Царская невеста

Назад

 

Опера в четырех актах.

Впервые поставлена в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С.И. Мамонтова), 3 ноября 1899 г.

Либретто

Либретто И. Ф. Тюменева

 Действующие лица:


Василий Степанович Собакин, новгородский купец

бас

Марфа, его дочь

сопрано

Григорий Грязной

опричники

баритон

Малюта Скуратов

бас

Боярин Иван Сергеевич Лыков

тенор

Любаша

меццо-сопрано

Елисей Бомелий, царский лекарь

тенор

Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена

сопрано

Дуняша, ее дочь, подруга Марфы

меццо-сопрано

Петровна, ключница Собакиных

меццо-сопрано

Царский истопник

бас

Сенная девушка

меццо-сопрано

Молодой парень

тенор

Два знатных вершника, всадники, опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.

Действие происходит в Александровской слободе (в Москве) осенью 1572 года.

Действие первое — "Пирушка". Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина — красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них — Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного — Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «0х, отыщу же я твою колдунью, — гневно восклицает она, — и от тебя ее отворожу!».

Действие второе — «Приворотное зелье». Улица в Александровской слободе, возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них — Иван Грозный — долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе.

К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется... О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? — кричит она Бомелию. — Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя».

Действие третье — «Дружно». Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери — Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. Царь долго говорил с Дуняшей, — рассказывает Сабурова, — а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту — ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены.

Действие четвертое — «Невеста». Чахнет в царском тереме.
Марфа. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать свое преступление, - Грязной признается, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!.. — восклицает она. — Я зелье подменила, ты его моей разлучнице поднес!» Грязной убивает.

Источник:
Царская невеста // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 84-86.

История создания

В основу оперы «Царская невеста» положена одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Еще в 1868 году по совету Балакирева Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя.

Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С. И. Мамонтова.

Действие «Царской невесты» Мея (пьеса написана в 1849 году) происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея.

В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы. Лишь во втором действии ненадолго показывается его фигура (эта сцена отсутствует в драме Мея).

Источник:
Снегурочка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 304-305.

Сюжет

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.

Источник:
Снегурочка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 305-306.

Музыка

«Царская невеста» — реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценическими ситуациями. При этом отличительной ее чертой является преобладание закругленных арий, ансамблей и хоров, в основе которых лежат красивые, пластичные и проникновенно-выразительные мелодии. Господствующее значение вокального начала подчеркивается прозрачным оркестровым сопровождением.

Решительная и энергичная увертюра своими яркими контрастами предвосхищает драматизм последующих событий.

В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария («Куда ты, удаль прежняя, девалась?») Грязного служит завязкой драмы. Хор опричников «Слаще меду» (фугетта) выдержан в духе величальных песен. В ариозо Лыкова «Иное все» раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Хоровая пляска «Яр-хмель» («Как за реченькой») близка к русским плясовым песням. Скорбные народные напевы напоминает песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая», исполняемая без сопровождения. В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства скорбной взволнованности. Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши «Ведь я одна тебя люблю» и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание, ведущее от печали к бурному смятению конца акта.

Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов. Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. В девически нежной арии Марфы «Как теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение. Оттенок настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед появлением Любаши; оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. Сцена с Бомелием — напряженный дуэт-поединок. Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши «Господь тебя осудит». Бесшабашный разгул и молодецкая удаль слышатся в лихой песне опричников «То не соколы», близкой по характеру к русским разбойничьим песням.

Торжественным, спокойным оркестровым вступлением открывается третий акт. Терцет Лыкова, Грязного и Собакина звучит неторопливо и степенно. Беспечна, беззаботна ариетта Грязного «Пускай во всем». Ариозо Сабуровой — рассказ о царских смотринах, ария Лыкова «Туча ненастная мимо промчалася», секстет с хором исполнены мирного покоя и радости. С народными свадебными песнями связана величальная «Как летал сокол по поднебесью».

Вступление к четвертому акту передает настроение обреченности. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина «Не думал, не гадал». Напряженным драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и поэтичная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступленным драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости».

Источник:
Снегурочка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 307-308.

Библиография

Книги

Ванслов, Виктор Владимирович. Царская невеста Н. Римского-Корсакова / Виктор Владимирович Ванслов. Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1950. – 40 с. –(Путеводители по русским операм).

Соловцов, Анатолий Александрович. "Царская невеста" Н.А. Римского-Корсакова. - Москва : Музыка, 1980. – 85 с.

Соловцов, Анатолий Александрович. "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1964. - 84 с.: ноты, ил. - (Путеводитель по операм).

Статьи

Осипова, И. Классика без фантазий / И. Осипова // Эксперт. - 2014. - № 10. - С. 62.
О премьере оперы Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста" в Большом театре (вольной реконструкции постановки 1955 года).

Парин, А. Черная жизнь, цветные иллюзии / А. Парин // Музыкальная жизнь. - 2014. - № 2. - С. 22-23.
Премьера оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова в Михайловском театре.

Селицкий, А. Марфа, Иван и еще Иван : опера Римского-Корсакова "Царская невеста" (к 170-летию со дня рождения композитора и 115-летию премьеры) А. Селицкий // Музыкальная академия. - 2014. - № 1. - С. 67-77. - Библиогр.: с. 77 (30 назв.). - 16+.
Музыковедческий анализ оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Царская невеста", написанной по одноименной драме в стихах Льва Александровича Мея, в обработке Ильи Федоровича Тюменева.

Матусевич, А. Под балтийскими ветрами / А. Матусевич // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 9. - С. 90-91.
Постановка спектакля "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова в постановке Теэта Каска на фестивале "Биргитта" в Таллине.

Матусевич, А. Провинциальная невеста / А. Матусевич // Музыкальная жизнь. - 2011. - № 11. - С. 39.
"Концертно-сценическая" версия постановки "Царской невесты" Н. А. Римского-Корсакова представлена Ростовским музыкальным театром в Москве.

Ноты

Чайковский, Петр Ильич. 2-я песня Леля : из муз. к Весенней сказке Островского "Снегурочка" ; Романс Полины : из оперы "Пиковая дама" / П. Чайковский. Ария Любаши : из оперы "Царская невеста" / Н. Римский-Корсаков [Ноты] : для голоса с фп. (меццо-сопрано) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Петр Ильич Чайковский, Н. Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 11 с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Римский-Корсаков, Н.А. Царская невеста [Ноты] : опера в четырех д. : клавир / Н. Римский-Корсаков ; содерж. заимствовано из драмы Л. Мея ; дополнит. сцены написаны И. Тюменевым. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1965. – 261 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Царская невеста [Ноты] : опера в 4 д. : [для пения с фп.] / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; содерж. заимствовано из драмы Л. Мея, дополн. сцены написаны Н. Ф. Тюменевым ; перелож. для фп. А. Н. Шефера ; рис. Антипов. - [Клавир]. - Лейпциг : М. П. Беляев, 1899. - 261, [1] с. - (Издания М. П. Беляева в Лейпциге)

Римский-Корсаков, Н.А. Царская невеста [Ноты] : опера в четырех д. : перелож. для пения с фп. / Н. А. Римский-Корсаков.- Москва : Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Царская невеста [Ноты] : опера в 4 д. : [клавир] / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; либр. Н. Римского-Корсакова и И. Тюменева по одноимен. драме Л. Мея ; перелож. для пения с фп. А. Шефера. - [Клавир]. - Москва : Музыка, 1980. - 269, [3] с.

Рубинштейн, Антон Григорьевич. Романс Демона "Не плачь дитя" : из оперы "Демон" / А. Рубинштейн. Речитатив и ария Грязного : из оперы "Царская невеста" / Н. Римский-Корсаков [Ноты] : для голоса с фп. (баритон) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Антон Григорьевич Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 15, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Речитатив и ария Грязного [Ноты] : ("Куда ты, удаль прежняя, девалась") : из оперы "Царская невеста" : для баритона с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1956. - 13, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Речитатив и ария Грязного [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1947. - 11, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич . Речитатив и ария Грязного [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для баритона в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 12 с. – (Концертный репертуар вокалиста).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Любаши [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1947. - 5, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня Любаши ("Снаряжай скорей...") [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для меццо-сопрано в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1960. – 3 с. – (Концертный репертуар вокалиста).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ариозо Лыкова ("Иное все...") [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для тенора в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1960. – 5 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич . Ария Лыкова : из оперы "Царская невеста" / Римский-Корсаков Н.А. Речитатив и каватина Владимира : из оперы "Князь Игорь" / Бородин А.П. [Ноты] : для тенора в сопровожд. фп./ Николай Андреевич Римский-Корсаков. А. П. Бородин. - Москва : Музыка, 1967. – 14 с. – (Концертный репертуар вокалиста).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Марфы : из оперы "Царская невеста" ; Ариозо Ольги : из оперы "Псковитянка" / Н. Римский-Корсаков. Думка Параси : из оперы "Сорочинская ярмарка / М. Мусоргский [Ноты] : для голоса с фп. (сопрано) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; М. Мусоргский. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 19, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Марфы [Ноты] : "Как теперь гляжу" : из оперы "Царская невеста" : для сопрано с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. - 7, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Марфы : из оперы "Царская невеста" ("Иван Сергеич...") ; Ария Сервилии : из оперы "Сервилия" ("Цветы мои...") [Ноты] : для сопрано с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1957. – 13 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Две арии Марфы [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для сопрано в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1970. – 16 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Собакина : из оперы "Царская невеста" / Н. Римский-Корсаков. Монолог Пимена : из оперы "Борис Годунов" / М. Мусоргский [Ноты] : для голоса с фп. (бас) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков, М. Мусоргский. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 11, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Собакина ("Забылася...") [Ноты] : из оперы "Царская невеста" : для баса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 5 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Царская невеста [Ноты] : для фп. в две руки / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; облегч. перелож. В. Белова. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 39 с. – (Избранные отрывки из русских опер и балета).

Дискография

Римский-Корсаков, Н.А. Колыбельная и сцена Волховы из оперы «Садко» ; Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. В. Барсова.

Римский-Корсаков, Н.А. Царская невеста [Звукозапись] : опера в 4-х д. / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : солисты, хор и орк. Гос. театра оперы и балета им. Т. Шевченко, дир. В. Пирадов.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Грязного из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : В. Киняев, исп. (баритон).

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Грязного ; Ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : В. Политковский (баритон), В. Давыдова (меццо-сопрано), Орк. Всесоюз. радио, дир. С. Горчаков. – На грп. : Вера Давыдова, Владимир Политковский.

Римский-Корсаков, Н.А. Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. А. Орфенов. – На грп. : Искусство А. Орфенова.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Давыдова, В.А., исп. Арии из опер.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : И. Архипова, орк. Большого театра СССР, дир. Ф. Мансуров. – На грп. : Ирина Архипова, меццо-сопрано.

Римский-Корсаков, Н.А. Речитатив и ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : Т. Синявская, орк. Большого театра СССР, дир. М. Эрмлер. – На грп. : Синявская, Т., исп.

Римский-Корсаков, Н.А. Сцена и дуэт Любаши и Грязного из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Е. Образцова и О. Кленов. – На грп. : Образцова, Е.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : В. Барсова (сопрано), орк. Большого театра СССР, дир. В. Небольсин. – На грп. : Барсова, Валерия, исп.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : А.В. Нежданова, орк. – На грп. : Нежданова, А.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Собакина из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : А.С. Пирогов, орк. ВРК, дир. С.А. Самосуд. – На грп. : С. Рахманинов. Ария Ланчотто из оперы «Франческа да Римини».

Римский-Корсаков, Н.А. Сцена из второго действия оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Хоры из русских опер.

Римский-Корсаков, Н.А. Царская невеста [Звукозапись] : опера в 4-х д. / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : солисты, хор и орк. Гос. театра оперы и балета им. Т. Шевченко, дир. В. Пирадов.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Грязного из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : В. Киняев, исп. (баритон).

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Грязного ; Ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : В. Политковский (баритон), В. Давыдова (меццо-сопрано), Орк. Всесоюз. радио, дир. С. Горчаков. – На грп. : Вера Давыдова, Владимир Политковский.

Римский-Корсаков, Н.А. Ариозо Лыкова из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. А. Орфенов. – На грп. : Искусство А. Орфенова.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Давыдова, В.А., исп. Арии из опер.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : И. Архипова, орк. Большого театра СССР, дир. Ф. Мансуров. – На грп. : Ирина Архипова, меццо-сопрано.

Римский-Корсаков, Н.А. Речитатив и ария Любаши из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : Т. Синявская, орк. Большого театра СССР, дир. М. Эрмлер. – На грп. : Синявская, Т., исп.

Римский-Корсаков, Н.А. Сцена и дуэт Любаши и Грязного из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Е. Образцова и О. Кленов. – На грп. : Образцова, Е.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : В. Барсова (сопрано), орк. Большого театра СССР, дир. В. Небольсин. – На грп. : Барсова, Валерия, исп.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : А.В. Нежданова, орк. – На грп. : Нежданова, А.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Собакина из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : А.С. Пирогов, орк. ВРК, дир. С.А. Самосуд. – На грп. : С. Рахманинов. Ария Ланчотто из оперы «Франческа да Римини».

Римский-Корсаков, Н.А. Сцена из второго действия оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Хоры из русских опер.

 

© ПОУНБ 2015