Адрес: 187520, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Римского-Корсакова, д. 12.
Тел/факс: 8 (813-67) 51-267,
Заказ экскурсий по тел.: 8 (813-67) 51-509
e-mail: house-museum-rk@mail.ru, elenbordo@mail.ru
Заведующая филиалом Бордовская Элен Викторовна.
e-mail: elenbordo@mail.ru
Веб-сайт: http://lenoblmus.ru/museum/rimskogo_korsakova/about/
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00
Выходной день: понедельник.
Дом Римских-Корсаковых был сооружен в начале XIX столетия в 1801 году дедом композитора. Здание – деревянное, одноэтажное с мезонином, по основному фасаду проходит анфилада комнат. В доме сохранились парадные двери, лепные карнизы, полы, печи. В организации и декорировании музея большое участие принимали дети и внуки Николая Андреевича, передавшие в коллекцию музея более 200 мемориальных вещей. К музею примыкает приусадебный парк, имеющий площадь 1 га .
Семья будущего выдающегося композитора поселилась в Тихвине в 1836 году. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков был человеком необыкновенно честным, добрым и прогрессивным. Прибыв в Тихвин, он подарил свободу всем своим дворовым. Николай родился 6 марта 1844 года в Тихвине и жил здесь до 12 лет. Мальчик проявлял музыкальные способности, начиная с двухлетнего возраста. В 6 лет соседка-старушка Е.А. Унковская учила его музыке. Примерно через два года его наставником стала О.Ф. Фейль, заметившая в Николае недюжинные музыкальные способности. Затем он поступил в петербургский Морской корпус и до 18 лет приезжал в родной дом на каникулы.
Тихвинский период жизни Римского-Корсакова был непродолжительным, но влияние его велико. Тихвинские мотивы отражаются в его творчестве. Это – русские народные песни, являющиеся частью сборника русских народных песен; увертюра «Светлый праздник» с перезвонами местных колоколов; фрагменты опер «Царская невеста», «Снегурочка», «Псковитянка», «Сказ о царе Салтане» и другие.
После кончины отца здание стояло заколоченным до 1872 года, а затем какое-то время принадлежал частным лицам. В 1914 году местные жители выразили желание установить на доме памятную доску в честь 70-летия со дня рождения композитора. Но появилась она здесь только в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны дом серьезно пострадал и требовал восстановления.
Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова был открыт 23 июля 1944 года по решению правительства к 100-летию со дня рождения композитора. Музей представляет собой памятник истории и культуры федерального значения. Основной фонд музея насчитывает более 10 000 единиц хранения.
В 1971 году у дома Римских-Корсаковых установлен памятник композитору (скульптор Н.В. Дыдыкин, архитектор К.М. Митрофанов).
В 1980-1984 годах была проведена реставрация, результатом которой стало восстановление интерьеров шести мемориальных комнат: передней, кабинета отца, столовой, двух гостиных, комнаты матери. Кроме того, была создана дополнительная экспозиция, которая была посвящена истории рода Римских-Корсаковых и старшему брату Николая Андреевича контр-адмиралу Воину Андреевичу.
В основном фонде музея более 10 тысяч экспонатов. Наибольшую ценность представляют личные вещи Римских-Корсаковых, предметы дворянского быта, мебель, клавиры и партитуры с автографами композитора. В фондах Дома-музея имеется коллекция редких театральных афиш, программ, либретто опер Римского-Корсакова и концертов, на которых исполнялись его произведения начиная с 70-х годов ХIХ века. В доме находятся семейные реликвии: шерстяная распашонка, крестильная рубашка, ленточка с отметками роста, детские лайковые перчатки. Во второй гостиной хранится подлинный рояль Н.А. Римского-Корсакова (фирма «Беккер»), который прослужил ему более трех десятилетий. На этом рояле играли Мусоргский, Чайковский, Бородин, Лядов, Глазунов, Стравинский, Скрябин, Танеев. У этого рояля исполнял музыкальные произведения Федор Иванович Шаляпин.
