Вокальный цикл «Юные годы»

Назад

 

«Юные годы» – собрание из восемнадцати ранних романсов и песен Мусоргского, объединенных самим композитором для предполагавшегося в 1866–1867 годах издания. Немало загадок окружает как само это собрание, так и отдельные произведения, в него входящие. Некоторые загадки усилиями исследователей с течением времени были раскрыты, другие, в том числе возникшие по «вине» самого Мусоргского, – все еще требуют своего разрешения. На титульном листе автографа, ныне хранящегося в Парижской национальной библиотеке, композитор начертал: «“Юные годы”. Сборник романсов с 1857 года по 1866-й». В то же время в отечественной издательской и концертной практике, а отчасти и в исследовательских работах, утвердилось определение «вокальный цикл». В отличие от сборника цикл требует тематического и музыкального единства, чего в романсах и песнях, составляющих «Юные годы», нет. Во второй половине 1860-х годов Мусоргский неоднократно пытался осуществить издание своих романсов и песен в виде авторского сборника, одной из таких попыток и стали «Юные годы». Но при жизни композитора были опубликованы только четыре произведения: «Отчего, скажи, душа девица», «Царь Саул», «Ночь» и «Спи, усни, крестьянский сын».

Ключевым для сборника является слово «юные», то есть ранние. Немалая путаница здесь возникла с датировкой отдельных романсов и песен, часть из которых к тому же существует в двух авторских редакциях. На основании дат, проставленных в автографах самим Мусоргским, исследователями и критиками выстраивалась определенная «иерархия» произведений (ранние – более зрелые), делались выводы о стилевой эволюции и т. п. В действительности Мусоргский, подготавливая сборник, нередко создавал новые версии романсов и песен, оставляя «старые» даты. Скорее всего, в этом проявилось вполне понятное желание автора представить свои ранние вещи в зрелых редакциях, отражающих и возросшее композиторское мастерство, и серьезные изменения в музыкальном стиле. И все же сейчас эти дискуссии и изыскания во многом отходят на второй план. Для слушателя, любителя музыки драгоценно каждое произведение Мусоргского, независимо от времени создания и стилевых черт. Так, например, нередко критикуемые за черты «салонности» романсы «Что вам слова любви?» и «Ах, зачем твои глазки порою» с их открытой, «земной» лирикой – яркий пример другого Мусоргского, о существовании которого, зная только его зрелые и поздние сочинения, можно и не догадываться (еще один пример другого – «Много есть у меня теремов и садов»). Вообще, сборник «Юные годы» впечатляет прежде всего полной несхожестью романсов. Это и широчайшая жанровая панорама: от вполне традиционных жанров (например, «застольной» «Веселый час» и «сельской песни» «Где ты, звездочка?») до никогда не существовавших. Композитор ищет наиболее точное обозначение своих новаторских вокальных опытов (в автографах сохранились различные варианты жанровых подзаголовков): «музыкальный рассказ» («Листья шумели уныло»), «импровизация»/«фантазия» («Ночь»), «этюд в народном стиле» («Калистратушка»).

В музыкально-стилевом отношении в сборнике тот же размах: от ярко русской песни «Дуют ветры…» до «еврейской мелодии» «Царь Саул» и «Песни Балеарца» в восточном духе (фрагмент из неоконченной оперы «Саламбо»). Немало своего рода предвестий: например, возвышенных монологов дьяка Щелкалова, Бориса Годунова, Досифея в «Песне старца» на слова Гете (в переводе Мусоргского); вокальной лирики Чайковского – в романсе «Но если бы с тобою…». Подлинный шедевр и лирическая жемчужина сборника – фантазия «Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый, и томный»), существующая в двух самостоятельных авторских редакциях, отличающихся не только музыкой, но и текстом (во второй, оркестровой, редакции Мусоргский свободно обработал стихотворение Пушкина).

