Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»

Назад

 

В 70-е годы Мусоргский создал вокальный цикл на слова Голенищева-Кутузова «Песни и пляски смерти». Тема «плясок смерти» уходит корнями в глубь европейской истории; рожденная страшными эпидемиями чумы в XIII и XIV веках, она была очень распространена в живописном искусстве средневековья. Образ Смерти, уже несколько лет занимавший композитора, углублялся в его сознании и находил все более совершенные формы воплощения.

Три пьесы были написаны в мае 1875 года: «Колыбельная», «Серенада» и «Трепак». Последняя пьеса, вошедшая в цикл,— «Полководец» — была создана летом 1877 года. Первоначально цикл назывался «Она»: композитор, подразумевая под этим словом Смерть, хотел показать ее в разных видах. Было задумано двенадцать частей: «Богач», «Пролетарий», «Большая барыня», «Сановник», «Царь», «Молодая девушка», «Мужичок», «Монах», «Ребенок», «Купец», «Поп», «Поэт». В окончательном варианте из них были воплощены образы мужичка («Трепак») и молодой девушки («Серенада»).

Центральным действующим лицом цикла Мусоргский сделал самую смерть и внес, таким образом, в свое произведение некоторый элемент фантастики. Смерть является к лицам разных сословий и возрастов, непре­станно меняя при этом и свой собственный облик. В подобном замысле, как и в самом названии цикла, нетрудно усмотреть связь с определенной традицией европейского искусства, восходящей еще к эпохе Средневековья.

Однако не следует думать, что обращение композитора к подобного рода образам было связано с увлечением какими-либо мистическими идеями. Все сцены потрясают своей жизненной правдивостью и человечностью. В музыке господствуют не отрешенность от земного и не покорность перед лицом не­избежного, а негодующий протест против зла и человеческих страданий. Ведь смерть является в данном случае лишь образ­ным, обобщенным воплощением всего того, что препятствует счастью людей, что несет им горе и бедствия.

Смерть является людям под различными масками, привле­кая их к себе обманом, издеваясь над ними. В «Колыбельной» она приходит якобы для того, чтобы убаюкать, «успокоить» больное дитя, и вырывает его из рук матери; в «Серенаде», приняв вид рыцаря, она поет под окном умирающей девушки о любви вызывает в ее воображении манящие картины счастья; в «Трепаке» пляшет с запившим с горя, заблудившимся в глу­хом заснеженном лесу мужичком веселую пляску, а затем поет над замерзающим ласковую песню о лете, урожае, довольстве. И даже в «Полководце», празднуя победу над убитыми в бою воинами, она иронически поет им о сладостном отдыхе в земле.
Для характеристики лживого, коварного облика Смерти композитор прибегает к своеобразному художественному прие­му. В каждой из песен использован определенный музыкаль­ный жанр. Это последовательно—колыбельная, серенада, пляска, гимн-марш. Однако в «Колыбельной» мы не найдем приветливой ласки, в «Серенаде» — выражения чувств любви, в «Трепаке» — веселья, в «Полководце» — праздничности. Ни один из этих жанров не использован, таким образом, по своему прямому назначению.

Несмотря на то, что Мусоргский не осуществил полностью своего первоначального плана, цикл «Песни и пляски смерти» обладает цельностью и завершенностью при внутренней логич­ности расположения частей. От интимно-камерной «Колыбель­ной» совершается постепенный переход к динамическому, величественному «Полководцу». Последовательно, от песни к пес­не, меняется обстановка действия. После душной и тесной ком­наты, где происходит действие «Колыбельной», образ распахну­того на волю окна в «Серенаде» подготавливает переход к картине лесных просторов «Трепака»; эта картина, в свою очередь, вводит в могучую батальную сцену «Полководца». От номера к номеру увеличивается также песенность музыки. В «Колыбельной» полностью господствует речитатив; в «Се­ренаду» введена замкнутая по форме песня Смерти; «Трепак» целиком пронизан песенным развитием; в «Полководце» дли­тельное музыкальное развитие приводит к рождению могучей Мелодии, песенная сила которой позволяет выразить с наи­большей полнотой обобщающую идею всего цикла.