В настоящее время восстановлены передняя, кабинет отца, столовая, красная и вторая гостиные, комната матери, Софьи Васильевны.
Каждый год в Тихвине, на родной земле композитора, организуется проведение музыкальных конкурсов имени Н.А. Римского-Корсакова, фестивалей детского творчества «Золотой петушок» и «Тихвинский Лель», православной культуры «Праздничные звоны», музыкальных собраний и абонементов, мероприятий городской филармонии.
Кабинет отца
Отец композитора Андрей Петрович Римский-Корсаков с 1831 по 1835 г.г. был гражданским губернатором Волынской губернии. За либеральные взгляды он был отстранен от службы и поселился в Тихвине, в наследственном доме. Последние годы жизни Андрей Петрович провел в кругу семьи, много времени уделяя воспитанию своего младшего сына Николая.
Центральное место в кабинете отца занимают его личные вещи, например, просторное вольтеровское кресло, изготовленное руками крепостных мастеров. Присутствуют в кабинете и другие реликвии: два бювара с гербом рода Римских-Корсаковых, пресс-папье, настольные часы, гербовая печатка.
На стене находится подлинный портрет дяди композитора Николая Петровича Римского-Корсакова, вице-адмирала, участника войны 1812 г. Над столом висит портрет брата композитора Воина (акварель А. Боголюбова). Воин Андреевич Римский-Корсаков (1822-1871) был старше Николая на 22 года и к моменту его рождения, закончив Морской Кадетский корпус, служил мичманом. Впоследствии Воину Андреевичу было присвоено звание контр-адмирала, он прославился как мореплаватель и педагог, реорганизатор системы военно-морского образования. В 1853-1856 г.г. Воин Андреевич командовал шхуной "Восток", которая участвовала в экспедиции адмирала Путятина в Японию. Воин Андреевич первым прошел Татарский пролив и доказал, что пролив доступен для морских судов на всем его протяжении. Он также исследовал сложный извилистый фарватер пролива и совершил плавание вверх по Амуру на 500 км. В Японском море, в заливе Петра Великого, есть острова, названные в честь известного мореплавателя.
С 1861 по 1871 г.г. Воин Андреевич был директором Морского кадетского корпуса в Петербурге, где провел ряд прогрессивных преобразований, благодаря которым Морской корпус получил статус высшего учебного заведения. Смелые и талантливые статьи Римского-Корсакова о морском деле и образовании, о своих плаваниях неоднократно публиковались. (Более подробную информацию о В.А. Римском-Корсакове можно найти на сайте Дальневосточной научной библиотеки.)
Красная гостиная
В Красной гостиной Римские-Корсаковы собирались вечерами, читали вслух произведения А. Пушкина и М. Лермонтова, музицировали, пели, принимали гостей. Здесь звучали произведения Глинки, Бетховена, Моцарта, Мейербера, Верди, Россини, Спонтини. Особый уют придает гостиной белая кафельная печь. Стены украшают портреты родителей композитора Андрея Петровича и Софьи Васильевны Римских-Корсаковых, написанные неизвестным художником в 1820-е г.г. Рядом с камином - клетка для попугая. Известно, что в доме Римских-Корсаковых жил попугай, певший занятную песенку. Впоследствии Николай Андреевич включил эту мелодию в свою оперу "Золотой петушок" в качестве лейтмотива попугая царя Додона.
В Красной гостиной сохранились лепной карниз, изразцовая печь и дубовый паркет.
На фортепиано - клавиры опер Д. Мейербера "Гугеноты" и "Роберт - дьявол", подлинные рукописные альбомы с нотами. С шести лет Нику начали учить игре на фортепиано. В 11 лет он написал свои первые произведения - увертюру и дуэт для голосов "Бабочка" на стихи из детской книжки.
На столе лежат альбомы со стихами, рисунками, силуэтами, принадлежавшие Софье Васильевне Римской-Корсаковой.
Вторая гостиная
Тема детства композитора является основной в экспозиции музея. Во второй гостиной воссоздан "уголок Ники" - так в доме звали младшего сына, Николая. На столе и на бюро лежат учебники и книги первой половины ХIХ в., среди них есть альбом иллюстраций к повести В. Даля "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его друга Аршета", книга "Всеобщее путешествие вокруг света" Дюмон-Дюрвиля, копии детских рисунков Ники. Здесь также экспонируются ценные реликвии: детские вещи и рисунки будущего композитора, ленточка с отметками его роста. На стенах второй гостиной - картины "Гренгамский бой" В. Федотова (1984) и "Семья Римских-Корсаковых" Н. Лебедева (1984), а также гравюры и рисунки из семьи Римских-Корсаковых. В центре - рояль Н.А. Римского-Корсакова, принадлежавший композитору свыше 30 лет, и лампа, служившая ему долгие годы. Сын композитора В.Н. Римский-Корсаков вспоминал, что этот музыкальный инструмент палисандрового дерева, изготовленный на известной фабрике Л.Д. Беккера под № 2929, молодая чета Римских-Корсаковых (Надежда Николаевна и Николай Андреевич) приобрели осенью 1872 г. Его привезли на квартиру на Шпалерной улице, где часто собирались музыканты - композиторы "Могучей кучки".
Рояль был свидетелем расцвета композиторской деятельности Н.А. Римского-Корсакова. Меняя квартиры, композитор переезжал вместе с инструментом. За ним он написал большую часть своих произведений. На рояле композитора исполняли собственные сочинения ученики и друзья Римского-Корсакова - М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, А. Глазунов, А. Лядов, И. Стравинский, П. Чайковский. Под аккомпанемент этого рояли пели Ф. Шаляпин и Н. Забела-Врубель. Весной 1903 г. Николай Андреевич передал рояль старшей дочери Софье и приобрел новый инструмент. В 1963 г. рояль приобретен музеем, а позднее отремонтирован на фабрике музыкальных инструментов "Аккорд".
Комната матери
Софья Васильевна Римская-Корсакова (ур. Скарятина), выйдя замуж за Андрея Петровича, посвятила себя заботам о муже, воспитанию детей, домашнему хозяйству. Она была большой мастерицей по приготовлению различных блюд, хорошо вязала, превосходно вышивала бисером и гладью. В комнате Софьи Васильевны сохранились ее личные вещи: шкатулка с бисером, вышивки, шаль, зеркало в металлической раме, рукописные альбомы со стихами, рисунками, силуэтами, флаконы от духов. На стене находится подлинная фотография Софьи Васильевны и Андрея Петровича, а также его портрет в 9-летнем возрасте.
Ежегодно в марте в Тихвине проводятся Дни музыки, посвященные памяти великого композитора, концерты с участием студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В Доме-музее проходят торжественные собрания с участием потомков композитора. Имя Римского-Корсакова носит одна из улиц города, тихвинская Школа Искусств. Ежегодно проводятся музыкальные конкурсы регионального и российского значения, на которые съезжаются гости не только из России, но и из разных стран.
Источники:
Петров, Н. Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине : крат. очерк-путеводитель / Н. Петров. - Ленинград : Музыка, 1969. – С. 48-55.
"Светлый праздник",— назвал Н. А. Римский-Корсаков свою увертюру о светлом праздничном воскресенье, музыкой рассказав о впечатлениях, полученных в детстве. Мотивы, родившиеся на берегах Тихвинки, звучали в сердце композитора всю жизнь, талантливо воплощаясь в его операх-сказках.
Тихвин – родина великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он родился, здесь он сделал первые шаги в музыке.
Всего 12 лет провел Н.А. Римский-Корсаков в Тихвине. Но это были первые детские годы, когда человек, сам того не осознавая, впитывает в себя все, что видит, слышит, осязает, когда закладываются вкусы, взгляды, характер...
Многое из увиденного и услышанного в Тихвине впоследствии нашло отражение в его творчестве – это интерес к народным обрядам и обычаям, к народному музыкальному творчеству, это некоторые особенности исторических и сказочных произведений, морская и звездная темы, непревзойденные звуковые пейзажи - все родом из тихвинского детства.
Впервые фамилия Римских-Корсаковых появилась в Тихвине в 1706 году. Вице-губернатор Ингерманландской губернии Яков Никитич Римский-Корсаков направил в Тихвин в качестве коменданта своего брата Василия Никитича, который пробыл в Тихвине с 1706 по 1710 года.
Дед композитора Петр Воинович Римский-Корсаков с 1798 по 1801 г. был уездным предводителем тихвинских дворян, с 1801 по 1804 г. – губернским предводителем.
В начале XIX века он построил дом, в котором в 1844 году родился Н. А. Римский-Корсаков.
Тихвин в середине XIX века был небольшим уездным городом, неповторимый колорит которому придавали два монастыря: Большой Успенский мужской монастырь и Введенский женский, которые были основаны по велению Ивана Грозного в середине XVI века.
Н. А. Римский-Корсаков вошел в историю русской музыки как оперный композитор. Им создано 15 опер, 3 симфонии, около 80 романсов и др.
В 2003 году 1250 лет Старой Ладоге. У Римского-Корсакова мы находим кантату "Песнь о вещем Олеге". "Садко" - о новгородском гусляре. "Псковитянка" - повествует о псковской вольнице... Практически весь Северо-запад нашел отражение в творчестве композитора, родившегося в Тихвине 160 лет назад.
В статье не приводится глубокий анализ произведений композитора, в ней идет повествование лишь о мотивах. Тихвинские мотивы прослушиваются в таких произведениях, как "Снегурочка", "Псковитянка", "Царская невеста", увертюре "Светлый праздник" и др.
В. В. Ястребцев - бескорыстный друг, историограф Н. А. Римского-Корсакова, в своих "Воспоминаниях" пишет: "Сговорившись окончательно насчет дня моего приезда в Вечашу, где, по мнению Николая Андреевича, чудесно, где даже есть дивное озеро, как в "Снегурочке", и где мы непременно пойдем с ним в ночь на Ивана Купалу искать цветок папоротника, мы как-то незаметно перешли на тему о древнем дворянстве. И тут я узнал одну, в высшей степени, интересную подробность, а именно - бабушка Римского-Корсакова по мужской линии была дочерью священника, у которого его дед и похитил ее, а бабушка по женской линии была простой крестьянкой из крепостных Скарятина, помещика Орловской губернии.... "Без этих "обновлений", - сказал Римский-Корсаков, - мы, наверное бы, выродились, а теперь, по крайней мере, есть законное оправдание моей страсти ко всему религиозно-обрядовому, ко всякого рода "рясам" и вообще духовенству, этим современным христианским жрецам, наконец, к хороводам, Троицким и русальным песням. Итак, вот от кого,- сказал Римский-Корсаков, - я унаследовал свои идеи (атавизм) и свою беззаветную любовь ко всему истинно бытовому, народному, вот, может быть, в ком кроется тайна и причина появления на свет моей "Воскресной увертюры", и моих купальских хороводов".
В 1888 году Римский-Корсаков напишет увертюру для симфонического оркестра "Светлый праздник" (ор. 36).
В тихвинском доме Римских-Корсаковых (где сейчас мемориальный музей) хранится партитура "Светлого праздника". В этот же дом 25 марта 1858 года Н. А. Римский-Корсаков, которому было 14 лет, напишет письмо родителям из Морского корпуса, поздравляя родителей со Светлым воскресеньем: "...О, как приятен и весел этот праздник, не знаю почему, но я его люблю более всех прочих... как-то вы проводили его? Красить яиц уже не было охотника и любителя пасхи". Он часто бывал с родителями на монастырских службах. Это миросозерцание, усвоенное в детстве, без сомнения, сильно повлияло на художественный мир композитора. Он не любил широковещательных заявлений, связанных с внутренним миром художника, - "слушатель должен интересоваться музыкой, а не жизнью композитора", - утверждал он. Поэтому для нас особенно драгоценно каждое высказывание самого композитора, позволяющее как бы заглянуть в его творческую лабораторию.
Увертюра "Светлый праздник" ("Воскресная" увертюра) написана на темы из "Обихода" (сборник церковных песнопений) и передает с детских лет сохранившееся у автора впечатление о пасхальной заутрене. В "Летописи" он пишет, что ему хотелось воспроизвести в своей увертюре "легендарную и языческую" сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной субботы и какому-то необузданному язычески религиозному веселью утра Светлого Воскресенья". Конечно, и до и после Римского-Корсакова композиторы включали в свои партитуры темы церковных песнопений, однако лишь как локальные эпизоды.
Дом Римских-Корсаковых находился напротив монастыря, где была звонница. 22 колокола звонили утром и вечером... Эти звоны постоянно слышал Римский-Корсаков в детстве, а впоследствии они зазвучали в его музыке. В увертюре соединились воспоминания о древнем пророчестве, о евангельском повествовании и общая картина пасхальной службы с ее "языческим весельем"... В "Летописи" Римский-Корсаков вспоминал - "...Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная инструментальная музыка. Разве трясущиеся головы попов и дьячков в белых ризах и стихарях, поющие в темпе allegro vivo (пасха красная) и т. д. не переносит воображение в языческие времена...".
Музыка "Святого праздника" передает поэтическую атмосферу старинного обряда. В "Летописи" Римский-Корсаков пишет: "Чтобы хоть сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно.
Неожиданным образом эти слова перекликаются со словами К. П. Победоносцева о церкви (обер-прокурор Святейшего Синода, родившийся в высокоинтеллигентной и, одновременно, глубоко преданной старым русским обычаям, семье, широко образованный, до переезда в Санкт-Петербург - профессор Московского университета, был в течение всей жизни человеком религиозным) "...Русское церковное пение - как народная песнь, льется широкой, вольной струей из народной груди, и чем она вольнее, тем полнее говорит сердце. Напевы у нас одинаковые с греками, но русский народ иначе поет их, потому что положил в них свою душу. Кто хочет послушать, как эта душа сказывается, тому надобно идти не туда, где орудуют голосами знаменитые хоры и капеллы, где исполняется музыка новых композиторов и справляется Обиход по новым официальным предложениям. Ему надо слушать пение в благоустроенном монастыре или в одной из тех приходских церквей, где сложилось добрым порядком хоровое пение... каким одушевлением радости проникнут канон Пасхи или Рождества Христова" (8, 62).
Еще одно воспоминание детских лет непосредственно отразилось в теме Грозного в "Псковитянке". Эту архаическую, в характере знаменитого распева тему композитор, по записям Ястребцева, слышал в пении тихвинских монахов.
Эпоха Грозного нашла отражение в 3-х операх Римского-Корсакова - "Псковитянка" (1872 г.), "Боярыня Вера Шелога" (1898 г.), "Царская невеста" (1898 г.).
А. П. Римский-Корсаков, отец композитора, был религиозен, очень ценил дружеские отношения с Я. Бередниковым, тихвинцем, академиком, архимандритом Большого мужского монастыря, духовным писателем Илларионом Кирилловым. Бередников изучал монастырские архивы, обследовал монастырские библиотеки, работал над "духовным завещанием 4-ой супруги Ивана Грозного Анны Колтовской".
Возможно, что легенды и сказания, связанные с пребыванием царицы Дарьи во Введенском монастыре и тайны Царицына озера, которые маленький Ника слышал в Тихвинском доме, воодушевили композитора на сюжет "Царской невесты".
