Биография Н. А. Римского-Корсакова

Назад

«Кащей бессмертный»

 

Три новые оперы Римского-Корсакова появились на русской сцене в ближайшие же четыре года после «Царя Салтана», и все они нисколько на него не похожи и несходны друг с другом. Это были посвященная памяти JI. А. Мея «Сервилия» (по драме Мея из жизни Древнего Рима времен Нерона и появления христианства), одноактная «осенняя сказочка» «Кащей бессмертный» (на собственное либретто композитора на основе русской народной сказки, по пьесе Е. М. Петровского) и посвященная памяти Фридерика Шопена опера «Пан воевода» (на либретто И. Ф. Тюменева). Во всех трех были прекрасные эпизоды: в первой - ария Сервилии «Цветы мои» и заключительная сцена ее смерти, произво­дившие сильное впечатление в исполнении В.И. Кузы; в «Пане воеводе» - трогательная песня об умирающем лебеде, польские хоры и танцы, оркестровый ноктюрн «Лунный свет». Но общий характер опер из римской жизни и из старинного польского быта оказался чужд компози­тору, что отразилось и на качестве либретто, и на самой музыке. Иное дело «Кащей бессмертный».

«Кащей» был написан в 1901-1902 годах в основном в нанятом на лето имении Крапачуха близ станции Окуловка Николаевской (ныне - Октябрьской) железной дороги. Композитор перед этим пересматривал, даже изучал партитуру Вагне­ра «Зигфрид»; теперь, в отличие от первого знаком­ства в 1889 году, его внимание привлекала не густота красок вагнеровского оркестра, а текучая, лишенная внешней расчлененности, но по-иному связная форма поздних вагнеровских опер. Форма и острая, даже колючая для непривычного слуха гармония. Они влекли и отталкивали одновременно. В них были заманчивые открытия еще небывалой до того выразительности и что-то, на слух Николая Андреевича, болезненное, преувеличенное, антиху­дожественное. Он много размышлял в эти недели над путями развития музыки. Опасаясь разруши­тельного влияния Вагнера на новейших композито­ров, он начал даже писать статью «о слуховых заблуждениях». Статью не дописал. Его охватил сильнейший, почти лихорадочный порыв творче­ства. Внешним толчком послужил поразивший его вид целого поля расцветших в конце июня огненно-красных маков и поднявшейся в огороде лиловатой белены - как раз эти цветы усыпления и безумия должны были расти в таинственном саду дочки Кащея, жестокой красавицы, пленяющей и губящей витязей и тем спасающей своего отца от гибели.

«Материал прилез в голову как-то сразу весь», - с некоторым удивлением и тайной радостью сообщил он в письме Глазунову. А в другом уже с нескрыва­емым торжеством писал: «Милый Ястребцев, еще есть новые гармонии на свете». Так из внутреннего спора с Вагнером и желания испытать, нельзя ли соединить новизну и свежесть с логикой и ясностью, родилась одна из самых необычных опер в русской музыке. Для ближайших друзей - Глазунова и Ля­дова - смелость и острота гармонии «Кащея» были тем более неожиданны, что они, не особенно любя оперу как род творчества (оба не написали ни одной оперы), проглядели элементы новизны, проступив­шие уже в «Салтане». Сам Корсаков с удовольстви­ем отмечал в письме к С. Н. Кругликову, что «Кащей» решительно не похож на «Сервилию» и другие последние его оперы, что гармония в нем изысканная и пряная до предела, но пения много. «Видимо, Николай Андреевич очень доволен сво­ими, как он сам назвал их, сверх гармониями (все эти светящиеся черепа, вьюга, волшебный сад Кащеевны, сцена смерти Кащея и т. д.)», - записал в дневнике В. В. Ястребцев. Когда при домашнем прослушивании оперы возник спор о возможности и оправданности крайне необычной гармонии в сцене смерти Кащея, Корсаков ответил с гордостью, что, может быть, в учебнике этого и нет, и тем не менее это превосходно, и он счастлив, что ему удалось это сочинить! Лядова и Глазунова он не переубедил, но в Москве музыканты и просто слушатели приняли оперу с восторгом.

Постановка состоялась 12 декабря 1902 года в Товариществе русской частной оперы, и это была последняя корсаковская премьера у артистов мамонтовской труппы. Превосходно пела трудную пар­тию пленницы Кащея, Царевны Ненаглядной Кра­сы Н. И. Забела. Созданный артисткой поэтический образ остался в памяти слушателей на долгие годы. Яркий успех имела и В. Н. Петрова-Званцева в роли Кащеевны. Ее ария «Меч мой заветный», которую она поет, оттачивая лезвие своего смерто­носного оружия, неизменно вызывала бурные ова­ции. Дирижировал М. М. Ипполитов-Иванов - добросовестно и старательно. Правда, присутство­вавший в театре знаменитый венгерский дирижер Артур Никит, как писала Надежда Николаевна Римская-Корсакова сыну Андрею Николаевичу, ска­зал ей, что «Кащей» превосходная вещь, но «дири­жер слишком флегматичен, это надо исполнять с огнем, причем глаза его блеснули». Еще дороже запись в дневнике С. И. Танеева: «,,Кащей“ мне чрезвычайно понравился. Мне представляется он новым словом в искусстве, кажется задача писания оперы разрешенною. ,,Кащей“ будет иметь большое значение в нашем  искусстве. Принципы, в нем проведенные, пригодны не только для сочинений гармонически вычурных, но пригодны для какого угодно стиля... Я слушал ,,Кащея“ с большим волне­нием, нередко слезы поя  влялись у меня на глазах». Прослушав оперу в театре, Надежда Николаевна, прохладно относившаяся к «Царской невесте», «Салтану» и «Сервилии», окончательно утвердилась в мысли, что «Кащей» - одна из лучших опер Римс­кого-Корсакова: «Музыка оригинальна, нова, выра­зительна, красива... замечательна цельность произ­ведения, в целом получается очень сильное впечат­ление... Здесь многие музыканты в восторге».

С отрадой просматривал Николай Андреевич отзывы московских критиков, появлявшиеся в ежед­невных газетах. Стоит отметить, что большая часть рецензий появилась не после первого представле­ния, как это делалось обычно, а с некоторой задержкой; нет сомнения, что даже опытным музыкантам пришлось повторно вслушиваться в необычную во всех отношениях оперу, прежде чем вынести свои впечатления и мысли на суд публики. В «Кащее» «более, чем где-либо прежде, Римский-Корсаков обнаруживает стремление соединить в одном русле два течения - Глинку и Вагнера „Нибелунгова пер­стня". И задача, казалось бы, невыполнимая ... разрешается смело, остроумно, талантливо...» - писал С. Н. Кругликов. Наиболее яркий отзыв на­писал, пожалуй, Ю. Д. Энгель, неутомимый, как и С. Н. Кругликов, пропагандист музыки Корсакова. С особенной радостью он подчеркивал железную логику и архитектоническую стройность, которым подчинены в «Кащее» самые необычные гармонии и самые нетрадиционные формы.

На ряд лет «Кащей» стал если не репертуарной, то и не забытой оперой. Это тем важнее, что внешние, да и внутренние обстоятельства этому не благоприятствовали. В условиях обычной большой сцены одноактная опера «непрактична» и нуждает­ся в непременном дополнении другой небольшой оперой («Кащея» чаще всего ставили в один вечер с «Иолантой» Чайковского). Для восприятия, особенно восприятия, воспитанного итальянской и француз­ской оперой (а оперы Верди, Пуччини, Визе, Массне занимали видное место на афише русских музы­кальных театров начала XX века), «Кащей» был трудноват, поэтому наибольший успех имели наиме­нее неожиданные для обычного слушателя эпизоды. И все же «Кащей» вновь и вновь возвращался на сцену.

В роли самого Кащея выделился В. Р. Пикок в постановке Большого театра 1917 года. Образ, соз­данный даровитым артистом, как и музыка, харак­теризовавшая дряхлого деспота, соединял страшное и жалкое, злобу с бессилием. Трогательна была А. В. Нежданова в роли Царевны. Необыкновенно хороша оказалась молодая, недавно вступившая в круг артистов Большого театра Н. А. Обухова. В образе дочери Кащея сливались у Обуховой страсть и страдание, властность гордой красавицы таяла перед лицом любви и жалости; артистическое оба­яние, неразрывно связанное с обаянием гибкого, выразительного в каждой интонации меццо-сопрано, сообщалось самому образу. Жестокость и коварство Кащеевны как-то скрадывались в исполнении Обу­ховой, инстинктивно усиливавшей теплые, человечески-привлекательные стороны своих героинь, будь то Любаша в «Царской невесте» или дочь Кащея.


Источник:
Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 90-94.

© ПОУНБ 2015