Источник:
Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 115-118.

Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л. : Музыка, 1985. – C. 139-140.

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Песни и пляски смерти [Ноты] : вокал. цикл для сред. голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова. - М. : Музыка, 1966. – 32 с.

Мусоргский, Модест Петрович.  Песни и пляски смерти [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 349-377.

Мусоргский, Модест Петрович.  Песни и пляски смерти [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 202-230.

Мусоргский, Модест Петрович. Полководец [Ноты] : [для пения с фп.] / Модест Петрович Мусоргский ; сл. графа Ар. А. Голенищева-Кутузова. - СПб. ; М. : Василий Бессель и К, [1882]. - 7, [1] с. - (Романсы и песни М. Мусоргского).

Мусоргский, Модест Петрович. Трепак ; Еврейская песня ; Гопак [Ноты] : для голоса с фп. (сред. и низ. голос) : учеб. пособие для муз. уч-щ и консерваторий / Модест Петрович Мусоргский. - М. ; Л. : Музгиз, 1948. - 23, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Дискография

Мусоргский, М. Колыбельная ; Серенада; Трепак : из цикла «Песни и пляски смерти»/ М. Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова. – На грп. : Ведерникова, А. [Концерт].

Мусоргский, М. Песни и пляски смерти : вок. цикл на сл. Голенищева-Кутузова / иструм. Э. Денисова ; Без солнца : вок. цикл на сл. А. Голенищева-Кутузова / инструм. Э. Денисова / М. Мусоргский ; исп. : Е. Нестеренко, Гос. симф. орк. СССР, дир. Г. Рождественский. – М. : Мелодия, 1985.

Мусоргский, М. Песни и пляски смерти : вок. цикл на сл. Голенищева-Кутузова / М. Мусоргский ; исп. : Г. Вишневская и М. Ростропович (фп.). – На  грп. : Г. Вишневская.

Мусоргский, М. Полководец / М. Мусоргский ; исп. : И. Козловский.– На грп. : Козловский, И. Романсы.

Мусоргский, М. Полководец / М. Мусоргский ; сл. А. Голенищев-Кутузова ; исп. : Б. Христов (бас), Дж. Мур (фп.). - На грп. : Христов, Борис.

Мусоргский, М. Трепак : из цикла «Песни и пляски смерти» / М. Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова. – На грп. : Шаляпин Ф.И. Искусство Ф.И. Шаляпина.

 

«Полководец» из цикла «Песни и пляски смерти»

Музыкальное содержание этого номера тоже многогранно, многопланово. Конфликт между жизнью и смертью обострен до предела. На фоне массовой картины битвы, откры­вающей действие, фигура Смерти приобретает новые, грандиоз­ные очертания. Она одна противопоставлена множеству людей. Образ всесильного полководца, озирающего с высоты холма усеянные мертвецами равнины, отмечен чертами жуткого вели­чия. Зато и протест против царящего в мире зла здесь выражен с необыкновенной силой и страстностью. Как и в «Трепаке», музыка сочетает в себе глубокую психологическую выразитель­ность с яркой картинностью и изобразительностью.

Начальный эпизод передает раскаленную атмосферу боя. Музыка создает ощущение огромной пространственной перспек­тивы и охваченных яростью человеческих масс.

Мощная звучность и бурное, стремительное движение изоб­ражают грохот битвы. Триольный ритм аккомпанемента вызы­вает представление о бешено несущейся коннице. Восходящие и нисходящие пассажи, захватывающие все регистры фортепиа­но, создают ощущение приближающихся и удаляющихся раска­тов. Словно звоны сабельных ударов, звучат аккорды с синко­пированными секундовыми мотивами (см. такты 12—13, 16—17 и 20—22).

Очень своеобразного эффекта достигает композитор одновре­менным сочетанием различных типов ритмического движения. В то время как в сопровождении неизменно происходит дробле­ние каждой четверти на более мелкие единицы (преимуще­ственно на триоли восьмыми), в вокальной мелодии преобла­дает движение крупными длительностями. Благодаря этому во­кальная партия рельефно выделяется. Речь приобретает пла­катную яркость, броскость. Общая сутолока битвы восприни­мается при этом как будто из некоторого отдаления, что создает впечатление звуковой перспективы.