Источник: http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/3/5/3_1900/

 

«Где ты, звездочка?» из вокального цикла «Юные годы»

«Где ты, звездочка?» на текст Н. Грекова (1857—1858) выявлены иные стороны «русской пес­ни». Здесь более ощущается движение в сторону крестьянской про­тяжной. Это дает возможность проследить сравнение разных ре­дакций. Уже одно то, что Мусоргский делает не один вариант пес­ни, говорит об известном интересе к жанру. Что же привлекало Мусоргского?
Поэтические образы раскрываются в типичных для народной поэзии параллелизмах, в сопоставлении чувств человека с приро­дой. Ритмика стиха выдержана в характерном для народной поэзии дольнике:

 

Где ты, звездочка,
Ах, где ты, ясная?
Иль затмилася
Тучей черною
Тучей грозною?
Где ты, девица,
Где ты, красная?
Туча черная
Скрыла звездочку,
Земля хладная
Взяла девицу.

Мусоргский не отступает от традиций стилизации в духе «сель­ской песни». Явные признаки подобной традиции — мелодические украшения, узоры, распевы текста. О стилизации говорит и форте­пианный зачин — наигрыш («дудка», английский рожок в оркест­ровой редакции) 20, свобода мелодического дыхания темы вступления (ремарка Мусоргского в автографе «Сельской песни» до­вольно медленно, на распеве), мелодика с преобладанием диатоники (натуральный fis-moll), вариантный метод мелодического разви­тия:

В раннем опусе Мусоргского сохранены и излюбленные обороты городской песни: движение вверх от доминанты к тонике по зву­кам мелодического минора (фортепианное вступление) или ходы на сексту (например, такты 4—5, 7—8 в первой редакции), опевание отдельных звуков мелодии (доминантового тона cis в сред­нем разделе, с гармонической перекраской).
В то же время Мусоргский стремится к «вживанию» в народно­песенный стиль.

Желание композитора уловить и интерпретировать черты кре­стьянской песни (еще в рамках городского жанра), по-видимому, в основном неосознанно, интуитивно; И потому Мусоргскии ищет мелодические обороты, ладово-гармоническую их окраску (чередо­вание мелодического и дорийского fis-moll фортепианное вступ­ление и заключение).

О близости к крестьянской традиции свидетельствуют и дориийский fis-moll, и ладовая «переливчатость», которая выступает в контрастах параллельных тональностей как в отдельных неболь­ших построениях (начальный мотив), так и в общем тональном плане (fis — A-dur), большая роль плагальности.

Робко проглядывают и некоторые в будущем важные для сти­ля особенности фактуры фортепианного сопровождения: свободное появление и исчезновение вторящих основной вокальной мелодии голосов, употребление «педалей» — выдержанных звуков в одном или двух голосах (при движении в других). Во второй редакции особую роль приобретают своеобразные, несколько «пустоватые» звучания аккордов в широком расположении (такты 12, 16, 18).

Сравнение разных редакций убедительно показывает, как от традиционных городских оборотов композитор интуитивно продви­гался в сторону ладового и интонационного стиля крестьянской пес ни. Так, во второй редакции Мусоргский уже отказался от ладов неопределенного фортепианного вступления и заключения и пред­почел натуральный минор. Бросается в глаза, что во второй редак­ции Мусоргский избегает в мелодии интервала сексты (такты 4— 5 первая редакция, такт 5 — вторая; такты 7—8 — первая редакция, такты 8—9 —вторая):

В наивно-трогательной песне Мусоргский обретает уже индиви­дуальное чувство гармонии (введение аккордов-пятен —такт 9* в кадансе), пользуется последовательностями побочных ступеней — IV—VII—III—VI (такт 5 середины) 22. Поначалу эти приемы слу­жат лишь напоминанием о народном стиле: в дальнейшем же ши­рокое применение побочных диатонических гармоний в рамках мо­дальной ладотональной системы станет основой гармонического мышления

Мусоргский предельно чуток к исполнителю. Он чувствует пев­ческую, исполнительскую фразу и дает ферматы в кадансах на вы­соких нотах. Так, в заключительном такте обозначено: «протянуть» (автограф «Сельской песни»). Обилие фермат — дань исполнитель­ской традиции, соответствующей характеру сентиментального тек­ста и нормам чувствительного исполнительского стиля.

Феноменально острое восприятие слова сказывается в разных моментах. Кульминационные точки музыкального развития связа­ны (и это несколько наивно) с окончанием строф. Именно в них — безысходность, тоска лирического песенного излияния. Как заро­дыш обостренной интонационности воспринимаются выделения от­дельных слов-образов —«тучей черною» (первая редакция). Во вто­рую редакцию включены строки стихотворения Грекова, не нашед­шие места в первом варианте и драматизирующие песню:

И я с горести, со лютой тоски Пойду во поле, поле чистое;
Не увижу ли ясной зевздочки,
Не повстречу ли красной девицы.