История Введенского монастыря - уникальна. Здесь крестили Нику, сюда, после смерти Екатерины I в 1728 году, Верховный Тайный совет сослал княгиню А. П. Волконскую (дочь графа П. М. Бестужева-Рюмина), здесь находилась первая жена прадеда А. С. Пушкина - Е. А. Ганнибал, 50 лет провела в здешней обители 4-ая супруга Ивана Грозного Анна Колтовская (тихвинская монахиня Дарья - царица Дарья). В 1574 году царь сослал Анну в Тихвинский Введенский монастырь и отобрал земли у ее родственников. Церковный историк граф М. Толстой в журнале "Душеполезное чтение" 1888 г. писал: "Память царицы - инокини Дарьи живо сохранилась до нашего времени, не только между сестрами Введенской обители, но и между жителями окрестных селений. Помнят царицу Дарью в Тихвине и до сих пор. Приходящие в монастырь богомольцы называют его "Царицыным монастырем" . Он сообщает также, что в 4-х верстах от Тихвина "доныне известно место, где они (бывшая царица и ее племянницы) укрывались от шведов, оно и теперь принадлежит Введенскому монастырю и замечательно по небольшому озеру, сохранившему название "Царицыно", на берегу его -малая часовня и заметны следы основания малой хижины и дотлевающих остатков стен" (6, 8).
Маленький Ника ходил со своим дядюшкой Петром Петровичем на Царицыно озеро за ягодами, грибами. Когда он учится в Морском корпусе, получив задание, на уроке русского языка пишет сочинение "Восход солнца".
"...Пишу сочинение для русского языка, на днях описал Царицыно озеро, покрытое диким лесом и окруженное болотом".
Н. А. Римский-Корсаков был величайшим пейзажистом в музыке, огромная любовь к природе и редкостная способность наблюдать ее проявились еще в детстве, в тех письмах, которые он двенадцатилетним мальчиком писал родителям из корпуса: "Скоро ли, мама, ты будешь закрывать сад свой ельником, а яблони соломой?". "Я думаю, что у вас в Тихвине показываются почки на смородине и расцвели фиалки и скоро расцветут тюльпаны и нарциссы. Не знаю, услышу ли я того соловья, который поет за гошпиталем...".
Основная часть творческой работы Н. А. Римского-Корсакова осуществлялась в летние месяцы. Причиной этого была не только занятость другими делами, но и то, что летом он имел возможность жить в непосредственном контакте с природой, а это последнее условие было для него одним из главных творческих стимулов. Близость к природе неизменно вдохновляла великого композитора. Особенно любил Римский-Корсаков весну, он не мог равнодушно пройти мимо ранней распустившейся зелени. Его всегда тянуло в деревню. В 1880 году в Стелеве в течение трех месяцев Римский-Корсаков напишет одну из самых красивых опер "Снегурочку" - весеннюю оперу. Римский-Корсаков сам написал либретто. В этой опере композитор воспел Весну, как раннее пробуждение природы и первое пробуждение чувства любви Снегурочки. Музыка Римского-Корсакова защищает Снегурочку, чье сердце томиться во власти холода и жаждет тепла, счастья. Снегурочка тает, ее сердце растаяло от жара любви. Н.А. Римский-Корсаков поет гимн животворным силам природы: Солнцу, Добру, Любви, Красоте.
Берендей - олицетворение народной мудрости. Он мудр и справедлив, он знает, что значит и что может Красота. "...В сердцах людей заметил я остуду... Исчезло в них служенье Красоте...".
Создавая "Снегурочку", Римский-Корсаков, по его словам, "прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества". Лель - персонаж символический. Он способен своими песнями пробуждать лучшее в человеке. Во всех массовых сценах звучат подлинные народные мелодии "Веселенько тебя встречать, привечать" (проводы Масленицы). "Аи, во поле липенька" (встречают лето) и др. В I действии тема, слышанная Римским-Корсаковым в детстве в Тихвине: "...первый напев Леля, пастушеского характера помнился мне с детства".
Обрядовая свадебная песня "Как не пава-свет по двору ходит", Орловской губернии, села Троицкого, сообщенная Софьей Васильевной Римской-Корсаковой (матерью композитора).
Любимым дядюшкой Римского-Корсакова в детстве был Петр Петрович Римский-Корсаков, любитель русских песен и церковного богослужения. Прогулки по окрестностям Тихвина, поездки в Бочево, Печневу к знакомым отца, где он слышал народные песни, навсегда останутся в памяти будущего композитора. В тихвинском доме хранится "История Ветхого и Нового завета" с автографом дяди композитора: "Петр Петрович Римский-Корсаков дарит своему племяннику Нике, когда ему исполнилось 4 года". Не раз певал он ему русские песни: шуточную "Шарлатарла из партарлы"; "Не сон мою головушку клонит"; "Как по травке по муравке" и др. В "Летописи" Римский-Корсаков вспоминает: "...Я любил эти песни, но в народе слыхал их сравнительно редко, так как мы жили в городе, где тем не менее мне случалось ежегодно видеть проводы Масленицы с поездом и чучелой".
Трудно переоценить значение народной песни в русской классической музыке. Каждая народная песня имеет своего безымянного автора, но затем, бытуя, переходя из уст в уста, она "редактируется", шлифуется всем народом, в результате чего от нее отпадает все случайное, субъективное, и, наоборот, с наибольшей силой выявляется все общезначимое, объективное. Римский-Корсаков стремился понять, как создал народ свое искусство. Он вслушивался в песни народа, тщательно записывал, отмечал характерные их особенности. В 1875 году он начинает работу над сборником "40 русских народных песен, собранных Т. И. Филипповым" (закончен и издан в 1882 году) и над собственным сборником "100 русских народных песен" (закончен и издан в 1877 году).
Из предисловия к Сборнику русских народных песен, составленного Н.А. Римским-Корсаковым: "В настоящее время, когда многие песни исчезают из памяти народа, в особенности становится интересным записывать напевы от лиц, слышавших их в давние годы и публиковать лучшие из песен, помещенных в старинных сборниках, сделавшихся библиографической редкостью... Где только мог, я означил или год издания сборника, или хотя бы приблизительно год, в котором могла быть слышна песня лицом, мне ее сообщившим.
"...Все песни, петые мне покойным дядею моим П. П. Римским-Корсаковым, были слышаны им в Новгородской губернии, в юности его между 1810-1820 годом: к тому же времени относятся и песни Орловской губернии, сообщенные мне матерью моей С. В. Римской-Корсаковой. Быть может многие из них уже не поются народом - тем более, они интересны. Из множества песен, сообщенных мне различными лицами, я поместил только те, за достоверность которых могу поручиться".
Ознакомившись со сборником, мы чувствуем, насколько глубок был интерес Римского-Корсакова к народной жизни, одним из проявлений и выражений которого является старинная русская народная песня. Композитор глубоко познал природу народной песни, в "Летописи" он пишет: "Эти занятия (изучение и обработка народной песни) оказали впоследствии огромное влияние на направление моей композиторской деятельности".
Создавая музыкальные образы своих героев, он охарактеризовал их через народную песню. Он глубоко чувствовал неразрывную связь героев с народом и совершенно сознательно использовал народную песню не только для массовых народных сцен, но и для характеристики этих героев.
В 1899 году Н. А. Римский-Корсаков входил в юбилейный комитет по проведению столетия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. С детских лет он был знаком с поэзией Пушкина. В тихвинском доме отец композитора читал вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Некоторые стихи записывались в альбом Софьи Васильевны, матери композитора.
30 июня 1862 года из Кронштадта матери сообщает о своем чтении: "Прочитав "Римских женщин", прочел "Русалку", "Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери", теперь объедаюсь "Евгением Онегиным". Я читаю его и вспоминаю многие, многие места, когда я слышал его в детстве, как читал папа по вечерам".
Римский-Корсаков преклонялся перед гением А.С.Пушкина. На стихотворения Пушкина им написано 19 романсов. Текст трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" лег в основу оперы "Моцарт и Сальери".
Творческий отклик Римского-Корсакова на пушкинские дни - кантата "Песнь о Вещем Олеге" и опера "Сказка о царе Салтане". В 1907 году он заканчивает оперу "Золотой петушок". Всего им написано 31 произведение на стихи Пушкина. Римский-Корсаков работал над произведениями с присущим ему превосходным чувством стиля и глубокой любви к Пушкину. "Музыкальным Пушкиным" назвал Римского-Корсакова В. В. Ястребцев. Пушкин и Римский-Корсаков - это два гения, две вершины русской национальной культуры, черпавших свое вдохновение из чистого родника народного творчества, высокой музыки и поэзии. Их имена во все времена находили и находят глубокий отклик в сердцах россиян.
"Я с детства своего обожал "Вечера на хуторе", и "Майская ночь" нравилась мне чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла", - писал в "Летописи" Римский-Корсаков.
В 1895 году он заканчивает оперу "Ночь перед Рождеством".
Замечательно вступление к опере, которое рисует зимний пейзаж. Вступление возникло, несомненно, под впечатлением строк гоголевской повести: "...Последний день перед Рождеством прошел, зимняя легкая ночь наступила, глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...".
Вступление к опере достойно замечательного гоголевского описания зимней ночи. Действительно, музыка вступления рисует и зимнюю стужу, и зимний пейзаж ("холодные" с фантастическим оттенком звучания челесты, колокольчиков и арфы, перекличка валторны, скрипки и кларнета и вспыхивающие огоньки звезд - короткие уколы флейт).
Интересны впечатления от этой музыки первых ее слушателей. По воспоминаниям Ястребцева, Римский-Корсаков собрал несколько молодых друзей и сыграл им в четыре руки с Надеждой Николаевной вступление, не сообщив, что рисует музыка. Они пришли к выводу, что музыка изображает ясную, но холодную звездную ночь и безмятежную тишину. Звездная сюита. Звезды собираются в группы на облаках. Начинаются игры и пляски. Хоровод звезд: пляшут мазурку, чардаш. Показывая царство звезд, Римский-Корсаков сближает фантастический мир с миром земным. Римский-Корсаков - мастер оркестровки, а в тихвинском доме (в детстве) он постоянно наблюдал за звездным небом, прекрасно разбирался в карте звездного неба, читал "Популярные лекции по астрономии" Зеленого С. И.
Каждый художник, отдав свою жизнь искусству, мечтает, чтобы его имя не было забыто потомками. Тихвинцы бережно хранят память о своем земляке: в доме, где родился Н. А. Римский-Корсаков, открыт Государственный Дом-музей. В музее хранятся и экспонируются редчайшие реликвии: детские вещи Ники, ленточка с отметками его роста и многое другие. В 1971 году открыт памятник Н. А. Римскому-Корсакову. В 1987 году в бывшей Полковой церкви, памятнике архитектуры XVIII века, открыт концертный зал Дома-музея. Ежегодно в марте в Тихвине проводятся Дни музыки, посвященные памяти великого композитора, концерты с участием студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В Доме-музее проходят торжественные собрания с участием потомков композитора. Имя Римского-Корсакова носит одна из улиц города, тихвинская Школа Искусств. Ежегодно проводятся музыкальные конкурсы регионального и российского значения, на которые съезжаются гости не только из России, но и из разных стран.
Источники: http://www.rimskykorsakov.ru
Барсова, Л. Г. Н. А. Римский-Корсаков : попул. моногр. / Л. Г. Барсова – Ленинград : Музыка, 1986. – С. 3-15.
Римская-Корсакова, Т. В. Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова / Т. В. Римская-Корсакова. - Санкт-Петербург : Композитор, 1995. – С. 5-41.
Барсова, Л. Г. Н.А . Римский-Корсаков : попул. моногр. / Л. Г. Барсова. – Ленинград : Музыка, 1986. – 85 с.
Петров, Н. Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине : крат. очерк-путеводитель / Н. Петров. - Ленинград : Музыка, 1969. – 56 с.
Римская-Корсакова, Т. В. Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова / Т. В. Римская-Корсакова. - Санкт-Петербург : Композитор, 1995. – 279 с.
Соловцов, Анатолий Александрович. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1969. – 398 с. : ил.
Веб-ресурсы: