Одноактная опера-пролог к музыкальной драме «Псковитянка»
Текст Л.А. Мея.
Впервые поставлена в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С.И. Мамонтова), 27 декабря 1898 г.
Действующие лица:
Боярин Иван Семенович Шелога (бас)
Вера Дмитриевна, его жена (сопрано)
Надежда Насонова, сестра Веры (меццо-сопрано)
Князь Юрий Иванович Токмаков (баритон или бас)
Власьевна, мамка Надежды (контральто)
Действие происходит во Пскове в 1555 году.
К боярыне Вере Дмитриевне Шелоге приехала погостить ее младшая сестра Надежда. Утром, сидя в светлице за пяльцами, Надежда прислушивается к колы6ельной песне, которую поет за стеной сестра своей дочурке Оленьке, и беседует с мамкой Власьевной. Надежда удивлена беспричинной гpустью сестры; она как будто и не рада появлению маленькой дочки. «Наверное, соскучилась о муже»,- замечает Власьевна. Надежда вспоминает и о своем женихе князе Юрии Токмакове, кoтoрый вместе с боярином Шелогой уже больше года сражается в Ливонии. Появляется Вера с дочкой на руках. Надежда ласково спрашивает сестру, о чем она все время тоскует. В порыве откровенности Вера признается, что oтeц Оленьки - не Шелога, а царь Иван Грозный. Она рассказывает сестре, как однажды, отправившись с девушками в Печерский монастырь на богомолье, заблудилась в лесу и повстречала там молодого царя Ивана. С тех пор она не знает покоя. Ей опостылел дом нелюбимого мужа, и она боится за малютку дочь: как бы муж, возвратившись домой, в припадке гнева не погyбил ее дитя. Рассказ Веры npeрван приездом Шелоги и Токмакова. Не помня себя, Вера хочет бежать, но cтaрый боярин Шелога уже заметил на ее руках ребенка. Охваченный подозрениями, он сурово спрашивает жену: «А чей ребенок этот?» Неожиданно вперед выступает Надежда и, заслонив собой сестру, смело отвечает: «Мой».
Источник:
Боярыня Вера Шелога // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и -опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 75-78.
Еще на заре композиторской карьеры, в 1868 году, 24-летний Римский-Корсаков задумал оперу. В качестве основы либретто была избрана пьеса поэта и драматурга Льва Александровича Мея (1822—1862) «Псковитянка» (1860), в которой был изображен Иван Грозный. Римский-Корсаков сам написал либретто, причем старался сохранить поэтический текст Мея, подвергнув его существенным сокращениям. Так, полностью был выпущен I акт драмы, в котором рассказывается о рождении Ольги — героини оперы, дочери царя Ивана и жены боярина Шелоги Веры.
В 1872 году «Псковитянка» была закончена, поставлена на сцене и имела большой успех, однако композитор не раз возвращался к своему первому сценическому произведению, осуществив еще две ее редакции, а весной 1898 года вновь обратился к драме Мея. На этот раз он полностью положил на музыку весь ее I акт. В «Летописи моей музыкальной жизни», которую композитор вел, начиная с 1876 года, читаем: «Весною 1898 года я написал еще несколько романсов и принялся за пролог к меевской «Псковитянке» — «Боярыня Вера Шелога», рассматривая его двояко: как бы отдельную одноактную оперу и как пролог к моей опере («Псковитянка». — Л. М.) <...> Сочинение «Веры Шелоги» шло быстро и было окончено вскоре вместе с оркестровкой». На последней странице партитуры стоит пометка: «Н. Р.-К. 7 апр. 98». В изданном клавире оперы автор поместил примечание: «Музыкально-драматический пролог «Боярыня Вера Шелога» может исполняться как отдельная самостоятельная пьеса, а также в качестве пролога к опере «Псковитянка». В последнем случае перед прологом исполняется принадлежащая ему увертюра, а увертюра оперы играется перед 1-м действием ее».
Премьера «Боярыни Веры Шелоги» состоялась 15 (27) декабря 1898 года в Москве, на сцене Московской частной оперы Мамонтова, где она шла в качестве пролога к «Псковитянке». В дальнейшем «Вера Шелога» ставилась и как пролог к «Псковитянке», и как отдельный спектакль.
Источник: http://www.belcanto.ru
Светлица в тереме боярина Шелоги. Утро. Надежда вышивает за пяльцами, Власьевна перебирает драгоценности в ларце, примеряя их боярышне. Они обсуждают, почему Вера тоскует, говорят о скорой свадьбе Надежды с князем Токмаковым. Власьевна запирает ларец и уходит. Доносится колыбельная, которую поет Вера маленькой дочери Оленьке. Убаюкав дочь, Вера входит в светлицу. Она признается сестре, что новорожденная дочь — не от мужа. Тот давно уехал в военный поход и остался под Колыванью. Вера пошла в Печерский монастырь поклониться святым угодникам и заплуталась. Спас ее молодой царь Иван IV, любви которого она, выданная замуж неволей, уступила. Слышны отдаленные звуки трубы. Это возвращается домой боярин Шслога с князем Токмаковым. В беспамятстве Вера загораживает мужу дорогу. На грозный вопрос боярина, чей ребенок, Надежда, рискуя своим будущим с любимым, бросается на колени и восклицает: «Мой!»
Источник:http://www.belcanto.ru
«Вера Шелога», по своему типу приближающаяся к моноопере, построена полностью на тексте драмы — стихотворных диалогах. Музыка ее развивается непрерывно в напевных речитативах. Вокальные партии отличаются выразительностью и гибкостью, представляя собой великолепный образец оперного стиля Римского-Корсакова.
Выделяются два обособленных номера — колыбельная Веры «Баю, баюшки, баю, баю Оленьку мою» в духе народных колыбельных песен, и ее рассказ «Шла замуж я неволей». Это большая, свободно построенная, симфонизированная сцена с вокальной партией, словно задыхающейся, прерываемой многочисленными паузами. В рассказ Веры вплетаются далекие трубные сигналы.
Источник: http://www.belcanto.ru
Книги
Полякова, Л.В. "Псковитянка" и "Вера Шелога" Н.А. Римского-Корсакова / Л.В. Полякова. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1963. – 64 с. : ил. – (Путеводители по операм).
Статьи
Виханская, А. К истории «Веры Шелоги» / А. Виханская // Советская музыка. – 1958. - № 6. – С. 42-47.
Ноты
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 8 : Боярышня Вера Шелога : соч. 54 : муз.-драм. пролог к драме Л. Мея : партитура / Н. Римский-Корсаков ; ред. М. О. Штейнберга. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1946. – 133 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Боярыня Вера Шелога [Ноты] : муз.-драм. пролог к драме Л. Мея "Псковитянка" с сохранением стихов его : соч. 54 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; перелож. для фп. и голосов Надежды Римской-Корсаковой. - [Клавир]. - Москва : Государственное издательство Музыкальный сектор, 1929. – 49 с.
Римский-Корсаков, Н. Боярыня Вера Шелога [Ноты] : муз.-драм. пролог к драме Л. Мея "Псковитянка" : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; перелож. для пения с фп. Н. Римской-Корсаковой. - Москва : Музыка, 1983. – 71 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Колыбельная [Ноты] : из оперы "Вера Шелога" : для голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1949. - 5, [1] с.
Дискография
Римский-Корсаков, Н.А. Вера Шелога [Звукозапись] : одноакт. опера к муз. драме «Псковитянка» / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. солисты, оркестр Большого театра СССР, дир. С. Сахаров.