает по­истине трагедийной силы. В других он под видом шутки или, казалось бы, невинной бытовой зарисовки поднимает жгучие вопросы современной жизни. Значительное место в вокальной музыке Мусоргского занимает сатира.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 121-122.

 

«Ах ты, пьяная тетеря!». «Из похождений Пахомыча»

Долгое время, пролежавшая в архивах и извлеченная из анналов, она вызвала много разговоров и предположений относительно ее героев. Пьеса хранит столь явные заветы театральности, что ее опубликование А.Н. Римским-Корсаковым в 1926 году было встречено с большим интересом. Мотив сварливой, злоб­ой жены один из традиционных сценических мотивов «театра балаганных дедов» на Руси. Не без ассоциаций с народным театром возник также собирательный образ гуляки «Пахомыча».

В традициях балаганного театра написан текст со «снижен­ным» лексическим строем: «глазищи», «язычок отшибло», «бес­стыдник», «женка», «правда-матка», наконец, такие слова, как «ухватец», «плеточка», «загривок», говорят о принадлежности образов к  мещанскому, а скорее даже к крестьянскому миру.

«Пахомыч», согласно народной традиции, среди песен-сценок выделяется диалогичностью. То, что предполагалось в «Озорнике» и «Савишне» (наличие двух персонажей), то, что находилось как бы за кулисами сцены и было «театром одного актера», то в «Пахомыче» вылилось в дуэт-кульминацию пьески.

Характер действия (угрозы, брань, слезы, мольба) продикто­ван традициями народного театра (неважно, назвать ли это ме­щанской драмой или театром балаганных дедов). Важно другое: подобно иным сочинениям, написанным «до „Бориса"», это пре­вращалось в непосредственную копилку музыкально-драматурги­ческих приемов (включая интонацию).
Общая композиция связана с переменами сценического дей­ствия: сварливая брань (начало), угрозы (развитие), жалостливая мольба. Трехчастность композиции, как и в «Озорнике», — скорее только символическая.

Несмотря на показанную нами схему музыкальной формы пре­обладающим является импровизационное начало. Оно-то и созда­ет полную иллюзию сценического действия. Впечатлению импрови­зационное начало способствуют неожиданные структурные пере­мены. Перемена в n-ый раз становится принципом. Другие прие­мы— появление нового ритма (во второй волне четвертной ритм в не­четных тактах), усечение метра (2/4 —такт 71 репризы), не го­воря уже о постоянной перемене фактуры. О моменте неожиданно­сти как о норме стиля применительно к Мусоргскому много писал Б. Асафьев. Он относил это прежде всего к сфере мелоса: «благодаря богатству наблюдений и опыта музыкальная речь Мусорг­ского всегда радует и поражает слушателя своей новизной и све­жестью: поэтому в ней всегда есть элементы неожиданности (отме­тим, не случайности, а неожиданности. Неожиданность эта впол­не органична и закономерна)». «Оправданная неожиданность" - одна из примет зрелого стиля Мусоргского.

Комическая маска героя ярко выявляется в момент кульмина­ции — в дуэте. Сам отличный певец, Мусоргский умело использо­вал регистровые краски, различные оттенки звучания голосов. В жа­лостливо-комическом дуэте выделяется высоким (фальцетным) тоном. (Кстати, здесь и женский голос «лезет вверх» после «слезли­вой», в грудном регистре, мольбы.) Вспомним Мисаила в «Борисе Годунове», и комическая фигура Пахомыча приобретает совсем иной смысл “как образ собирательный и театральный. Подчеркнуто сценичны ремарки: «ожесточенно», «резко», «слезливо», «кап­ризно», «с окриком» (женский голос в дуэте).

Источник: Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского / Елена Евгеньевна Дурандина. - М.: Музыка, 1985. – С. 102.

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович. Ах ты, пьяная тетеря! [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 146.

Мусоргский, Модест Петрович. Ах ты, пьяная тетеря! [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 110.

Мусоргский, Модест Петрович.  Озорник [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 79.

 

«Гопак» («Кобзарь»)

Песня написана на текст Т. Г. Шевченко Мусоргским в 1866 году. Примечание к вокальной партии — «старик поет и подплясывает» — определяет облик рассказчика, который изображает бойкую молодую жену, бранящую старого мужа. «Гопак» — жанровая картинка, решенная в упругом ритме пляски, кое-где подчер кивающемся яркими синкопами, а в более лиричном среднем разделе сохраняющем лишь скрытую пульсацию.