Второй раздел (от слов «И пала ночь на поле брани») кон­трастирует своим более спокойным характером как с предше­ствующим, так и с последующим эпизодами.

Шумы битвы сменились ночной тишиной, нарушаемой только стонами раненых (см. стонущие интонации на словах «стенанья… к небу..,»). В этот момент появляется Смерть. Образ полководца на боевом коне почти со скульптурной рельеф­ностью воссоздан в музыке. Возникает маршеобразный ритм Речитатив становится энергичным, четко акцентированным. Гармония (чередование тонического трезвучия с трезвучием III степени гармонического ре-бемоль мажора) придает музыке торжественную окраску (см. «Тогда озарена луною»), В музыке изображено также восхождение Смерти на холм (см. «На холм поднявшись, оглянулась»). Композитор искусно пользуется вы­разительными средствами гармонии для характеристики злобы и убийственного сарказма Смерти, Так, впервые появляющееся слово «смерть» выделено трезвучием с диссонирующим за­держанием.


При слове «улыбнулась» лицемерный характер улыбки тонко передан неожиданным появлением перед доминантой ре минора чуждого этой тональности нонаккорда в звучании pianissimo.

Однако музыка среднего раздела выполняет не только изоб­разительную функцию. Начиная от слов «И в тишине…» по­степенно возникают очертания новой музыкальной темы — темы песни, которую запоет торжествующая Смерть. При общей то­нальной неустойчивости каждая музыкальная фраза неизменно заканчивается доминантовой гармонией ре минора; в мелодии упорно обыгрывается основной тон этого аккорда — звук ля, являющийся одновременно начальным звуком песни.

В фортепианном сопровождении всплывают и вновь исче­зают мелодические очертания будущей темы.


И наконец звучит сама песня. Появление ее в итоге длитель­ного развития придает ей особую выпуклость, силу и значитель­ность. Звучит она горделиво, властно. При этом вдохновенная красота мелодии, страстный, патетический тон не вяжутся, ка­залось бы, с образом холодной и жестокой Смерти. И неудиви­тельно. Музыка вновь становится многоплановой. Она выражает не только всемогущество злых сил, но одновременно и горя­чие, глубоко человечные чувства боли, гнева и протеста, вы­званные видом людских страданий. Недаром композитор использовал здесь мелодию песни польских повстанцев 1863 года «С дымом пожаров», придав ей своей обработкой особую силу и яркость.

При варьировании темы композитор вносит в нее множество разнообразных штрихов, отражающих содержание слов. Тема звучит то торжествующе, то иронически-вкрадчиво, то воин­ственно, то завораживающе. На словах «пляской тяжелою» у рояля появляется последовательность из хроматических аккор­дов на органном пункте, являющаяся, по существу, вариантом плясового наигрыша из «Трепака» (см. пример. 79) и высту­пающая, таким образом, в роли своеобразного лейтмотива пля­шущей Смерти:

Заключительная фраза — «Чтоб никогда вам не встать из земли» — полна грозного величия, энергии и решимости.

Благодаря своей песенной силе и яркости заключительная песня воспринимается, по существу, как завершение не только «Полководца», но и всего цикла в целом. Наряду с торжеством Смерти над повергнутыми ею в прах людьми здесь звучит пламенный протест против войн, насилия, против человеческих страданий. Здесь наиболее полно выражена гуманистическая, свободолюбивая идея «Песен и плясок смерти».

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л. : Музыка, 1985. – C. 145-149.

 

Библиография

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Полководец [Ноты] : [для пения с фп.] / Модест Петрович Мусоргский ; сл. графа Ар. А. Голенищева-Кутузова. - СПб. ; М. : Василий Бессель и К, [1882]. - 7, [1] с. - (Романсы и песни М. Мусоргского).

Дискография

Мусоргский, М. Полководец / М. Мусоргский ; исп. : И. Козловский.– На грп. : Козловский, И. Романсы.

Мусоргский, М. Полководец / М. Мусоргский ; сл. А. Голенищев-Кутузова ; исп. : Б. Христов (бас), Дж. Мур (фп.). - На грп. : Христов, Борис.

 

 «Трепак» из вокального цикла «Песни и пляски смерти»

«Трепак» воспринимается как большое полотно, писанное крупной кистью. От него веет дыханием лесных про­сторов.

Драматическая сила этого произведения в значительной мере обусловлена непрерывностью и широким размахом музыкаль­ного развития, связанного с образом постепенно разыгрываю­щейся и вновь утихающей снежной бури. Однако картинной стороной не исчерпывается содержание музыки; оно чрезвычай­но глубоко и многопланово.

Начало (рассказ от автора) рисует великое безмолвие и неподвижность, царящие над необъятными снежными просто­рами. Три аккорда, разделенные паузами, представляют три тональности, отстоящие друг от друга на терцию (фа мажор, ля минор, фа-диез минор). Они производят впечатление кра­сочных пятен, брошенных на холст кистью живописца. Ощуще­ние безжизненности усиливается «пустым» звучанием аккордов (у них отсутствует терцовый тон). В эту тишину дважды вры­вается глухое, сдержанное рокотание: в басу pianissimo зву­чит попевка, отдаленно предвосхищающая некоторые обороты основной темы. Ощущается приближение бури. Отсюда вплоть до начала песни Смерти идет сплошное нарастание. Происхо­дит постепенное рождение музыкальной темы, которая ляжет в основу целой цепи вариаций.

В начале вокальной партии присущ речитативный склад. Ритм неустойчив. А между тем уже начинают вырисовываться мелодические контуры будущей темы. Фортепиано изображает при этом затаенное, но угрожающее завывание ветра. Паузы и еще один «пустой» аккорд рисуют как бы состояние напряжен­ного вслушивания в далекие и непонятные шумы… И вот уже различим тяжелый топот чудовищной грузной пляски.

Звучит остинатная фигура в басу на тонике ре. Постепенно движение учащается: появляется новая остинатная фигура — также на тонике, — состоящая из «пустой» квинты и дробного движения шестнадцатыми на звуке ля. Когда на эту фигуру накладывается ряд хроматизированных аккордов в узком рас­положении, образуются острые диссонансы. Это красочный штрих, вызывающий представление о стуке и лязге костей, приведенных в движение танцем. Так в музыке устанавливает­ся связь с традиционным изображением смерти в виде скелета.


Вокальная партия постепенно утрачивает свой речитатив­ный склад, подчиняясь четкому ритму сопровождения. Наконец, звучит тема в своем законченном виде. Начинается песня Смерти:


Теперь это уже не неопределенное плясовое движение, а с чертами русской народной пляски — трепака. Музыка пре­вращается одновременно и в характеристику нового лица — пьяного, загулявшего мужичка.

Вариации рисуют дальнейшее развитие действия.

Перед тем как вызвать самый страшный взрыв бури, Смерть притаилась, притихла. В первой вариации («Горем, тоской да нуждой томимый») она в притворно ласковом тоне уговаривает мужичка прилечь, отдохнуть. И после этого внезапно налетает страшный шквал (вторая вариация). Сливаясь с бешеным воем ветра (низвергающиеся от третьей до большой октавы хромати­ческие пассажи фортепиано), голос Смерти звучит как заклина­ние, разжигающее ярость вьюги. Почти неузнаваемо изменилась тема. Она утратила свой плясовой характер и начинается теперь ритмически выделенным возгласом «Взбей» (при повторении музыкальной фразы — «Гей»), Диапазон темы расширился до октавы. Благодаря тому, что вступление мелодии отодвинуто на вторую четверть такта, между вокальной и инструментальной партиями образуется перекличка. Создается впечатление диких, разноголосых шумов:


Со второй половины этой вариации («Сказку, да такую») и вплоть до конца следующей, третьей вариации постепенно наступает успокоение, Буйные порывы ветра сменяются приглу­шенным воркованием, Массивная фактура становится менее грузной и переходит в унисонное звучание. Но это не радостное успокоение после минувшей опасности, а страшное оцепенение.

Четвертая, заключительная вариация («Спи, мой дружок») является развязкой драмы и послесловием одновременно. Здесь образ замерзающего и трагедия всей его жизни получают свое окончательное, глубокое осмысление. Укачивая старика, призы­вая к нему последний сон, злая насмешница Смерть выводит перед его потухающим взором все то, что было связано с завет­ной мечтой бедняка и что ему так и не дано было познать в жизни: богатый урожай, радостный труд… Лирическая ко­лыбельная песня, в которую превратилась теперь тема трепака, неожиданно раскрывает перед слушателем душевный мир крестьянина, заставляет почувствовать так и оставшуюся не­утоленной жажду тепла, радости. В этом заключительном эпи­зоде перед нами уже не жалкий, смешной пьяный старичок; теперь это образ, в котором с огромной силой воплощена веко­вечная мечта подневольного народа о счастливой жизни.

Основными носителями лирического начала являются песен­ные подголоски фортепиано, напоминающие по характеру про­тяжные крестьянские песни. Именно они, вместе с плавным, по­качивающимся сопровождением, так резко преображают звучащую у голоса тему трепака, что сообщают ей черты колыбельности.


Однако плавное течение мелодии трижды прерывается зло­вещим плясовым наигрышем (см.. пример 79). Он напоминает об образе Смерти, а также связывается с недавно бушевавшей вьюгой. Но постепенно все стихает. В последний раз плясовой наигрыш звучит в низком басовом регистре, в котором начи­налось вступление.

«Трепак» завершается уже знакомой картиной безмолвного, скованного зимней стужей леса. Вновь звучат три «пустых» аккорда. Только теперь они образуют каданс в основной тональ­ности «Трепака» —ре миноре.

Итак, рисуя внешнюю обстановку, музыка вместе с тем пока­зывает целую жизненную драму. Передавая речь одного лица (Смерти), она характеризует также и образ того, к кому эта речь обращена, Через красочную картину вьюги, через фанта­стическую сцену пляшущей и забавляющейся Смерти вырисо­вывается глубоко реалистический, подлинно человечный образ старого, замученного крестьянина, хотя последний является в данном случае лишь «немым» участником действия. Более того — «Трепак» трагичен не только тем, что показывает самый факт гибели, но и тем, что раскрывает трагедию всей пред­шествовавшей жизни героя.

«Долгие тяжкие годы томительной работы, холода и го­лода, мозолей на руках, несчастья в избе с семейством и по­том—бедное тело, спрятанное под грудами снега, среди вьюги и ветра…»— так определил Стасов содержание этого произ­ведения.
Добиться подобной глубины и многогранности содержания Мусоргскому помог его замечательный песенный дар, его уме­ние передать через выразительную мелодию наиболее характер­ные, существенные стороны образов. Посредством многочислен­ных превращений темы охватывается колоссальный диапазон чувств и состояний. В кульминационный момент бури тема зву­чит неистово, разгульно; при наступлении затишья она же пре­вращается в ласковый колыбельный напев. И вместе с тем на протяжении всего произведения музыка льется единым, нигде не прерывающимся потоком.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 140-145.

 

Библиография


Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Трепак ; Еврейская песня ; Гопак [Ноты] : для голоса с фп. (сред. и низ. голос) : учеб. пособие для муз. уч-щ и консерваторий / Модест Петрович Мусоргский. - М. ; Л. : Музгиз, 1948. - 23, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Мусоргский, Модест Петрович.  Трепак [Ноты] : из цикла «Песни и пляски смерти» / Модест Петрович Мусоргский // Арии, романсы и песни из репертуара Ф.И. Шаляпина [Ноты] : для баса в сопровожд. фп.. - М., 1990. – С. 62-68.

Дискография

Мусоргский, М. Колыбельная ; Серенада; Трепак : из цикла «Песни и пляски смерти»/ М. Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова. – На грп. : Ведерникова, А. [Концерт].

Мусоргский, М. Трепак : из цикла «Песни и пляски смерти» / М. Мусоргский ; сл. А. Голенищева-Кутузова. – На грп. : Шаляпин Ф.И. Искусство Ф.И. Шаляпина.

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна