Н.А. Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске
Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова
Библиография

История Любенска и Вечаши

Назад

 

В давние времена имение Вечаша, включавшее собственно усадьбу и обширные земли, принадлежало Дмитрию Васильевичу Татищеву. Он получил его в дар от Екатерины II по ее указу от 6 мая 1785 года. Затем Вечаша перешла во владение действительного статского советника Петра Ильича Юркевича, а в самом начале 1890-х годов ее купил на имя жены, Софьи Михайловны, полковник Федор Огарев - видимо, дальний родственник известного поэта и публициста Н. П. Огарева.

В годы, когда Римские-Корсаковы проводили лето в Вечаше, усадьба Огаревой привлекала своим обширным, несколько запущенным парк  ом, раскинувшимся по берегу озера Песно. Очаровывали тенистые аллеи с вековыми липами, проложенные вдоль прибрежной гряды. В аллеях, меж старинных деревьев, росли роскошные кусты алых, розовых и белых роз. Радовали глаз солнечные лужайки в низинах. Было много фруктовых деревьев.

Главный жилой дом стоял на высоком месте между двух параллельных аллей, обращенный своим фасадом с балконом к озеру. Этот дом и сдавала Софья Михайловна Римским-Корсаковым. Другой жилой дом, поменьше, в котором жили хозяева усадьбы, стоял немного дальше от озера. Были и хозяйственные постройки, размещавшиеся несколько в стороне от жилых домов. Все усадебные строения были деревянными.

...С начала 1920-х годов Вечашей полностью завладел совхоз. В домах усадьбы поселяли приехавших в совхоз на работу. А в 1929 году этим людям было разрешено все дома Вечаши разобрать для того, чтобы построить себе жилище в соседних деревнях, так как при усадьбе никакого поселения не было. Так от усадебных построек Вечаши не осталось и следа, кроме частично уцелевших фундаментов дома, в котором когда-то жили Римские-Корсаковы.На территории парка вырубали деревья, на его лужайках пасли скот, устраивали огороды, сажали картофель; аллеи зарастали, фруктовые деревья погибли; какой-то урон нанесла и война. Но и в наступившее мирное время парк Вечаши долго оставался в запустенье.

Не менее трагичная судьба постигла и судьбу Любенск.
В 1860-х годах сельцо Любенск и прилегающие к нему обширные земли с деревней того же названия принадлежали генерал-майору Николаю Павловичу Бухарову. В 1880-х годах все перешло к его сыну Дмитрию; спустя еще 10 лет имение Любенск наследовала вдова Дмитрия Николаевича, Александра Викторовна с детьми.

В первое же лето, проведенное в Вечаше, Римские-Корсаковы познакомились с семьей Бухаровых - единственными интеллигентными людьми, жившими поблизости. Они бывали у Бухаровых в усадьбе и она им очень нравилась.

Эта прелестная маленькая усадьба расположена в полутора километрах от Вечаши. На самом высоком месте - Большой дом, от которого открывается великолепная панорама с озером Песно и полосой леса на горизонте. Перед  домом расстилается обширный партер с цветником, спускающийся к пруду; дорожки партера окаймлены пышными кустами китайских пионов; огромная центральная клумба засеяна душистым табаком, по вечерам наполняющим ароматом весь сад; три пруда - Овальный, Зеркальный и Озерцо - придают живописность садово-парковой композиции; у Овального пруда склоняют к воде свои могучие ветви вековые дубы, из которых один насчитывал около 500 лет (этот дуб погиб в 1998 году от шквального ветра); аллеи из сирени и акации ограничивают партер с двух сторон. В начале лета весь сад утопает в бело-розовом яблоневом цвете.

Все это завораживало и у Римских-Корсаковых зародилась мысль о приобретении своей собственной небольшой усадьбы.

В сентябре 1904 года, еще оставаясь с детьми в Вечаше, Надежда Николаевна писала Николаю Андреевичу в Петербург: «Знаешь, Бухаровы до того запутались в долгах, что Любенск продается. Мне их ужасно жаль. Ведь это целая драма вроде «Вишневого сала». Но как я хотела бы быть Лопахиным, конечно не вырубая сад и не строя там дач. (...) ... возможно, что они будут продавать частями, тогда купить бы одну усадьбу с небольшим клочком земли. Я пойду на днях к Александре Викторовне проститься и поговорю о Любенске». И в другом письме: «Мечта об имении все не оставляет меня. Это, конечно, глупо, потому что она неосуществима».

Действительно, приобретение всего имения было Николаю Андреевичу не по карману. Но к 1907 году Бухарова распродала почти все свои земли, оставив за собой лишь саму усадьбу и немного земли, что составляло в общей сложности около 20 гектаров.

...Она назначила цену в 13.500 рублей, что уже оказалось для Николая Андреевича вполне доступным, - давняя мечта становилась реальностью. В сентябре на усадьбу Любенск была оформлена купчая на имя трех младших детей: Андрея, Владимира и Надежды.

После кончины Николая Андреевича в течение почти 13 лет усадьбой пользовались Надежда Николаевна (старшая - вдова композитора, урожденная Пургольд) и постепенно разраставшиеся семьи ее детей. В трудное послереволюционное время они продолжали приезжать на лето в Любенск и даже провели там зиму 1918/19 года - в деревне тогда было легче прокормиться.


Усадьба Любенск. Дача
(не восстановлена). 1913

Но совхоз стал постепенно завладевать и этой усадьбой. С целью удержать усадьбу за собой, Римские-Корсаковы образовали там Трудовую артель и сами работали в огороде и в поле: сеяли, жали, косили, молотили. В мае 1918 года Римским-Корсаковым было выдано удостоверение в том, что «хлеб, собранный в имении Любенск Которской волости, Лужского уезда Петроградской губернии, как предназначенный для прокормления до нового урожая его семьи и лиц, проживающих с ним, и собранный личным трудом этих лиц, не подлежит отобранию. Количество едоков - до 25 чел, хлеба - 9 кулей».

Наследники Николая Андреевича стремились сохранить за собой хоть часть усадьбы не только для своего летнего пребывания, но и как место, связанное с именем их отца. Осенью 1918 года они обратились к народному комиссару просвещения А. В. Луначарскому с письмом, в котором просили его содействовать сохранению за ними права пользования Большим домом и садом Любенска.

21 октября того же года Анатолий Васильевич послал в Лужский Совет народных депутатов такое письмо: «В Которской волости вашего уезда находится усадьба Любенск, где жил и умер великий русский композитор Римский-Корсаков, Наследники его, владеющие в настоящее время этой усадьбой маленькой, живут в ней трудовым хозяйством, никого не эксплуатируя. Ввиду всех этих обстоятельств, прошу Лужский уездный Совдеп взять эту усадьбу под свое покровительство и наследникам Римского-Корсакова никаких препятствий к их дальнейшему проживанию не чинить. Прошу Вас распорядиться об этом в Волостной Исполком и о принятых Вами шагах уведомить меня. А. Луначарский».

Все же над Любенском тучи сгущались. Совхоз все явственнее проявлял свое намерение занять Любенск. В связи с этим наследники Николая Андреевича снова обратились за помощью в Народный Комиссариат просвещения, и оттуда было послано в Исполком Которской волости письмо с просьбой «принять меры к полной сохранности усадьбы Любенск и всего инвентаря во время отсутствия ее владельцев в зимний период 1919/20гг».
Но это не остановило разграбления усадьбы, начавшегося с того, что после отъезда Римских-Корсаковых в город совхоз как раз и завладел всем усадебным имуществом.

Последний раз жена Владимира Николаевича (младшего сына композитора), Ольга Артемьевна, приехала в Любенск с двумя детьми летом 1920 года, чтобы подкормиться после голодной зимы в Петрограде. Она была единственной из семьи Римских-Корсаковых, рискнувшей отправиться в Любенск, несмотря на то, что там уже во всю хозяйничал совхоз.

Весной следующего года в Любенск приезжал уполномоченный Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Б. Н. Молас. При нем в Большом доме было вывешено объявление о том, что он взят этим Отделом под охрану. Тем не менее совхоз продолжал распоряжаться усадьбой. О Любенске стали приходить невеселые известия. Из деревни Запесенье писал крестьянин Иван Пискунов:
«Здравствуйте Владимер Николаевич, Ольга Артемьевна, Ондрюша и Таня. Шлем мы вам привет и наилучшие благопожелания. (...) Владимер Николаевич и Ольга Артемьевна, я все ждал вас в Имение но как видно не дождаться, и еще прошу опишите как дела с Любенском, я так расчитывал что теперь всетаки можно получить ново обратно. Несколько предметов из ваших вещей в Любенске уже нет так что сердце кипит на такие подлости, но делать нечего. Я это слыхал лично от Ивана Ивановича утеря вещей большинство чехлы мебель и посуда».

Примерно тогда же писала сестра Ивана, Саша: «Здравствуйте Многоуважаемая Ольга Артемьевна кланяемся мы вам, известные вам знакомые Володины. Еще кланяемся вашему мужу Владимиру Николаевичу и вашим детям Андрюши и Тани.(...) Теперь уведомляем вас что в вашем имении теперь остается одная пустота жалобища глядеть. (...) А от мебели вашей остается ничего, все разводится по разным сторонам. Еще привет вам от Марии Федоровны Агаревой (...) нынче Исполком запретил ей учить. Затем досвиданья (...) остаемся все живы и здоровы чего и вам желаем всего хорошего».

Рассмотрение Правительством ходатайства Римских-Корсаковых о предоставлении им права пользоваться Большим домом и садом Любенска затянулось. Лишь осенью 1923 года было принято решение о восстановлении права наследников Николая Андреевича на усадьбу Любенск. Но полное к тому времени ее разорение вынудило Римских-Корсаковых от усадьбы отказаться. Они написали в Правительство письмо, в котором, в частности, говорилось: «В настоящее время наши побуждения, заставившие нас возбудить ходатайство, решительно отпадают после того, как по сведениям, полученным с места в текущем году (...), на хуторе вырублены части сада-парка вековой давности и вывезен весь сельскохозяйственный живой и мертвый инвентарь и почти все домашнее имущество из дома, где жил отец. (...) Поэтому, при настоящих условиях наша семья была поставлена в тягостную невозможность воспользоваться актом внимания Правительства к памяти нашего отца и благожелательного отношения к нашим семьям, каким по прямому смыслу была бы передача наследникам Н. А. Римского-Корсакова хутора Любенск».

Остававшийся в гостиной Большого дома рояль (который трудно было унести, да и вряд ли был он кому-нибудь нужен) вскоре был перевезен в Краеведческий музей Луги, где он и погиб во время войны. Остальные немногочисленные предметы, в том числе небольшая часть архива Николая Андреевича (16 килограммов) и его портрет, оказались в архиве города Выборга.

Совхоз стал полновластным хозяином Любенска. Постепенно усадьба приходила во все больший упадок. Та же Саша писала в августе 1936 года: «Дома ваши стали старые, крыши текут, комнаты перегорожены на несколько, надо ремонт, но его не делают».

Частично вырубали деревья; разобрали на кирпичи столбы главных усадебных ворот; разворотили гранитную тумбу, на которой были укреплены два маленьких пушечных ствола, прозванные «Дадоновыми пушками» (Впоследствии, при создании Музея-заповедника, их нашли заброшенными: один - здесь же, в Овальный пруд, другой - даже в какой-то канаве Вечаши). Цветники были разорены. Поддерживался только яблоневый сад, приносивший доход, хотя и с обедненным ассортиментом фруктовых деревьев.

Главная беда обрушилась на Любенск в 1943 году при изгнании немецких войск с территории Лужского края. Деревянные здания усадьбы были сожжены; уцелела лишь каменная конюшня. В пожаре погибли и две остроконечные ели у Большого дома, придававшие своеобразную красоту силуэту усадебного комплекса. Садово-парковая часть с прудами, старинными дубами, лиственницами, липами и яблоневым садом в основном все же сохранилась. Но за последующий период владения совхозом она еще больше утратила свой прежний облик. Деревья и кустарники беспорядочно разрослись, на площадке партера сажали картофель, выращивали рассаду овощей, даже сеяли кукурузу; пруды заросли. К счастью, сохранились фундаменты всех зданий.

По инициативе местной общественности в 1967 году Министерство культуры Российской Федерации вынесло решение создать музей в усадьбе Любенск. В состав этого музея вошла и территория Вечаши. Таким образом сформировался Музей-заповедник Н. А. Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша». В первые же годы после Приказа Министерства культуры о создании музея земля Вечаши была музею передана и там началась реставрация парка. Расчищались трассы, аллей, подсаживались молодые деревья. На окраине парка поставили два домика для персонала музея, затем устроили в них примитивную экспозицию. Усадьбой Любенск долгое время совсем не занимались. Она все еще была в ведении совхоза и оставалась в запустении, похожей на заросшее царство Спящей красавицы.

С 1980 года начались проектные работы по реставрации парка Любенска и восстановлению зданий в обеих усадьбах. Но в Вечаше оказалось реальным восстановить лишь тот дом, в котором в свое время жил и работал Николай Андреевич. Это стало возможным благодаря тому, что его фундаменты сохранились, а в семейном архиве Римских-Корсаковых имелись фотографии дома. Они были сделаны навещавшим Николая Андреевича в Вечаше его учеником, другом и биографом Василием Васильевичем Ястребцевым. Наличие в том же архиве около 150 фотографий усадьбы Любенск, сделанных членами семей Римских-Корсаковых за время с 1908 по 1918 годы, позволяло восстановить все усадебные здания в их прежнем облике и, кроме того, воссоздать в Большом доме Любенска интерьеры кабинета Николая Андреевича, гостиной и столовой. Были составлены проекты восстановления всех усадебных строений, вплоть до колодца на дворе усадьбы.

Но даже та часть работ по Любенску, которую намечалось выполнить к открытию музея в марте 1995 года, не была осуществлена полностью. Из-за этого архитектурно-ландшафтный комплекс усадьбы имеет ущербный вид. Особенно остро ощущается отсутствие в композиции застройки небольшого здания под названием «Дача». Это здание намечено к восстановлению в прежнем его внешнем облике с приспособлением помещений для приема и обслуживания посетителей. Создание музея еще далеко не завершено, но и то, что из застройки осуществлено, предстает перед глазами посетителей в окружении той же природной красоты, которая когда-то окружала Николая Андреевича и дарила ему вдохновение.

Источники:

Вечаша // Михайловская Пушкиниана. - Псков, 2005. - Вып. 38: Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы / авт.-сост. Н.Г. Розов. - С. 178-181.

Римская-Корсакова, Татьяна Владимировна. Мемориальный музей Н.А. Римского-Корсакова Любенск-Вечаша / Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. – Москва : Троица, 2006. – С. 2-11.

Н.А. Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске

Назад

Обычно мысли о создании новой оперы появлялись у Николая Андреевича в зимние периоды в Петербурге. Но в городской обстановке, когда массу времени отнимали занятия в консерватории и другие служебные и общественные обязанности, он успевал сделать лишь наброски музыкальных мыслей для задуманного произведения, сочинить отдельные куски будущей оперы. Основная же работа начиналась летом на даче, когда вдали от городской суеты, в окружении любимой и вдохновлявшей его природы, он мог все время посвящать сочинению музыки.

И вот ранней весной 1894 года у него появилось желание написать оперу на сюжет повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сочиненное им Вступление к опере он показал дома друзьям, еще не раскрывая ее названия. Этой оперой он занялся вплотную лишь летом, которое впервые было проведено в Вечаше.

...В то лето Николай Андреевич сам ездил снимать дачу. Он так пишет в «Летописи»:
«Вечаша - прелестное место, чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.д. Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Хозяйка - старая... г-жа Огарева с дочерью, перезрелой девицей, живут рядом в маленьком доме и не мешают. Купание прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Имение это было отыскано мною и сразу мне приглянулось. Вблизи деревни Запесенье и Полосы, неподалеку также усадьба Любенск, принадлежащая г-же Бухаровой. Лес поодаль, но прекрасный. Вечаша всем нам очень нравилась».

Сначала на дачу поехала Надежда Николаевна с детьми. Их переезд сопровождался проливным дождем, под которым им пришлось ехать на лошадях по плохой дороге 12 верст от станции Плюсса на Варшавской железной дороге, и они сильно промокли. Из-за этого первое впечатление о Вечаше у Надежды Николаевны было скверным. Она даже предложила, не поехать ли им обратно в город. Но через день писала в Петербург:
«Милый друг, Ника, мы здесь хорошо устроились; дача очень просторная и удобная. Хозяева удивительно любезны и предупредительны. (...) Сад у нас прелестный, в нем очень много больших прекрасных лип».

Как бывало и на всех других дачах, фирмой Мюльбах из Петербурга в Вечашу был доставлен хороший рояль. В следующем письме Надежда Николаевна писала: «Дети заставляют меня каждый день играть свои любимые оперы: Игоря, Младу, и проч. А сегодня я взяла сонаты Бетховена и с громадным наслаждением сыграла их несколько подряд».

Освободившись от занятий в консерватории, приехал в Вечашу и Николай Андреевич. Сочинение «Ночи перед Рождеством» пошло быстро. При этом он успевал погулять по аллеям парка; слушая пение птиц, посидеть у ясеня на скамеечке (ясень был любимым деревом Николая Андреевича), полюбоваться простором озера Песно.

Еще в 1867 году Николай Андреевич сочинил для симфонического оркестра музыкальную картину «Садко» на сюжет былины о новгородском гусляре. А весной 1894 года историк русской музыки Н. Ф. Финдейзен подал Николаю Андреевичу мысль сочинить на тот же сюжет оперу. Эта идея ему понравилась, и, работая над «Ночью перед Рождеством», одновременно он начал делать наброски для оперы «Садко».

В своей «Летописи» Николай Андреевич пишет: «Помнится, местом для сочинения такого материала часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро. Мостки шли среди тростников; с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой - раскрывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко».

И сейчас с мостков, уходящих с берега в озеро, открывается его ширь. Вас чарует все тот же пейзаж - с прибрежными тростниками и далекой полосой леса на противоположном берегу огромного озера, вдохновлявший Николая Андреевича на сочинение чудесной музыки.

За первое вечашское лето Николай Андреевич сочинил в черновике почти всю оперу «Ночь перед Рождеством». С того лета его не покидала мысль и о сочинении следующей оперы - «Садко» на основе им же написанной ранее музыкальной картины с тем же названием. В Петербурге под Новый год он уже надписал ее заглавный лист: «Садко», опера-былина в 5-ти действиях. 31 декабря 1894, 1 января 1895. Черняк».


Владимир Иванович Бельский

 Следующее лето снова было проведено в Вечаше. Николай Андреевич целиком погрузился в творчество, без которого не мыслил своего существования. К середине августа опера «Садко» была почти закончена. Некоторые ее куски Николай Андреевич играл приехавшему в Вечашу В. И. Бельскому, высокообразованному человеку, знатоку древнерусской литературы и поклоннику музыки Римского-Корсакова. От «Садко» Владимир Иванович был в восторге. Картины величественного Окиян-моря и подводного царства, сцена прощания царевны Волховы с Садко на зеленом лужку, завершающаяся превращением царевны в реку, и многое другое производило сильное впечатление. Но в разговоре о сюжете оперы возникла мысль дополнить либретто еще одним персонажем - женой Садко Любавой. Так эта опера оказалась незаконченной. Переехав в Петербург, Николай Андреевич ее досочинил. По какой-то причине на следующие два лета Огарева свой дом не сдавала, а затем, в 1898 и 1899 годах, Римские-Корсаковы снова жили в Вечаше и снова Николай Андреевич полностью посвятил себя музыке.

Приехав весной 1898 года в Вечашу, Надежда Николаевна писала оттуда: «Милый Ника, как хорошо в Вечаше! (...). Как приятно было увидеть озеро! (...) Лягушек в пруду неимоверное количестве, они задают нам концерт и днем и ночью».

В Петербурге в начале того года Николай Андреевич обратился к давно привлекавшему его внимание сюжету драмы Л. А. Мея «Царская невеста» и стал делать на этот сюжет музыкальные наброски к своей седьмой опере. С июня он уже был в Вечаше, и сочинение «Царской невесты» пошло полным ходом. На этот раз Николай Андреевич тоже сначала никому не говорил, что именно он сочиняет. Но, когда уже многое было готово, ему захотелось показать новое сочинение В. И. Бельскому.

Он послал Владимиру Ивановичу ко дню его именин поздравительное письмо в стихах. Там были и такие слова:
К сему имею только то добавить,
Что было б хорошо, когда б в Вечашу
Приехали Вы к нам, на долю нашу
Взглянуть, послушать Царскую невесту
В ней есть Анданте, Модерато, Престо,
Ансамбли, арьи, лейтмотивы
И правда драматическая есть,
А кривды музыкальной и не счесть.
Три действия набросаны давно,
Четвертое на треть лишь мне темно. (...)

О приезде Бельского Николай Андреевич писал в Ялту, куда уехала на могилу дочери Надежда Николаевна: «Милый дружок мой, Надя, (...) вчера приехал Владимир Иванович и сегодня находится у нас. Я играл ему и пел с помощью Сони оперу; все три акта и кусок четвертого, который ты не знаешь. Ему все вообще нравится». Так секрет новой оперы приоткрылся. Николай Андреевич показывал ее и Семену Николаевичу Кругликову, тоже приезжавшему в Вечашу.
С детских лет увлеченный астрономией, Николай Андреевич учил Семена Николаевича, как называются созвездия и как находить их на небосклоне. «Лето 1898 года, - писал он в своей «Летописи», - в милой Вечаше протекало быстро за сочинением «Царской невесты», а вместе с ним и сочинение текло быстро и легко. В течение лета вся опера была сочинена».

Музыкальный критик В. В. Стасов предложил Римскому-Корсакову написать оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина к предстоящему 100-летию со дня рождения поэта. В феврале 1899 года Николай Андреевич начал делать первые наброски и опять об этом никто, кроме Стасова и составлявшего либретто Бельского, не знал.

Летом в Вечаше создание «Салтана» пошло так быстро, что Владимир Иванович
иногда не успевал с текстом либретто за музыкальной мыслью Николая Андреевича. К концу лета вся опера была сочинена и частично оркестрована.

В летнем пребывании в Вечаше снова наступил перерыв, на этот раз в 4 года. Римские-Корсаковы проводили два сезона в Германии, Италии и Швейцарии; два лета снимали дачу в имении Крапачуха, близ Окуловки. За это время Николай Андреевич сочинил оперы «Сервилия», «Пан воевода» и «Кащей бессмертный». В 1903 году в Крапачухе он начал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - гениальное произведение, созданное по мотивам древних русских сказаний и романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах». Бельский написал для «Китежа» либретто, являющееся, само по себе, высокохудожественным литературным произведением.


Вечаша. Озеро Песно

Сочинение «Китежа» в Крапачухе шло необычно медленно. Сказывалась усталость, накопившаяся за долгие годы напряженного труда.

Весной 1904 года Николай Андреевич освободился от консерваторских занятий рано и уехал на дачу - на этот раз снова в Вечашу, еще до начала экзаменов, которые переложил на Глазунова. Он радовался, что едет на дачу рано, так как ему очень хотелось хоть одну весну провести на лоне природы: Он давно не видел распускающейся зелени, расцветающих ландышей. Приехав в Вечашу, на следующий же день он писал Кругликову словами Февронии из «Китежа»: «Днем и ночью здесь пенье умильное, и на все голоса ликование».

В «милой Вечаше», как называл ее Николай Андреевич, работалось легко, и опера стала подвигаться быстро. В июле ее сочинение уже подходило к концу, о чем Николай Андреевич сообщил Бельскому открыткой со словами «Завтра-послезавтра кончу» и с нотной строчкой. На следующий же день снова открытка - со словами «Я кончил» и с другой музыкальной фразой.

Но через два дня пришлось послать еще одну открытку, в которой он сообщал: «Еще не кончил» и добавил новую нотную строку. Наконец, еще через три дня, 14 июля, Николай Андреевич написал в четвертой открытке: «Кажется, что кончил, хотя, разумеется, не совсем», - и тут же привел музыкальную строчку с редкостной гаммой.
Тогда же Николай Андреевич писал Кругликову:
«Черновая черновых докончена вся; в крайнем случае имею право умереть, а Глазунов, вероятно, не откажется инструментовать».

До конца июля Николай Андреевич работал усиленно и был рад, что никто не приезжает и не мешает ему. А в августе стали все же появляться посетители. Сначала гостил его ученик и приятель сыновей, Владимира и Андрея, Стравинский, затем на три для приехал Кругликов, а вслед за ним - Ястребцев. На следующий день после своего приезда Василий Васильевич записал: «Я снимал виды Вечаши, пока еще все гуляли (ходили за грибами), Николай Андреевич сыграл II действие «Китежа». Чудо из чудес! Я плакал».

Ястребцев сфотографировал также Николая Андреевича в парке Вечаши под его любимым ясенем и в комнате, служившей ему кабинетом за сочинением «Китежа». В предыдущие годы там были сочинены и другие четыре оперы. В марте 1905 года, в связи с происходившими тогда в Петербургской консерватории студенческими волнениями и высказываниями Николая Андреевича против действий дирекции, он был из числа профессоров уволен. Рано освободившись, таким образом, от занятий, 3 мая он уже был в Вечаше. «Воображаю, как теперь хорошо в Вечаше, - писал ему туда Ястребцев - как вдохновенна и нежна робкая весенняя песня леса. Как хороши свежие ландыши».

Из-за серьезной болезни сына (Андрея) Надежда Николаевна уехала с ним в немецкий курортный город Наугейм. Николай Андреевич писал ей туда из Вечаши: «Со вчерашнего дня мы купаемся, в воде 18-19 гр. Зелень свежая, цветов много, аквилегий множество, много земляничного цвета. Птицы распевают, но соловьев не слышно. Тем не менее сегодня часов в 6 утра возле самого окна моего вдруг с чего-то защелкал соловей. Лягушки в пруду тоже распевают во всю мочь».

В то лето - последнее, проведенное в Вечаше, - Николай Андреевич музыки не сочинял, даже желания не испытывал. Пробовал, но дело не шло. Он продолжал писать свои воспоминания, которые потом довел до 1906 года и назвал «Летопись моей музыкальной жизни». Рано утром 22 июля приехал в Вечашу Ястребцев. «Все еще спали, - записал он, - утро было чудное. Обошел весь сад и даже сделал снимок аллеи перед балконом. Все было по-старому, только в саду больше цветов (левкои, табак, лобелии). В половине девятого вышел Николай Андреевич. (...) После завтрака Николай Андреевич засел за свою «Инструментовку». (...) После прогулки он сыграл по корректуре свою прелюдию-кантату (по Гомеру). Затем мы снова гуляли по саду. (...) После обеда он снова занимался. Затем ходили на озеро «провожать солнце». Любовались небом и облаками. Николай Андреевич говорил, что он окончательно влюбился в красоту неба и теперь вполне понимает, почему люди туда поместили Бога».

О последнем дне своего пребывания в Вечаше Василий Васильевич записал: «Под вечер мы ходили с Надеждой Николаевной (младшей) и Николаем Андреевичем смотреть закат солнца. (...) Сидели на крыльце, видели падающие звезды. (...) Перед отъездом были всей компанией на озере. Справа - оранжевое отражение луны в воде (полосы света на воде)».

В одном из писем к Надежде Николаевне в Наугейм Николай Андреевич писал, что для него Вечаша по-прежнему остается приятнейшей дачей, по-прежнему милым местом: «Сад, озеро, земляника, мед, тихое житье - все это чудесно».

В 1906 году Римские-Корсаковы ездили летом за границу. Николай Андреевич восторгался грандиозными видами Альп, наслаждался чудесным климатом, но ничего не сочинял. С осени он был восстановлен на посту профессора и вернулся к консерваторским занятиям.

Без композиторской деятельности Николай Андреевич долго существовать не мог. Он говорил, что композиторы подобны пьяницам: и хотел бы бросить сочинять, да никак не может. И вот в октябре он посылает Бельскому такую записку:
Нет ни службы, ни работы
В день торжественный субботу,
Двадцать первый октября
Ни на что не посмотри
К Вам сбираюсь на минутку,
В третьем часе меня ждите,
(Коль нельзя, то напишите).
Сочинять хочу не в шутку
«Золотого петуха».
Хи, хи, хи да ха, ха, ха.

Несмотря на недавние его уверения, что у него нет больше охоты сочинять, в его нотной записной книжке стали появляться музыкальные фразы, первая из которых была:
«Кири - куку, царствуй лежа на боку».
В качестве либреттиста был призван опять Владимир Иванович Бельский.
«Николай Андреевич по-видимому ужасно доволен, что снова сочиняет, хотя многое ему мешает надлежащим образом сосредоточиться», - записал Ястребцев.

Весной 1907 года Николай Андреевич, в сопровождении семьи, ездил в Париж, где проходили Русские исторические концерты с его участием. В «Русской Музыкальной газете», в статье об этих концертах, говорилось, что «это были не исторические концерты русской музыки, но торжество Римского-Корсакова».

По возвращении из Парижа в начале июня Римские-Корсаковы переехали на дачу, снятую в Любенске. Живя там, они сразу же повели переговоры с Бухаровой о покупке у нее этой усадьбы. В середине июня Николай Андреевич писал оттуда старшему сыну Михаилу: «Любенском мы все восхищаемся и все время говорим о том, что и как будем делать, когда он будет наш, так как покупка его нами, в сущности, решена. (...) Я даже чувствую некоторое беспокойство оттого, что задаток не дан. Дети и мама строят всякие хозяйственные планы, а я слушаю с восхищением. Действительно, как приятно иметь нечто свое, да притом такое хорошее. Не надо будет больше думать о приискании дачи, да и никакая наемная дача не пойдет в сравнение с собственным углом».

В Любенске работа над новой оперой пошла необычайно быстро. В конце июня приехал Владимир Иванович, и Николай Андреевич проиграл ему и своим домашним куски «Золотого петушка». А 29 августа вся опера была сочинена в партитуре.

Накануне вечером приехал Ястребцев. О дне 29 августа он записал: «В три четверти девятого показалось солнышко и явился Николай Андреевич. Перешли в столовую, пили кофе. (...) Любенский сад прелестен: масса красивых аллей, чудные вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки, образованной 16 дубами, возле дома громадный величественный ясень, кусты белой акации, целые аллеи сирени, астры, душистый горошек, настурции, анютины глазки, перед круглым прудом огромная клумба табаку, березовая аллея и, наконец, ужасно поправившаяся мне, заросшая акацией липовая аллейка (невдалеке слева от дома), которая с тех пор и стала называться «моей» аллеей. Все это было необыкновенно красиво. В половине одиннадцатого Николай Андреевич принялся за дописывание «Золотого петушка»: оставалось доделать последние 26 тактов оперы. Я же снова прошел в сад и тут мне были показаны две маленькие, как мы их прозвали «Дадоновы пушки», принадлежавшие бывшим владельцам усадьбы Бухаровым. (...) В 12 часов сели завтракать. Вскоре (в 20 мин. первого) появился Николай Андреевич, который только что окончил своего «Петушка». По предложению Надежды Николаевы (старшей) мы встретили его громкими аплодисментами (...) После завтрака Николай Андреевич исполнил два раза подряд (сперва для меня одного, а затем для всех) всё III действие «Золотого петушка». Удивительно интересная и оригинальная музыка».

Вечером, просматривая рукопись оперы, Василий Васильевич обратил внимание на пометки Николая Андреевича на полях нотных листов, к опере не относящиеся: «Мошкара жужжит на fa diese, пчела - на si, жуки - на re, шмели - на do или do diese». Следующий день был прохладным, но солнечным, и Андрей (средний сын композитора) сфотографировал отца с Ястребцевым на сиреневой аллее и у березы за воротами усадьбы. Перед обедом Николай Андреевич и Василий Васильевич сидели на скамейке за воротами усадьбы и любовались далью, а после обеда снова гуляли по саду. Лихорадочная спешка Николая Андреевича в сочинении «Золотого петушка» объяснялась, видимо, предчувствием своего недалекого конца. Он боялся, что опера останется незаконченной...

Весной 1908 года Николай Андреевич перенес тяжелейший приступ сердечной астмы. Немного окрепнув, 21 мая он переехал снова в Любенск. Была надежда, что деревенский воздух и полный покой окажут благотворное действие на его здоровье. Но лишь около трех недель прожил он тогда в Любенске. О кончине Николая Андреевича вспоминал Андрей Николаевич: «Был чудесный июньский день. Любенский сад-парк был напоен благоуханиями. Задержанная майскими холодами весна с третьей четверти мая вступила в полный разгар. Сотни яблонь, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - все это превращало влажный воздух парка в подобие густой насыщенной атмосферы оранжереи или парника. Во всех комнатах и на балконе красовались огромные букеты цветов. (...) Н. А. с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов. К концу дня с палкой, в люстриновом пиджачке и в своем обычной головном уборе - синей кепке - медленной размеренной поступью в сопровождении Михаила Николаевича (старшего сына, Т. Р.-К.) обошел все свои любимые места в саду («простился со всем», - говорили на следующий день служащие Любенска)».

Под вечер Николай Андреевич долго сидел на скамейке за воротами и смотрел на столь любимые им краски заката. К ночи стало душно, надвигалась гроза. В начале третьего Надежда Николаевна прибежала за сыновьями Андреем и Владимиром, так как у Николая Андреевича начался сильный приступ удушья. Они сделали ему уколы морфия и камфоры, но облегчения не наступало. Послали верхового за доктором (за несколько верст). Наступило тревожное ожидание. В это время раздался короткий и сильный удар грома - молния ударила где-то совсем рядом, и вслед за этим послышался шум хлынувшего ливня. Через несколько мгновений Николая Андреевича не стало. Он скончался под утро 8/21 июня 1908 года.

Мемориальный музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова

Назад

Адрес: 181010, Псковская область, Плюсский р-он, п/о Которск
Телефон: (81133)9-4449
Режим работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника
Проезд: Автобусами: новгородским от г. Луга - 50 км; от станции Плюсса на Варшавской ж/д - 14 км, легковым автомобилем по Киевскому шоссе от Пскова - 100 км, от С-Петербурга - 200 км.
Веб-сайт: http://museums.pskov.ru/virtual/filial/rkorsakov

Музей-заповедник имени великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова Главный дом в Мобенске, где расположена часть экспозициисостоит из двух соседних усадеб Любенск (8,2 га) и Вечаша (35 га). Они находятся в северной части Псковской области на расстоянии 100 км. от Пскова, 190 км. от Санкт-Петербурга и 50 км. от города Луги по шоссе Петербург-Киев.

Музей создан в этом краю с чудесной природой не случайно. Ведь любовь к природе, преклонение перед ней Николай Андреевич пронес через всю свою жизнь. Она дарила ему вдохновение, в ее окружении ему работалось особенно легко. Из 15 своих опер, Римский-Корсаков сочинял в Вечаше "Ночь перед Рождеством", "Садко". "  Царскую невесту", "Сказку о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже"; в Любенске он написал последнюю свою оперу "Золотой петушок".

Основанный в апреле 1967 года, Музей Н. А Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша» был открыт лишь в марте 1995 года. Он явился третьим, завершающим создание комплекса музеев, посвященных жизни и деятельности Николая Андреевича: Дом-музей в Тихвине - рождение и детские годы; Музей-квартира в Петербурге - основной период жизни и деятельности; Музей «Любенск-Вечаша» - последний период жизни и творчества великого музыканта.

Расположенный в сельской местности, удаленной от городских центров на сотни километров, Музей «Любенск-Вечаша» мало известен, и поток туристских групп пока еще невелик. К тому же современные условия транспорта затрудняют привлечение индивидуальных посетителей. Но у тех, кто все же посетил эти памятные места, неизменно возникало чувство прикосновения к прекрасному.

Имения Любенск и Вечаша были любимыми местами летнего отдыха Н.А. Римского-Корсакова и его семьи. По дореволюционному административному делению ранее они относились к Лужскому уезду Петербургской губернии.  Места этого края (теперь уже Псковского края) привлекали русского композитора мягкой красотой столь любимой им российской северной природы. 

"Милая Вечаша"

Вечаша расположена в 14 км. от железнодорожной станции Плюсса, в 6 км. от шоссе Санкт-Петербург - Киев (на 186 км. от Санкт-Петербурга).

Из зданий Вечаши воссоздан только господский дом, где Николай Андреевич написал 5 из своих 15 опер. За неимением достоверных сведений, остальные постройки этой усадьбы восстановлению не подлежали.

Внешний облик господского дома воссоздан в его историческом виде, но планировка помещений изменена и приспособлена под концертный зал на 100 мест и экспозицию «Образы природы в музыке Н. А. Римского-Корсакова».

В этом доме оформлен лишь интерьер комнаты, служившей Николаю Андреевичу кабинетом. Ее местоположение определилось по фотографии Ястребцева, на которой он пометил два окна и надписал, что это окна кабинета Римского-Корсакова. Обстановка кабинета примерно такая, какой она была при жизни там Николая Андреевича.

Центральное место в доме занимает экспозиционный зал. Основная его часть посвящена музыкальным образам природы в произведениях Римского-Корсакова. В процесс осмотра этой экспозиции включаются музыкальные иллюстрации - отрывки из произведений Николая Андреевича, в которых с таким мастерством он передавал впечатления от того или иного природного явления. Эти музыкальные иллюстрации можно слушать по ходу осмотра экспозиции или по его окончании - в концертном зале.

Любенск и Вечаша - автобусная экскурсияВ вечашском доме есть еще одна комната, в которой собраны предметы крестьянского быта того времени, когда здесь жил Николай Андреевич. Красочные вышивки, плетеные туески и лапти, мужские рубахи, женские кофты и юбки, посуда, колокольчик, когда-то звучавший на дуге лошади...

Из всей усадебной земли в 35 гектар более половины занимал огромный старинный живописный парк, раскинувшийся по берегу поэтичного озера Песно. Его несколько запущенные тенистые аллеи с вековыми деревьями и пышными кустами белых и алых роз между ними; солнечные лужайки парка и широкий простор озера, окаймленного прибрежными камышами; скромные деревянные усадебные строения; тишина и безлюдье - были по душе Николаю Андреевичу. Это располагало к творчеству и к отдыху от городской суеты. Там, в "милой Вечаше", на протяжении 1894 - 1905 годов, Римский-Корсаков проводил лето и работал над своими произведениями 6 раз.

Любенск

Усадьбы ПсковщиныУсадьба Любенск расположена в 15 км от железнодорожной станции Плюсса. Сейчас это основной мемориальный комплекс Музея-заповедника Н.А. Римского-Корсакова. 

Любенский дом не раз горел, постепенно вырубались парковые насаждения. Огромный урон усадьбе был нанесен в годы Великой Отечественной войны, когда огню были преданы вес усадебные постройки Любенска, кроме конюшни, и пости полностью были уничтожены сад и парк.

Усадьба Любенск, несмотря на значительные недоделки по воссозданию ее архитектурно-ландшафтного комплекса, не потеряла своей привлекательности. От Большого дома также раскрывается панорама с озером Песно на дальнем плане.

В 1966 году по инициативе общественности Плюсского района Совет Министров РСФСР принял постановление о создании музея Н.А. Римского-Корсакова в Любенске—Вечашс. Приказом Министерства культуры РСФСР от 21 апреля 1967 года музей-усадьба вошел на правах филиала в состав Государственного Пушкинского заповедника Псковской области. Музею была передана территория Всчаши в 35 га. В соответствии с документацией института «Леспроект» были проведены восстановительные работы в части бывшего парка.

Для размещения временных экспозиций возвели два стандартных домика. В январе 1973 года Псковский облисполком принял музей-усадьбу на бюджет области в качестве филиала Псковского государственного музея-заповедника.

В 1989 году после разработки и утверждения Генерального плана развития и Охранных зон музея начался новый этап научного воссоздания и музеефикации заповедной зоны. Музею наконец была передана территория бывшей усадьбы Любенск площадью 6 га; таким образом, общая площадь музея-заповедника составляет теперь 43 га.

В Любенске восстановлены главный усадебный дом, «семейная», отреставрировано здание конюшни-каретника. Сохранился акациевый кружок на подъездном дворе, несколько изменивший свой вид, так как из посаженных в нем в 1913 году молоденьких саженцев выросли высокие деревья. Все также красочна каменная конюшня, устоявшая при пожаре 1943 года. И также прекрасны в парке 200 - 300-летние дубы.

Мемориально-бытовая экспозиция любенского дома посвящена последнему периоду жизни и творчества композитора (1907-1908). Она развернута в пяти комнатах: кабинете, гостинной, столовой, спальне и комнате сыновей. Здесь представлены материалы и о ближайшем окружении Николая Андреевича - его близких, друзьях. В атрибутировании мемориальных помещений бесценную помощь музею оказали младший сын Римского-Корсакова Владимир Николаевич и внучка по линии старшей дочери Софьи Николаевны Троицкой Ирина Владимировна Головкина, предоставившие фотографии, документы из семейного архива и восстановившие по памяти отдельные фрагменты интерьеров.

Кабинет

Обойдя акациевый кружок, входим с парадного крыльца в Большой дом и попадаем в «стеклянные сени», названные так по большой поверхности окон. Из сеней через маленькую переднюю можно пройти в кабинет Николая Андреевича, в обстановке которого использована мебель из семей его детей. На письменном столе - последняя страница сочиненной здесь оперы «Золотой петушок». На этом листе справа внизу Николай Андреевич написал: «Любенск. Кончено 29 августа 1907 г.». Рядом лежит толстый карандаш - подарок Надежды Николаевны. Здесь же небольшая ее фотография и в старенькой бархатной рамочке - фотопортрет Софьи Васильевны, матери композитора.

На стене у стола любимая Николаем Андреевичем фотография детей 1900 года и силуэт Надежды Николаевны, вырезанный уличным художником где-то за границей.

Над диваном в центре - портрет юной Надежды Пургольд (будущей жены Николая Андреевича), подлинный рисунок ее брата Николая; здесь же - портреты самых близких в последние годы друзей Николая Андреевича: композиторов А. Лядова и А. Глазунова.

В кабинете нет рояля не потому, что комната невелика. Николай Андреевич при сочинении музыки никогда не пользовался роялем. Он был ему не нужен, так как его исключительный внутренний музыкальный слух позволял ему сочинять музыку без инструмента, даже сложные оркестровые и оперные партитуры он писал сидя не за роялем, а за письменным столом.

Гостиная

Другая дверь из передней ведет в просторную гостиную со скромной обстановкой. Здесь, как и в кабинете, некоторые вещи из семей Римских-Корсаковых - мебель, альбом с семейными фотографиями, шкатулка для рукоделия, нотные издания. На рояле - лента от одного из поднесенных Николаю Андреевичу венков.

Сюда Николай Андреевич приходил из кабинета проиграть только что сочиненные им куски «Золотого петушка». В гостиной он показывал свою новую оперу Бельскому, Ястребцеву. Надежда Николаевна садилась за рояль и играла любимые ею произведения Бетховена, Шопена, Шумана.

Над роялем - портреты композиторов А. Даргомыжского и М. Глинки, перед гением которого Николай Андреевич преклонялся всю жизнь. Даргомыжского он знал в молодые годы, и после его смерти оркестровал незаконченную его оперу «Каменный гость».

Есть в гостиной эпидиаскоп, который предназначался для просмотра фотодиапозитивов с их увеличением и усилением пространственного эффекта.

Столовая

Из гостиной входим в столовую. В этой последней из комнат с мемориально-бытовой обстановкой семья собиралась к трапезам. Во главе стола, как и в городе, было место Надежды Николаевны, по правую руку от нее – Николая Андреевича, остальные места занимали дети – Андрей, Владимир и Надежда. Старшие, Михаил и София, снимали для своих семей дачи в других местах.

На стенах столовой – несколько семейных портретов. Над диваном находятся портреты родителей Николая Андреевича.

Среди подлинных семейных предметов - скатерть, вышитая младшей дочерью Николая Андреевича Надеждой, и на этой скатерти - дорожка, которую вышивал, будучи еще мальчиком, сын Владимир. На буфете поднос и кофейная мельница - предмет в семье необходимый, так как Николай Андреевич был страстным любителем кофе.

29 августа 1907 года все домашние и приехавший в Любенск Ястребцев, собравшись за столом к завтраку, ждали Николая Андреевича. Закончив сочинение «Золотого петушка», он пришел в столовую и был встречен аплодисментами.

Из столовой можно выйти на балкон, с которого и сейчас открывается тот же прекрасный вид, которым восхищался Николай Андреевич и любовался с этого балкона накануне своей кончины.

Комната сыновей

В соседней со столовой «комнате сыновей» устроена экспозиция, посвященная последнему периоду жизни Николая Андреевича и его опере «Золотой петушок».

Когда Римские-Корсаковы поселились в Любенске, эту комнату занимали сыновья Андрей и Владимир. Она не имеет особого исторического значения и сведений о ее обстановке не сохранилось. Поэтому она отведена под экспозицию, посвященную последним годам жизни Николая Андреевича и сочиненной им в Любенске опере "Золотой петушок".

Здесь представлены эскизы И. Я. Билибина театральных костюмов персонажей этой оперы; фотопортреты В. И. Бельского, автора либретто «Золотого петушка», и М. П. Беляева, нотного издателя; клавир этой оперы в беляевском издании (с автографом Николая Андреевича); детей Римских-Корсаковых.

На стенах этой комнаты - три этюда Любенска, написанные с натуры в 1911 году Г. Н. Добржинским, молодым художником, погибшим в самом начале Первой мировой войны, а также фотографии Большого дома, сделанные в 1908 году Владимиром Николаевичем и послужившие ценнейшим материалом для воссоздания внешнего облика этого дома. Им же сделана в марте 1908 года и представленная в этой комнате последняя фотография Николая Андреевича - с А. К. Лядовым в кабинете городской квартиры. Сюда прибежала Надежда Николаевна звать сыновей к Николаю Андреевичу, когда у него случился роковой приступ удушья.

На стене напротив входа экспозицию возглавляет портрет Николая Андреевича, сделанный по фотографии, снятой его сыном, Владимиром Николаевичем в 1906 году в гостиной петербургской квартиры Римских-Корсаковых. Внизу помещены фотографии детей Николая Андреевича и Надежды Николаевны.

Первенец, Михаил Николаевич, родился в 1873 году и был назван в честь Михайлы Тучи, героя первой оперы Николая Андреевича "Псковитянка". Михаил Николаевич стал крупным ученым-энтмологом.

Дочь композитора София Николаевна родилась в 1875 году. В молодости состояла в хоре Академической капеллы. Когда в 1901 году Николай Андреевич сочинял оперу "Кащей Бессмертный", он часто прибегал к помощи старшей дочери при разработке либретто.

Андрей Николаевич, появился на свет в 1878 году. Окончив Страсбургский университет, он стал доктором философии и, вернувшись в Петербург, некоторое время преподавал логику, психологию и историю философии в гимназиях. С 1912 года посвятил себя музыковедению. Андрей Николаевич много работал над архивом отца и написал ценнейший труд о его жизни и творчестве, изданный в пяти выпусках в 1933-1946 годах. В 1938 году в стенах Института театра и музыки в Ленинграде организовал комнату-музей Н.А. Римского-Корсакова.  С 1920-х годов он состоял сотрудником Отдела рукописей Ленинградской публичной библиотеки, где и хранился рукописный архив Николая Андреевича.

Владимир Николаевича появился на свет в январе 1882 года. Получил юридическое образование в Петербургском университете. Затем занимался в консерватории по классу скрипки. После войны стал хранителем семейного архива Римских-Корсаковых, созданного в Институте Театра и музыки (Российский институт истории искусств). Он участвовал в редактировании полного собрания сочинений композитора для Академического их издания. Пока Любенск принадлежал Римским-Корсаковым, Владимир Николаевич проводил там каждое лето и принимал деятельное участие в хозяйстве усадьбы.

Надежда Николаевна (младшая), родилась в 1844 году. Стала женой ученика Николая Андреевича, композитора Максимилиана Осеевича Штейнберга.

Спальня

В комнате, служившей спальней, экспозиция посвящена светлой памяти скончавшегося здесь Николая Андреевича.

Возглавляет ее большой посмертный его портрет работы А. В. Ухановой. В витрине под портретом помещен оригинальный подарок Николаю Андреевичу от одного из оркестрантов Мариинского театра - коробочка с вишневой косточкой, на одной стороне которой написана вся молитва «Отче наш». Рядом, в угловой витрине, - тот самый люстриновый пиджачок, в котором Николай Андреевич последний раз обошел любимые места сада Любенска. Над постаментом с посмертной маской - портрет Надежды Николаевны 1918 года. Со времени кончины Николая Андреевича скорбное выражение никогда не сходило с ее лица.

В этой комнате собраны музыкальные и литературные произведения Н. А. Римского-Корсакова. Все они были опубликованы при его жизни, за исключением «Летописи», изданной под редакцией Надежды Николаевны в 1909 году, и «Основ оркестровки», вышедших в свет под редакцией М. О. Штейнберга в 1913 году.

Наследие Николая Андреевича велико: 15 опер, 12 произведений для симфонического оркестра, 80 романсов, 6 концертов для инструментов с оркестром, несколько камерных инструментальных ансамблей, сочинения для хора, в том числе и духовная музыка.


Решению многих музейных вопросов немало способствует внучка композитора Татьяна Владимировна Римская-Корсакова, живущая в Петербурге. Она стала одним из авторов научной концепции развития музея, принимала активное участие в разработке заданий на проектирование восстановительных работ мемориальной усадьбы Любенск, пополнении музейных фондов мемориальными предметами, подготовке музейных экспозиций.

Фонды музея формировались и постоянно пополняются в ходе экспедиций его сотрудников по районам Псковской области, путем закупки экспонатов у коллекционеров и, конечно же, за счет даров наследников композитора.

В результате историко-бытовых экспедиций были собраны предметы конца XIX-начала XX века, в том числе некоторые вещи из любенского и вечашского домов (кресла, столик, стулья и т.д.).

Наследниками музею были переданы наиболее ценные экспонаты: прижизненные нотные издания с автографами композитора, серебряный стаканчик с его инициалами, подлинные фотографии, вишневая косточка с гравировкой, подаренная Николаю Андреевичу одним из оркестрантов, коробочка с углем, которым художник В.А. Серов писал портрет Римского-Корсакова для дягилевских сезонов в Париже, серебряная пластинка с памятной надписью - подарок почитательницы его музыки А.А. Ястребцевой в день именин 9 мая 1895 года, посмертная маска композитора, памятные ленты.

Часть предметов была обнаружена в ходе восстановительных работ на территориях усадеб, при раскопках фундаментов главных домов. Во время чистки «овального» пруда в Любенске из воды извлекли одну из маленьких пушечек, прозванных Римским-Корсаковым додоновыми». После реставрации ее установили в саду на сохранившейся каменной подставке
Фотографии, афиши, буклеты, костюмы исполнителей оперных партий (Берендея, Садко) были получены из оперных театров страны и театральных музеев.

Все эти и многие другие экспонаты заняли свое место в главном доме в Вечаше, где находится музыкально-литературная экспозиция «Природа в творчестве Н.А. Римского-Корсакова (1894-1905)».

Первая очередь восстановительных работ в музее-заповеднике завершается к 150-летию со дня рождения композитора-18 марта 1994 года.

Второй очередью предусматривается воссоздание всех остальных усадебных построек, в том числе и хозяйственных, до 2005 года.

Фото 14. Т.В.Римская-Корсакова, внучка композитора

Фото 15. В.Н.Римский-Корсаков, младший сын композитора, с женой Ольгой Артемьевой на балконе дома в Любенске, 1908

Т.В. Римская-Корсакова, внучка композитора

В.Н. Римский-Корсаков, младший сын композитора, с женой Ольгой Артемьевой на балконе дома в Любенске, 1908.

 

Источники:

Вечаша // Михайловская Пушкиниана. Вып. 38: Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы / авт.-сост. Н.Г. Розов. - Псков : [б. и.], 2005. - С. 178-181.

Любенск (Запольская волость) // Михайловская Пушкиниана. - Псков : [б. и.], 2005. - Вып. 38: Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы / авт.-сост. Н.Г. Розов. - С. 181-184.

Римская-Корсакова, Татьяна Владимировна. Мемориальный музей Н.А. Римского-Корсакова Любенск-Вечаша / Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. – Москва : Троица, 2006. – С. 2-30.

Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Н.А. Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске : проспект / сост. В.И. Сложеникиной. – Москва : [б. и.], 1994. – 13 с.

Римская-Корсакова, Т.В. Усадьба Любенск Н.А. Римского-Корсакова / Т.В. Римская-Корсакова. - Псков : [б. и.], 1995. – 43 с.

Библиография

Назад

Книги

Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Н.А. Римский-Корсаков в Вечаше и Любенске : проспект / сост. В. И. Сложеникиной. – Москва : [б. и.], 1994. – 14 с. : ил.

Римская-Корсакова, Татьяна Владимировна. Мемориальный музей Н.А. Римского-Корсакова Любенск - Вечаша / Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. - Москва : Троица, 2006. - 29, [3] с. : ил. - (Музеи России).

Римская-Корсакова, Т.В. Усадьба Любенск Н.А. Римского-Корсакова / Т.В. Римская-Корсакова. - Псков : [б. и.], 1995. – 43 с.

Статьи

Пунченко, А. "У истока" / А. Пунченко // Псковская правда (Псковская область). - 2013. - 27 марта (N 13-В). - С. 5.
22 марта в музее-усадьбе М. П. Мусорского (Куньинский р-он) в рамках фестиваля русской музыки, посвященного творчеству великих русских композиторов М. П. Мусорского и Н. А. Римского-Корсакова, состоялся концерт "У истока".

Мировая премьера на псковской сцене // Стерх. - 2012. - 14 марта (N 11). - С. 6.
17 марта 2012 г. в Пскове откроется 38-й фестиваль русской музыки, посвященный М. П. Мусоргскому и Н. А. Римскому-Корсакову.

Мусиенко, Н. "Милая Вечаша" : 18 марта - 165 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова / Н. Мусиенко // Правда. - 2009. - 17-18 марта (N 26). - С. 4.

Алексеева, Н. Из истории старинных имений / Н. Алексеева // Плюсский край. - 2007. - 1 дек. - С. 5.
Об истории местечка Крицы Плюсского р-на, об усадьбе Крицы нач. 20 в., о Крицкой церкви Николая Чудотворца, о старинном Крицком кладбище, о связи этих мест с семьями Бухаровых и Римских-Корсаковых. Фото.

Васильева, В. Жемчужина Плюсского края : к 40-летию образования музея-усадьбы композитора Н. А. Римского-Корсакова / В. Васильева // Плюсский край. - 2007. - 21 апр. - С. 2-3.
Этапы создания и развития музея-усадьбы. Снимки

Милька, А. "Я обязательно сюда вернусь..." / А. Милька // Псковская правда. - 2007. - 3 марта. - С. 1.
К визиту директора Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровского в музей-усадьбу Римского-Корсакова, фото

Панова, Л. Любенск - место съемочной площадки / Л. Панова // Плюсский край. - 2006. - 23 сент. - С. 1.
О съемках фильма о Великой Отечественной войне "Диверсант-2" в усадьбе Римского-Корсакова в Любенске (по заказу I канала ТВ).

Сохранится ли для потомков Любенск-Вечаша? // Время - псковское. - 2006. - 18 мая. - С. 2.
Открытое письмо о проблемах финансирования и строительства усадеб ВечашаиЛюбенск, связанных с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

Стрекаловский, Ю. Родина "Золотого петушка" : мемориал. музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова "Любенск-Вечаша" хранит уникальные раритеты, сам являясь реликтом музейной сети "развитого социал" / Ю. Стрекаловский // Новая прагматика: информ.-аналитический журнал. - Псков, 2006. - № 1. - С. 72-81.

Барсова, Л.Г. Н.А. Римский-Корсаков в Вечаше / Л. Г. Барсова // Образы природы и обрядовая культура в творчестве Н.А. Римского-Корсакова : материалы науч. конф. - Псков, 2005. - С. 7-21.

Вечаша // Михайловская Пушкиниана. Вып. 38: Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы / авт.-сост. Н.Г. Розов. - Псков : [б. и.], 2005. С. 178-181. - Библиогр. в конце кн.

Любенск (Запольская волость) // Михайловская Пушкиниана. - Псков, 2005. - Вып. 38: Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы / авт.-сост. Н.Г. Розов. - С. 181-184. - Библиогр. в конце кн.
История усадьбы: о владельцах с 1782 г., семье Римского-Корсакова в Любенске, а также о парке и музее

Антонова, М. "Ночь перед Рождеством" на Псковской земле / М. Антонова // Псковская правда. - 2004. - 23 июня. - С.1.
В Вечаше и ЛюбенскеПлюсского р-на отметили День памяти Н.А. Римского-Корсакова.

Ефимова, И. Смогли бы вдохновить композитора нынешние пейзажи? / И. Ефимова // Новости Пскова. - 2004. - 25 июня. - С.19.
О дне памяти, прошедшем в Вечаше, о встрече с внучкой Н.А. Римского-Корсакова - Т.В.Римской-Корсаковой и её дочерью. Фото.

Васильева, Л.В. Бухаровы - владельцы Любенска / Л. В. Васильева // Земля Псковская, древняя и современная: материалы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. - Псков, 2002. - С. 146-151. - Библиогр.: С. 150-151.

Васильева, В. Верность памяти / В. Васильева // Плюсский край. - 2002.-2нояб.
Летом 2002 года в Любенске вновь жила и работала Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. Фото

Васильева, В.М. Музей – хранитель исторической памяти / В.М. Васильева // Плюсский край. – 2001. – 5 дек.
О деятельности музея Н.А. Римского-Корсакова, его почитателях.

Васильева, В.М. Певец солнечного культа : к 157-летию со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова / В.М. Васильева //Плюсский край. – 2001. – 17 марта. – С. 3.
О работе мемориального музея Н.А. Римского-Корсакова.

Моисеенко, Ю. «Не счесть алмазов…» в Вечаше! Только их… никто не хочет замечать / Ю. Моисеенко // Новости Пскова. – 2001. – 28 июля. – С. 5.
Фоторепортаж из Вечаши – мемориальной усадьбы Н.А. Римского-Корсакова, работниках музея, проблемах музея.

На балконе 0 Садко с Султаном // Псковская правда. – 2001. – 7-8 сент. – С. 19.
О судьбе усадьбы Вечаша.Этапы создания и развития музея-усадьбы.

Вечаша // Псковские дворянские усадьбы : сб. студ. работ. Вып. 3. – Псков, 1999. – С. 3-4.
История усадьбы.

Любенск // Псковские дворянские усадьбы : сб. студ. работ. Вып. 3. – Псков, 1999. – С. 5-6.
История усадьбы.

Казанская, Л. Свидание в прелестном месте, удобном для написания опер [Вечаша-Любенск] / Л. Казанская // Культура. – 1998. – 27 авг. – 2 сент. – С. 4.

Дмитриева, С. Любенск – Вечаша : будни и праздники / С. Дмитриева // Псковская правда. – 1997. – 25 февр.

Трофимов, Г. Второе рождение усадьбы : нынешний год объявлен Годом заповедников России / Г. Трофимов // Новости Пскова. – 1997. – 24 нояб.
О восстановлении усадеб Любенск и Вечаша в Плюсском районе, где жил на даче Н.А. Римский-Корсаков.

Ефимова, И. «Будет служить тем, кому это нужно» / И. Ефимова // Новости Пскова. – 1995. – 29 марта.
Фоторепортаж из отреставрированных музеев в Вечаше и Любенске.

Тиханов, А. «Вечаша прелестное место… Любенском мы все восхищаемся» : воссозданы и открылись усадьбы, где жил и творил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков / А. Тиханов // Псковская правда. – 1995. – 21 марта.

Михайлов, А. «Слушайте мою музыку…» : к 150-летию Н.А. Римского-Корсакова / А. Михайлов // Псковская правда. – 1994. – 1 марта.
История усадебных домов в Вечаше и Любенске, их разборки и восстановления, создания музейного комплекса.

Васильева, С. Заповедное место / С. Васильева // Светлый путь. – 1990. – 23 июня.
О постепенном восстановлении усадьбы в Любенске.

Будумян, В. Наполним музыкой сердца / В. Будумян // Псковская правда. – 1993. – 31 июля.
О ходе восстановительных работ в Любенске, где в летние сезоны жил Н.А. Римский-Корсаков.

Васильева, С. От Любенска до Вечаши / С. Васильева // Плюсский край. – 1992. – 29 июля.

Васильева, В. М. Все будет, как и при композиторе / В. М. Васильева // Псковская правда. – 1992. – 31 июля.
В музее Римского-Корсакова в Любенске, идет реставрационные работы.

Римская-Корсакова, Т. Здесь жил великий композитор / Т. Римская-Корсакова // Наше наследие. 1991. - ; 6. – С. 146-155.
Описание усадьбы Вечаши, где жил Н.А. Римский-Корсаков.

Васильева, В. М. Заповедное место / В. М. Васильева // Светлый путь. – 1989. – 15 июля.
О постепенном восстановлении усадьбы в Любенске.

Максимова, Е. Заповедная зона музея / Е. Максимова // Псковская правда. – 1987. – 24 нояб.
В Плюсском районе определена охранная зона музея-заповедника Н.А. Римского-Корсакова.

«Музей… без музея» // Литературная газета. – 15 мая. – С. 8.
О мерах, принятых для благоустройства и реставрации музея-усадьбы Н.А. Рмского-Корсакова.

Амаев, М. Ждет новоселье / М. Амаев // Советская культура. – 1980. – 15 авг.
Начата разработка проектов полного восстановления усадьбы Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше.

Лабенская, Л. Дивные мелодии на Вечаше / Л. Лабенская // Светлый путь. – 1980. – 20 июня.
О музее Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше.

Петрова, Р. Музею – 10 лет / Р. Петрова // Светлый путь. – 1977. – 5 марта.
К 10-летию открытия в Плюссе народного музея Н.А. Римского-Корсакова.

Шитикова, Р. Музею – 10 лет / Р. Шитикова // Псковская правда. – 1977. – 16 февр.
О народном музее Н.А. Римского-Корсакова в Плюссе.

Лабенская, Л. В мире музыки / Л. Лабенская // Светлый путь. – 1975. – 18 марта.
О народном музее Н.А. Римского-Корсакова.

Винк, В. Народному музею – 5 лет / В. Винк // Псковская правда. – 1972. – 12 марта.
Народный музей композитора в Плюссе в 1967 году посетил его сын В.Н. Римский-Корсаков.

Ильин, Н. Дорогие сердцу места / Н. Ильин // Псковская правда. – 1970. – 11 окт.
О музее-заповеднике Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше и Любенске.

Гейченко, С. Еще один заповедник на Псковщине / С. Гейченко // По ленинскому пути. – 1967. – 16 сент.
О создании в Любенске и Вечаше Государственного заповедника Н.А. Римского-Корсакова.

Дрибноход, Х. Здесь будет заповедник / Х. Дрибноход // Светлый путь. – 1967. – 28 июля.
Об открытии памятного знака в честь композитора Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше и Любенске.

Заварин, Г. Дорогое для сердца имя / Г. Заварин // Псковская правда. – 1967. – 8 марта.
4 марта в Плюссе открылся музей Римского-Корсакова.

Псковичи – автору «Псковитянки» // Правда. – 1967. – 6 марта.
В Плюсском районе открылся музей Н.А. Римского-Корсакова.

Сергеева, З. Редкая фотография / З. Сергеева // Псковская правда. – 1967. – 6 янв.
Об имении Н.А. Римского-Корсакова в Любенске.

Вечаша и Любенск – культурная стройка // Молодой ленинец. – 1966. – 22 окт.
Плюсский райисполком объявил заповедными местами Вечашу и Любенск. Программа восстановления усадьбы.

Бундзен, Г. Дорогие сердцу места / Г. Бундзен // Псковская правда. – 1966. – 9 сент.
О Вечаше и Любенске, где бывал Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков, Н.А. Сборник документов / Н.А. Римский-Корсаков. – Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951.
Документы о передаче дома Н.А. Римского-Корсакова в имении «Любенск» под охрану отдела учета и регистрации памятников искусства Народного комиссариата просвещения.

Веб-ресурсы:

http://plussa-region.narod.ru/guide/lubensk/korsakov/rimskij-korsakov.htm

http://www.pskovkid.ru/2013/09/blog-post_25.html

www.museum.ru/M1952

© ПОУНБ 2015