Нетрудно понять чувства семнадцатилетнего дилетанта, страстно любившего музыку, мечтавшего о творческой деятельности и впервые встретившегося с группой молодых композиторов сразу погрузился в какой-то новый неведомый ему мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами» «С каким восхищением я присутствовал при настоящих, деловых разговорах об инструментовке, голосоведении и т. п.».
В кружок Балакирева (можно говорить уже о балакиревском кружке, хотя он и не стал еще «Могучей кучкой») входили тогда, томимо самого М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Непременным участником кружка был и В. В. Стасов.
При первой же встрече с Римским-Корсаковым Балакирев познакомился с некоторыми его произведениями. Очевидно, Балакирев тотчас же понял, что в лице этого юноши в русскую культуру входит выдающийся художник. С этого времени Римский-Корсаков становится одним из балакиревских «питомцев».
В балакиревском кружке Римский-Корсаков встал на путь профессионального композиторского творчества, получил и необходимую для него моральную поддержку, и ^помощь более опытных товарищей. Но общение с Балакиревым и его друзьями имело для Римского-Корсакова и другое значение.
Работа над симфонией и встречи с новыми друзьями были прерваны длительным морским путешествием. В апреле 1862 года Римский-Корсаков окончил корпус со званием гардемарина. По существовавшим порядкам гардемарин назначался в дальнее морское плавание. И Римский-Корсаков получил такое назначение: осенью 1862 года он должен был отправиться в зарубежное плавание на клипере «Алмаз». Лето Римский-Корсаков провел в Кронштадте, снаряжая вместе со всем экипажем корабль к походу. В •начале октября он последний раз перед отъездом посетил Балакирева. 21 октября 1862 года клипер «Алмаз» снялся с якоря и покинул берега России.
Отъезду предшествовала борьба с семьей, точнее говоря, — с матерью и с братом. Отзвуки этой борьбы на страницах «Летописи» немногословны: «Воин Андреевич требовал с меня службы и плавания».
Глядя на свою юность глазами зрелого человека, Римский-Корсаков склонен даже оправдать позицию брата. «Он был тысячу раз прав, смотря на меня как на дилетанта; я и был таковым».
Римский-Корсаков был дилетантом лишь в том смысле, что он не обладал профессиональной пианистической техникой и еще не овладел техникой композиторской. Но в его отношении к искусству ничего дилетантского в этот период уже не было. Но В. А. Римский-Корсаков был твердо уверен, что его брат по семейной традиции должен стать моряком.
Без малого три года Римский-Корсаков провел вдали от родины. Первое время музыка доминирует в его интересах. Он пишет Andante для симфонии, положив в основу старинный напев — русскую народную песню «Про татарский полон». Напев этот сообщил Римскому-Корсакову Балакирев.
Творческое состояние не удержалось у Римского-Корсакова надолго, несмотря на письменные поощрения друзей. Andante осталось единственным сочинением Римского-Корсакова, написанным в годы плавания. Правда, он пытался писать и другие произведения, но эти попытки закончились неудачей.
В «Летописи», заканчивая рассказ о морском путешествии, Римский-Корсаков пишет: «Мое заграничное плаванье закончилось... Музыка была забыта, и влечение к художественной деятельности заглушено; заглушено настолько, что, повидавшись с матерью, семейством брата и Балакиревым... проводя лето в Кронштадте при разоружении клипера и живя на квартире у знакомого офицера К. Е. Замбржицкого, где было фортепиано, я не занимался музыкой вовсе (...) мечты же о художественной деятельности разлетелись совершенно, и не было мне жаль тех разлетевшихся мечтаний»
Итак, музыка была забыта к концу плавания, которое закончилось 21 мая 1865 года, когда клипер «Алмаз» бросил якорь в Кронштадте. Плавание отняло у Римского-Корсакова немало сил и на годы оторвало его от общения с музыкальным миром и от творческой работы.
Действительно, плавание во многом обогатило Римского-Корсакова. В плавании, пользуясь библиотекой клипера «Алмаз», он получил возможность познакомиться с разнообразными произведениями русских и зарубежных писателей.
Говоря о годах плавания, нужно сказать и о впечатлениях Римского-Корсакова от путешествия по далеким морям и чужим странам. Клипер «Алмаз» не совершил намеченного первоначально кругосветного плавания, но все же зашел в порты нескольких стран Европы и Америки. Около четырех месяцу клипер простоял в Англии (в Гревзенде и Гринайте); два раза Римский-Корсаков был в Лондоне, осматривал достопримечательности британской столицы.
Несколько месяцев клипер «Алмаз» провел у берегов Соединенных Штатов Северной Америки (главным образом в нью-йоркском порту). Римский-Корсаков и его товарищи побывали в Нью-Йорке, Балтиморе, Вашингтоне, осматривали Ниагарский водопад. Из Соединенных Штатов клипер «Алмаз» направился в Бразилию и остановился на несколько месяцев в порту Рио-де-Жанейро. Здесь Римский-Корсаков наслаждается южной природой, делая прогулки по тридцать-сорок километров в день. Из Бразилии клипер направился в обратный путь — Испания, Италия, Франция и Норвегия. Посещение зарубежных стран также, несомненно, расширило культурный кругозор молодого моряка.
Последнее, о чем нужно сказать, — обилие впечатлений, обогативших Римского-Корсакова как художника. Морскую службу он так и не полюбил. Плавание окончательно убедило его, что настоящего моряка из него не выйдет. Но море, о котором он мечтал с детства, не разочаровало его, а покорило на всю жизнь.
В сентябре 1865 года закончились работы на клипере «Алмаз», и Римский-Корсаков переехал из Кронштадта, где он провел летние месяцы, в Петербург.
Оставаясь в течение нескольких лет морским офицером, он нес береговую службу. Скучная канцелярская работа и караульная служба, давая скромную материальную обеспеченность, оставляли достаточно времени и для занятий музыкой.
Возвращение к музыке произошло быстро. Осенью Римский-Корсаков встретился с Балакиревым, Кюи и Мусоргским и почувствовал себя не «офицером-дилетантом», а музыкантом.
По совету Балакирева он вновь принялся за симфонию. Уже в октябре было написано отсутствовавшее трио для скерцо; затем Римский-Корсаков переоркестровал всю симфонию, учтя критические замечания друзей.
Балакирев, который дирижировал тогда вместе с Г. Я. Ломакиным концертами Бесплатной музыкальной школы, включил симфонию в программу одного из концертов... Дирижировал симфонией Балакирев.
День первого исполнения симфонии — 19 декабря 1865 года — Римский-Корсаков считал датой начала своей композиторской деятельности.
Источник:
Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. – С. 17-28.