Довольно последовательно во вторую редакцию вносятся эле­менты декламационное™, определяющие кадансы. «Тихая кульминация», заканчивающая первый куплет («дру­га милого»), подчеркнута декламационной мелодией (достигается мелодическая вершина а2, которой не было в первом варианте). Следует острая тритоновая интонация и плагальные гармонии II56, П7 cis-moll), выделенные цезурой:

Сравнение двух редакций убеждает в характере основной тен­денции Мусоргского. Прояснение стиля здесь уже не воспринима­ется как случайность, а становится результатом более глубинного процесса осмысления жанра. Мусоргский вполне сознательно отхо­дит от приемов стилизации в народном духе, характерных для рус­ского романса первой половины века (Кашин, Жилин, Гурилев, Варламов). Он глубже проникается пониманием народного (кре­стьянского) . Естественно, что поначалу его ощущения лишь интуи­тивны, а видимая «борьба» между городским и крестьянским24 еще не составляет «стиля», а лишь раскрывает противоречивые поиски молодого музыканта. И все же в ранних «русских песнях» Мусоргского можно усмотреть некоторые черты оригинальности и самобытности, которые получат развитие в дальнейшем, в сочи­нениях 1863—1868 годов.

В творческой эволюции Мусоргского, протекавшей необычайно интенсивно в условиях бурного роста передового общественного со­знания начала 60-х годов, интерес к народу, «народному» приобре­тает все более широкие формы, становясь для него ведущей твор­ческой, гражданской идеей, окрашивающей всю художественную деятельность композитора

Источник: Источник: Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского / Елена Евгеньевна Дурандина. - М. : Музыка, 1985. – С. 26.

 

Библиография

Статьи

Сквирская, Т. "Где ты, звездочка? " : о первой партитуре М. П. Мусоргского / Т. Сквирская // Музыкальная академия. - 2009. - N 1. - С. 160-161. - Библиогр. в примеч.
О первой партитуре песни "Где ты, звездочка? " русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Ноты

Мусоргский, Модест Петрович. Где ты, звездочка? [Ноты] : для сред. голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский ; сл. Н. Грекова. - М. ; Л. : Музгиз, 1947. - 3, [1] с.

Мусоргский, Модест Петрович.  Где ты, звездочка? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 5.

Мусоргский, Модест Петрович.  Где ты, звездочка? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 3.

Мусоргский, Модест Петрович.  Где ты, звездочка? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 3.

Дискография

Мусоргский, М. Где ты, звездочка / М. Мусоргский ; сл. Н. Грекова ; исп. : Н.А. Обухова– На грп. : Обухова, Н.А. [Концерт].

Мусоргский, М. Где ты, звездочка (сл. Н. Грекова) ; Козел, светская сказочка (сл. М. Мусоргского) / М. Мусоргский ; исп. : Н. Гедда (тенор), Л. Могилевская (фп.). – На грп. : Николай Гедда.

 

 «Калистрат» из вокального цикла «Юные годы»

Стихотворение Некрасова, положенное в основу песни, повествует о тяжелой жизни крестьянина-бедняка. Рассказ ведется от лица самого героя. Сначала крестьянин вспоминает, как певшая над его колыбелью мать сулила ему счастье. Затем он сопоставляет это с реальной действительно­стью. Рассказ окрашен в иронические тона. С горькой издев­кой повествует Калистрат о своем бедственном положении.

Вопиющий разрыв между мечтой матери и картиной настоя­щей жизни Калистрата явился для Мусоргского исходным мо­ментом при передаче в музыке идеи стихотворения. Музыкаль­ная форма основана на неоднократном противопоставлении резко контрастных музыкальных эпизодов. Вначале звучит нежная и ласковая колыбельная, льется широкий напев про­тяжной песни. В заключении песни то и дело противопоставляются друг другу фразы лирически-напевные, напоминающие об образе матери и о ее мечте, и фразы плясового, насмешливого характера. Этим Мусоргский подчеркивает мысль о несбыточности для бедняка надежды на счастье.

Нарочитым несоответствием между смыслом слов и тоном рассказа отличается и вступительная часть песни. Если о тя­желой жизни Калистрата повествуется с насмешкой, то рассказ о светлых чаяниях матери окрашен в печальные тона.

Характерное для крестьянской песни объединение внутри мелодии различных признаков придает колыбельной ярко выра­женный крестьянский колорит. Вместе с тем композитор тонко использует эти ладовые сопоставления для того, чтобы создать ощущение колебания, мерцания и выразить гне­тущее чувство тоски и подавленности.


Печальное настроение сохраняется и тогда, когда голос начинает свое повествование и звучит широкая мелодия, на­поминающая своим распевом протяжные крестьянские песни; оно не вполне рассеивается даже тогда, когда звучат в свет­лом ля мажоре слова матери «Будешь счастлив, Калистратушка».

В «Калистрате» Мусоргский показал образец подлинно-творческого использования выразительных возможностей на­родной песни. Построив весь монолог в свободной форме, ком­позитор сумел сохранить на всем его протяжении музыкальное единство, применяя вариантный тип развития, свойственный народной песне.


Воздействие крестьянской песенности на музыкальный язык «Калистрата» сказывается также в широком применении подголосочной полифонии. В партии рояля появляется целая сеть выразительных подголосков.

Новаторская сущность «Калистрата» проявляется не только в теме этого произведения, но и в художественном методе, и в музыкальном языке, возникшем на — основе свободного, творческого использования выразительных особенностей крестьянского музыкального искусства.

Источник: Русская музыкальная литература. Вып. 2 / [сост. и общ. ред. Э. Л. Фрид]. - Л.: Музыка, 1985. – C. 122-124.

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Калистрат [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 65-73.

Мусоргский, Модест Петрович.  Калистрат [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1981. – С. 7-15.

Мусоргский, Модест Петрович.  Калистрат [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 46-54.

Мусоргский, Модест Петрович.  Калистратушка ; Калистрат [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 79-95.

Мусоргский, Модест Петрович. Юные годы [Ноты] : вокал. цикл : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1967. – 98 с.

 

 «Молитва» из вокального цикла «Юные годы»

Романс посвящен матери композитора - Юлии Ивановне Мусоргской незадолго до ее смерти. Овеян глубочайшей сердечной теплотой, за душу хватающей проникновенностью высказывания. Примечателен налет импровизационности, гибкое перетекание элементов различной жанровой природы: ариозно-романсовых ячеек ("Я, матерь Божия", "но я вручить хочу"), восходящих к знаменному распеву ("ныне с молитвою", "ярким сиянием" и т. д.), и полуречитативых "говорных" (над заключительной репликой "тебя молю! стоит ремарка "говорком"). Соотношение разделов формы базируется на сочетании свободной тематической вариантности и контраста, реализуемого преимущественно тональными и фактурными средствами: си-бемоль минор – соль-бемоль мажор первого и ми-бемоль мажор – соль минор второго. Однако благодаря обилию отклонений, по сути дела, тональный план много сложнее; в первый внедряются блики: ре-бемоль мажор, ля-бемоль минор, во второй – до минор, соль мажор и т. п., а заканчивается пьеса доминантой ми-бемоль мажора.


Источник: История русской музыки : В 10 т. Т. 7. М.П. Мусоргский / Всесоюз. НИИ искусствознания ; авт. тома Б. В. Доброхотова, Ю. В. Келдыш и др. - М. : Музыка, 1994. – С. 237.


Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Молитва [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1960. – С. 29.

Мусоргский, Модест Петрович.  Молитва [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1976. – С. 27.

Мусоргский, Модест Петрович.  Молитва [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 15.

 

 «Но если бы с тобой я встретиться могла» из вокального цикла «Юные годы»

Романс написан на слова В. Курочкина, посвященный Надежде Петровне Опочининой,— образец любовной лирики. Характерный для романсов такого рода тон взволнованного лирического повествования у Мусоргского имеет неповторимо-индивидуальные черты. Широкое гармоническое дыхание, придающее внутреннюю цельность каждому из двух куплетов романса, богатство гармонии, в которой главная мажорная тональность обогащена всеми красками минора. Необычайная убедительность интонационного воплощения слов текста, которая станет типичной для лучших произведений Мусоргского.


Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 141.

 

«Ночь» » из вокального цикла «Юные годы»

"Ночь" недаром названа фантазией. Фантазийно, поэмно строение формы, quasi-оркестральна щедрость фортепианной фактуры. Тремоло, арпеджированные аккорды, прихотливо струящиеся пассажи, импрессионистски изысканные переливы красок создают волшебную, призрачную атмосферу, сродни атмосфере иных звуковых пейзажей Дебюсси и Равеля. Почему композитор рискнул править знаменитое стихотворение? Этот романс – интимнейшее признание, и, видимо, он ощутил неодолимую потребность во внесении собственных слов. Признание взволнованное, полное ласки, но, думается, скорее мечтательное, трепетно нежное, чем пламенно страстное, "экстатическое", как считает ряд исследователей. Лирике Мусоргского, особенно того времени, вообще свойственна скромность, застенчивость, недосказанность; наглядный пример – романс "Желание" ("Хотел бы в единое слово"), будто скованный состоянием полудремоты (семантически определяющими явились слова "под грезой ночной", "во сне"), даже робкий перед эмоциональным порывом прославленного романса Чайковского. Стихия жгучей испепеляющей страсти войдет в его музыку только с образом Марфы, ведь пленительная, дивно красивая кантилена Марины Мнишек в дуэтной сцене у фонтана ("О, царевич, умоляю…") таит лукавое, холодное кокетство.

В редакции "Ночи" 1871 года Мусоргский еще гораздо активнее вмешивается в пушкинский текст, прямо указав: "Свободная обработка". С точки зрения художественной, пожалуй, чересчур активно, и Цезарь Кюи, рецензент "Санкт-петербургских ведомостей", имел поводы осмеять фразеологические неловкости. Существеннее, однако, что теперь текст прочтен "как рассказ о создании любовных стихов, обращенных к той, чей образ видится, голос слышится поэту", – например, не "Мой голос для тебя и лаковый и томный", а "Твой образ ласковый так полн очарованья, так манит…" и т. д.


Источник: Источник: История русской музыки : В 10 т. Т. 7. М.П. Мусоргский / Всесоюз. НИИ искусствознания ; авт. тома Б. В. Доброхотова, Ю. В. Келдыш и др. - М. : Музыка, 1994. – С. 236.


Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Ночь [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1960. – С. 69.

Мусоргский, Модест Петрович.  Ночь [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский - М. : Музыка, 1976. – С.55.

Мусоргский, Модест Петрович.  Ночь [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1986. – С. 12.

Мусоргский, Модест Петрович.  Ночь [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 41.

 

 «Отчего, скажи, душа-девица» из вокального цикла «Юные годы»

Тяготеет к городскому жанру «русской песни» романс «Отчего, скажи, душа-девица» (31 июля 1858).

Сочинение Мусоргского, своей простой манерой напоминающее романсы Варламова и Гурилева, близкое лирике Гурилева образ­ным строем и несколько сентиментальным тоном, звучит в конце 50-х годов XIX века несколько наивно; это пьеса, рожденная уже отживающей традицией домашнего музицирования.

Общий меланхолический тон, традиционный образ грусти, раз­луки («а я милого в дальну сторону, в путь-дороженьку снаря­жаю я») — все здесь типично как для романсов, так и для тек­стов русских поэтов-песенников (Дмитриев, Мерзляков, Нелединский-Мелецкий, Цыганов, Дельвиг, Кольцов).

Мелос, как и кружащиеся фигурации сопровождения, напоми­нающие порой гитарные «переборы», соответствуют традиционным оборотам городского романса. Возникающие в мелодизированном сопровождении характерные подголоски-вторы — также черта тра­диционных домашних ансамблей-дуэтов. Они появляются одновре­менно с вокальной темой, оттеняя в дальнейшем начало музы­кальной фразы или кадансы. В сочетании с мелодизированным ба­сом подголоски способствуют выразительности образа — особенно выделяется восходящий ход в репризе «и не то щемит сердце бед­ное». Здесь подголосок звучит выше вокальной линии и потому ярок.

И в этом типично городском романсе проступают, правда о завуалированные, черты народно-песенного крестьянского стиля.

Мелодичиеское и ритмическое остинато напоминает заплачку. Стремление к выразительному интонированию слова служит задаче драматизации и указывает на родство с протяжной крестьянской песней. Но осуществляется это предельно просто, часто с помощью подчеркивания отдельных слов текста. Выделены и образы, напри­мер в предыкте к репризе образ обреченной любви — «или ты ему уж наскучила». В мелодии сохраняется кантилена, но в ритме вы­ражены чувства тревоги и беспокойства (синкопы в басу, перебива­ющие вальсовость). Красочные неустойчивые гармонии предыкта выходят за стилистические рамки традиционного городского роман­са, преодолевая поверхностно-сентиментальный образный строй.

И наконец, о чертах ладово-гармонической колористичности. Середина романса звучит в D-dur (тональность VI ступени) более просветленно, а фортепианная постлюдия как бы закрепляет то тонико-субдоминантовое отношение тональностей (fis-moll — D-dur), на котором зиждется общий ладотональный план.

Источник: Источник: Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского / Елена Евгеньевна Дурандина. - М. : Музыка, 1985. – С. 26.

 

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович Отчего, скажи, душа-девица [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 27.

Мусоргский, Модест Петрович.  Отчего, скажи, душа-девица [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 33.

Мусоргский, Модест Петрович.  Отчего, скажи, душа-девица [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1981. – С. 5.

 

 «Песнь старца» («Нищий») из вокального цикла «Юные годы»

«Песнь старца» (Мусоргский называл его «Нищий») автор писал: «Нищий, кажется, из „Вильгельма Мейстера"; нищий мою музыку может петь без зазрения совести — я так думаю». Как видно, задача правдивого, реалистического музыкального воплощения литературного образа является для Мусоргского первостепенной. Образ нищего бездомного старика — это «вариация» типичного для романтизма мотива одиночества. У Мусоргского он решен в «мрачной» тональности ми-бемоль минор, в низком регистре, с излюбленной одноголосной «аскетичной» фактурой аккомпанемента, концентрирующей внимание на мелодической линии — простой и незамысловатой.


Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 112.

 

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Песнь старца [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 31-33.

Мусоргский, Модест Петрович.  Песнь старца [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 47-48.

Мусоргский, Модест Петрович.  Песнь старца [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 53-54.

Мусоргский, Модест Петрович. Юные годы [Ноты] : вокал. цикл : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1967. – 98 с.

 

 «Спи, усни, крестьянский сын» (колыбельная песня) из вокального цикла «Юные годы»

Песня, посвященная матери, Юлии Ивановне Мусоргской о безрадостной, гнетущей крестьянской доле. Текст из драмы А. Н. Островского «Воевода» написан в стиле народных песен. Это тоже колыбельная, но не столь внутренне драматичная, как «Калистрат». Песня построена в двухчастной форме. Первая часть звучит в миноре: в тексте — печально-примиренные сетования на беды «с напастями, да с пропастями, с правежами... да с побоями». Вторая часть — в мажоре — это образ матери, любовно склонившейся над колыбелью: «Белым тельцем лежишь ты в люлечке, твоя душенька в небесах летит, твой тихий сон сам господь хранит...».

Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 106-108.

 

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Спи, усни, крестьянский сын [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1979. – С. 55-59.

Мусоргский, Модест Петрович.  Спи, усни, крестьянский сын [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 78-82.

Мусоргский, Модест Петрович.  Спи, усни, крестьянский сын [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 106-110.

Мусоргский, Модест Петрович. Юные годы [Ноты] : вокал. цикл : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1967. – 98 с.

Мусоргский, Модест Петрович.  Спи, усни, крестьянский сын [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Вып. 2 [Ноты]. - М., 1991. – С. 61-66.

 

 «Царь Саул» («Песнь Саула перед боем») из вокального цикла «Юные годы»

Написана на слова Дж. Байрона в переводе П. А. Козлова. Героический характер песни-призыва царя, вдохновляющего своих воинов на битву, предвосхищает «царственные» интонации некоторых тем из «Бориса Годунова» (кстати, и изысканный гармонический оборот, использованный в колокольном звоне «Бориса», опробован уже здесь).

Несколько позже, в 1864 году, был написан замечательный романс-фантазия «Ночь», также посвященный Н. П. Опочининой. В первой его редакции Мусоргский использует точный пушкинский текст («Мой голос для тебя и ласковый, и томный»), во второй — текст существенно переработан композитором. Вторая редакция по сравнению с первой более цельна в тональном отношении; шире «дыхание» в вокальной партии. Замечательный по тонкости и изысканности красок музыкальной живописи, этот романс предвосхищает миниатюры А. К. Лядова, К. Дебюсси и М. Равеля. Нежный трепет легкого аккомпанемента, создающий пейзажный фон картины ночи, мягкий ритм, классическая красота и естественность мелодии создают образ любовной лирики — чистый, возвышенный, совершенно свободный от чувственности.

Источник: Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Елена Николаевна Абызова. - М : Музыка, 1985. – С. 109.

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Царь Саул [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1979. – С. 33-40.

Мусоргский, Модест Петрович.  Царь Саул [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 49-54.

Мусоргский, Модест Петрович.  Царь Саул [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 55-68.

Мусоргский, Модест Петрович. Юные годы [Ноты] : вокал. цикл : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1967. – 98 с.

Мусоргский, Модест Петрович. Листья шумели уныло [Ноты] : для баса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский ; [сл. А. Плещеева]. - М. : Музгиз, 1961. – 8 с. – (Вокальная библиотека художественной самодеятельности).

Мусоргский, Модест Петрович. Отчего, скажи [Ноты] : романс для сред. голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. ; Л. : Музгиз, 1950. - 7, [1] с.

Мусоргский, Модест Петрович. Юные годы [Ноты] : вокал. цикл : для голоса в сопровожд. фп. / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1967. – 98 с.

Мусоргский, М. Еврейская песня ; Отчего, скажи, душа девица / М. Мусоргский.– На грп. : Преображенская, С. [Концерт].

 

«Что вам слова любви?»

Романс «Что вам слова любви?»  написан в 1860 г. на текст А. М. Ам­мосова. По-юношески восторженный и мечтательный, он полон еще отзвуков «салона» с его, меланхолическими чувствами и «же­стокими» страстями. Например, как подчеркнуто-страстна, даже мелодраматична «роковая» интонация в кадансе (на гармонии Цн —и в тексте соответствующий образ «сердечной теплоты», отравленной ядом жестокой холодности!). Или, как выразительно­ интимно portamento в низком регистре — образ любовных «грез- очарований»! И то и другое, как и общий тон аппассионатного высказывания (первая часть) с порывистым движением в размере '6/s ямбического стиха, с цезурами, подчеркивающими преры­вистость и восторженность признания, идет от городской, даже цыганской традиции. Импульсивная смена динамики, выделяю­щей отдельные слова текста: «и слез (f) вы не поймете», «не отравляйте (f) ядом», открытые кадансы способствуют передаче характера взволнованного излияния.

Смысл лирического признания заключается в контра­стном сопоставлении двух образов-состояний: порывисто-взволно­ванного и мечтательно-созерцательного. Вторая мечтательная часть (D-dur) романса как раз и выделяется по музыкальным средст­вам. Светлый лиризм создается не столько интонационным строем, •сколько характером звучащего вертикального комплекса с постоян­но меняющимся регистровым, ладогармоническим, динамическим его освещением. Фоническая сторона вертикали, колорит тихих, вы­соких, часто разреженных звучностей очень важны здесь для Му­соргского.

Источник: Дурандина, Елена Евгеньевна. Вокальное творчество Мусоргского / Елена Евгеньевна Дурандина. - М. : Музыка, 1985. – С. 52.

Библиография

Мусоргский, Модест Петрович.  Что вам слова любви? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. Т. 1 / Модест Петрович Мусоргский. - М. : Музыка, 1976. – С. 31.

Мусоргский, Модест Петрович.  Что вам слова любви? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Романсы и песни [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1960. – С. 37.

Мусоргский, Модест Петрович.  Что вам слова любви? [Ноты] / Модест Петрович Мусоргский // Мусоргский, Модест Петрович. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса с фп. / Модест Петрович Мусоргский. - Л. : Музыка, 1972. – С. 19.

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека" 2015

Полное использование материалов сайта запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet - гиперссылка) на сайт «Псковская областная универсальная научная библиотека» обязательна