Несмотря на резкие выступления отдельных рецензентов (Н. Ф. Соловьев, А. С. Фаминцын), «Гопак» много и с успехом исполнялся, в частности, певицей Д. М. Леоновой. Одобрил это произведение и Ц. А. Кюи в «Санкт-Петербургских ведомостях», назвав его превосходным и комическим «в том художественно-реальном направлении, которому основание положено г. Даргомыжским».

Старый кобзарь «поет и подплясывает», рассказывая в совей лихой песне немудреную историю:

Где Валах наш? Запевай-ка
Веселую песню!
Не про дедов – сами шляхту
Караем не хуже!

Не про горе, потому что
Живем, а не тужим.
Грянь веселую такую,
Чтоб земля ломилась!
Про вдовицу-молодицу,
Как она журилась!

Драматургический план этой рассказанной в лицах кобзарем истории предельно ясен. Лихой, захватывающий своей силой, пляс не только не затушевывает, но, наоборот, словно выставляет напо­каз образ, поразительный по яркости и сочности колорита (вспо­минаются Парася и Хивря в «Сорочинской ярмарке»). В моменты смены пляса сварливыми интонациями скороговорки перед нами словно предстают персонажи сценки — подбоченившаяся молоди­ца и ее старый рыжий казак-муж. Стихает плясовой ритм, появля­ется колыбельное покачивание в сопровождении... Не без игривого лукавства (ремарка «с подходцем») возникает лирический напев колыбельной (контрастная середина A-dur).

«Гопак» представляет собою классический вариант контрастной драматургии. Мусоргский как будто нарочно подчеркивает все швы и изломы линии музыкального развития в соответствии с не­ожиданными психологическими переходами «Гопак» представляет собою классический вариант контрастной драматургии.

Источники: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 158.

Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского / Елена Евгеньевна Дурандина. - М. : Музыка, 1985. – С. 97.

 

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Гопак [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский ; сл. Т. Шевченко // Арии, романсы и песни из репертуара В.А. Давыдовой [Ноты]. - М. : Музыка, 1977.

Мусоргский, Модест Петрович.  Гопак [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 98-105.

Мусоргский, Модест Петрович.  Гопак [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1979. – С. 67-74.

Мусоргский, Модест Петрович.  Гопак [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 126-141.

 

 «Забытый»

Баллада «Забытый» написана Мусоргским в со­дружестве с поэтом Голенищевым-Кутузовым под впечатле­нием одноименной картины художника Верещагина, изобра­жающей убитого солдата на опустевшем поле битвы. Опираясь на возможность сопоставления различных образов, которую дают поэзия и музыка, композитор и поэт раздвинули рамки сюжета и воплотили в наглядной форме представления, кото­рые рождались у зрителя при созерцании картины художника. Образу убитого солдата они противопоставили образ его моло­дой жены, баюкающей в далеком родном селении своего ре­бенка и поющей ему о возвращении отца, которому на самом деле не суждено более вернуться… Введение контрастного об­раза помогло авторам еще глубже раскрыть трагическую сущ­ность произведения. Контраст же производит тем более силь­ное впечатление, что между двумя разделами отсутствуют ка­кие бы то ни было переходы.

В балладе сочетаются яркий драматизм с простотой и сдер­жанностью выражения. Музыка проникнута суровой скорбью.

Первый эпизод написан в умеренном маршеобразном дви­жении. В сочетании с мрачной тональностью ми-бемоль минор это способствует установлению с самого начала траурно-тор­жественного тона, связанного с образами войны и героической смерти в бою.

Рассказ звучит твердо. Однако за этим угадывается страст­ное, клокочущее чувство негодования и боли.

Особенный, неповторимый характер музыкальной речи рождается из взаимодействия строго выдержанного декламацион­ного принципа и известной ритмической скованности с огром­ным мелодическим развертыванием. Чеканный, пунктирный ритм как бы тормозит свободное движение мелодии, упорно стремящейся вверх и постепенно захватывающей очень широ­кий диапазон. Создается ощущение, что к своей вершине (ми — бемоль) мелодия подходит с невероятным напряжением. От­сюда и возникает впечатление большой внутренней силы чув­ства при суровой сдержанности выражения. Когда же мелоди­ческая вершина наконец достигнута, это воспринимается как кратковременный прорыв долго сдерживаемого чувства. Под напором этого чувства рушится симметрия внутри первого шеститактового построения: самый высокий звук приходится на последнюю четверть четвертого такта. Происходящее при этом выделение слов «только он» придает интонации особую пате­тичность и выразительность.


В гармоническом языке первого эпизода сочетаются строгая простота с остротой звучания, усугубляющей драматический характер музыки. Так, в начальном шеститакте (см. пример 78) преобладают унисонно-октавные ходы и гармонии только едва намечены. Однако уже здесь встречаются острые созвучия и альтерации (см., например, появление звука ля-бекар — IV по­вышенной ступени лада)

Значительной напряженности достигает гармония во втором шеститакте. Созвучия малых секунд играют изобразительную роль, иллюстрируя слова о клюющем мертвое тело вороне, но одновременно отражают и нарастающее душевное волнение.

Первый эпизод внезапно обрывается. И как бы наплывом, после небольшой паузы, начинается новый раздел.

Теперь в свои права вступает лирическая песенность. Правда, и здесь композитор не отступает от декламационного принципа, что способствует сохранению и в данном отрезке свойственных всей балладе строгости и простоты. Но характер музыкальной речи теперь совсем иной. Ритм свободный, плав­ный. Исчезли альтерации и острые, колючие гармонии. Отдель­ные слова произносятся нараспев; так, например, мелодическое и ритмическое выделение второ го слога в слове «далеко» придает всей фразе лирическую, печальную и задушевную окраску.
Главным же носителем песенности становится фортепиан­ная партия. Опираясь на принцип народной подголосочной по­лифонии, композитор обвивает сравнительно скупые интонации голоса распевной мелодией аккомпанемента. При этом вокаль­ная и инструментальная партии сливаются в одно неразрывное целое, взаимно дополняя друг друга и создавая ощущение не­прерывно льющейся песенной мелодии. Воплощается образ необычной чистоты и поэтичности, овеянный вместе с тем глу­бокой печалью.

Трагический смысл данного эпизода раскрывается Мусорг­ским также посредством введения остинатной фигуры в басу (I—V ступени лада), пунктирный ритм которой непосред­ственно связан с тематическим материалом первого раздела и упорно напоминает о картине войны и смерти.

Второй эпизод также остается незавершенным.

Заключение интонационно связано с первой частью. Однако теперь появляются только обрывки первоначальной мелодии. Впечатляющая сила последней фразы заключена именно в ее краткости и простоте. Как выражение ужаса и потрясения зву­чат на pianissimo прерываемые паузой слова «А тот забыт — один лежит». Предельно скупа, но выразительна фактура фор­тепианной партии. Мрачно звучание альтерированной гармо­нии в глухом басовом регистре; образ мертвой тишины и оце­пенения создается заключительным красочным созвучием из двух децим, представляющих гармонию тоники.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 136-138.

 

Библиография

Статьи

Мусоргский, М. П. Музыкальная живопись : "Картинки с выставки" и "Забытый" М. П. Мусоргского / М. П. Мусоргский // Музыка в школе. - 2010. - N 2. - С. 13-21.
О творчестве М. П. Мусоргского.

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Забытый [Ноты] : баллада : для низ. голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1984. – 4 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Забытый [Ноты] : баллада : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Государственное музыкальное издательство, 1959. – 4 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Забытый [Ноты] : баллада для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. А. А. Голенищева-Кутузова ; ред. П. Ламм ; нем. текст Д. Усова. - М. : Музгиз, 1937. - 5, [1] с. - (Полное собрание сочинений. Т. 5. Вып. 4).

Мусоргский, Модест Петрович.  Забытый [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1981. – С. 50-52.

Мусоргский, Модест Петрович.  Забытый [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 225-227.

Мусоргский, Модест Петрович.  Забытый [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 121-122.

Мусоргский, Модест Петрович.  Забытый [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова // Арии, романсы и песни из репертуара Е. В. Образцовой [Ноты]. - М. : Музыка, 1977. - 4 с.

 

«Классик»

Создание «Классика» принадлежит, как известно, к периоду наиболее обостренного столкновения музыкальных течений, образовавших бурный водоворот глубоко разных мыслей и суждений о задачах искусства и творческой практики. Резкое выражение враждебных тенденций среди активных музыкальных деятелей эпохи обнаружилось не сразу, но именно к концу 60-х годов непримиримость позиций дала себя знать со всей полнотой в ряде показательных фактов. «Классик», несмотря на свою шуточную, пародийную форму, занял далеко не последнее место в определившейся борьбе и не менее заметное в творческом пути самого Мусоргского.

Здесь высмеян известный музыкаль­ный деятель А. С. Фаминцын, яростный враг «Могучей кучки», неоднократно нападавший в печати на новаторские произведения молодых композиторов. Мусоргский изобразил Фаминцына в образе ханжи и святоши, который, под видом борьбы за классическую чистоту искусства, подвергает гонению всякую свежую мысль. Для сатирического заострения этого образа композитор прибегнул к приему музыкального пародирования. Слова, которыми сам герой аттестует себя как приверженца простоты, скромности, вежливости и т. п., положены на музыку, близкую к стилю венских классиков XVIII в. Отдельные обороты напоминают менуэт с его поклонами и приседаниями. Характерны для музыки XVIII в. также цепь задержаний, образующая плавную нисходящую мелодическую фразу, украшенную на конце мелизматической фигурой, и расширенная кадаисовая формула с трелью на гармонии доминанты.

Несоответствие между классической строгостью, серьезностью интонации и пустым содержанием слов производит впечатление напыщенности и выпивает комический эффект. Мусоргский использовал менуэтное движение также для того, чтобы обрисовать манеру героя говорить с достоинством, с расстановкой. Ритмическая оттяжка на первом слоге в словах «скромен», «вежлив» передает многозначительный тон «классика», его стремление прочувствовать, «просмаковать» каждый эпитет, которым он сам себя награждает. Не слу­чайно мелизматическое украшение на словах: «Я прекрасен». Это — как бы выражение упоения своей собственной персоной. Создается образ человека самовлюбленного, смешного и старомодного, с надутой важностью вешаю­щего о никому не нужных истинах.
В средней части монолога «классик» обрушивается с бранью на современных музыкантов. Из спокойной, ясной музыка становится тревожной. Фактура усложняется, ускоряется движение, появляются альтерированные гармонии. Это — выражение ужаса, который испытывает «классик» при од­ной мысли о современной музыке.

Средняя часть завершается фразой «В них гроб искусству вижу я». Скачок голоса на малую нону вниз при резкой смене регистра у рояля комически имитирует грозный тон оратора
Вслед за тем возвращается музыкальный материал первой части и вновь воцаряется «классическая» ясность.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 133-134.

 

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Классик [Ноты] : (по поводу некоторых муз. статеек г-на Фаминцина) : для голоса (баритон) с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. М. Мусоргского. - СПб. ; М. : В. Бессель и К. - 1908. - 5 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Классик [Ноты] : романс : для сред. голоса / Модест Петрович Мусоргский ; сл. М. Мусоргского. - Петроград ; М. : В. Бессель и К, [между 1914 и 1918]. - 5, [1] с. - (Романсы и песни М. Мусоргского).

Мусоргский, Модест Петрович.  Классик [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 200-203.

Мусоргский, Модест Петрович.  Классик [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 154-157.

 

«Колыбельная Еремушки»

Эта песня написана на слова Некрасова. И здесь развивается тема о судьбе крестьянина-бедняка и звучит печальный напев над колыбелью ребенка, рожденного среди мрака и нищеты. Мать поет о том, что угодливость и покорность должны помочь Еремушке выйти «в люди». Мусорг­ский использовал отрывок из стихотворения «Песня Еремуш­ке. Песня начинается короткой терцово-квартовой попевкой «Баю-бай!», играющей на протяжении всей песни чрезвычайно важную роль. Она использована в качестве упорно повторяю­щегося припева.

Попевка «Баю-бай!» является музыкальным зерном, из ко­торого вырастает широкая и выразительная мелодия всей пес­ни. Чтобы убедиться в этом, сравним начало:

со следующими отрывками


Мы видим, что попевка «Баю-бай!» непрерывно звучит на протяжении песни, то открыто (в припеве), то замаскированно (в промежуточных эпизодах, при свободном развитии мелодии).
Причина подобного настойчивого повторения ее заключает­ся не только в том, что она отвечает характеру колыбельной. В этой интонации заключены признаки народно-песенного жанра, а именно заплачки, причета. Интонации народного плача Мусоргский часто использовал в своих произ­ведениях как выражение глубокой скорби по поводу тяжких народных бедствий. Так поступил он и на этот раз.
Не случаен тот сумрачный тон, в который окрашивается каждое проведение основной попевки. Уже в самом начале это достигается мастерским использованием тембровых возмож­ностей фортепиано (звучание низкого регистра, дублирование мелодии голоса в терцию через три октавы, хроматические подголоски в басу).

Что касается средних эпизодов, то они различны по на­строению. Первый своим тоскливым характе­ром близок к припеву. В интонациях второго эпизода проскальзывает легкий оттенок язвительности, иро­нии; он возникает благодаря проникновению в мелодию полуречитативных интонаций, появлению отрыви­стого, синкопированного аккомпанемента, нарочитому выделе­нию слов «Поклонись пониже ей» (при этом мелодический ри­сунок как бы воспроизводит униженный поклон).

Третий эпизод отличается от остальных своим просветленным характером (мажор, плавное движение мелодии, прозрачное звучание среднего и высокого регистров фортепиано). Однако светлый образ разрушается последую­щим, самым мрачным проведением припева, звучащим как тяжкий стон. Движение замирает. Хроматизмы, сопоставление мажорных и минорных гармоний усиливают ощущение гнету­щего мрака.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид].- Л.: Музыка, 1985. – C. 124-127.

 

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Колыбельная Еремушки [Ноты] : [2 ред.] : для сред. голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. Н. Некрасова ; ред. П. Ламм ; нем. текст Д. Усова. - М. : Музгиз, 1957. - 5, [1] с.

Мусоргский, Модест Петрович. Колыбельная Еремушки [Ноты] : [2 ред.] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. Н. Некрасова ; ред. П. Ламм ; нем. текст Д. Усова. - М. : Музгиз, 1934. - 5, [1] с.

Мусоргский, Модест Петрович.  Колыбельная Еремушки [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 213-218.

Мусоргский, Модест Петрович.  Колыбельная Еремушки [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 164-166.

Мусоргский, Модест Петрович. Колыбельная Еремушки [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 118-120.

Дискография

Мусоргский, М. Колыбельная Еремушки / М. Мусоргский ; сл. Н. Некрасова ; исп. : А. Пирогов: .– На грп. : Любимые песни Ильина.

 

 «Озорник»

В "Озорнике", казалось бы, изображена незатейливая бытовая сценка: уличный мальчишка преследует своими на­смешками уродливую, немощную старуху. Однако сквозь ви­димый смех звучит скрытая боль за убогих, униженных и без­защитных вроде той старухи, чей облик, так явственно выри­совывается из слов озорного паренька. За малозначительным происшествием Мусоргский разглядел трагедию одинокой, ни­щей старости. Что же касается музыкального портрета малень­кого уличного забияки, то по яркости и меткости он занимает одно из первых мест в созданной Мусоргским галерее народ­ных типов. Бьющая через край энергия, задорный юмор, наход­чивость -  вот черты, которыми композитор наделил своего маленького героя и которые нашли выражение в яркой, богатой разнообразными оттенками музыкальной речи.

Будучи монологом, «Озорник» еще в большей степени, чем «Сиротка», наделен чертами драматического действия.

«Озорник» принадлежит к числу наиболее своеобразных в ритмическом отношении произведений Мусоргского. Общий ха­рактер музыкального движения— при быстром темпе — отвечает одновременно характеру и речи и движений озор­ника. Впечатление стремительности усиливается оттого, что на всем протяжении монолога в основном сохранен принцип соответствия одного слога текста одной музыкальной длитель­ности. Получается своеобразная скороговорка.

Ни на минуту не прекращая быстрого движения, но беско­нечно варьируя ритмический рисунок, меняя протяженность отдельных фраз, Мусоргский добивается удивительной яркости в передаче действия. Уже первая музыкальная ячейка показывает образ в движении. При общем крещендо мелодия стремительно «взлетает» вверх. «Ползучий» характер мелодического движения по секундам подчеркивается в началь­ных тактах лигами между первой и второй четвертями. В этом находит свое отражение особая осторожность и вкрадчивость мальчугана при первой попытке приблизиться к своей жертве. В последнем такте происходит ритмический толчок; дерзкий выкрик «Обернись!» произносится торопливо, при внезапном ускорении темпа, и последующая пауза резко обрывает движение: мальчик ловко отскочил в сторону. Весь монолог состоит из ряда подобных эпизодов, строящихся по принципу нараста­ния и срыва, каждый из которых соответствует очередному на­скоку озорника на старуху.
Постепенно поведение паренька становится все более раз­вязным. Ловко увертываясь от ударов клюки, он не перестает без устали сыпать остротами и насмешками. Периоды нараста­ний удлиняются, срывы и паузы появляются все реже. Мело­дия, гармония, ритм, фортепианная фактура достигают большо­го разнообразия, так как в музыке находят свое отражение все новые образы и сравнения, которые рождает неутомимая фантазия мальчугана.

Завершается «Озорник» стремительным, вихревым дви­жением.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 129-131.

 

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович.  Озорник [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 191-195.

Мусоргский, Модест Петрович.  Озорник [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 145-159.

Мусоргский, Модест Петрович.  Озорник [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 103-107.

 

Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песнь о блохе»)

Вокальное произведение композитора М. П. Мусоргского на фрагмент поэмы Гёте «Фауст» в переводе с немецкого на русский язык А. Н. Струговщикова.

В 1879 году М. П. Мусоргский гастролировал по югу Российской империи. Именно тогда, во время концертной поездки, он сочинил музыку к фрагменту известной трагедии, где Мефистофель поет песню о блохе в компании подвыпивших гуляк в 5-ой сц ене «Погреб Ауэрбаха в Лейпциге».

Поэтическая трагедия Гёте тогда была известна в переводе А. Н. Струговщикова, этим литературным переводом и воспользовался композитор. Так появилась ныне знаменитая «Песня о блохе».

Произведение оказалось несколько в политическом ключе: король стал возвышать блоху, и композитор «схитрил» паузами: после слов «Жил-был король» Мусоргский сделал короткую паузу, после которого подчеркнул: «когда-то» — говорит о том, что речь идет не о современном властителе. Но сатирическая направленность авторов — как поэта Гете, так и композитора Мусоргского — всё равно никуда не делась.

Творческая судьба «Песни о блохе» сложилась и принесла композитору немалый успех.

Кто и когда стал первым исполнителем музыкального произведения неизвестно. Но особенно прославился исполнением выдающийся певец Фёдор Иванович Шаляпин. Сохранилось немало воспоминаний о его исполнении — в том числе Максима Горького и Леонида Андреева; оба они были долго под впечатлением шаляпинского Мефистофеля: его исполнение отличалось таким актерским мастерством, что становилось страшно — перед зрителем был настоящий бес.

И поныне «Песня о блохе» признается мировым шедевром, прочно вошедшим в репертуар многих классических вокалистов. Музыковед Михаил Казиник определил: «Это короткое произведение, которое пели все — от Шаляпина до наших дней, и которое басы считают за честь исполнить и закончить тем самым концерт. Какой подарок сделал Мусоргский всем басам — беспроигрышный экстра-номер, но не только потому, что он потрясающе гениально написан, но еще и потому, что тема всегда актуальна. Любят короли блох — дружить с ними и делать их министрами…».

В 1940 году свою оркестровку этой музыки М.Мусоргского сделал Д. Д. Шостакович.

В мировой музыкальной культуре песня Мефистофеля о блохе известна в двух редакциях: не только с музыкой М. Мусоргского, но и как «Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» на музыку Бетховена. Музыка Бетховена более сдержанная, более «пристойная» — в отличие от разнузданно-сатанинской Мусоргского.

Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 201.

 

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович. Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 110-113.

Мусоргский, Модест Петрович. Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 338-342.

Мусоргский, Модест Петрович. Песня о блохе [Ноты] : песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха : из "Фауста" Гете : для баса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1954. – 7 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Песня о блохе. «Жил-был король когда-то…» [Ноты] : (песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха из "Фауста" Гете) : для баса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. в пер. А. Струговщикова ; ред. П. Ламма. - М. : Музгиз, 1963. – 7 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Песня Мефистофеля в погребке Ауербаха [Ноты] : из "Фауста" Гете : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; ред. П. Ламм ; пер. Струговщикова. - М. ; Л. : Музгиз, 1947. - 7, [1] с.

Мусоргский, Модест Петрович.  Песня о блохе [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский ; сл. И.В. Гете // Избранные романсы русскмх композиторов [Ноты. - М., 1985. – С. 15-19.

Дискография

Мусоргский, М. Песня о блохе / М. Мусоргский ; сл. И.В. Гете, пер. А. Струговщикова ; исп. : В. Петров (бас), фп. – На грп. : Василий Петров.

 

 «Светик Савишна»

Песня сочинена в 1866 году, была особенно любимой Мусоргским, настолько, что он часто и в письмах подписывался «Савишной», и стиль писем подделывал под язык персонажа этой песни — «скорбного разумом» юродивого.

Произведение было навеяно, как это часто бывало у Мусоргского, реальной бытовой картинкой. На мызу Минкино, где композитор с 1865 года летом жил в семье брата, приходил юродивый. Случайно Модест Петрович увидел, как этот несчастный объясняется в любви приглянувшейся ему молодухе. Сцена была жалкая и душераздирающая: юродивый, сам стыдясь своего вида и понимая тщету своей мольбы, не мог сдержать себя и трогательно умолял о взаимности.

Слова к песне Мусоргский написал сам. Размер стиха представляет собой типичный для русской народной поэтики «пятисложник». Музыка выдержана в стиле распевного причета. Композитор называл позже «Савишну» произведением, «вылившимся на родных полях и вскормленным русским хлебом». Непрерывное ритмическое движение ровными четвертями, без единой паузы, создает эффект взволнованной, умоляющей, задыхающейся речи. Мелодическая линия приобретает черты той исключительной выразительности интонационного воплощения текста, которая станет характерной чертой стиля Мусоргского: уговаривающие, умоляющие слова звучат на «убеждающих» нисходящих мотивах, а яркие и подчеркиваемые по смыслу — на выпуклых мелодических скачках.

По мнению Римского-Корсакова, именно «Савишна» и «Гопак» (на слова Т. Г. Шевченко) открыли серию гениальных по своеобразию вокальных произведений композитора. И сам Мусоргский очень любил свою «Савишну» и ставил ее в один ряд с такими жемчужинами вокальной лирики, как «Я не сержусь» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, «Ночной смотр» М. И. Глинки и т. п. «Савишну» трудно называть песней: это настоящая реалистическая сценка. Недаром, как вспоминал Н. И. Компанейский, А. Н. Серов, прослушав ее впервые, «долго молчал, как бы сконфуженный или опасаясь высказать мнение, могущее поколебать авторитет критика, и наконец быстро проговорил: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке».

Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 156.

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович. Светик Савишна [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 110-113.

Мусоргский, Модест Петрович. Светик Савишна [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1979. – С. 75-78.

Мусоргский, Модест Петрович. Светик Савишна [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 146-149.

 

«Семинарист»

Автор текста — Мусорг­ский. «Семинарист» многими особенностями примыкает к «на­родным картинкам». Это монолог-сценка, правдиво воспроиз­водящая психологию и социальный облик действующего лица. Юмористический эффект достигается не нарочитым преувели­чением смешных черт, а комизмом самого изображаемого по­ложения, взятого из жизни.

Юноша вынужден зубрить латынь, являющуюся в семина­рии предметом обязательным, хотя и вовсе не нужным для практической деятельности рядового духовенства. Тупое долб­ление латыни характеризует нелепость, бессмысленность всей системы семинарского воспитания.

Зубрежка то и дело прерывается. Мысли семинариста ви­тают далеко. Перед глазами возникает образ краснощекой Стеши, поповой дочки; вскипает обида при воспоминании о том, как пришлось принять от попа троекратное «благословение» кулаком по шее за подмигивание Стеше во время церковной службы…

Мусоргский строит монолог на противопоставлении моно­тонной, долбящей интонации (чаще всего на одном звуке) ши­рокому распеву, характеризующему мечты семинариста. Пер­воначально противопоставление происходит точно по двутактам; затем, по мере того как мысли героя все дальше отходят от латыни, певучая мелодия начинает чаще и чаще оттеснять интонацию зубрежки.

Эта мелодия отличается размахом, энергией и молодцева­тостью. Она удачно характеризует здорового, полного сил, простоватого парня. Как правильно отмечал еще Стасов, мо­лодой семинарист принадлежит к «люду сельскому, захолуст­ному, провинциальному». Этим и объясняется присутствие в музыке народно-песенных интонаций.

При развитии мелодии Мусоргский вводит остроумную де­таль, придающую особую характерность образу семинариста: в мелодии, по-прежнему широкой и энергичной, появляются обороты православного церковного песнопения (см. в примере76 распев в такте 5, сопровождаемый аккордовыми паралле­лизмами фортепиано, а также большой заключительный рас­пев в тактах 7—13).


Сплетение в устах семинариста лирических интонаций с при­вычными для него интонациями церковного пения вносит юмо­ристический штрих в его характеристику. Дальнейший эпи­зод, повествующий о происшествии во время службы («а намеднись за молебном»), целиком основан на интонациях цер­ковного обихода.

При возвращении первоначальной мелодии («Чертов батька все проведал») она звучит в устах семинариста со злобой и ожесточением. В конце монолога юноша, словно внезапно спо­хватившись и стремясь наверстать упущенное, начинает вновь с яростью долбить опостылевшие латинские слова.

Стасов писал: «Для поверхностного и рассеянного слушате­ля „Семинарист" Мусоргского — только предмет потехи, пред­мет веселого смеха. Но для кого искусство — важное создание жизни, тот с ужасом взглянет на то, что изображено в „смеш­ном" романсе. Молодая жизнь, захваченная в железный неле­пый ошейник и там бьющаяся с отчаянием,— какая это мрач­ная трагедия! И тот, который в романсе Мусоргского,— еще свежий, здоровый молодой парень, еще милый и интересный, юмористический и бодрый, скоро опустится и отупеет, жизнен­ные краски поблекнут, и останется бездушная топорная кукла», В этих словах Стасова раскрыт глубокий социально-обличи­тельный смысл произведения.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 131-132.

 

Библиография

Статьи

Званцев, Д. Кто есть кто в «Семинаристе»? / Д. Званцев // Советская культура. – 1984. – 29 марта. – С. 8.

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович.  Семинарист [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 159-176.

Мусоргский, Модест Петрович.  Семинарист [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 123-130.

Мусоргский, Модест Петрович.  Семинарист [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 79-87.

Мусоргский, Модест Петрович.  Семинарист [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1981. – С. 36-43.

Мусоргский, Модест Петрович. Семинарист [Ноты] : [2 ред.] : для низ. голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. М. Мусоргского ; ред. П. Ламма. - М. ; Л. : Музгиз, 1948. - 11, [1] с.

 

 «Сиротка»

В этом произведении Мусоргский изобразил «одинокого, бездомного ребенка, просящего прохожего о пода­янии.

Композитор добился яркой жизненности образа благодаря правдивой передаче речевых интонаций.

Чрезвычайно показательна метрическая сторона текста. Слова сочетаются таким образом, что за первым ударным словом

постоянно следуют два (а иногда даже три) неударных:

Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени. К тому лее он особенно удобен для передачи интона­ции просьбы, жалобы, горестного причитания. В музыке Му­соргский ритмически удлинил ударные слоги, сделал их в ряде случаев мелодическими вершинами попевок. Он тщательно вы­писал динамические оттенки внутри отдельных фраз, указав на необходимость подчеркивания ударных звуков. Так интона­ция мольбы стала еще более рельефной.

Мелодия «Сиротки» имеет своей основой начальную интонацию. В дальнейшем, при удлинении фраз и усложнении мелодического рисунка, в мелодии то и дело появ­ляются ниспадающие обороты, напоминающие начальный ход. Это позволяет композитору сохранить, при разнообразии речевых оттенков, единство музыкального целого.

Вместе с тем музыка отражает постепенную смену душевных состояний говорящего. Начинается обращение к прохожему скупыми словами привычной, затверженной просьбы, то роб­кой, то настойчивой, завершающейся горестным восклицанием «Баринушка!».

В дальнейшем стремление найти сочувственный отклик у равнодушного барина делает сиротку красноречивым, за­ставляет его вводить новые подробности в рассказ о своих бедствиях. Композитор оттеняет содержание слов, используя тембровые возможности фортепиано. При словах: «Холодом, голодом…» — переход мелодии в низкий регистр при октавных удвоениях подчеркивает мрачный характер текста; еще более зловеще звучат тяжеловесные ходы параллельными тер­циями на словах: «Бранью-побоями». Чем дальше, тем тороп­ливей и беспокойней становится речь ребенка. Движение уско­ряется, звучность усиливается. Общее нарастание приводит к последнему проведению начальной попевки, звучащей на этот раз наиболее драматично. Это — отчаянный вопль, бро­шенный вслед уходящему. Мелодия впервые достигает здесь своей вершины — звука фа fortissimo. Внезапно наступающее вслед за тем pianissimo — яркий психологический штрих: конец фразы ребенок произносит, как бы глотая слезы. Впервые появ­ляющаяся в последних двух тактах доминанта основной то­нальности так и остается неразрешённой! Монолог обрывается: страстная мольба оказалась бесплодной.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 127-129.

 

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович.  Сиротка [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 161-163.

Мусоргский, Модест Петрович.  Сиротка [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 207-212.

Мусоргский, Модест Петрович.  Сиротка [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 115-117.

Мусоргский, Модест Петрович. Сиротка [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Арии, романсы и песни из репертуара В. Шумской [Ноты]. - М. : Музыка, 1979. - С. 23.

 

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна