Биография Н. А. Римского-Корсакова

Назад

Летние дни в Вечаше

 

Два раза — в 1901 и 1903 годах — семья Корсаковых заводила лето в имении Крапачуха по Московской железной дороге. Но хотя и в Крапачухе создавались прекрасные произведения, такие, как гениальное «Кащей Бессмертный» («Осенняя сказочка»), Николая Андреевича тянуло в «милую Вечашу». В 1904 году семья снова посели­сь, здесь на лето.
Тут все было знакомо — и природа, и люди, от всего родным. Легко и быстро устанавливался удобный распорядок дня, спокойный ритм которого создавал пред­посылки для рабочего, творческого состояния.

Николай Андреевич обычно вставал рано и летом не изменял этой привычке. Успевал поработать до утреннего чая, который всегда пил между половиной девятого и десятью. После чая любил прогуляться по дорожкам сада. Шел быстро, большими шагами, беседовал с гостями — а гости наезжали в Вечашу частенько — или со старшими детьми. Во время ходьбы он как бы внутренне концентрировался. Разговор не отвлекал его, наоборот — во время беседы он продолжал сосредоточенно думать о своем и в какой-то момент словно бы «отключался». Тогда, как вспо­минает его сын Андрей, глаза Николая Андреевича стано­вились «буквально невидящими», слышалось «ритмическое декламирование, иногда со словами, повторяемыми полушепотом, нараспев, с подчеркнутой экспрессией и невольно сдерживаемыми позывами к жестикуляции». (Любопытно, что длительные прогулки, ходьба как двигательный процесс, возбуждающий к творческой деятельности, были необходимы и Бетховену, и Брамсу, и Чайковскому).

Прогуливаясь по тенистым аллеям Вечаши, Николай Андреевич время от времени фиксировал пришедшие в голову образы-мысли в записные книжки из нотной бумаги, которые всегда' на этот случай брал с собой. Римский-Кор­саков обладал глубоко развитым внутренним слухом, и для создания музыки инструмент ему не был необходим. (Кста­ти, почти вся опера «Сервилия» была написана без рояля во время путешествия по Европе.)

Утренние прогулки по саду были краткими. Все остальное предобеденное время уходило на занятия. В дневных коллективных прогулках Николай Андреевич участвовал редко, зато длительные вечерние были обязательными: ходили на озеро «провожать солнце», смотрели закат, лю­бовались небом и облаками. После вечернего чая (около 9 часов вечера) композитор еще уходил поработать. Перед самым сном опять немного гуляли — в тихие летние вечера наблюдали звезды, это занятие Николай Андреевич любил с детства. Расходились по комнатам в одиннадцать часов вечера.

Если посчитать, то одной только заметной всем, так сказать, видимой любому глазу, напряженной творческой работы получалось 8—9 часов ежедневно. Но так мудро распределялось время, что находилась возможность и для прогулок, и для общения с детьми, с друзьями. Удавалось помузицировать с домашними: сыновья играли — Андрей на виолончели, Володя на скрипке, дочери пели. Николай Андреевич любил слушать игру на фортепьяно жены — Надежды Николаевны «старшей», как ее величали друзья в отличие от дочери — Надежды Николаевны «младшей». Она играла почти всего Шопена и играла прекрасно.

Этот порядок не нарушался приездом гостей: дом в Вечаше был просторный, и никто никому не мешал. Все за­нимались своим делом, и приехавшие также быстро на­ходили себе занятие. В. В. Ястребцев записывал 22 авгу­ста 1904 года: «Днем Николай Андреевич занимался с Игорем Федоровичем (Стравинским) инструментовкой, а также вписыванием сценариума в только вчера (21-го) за­конченной инструментовке 1-й картины III действия «Гра­да Китежа». Я снимал виды Вечаши, пока еще все гуля­ли (ходили за грибами). Николай Андреевич сыграл действие «Китежа» — чудо из чудес! Я плакал».

Внешне словно бы, как говорят, «застегнутый на все пуговицы», замкнутый, сдержанный, Николай Андреевич производил на посторонних впечатление человека сурового и строгого. Таким представлялся он часто ученикам, та­ким запечатлен он на портретах И. Репина и В. Серова. Но не таким был он для тех, кто его знал близко, особен­но в семье. Дети запомнили его веселым, добрым, даже мягким. После смерти Маши, не дожившей до четырех лет, и Славчика, умершего в годовалом возрасте, детей ос­талось пятеро. Он вникал в их мир, их стремления, всегда был готов проявить дружеское участие, прививал им лю­бовь к природе.
В семье все очень любили животных и птиц. В письме из Вечаши в Ялту к Надежде Николаевне он не забывал сообщить, что «воробьи стали меньше показываться у балкона, так как кое-где стала уже тень, зато трясогузка, страшно растолстевшая, и зяблик все вертятся тут и за­ходят на балкон».

Его очень забавляли приключения вороненка Васьки. Никто не знал, как и когда Васька появился на балконе. Скорее всего, выпал из гнезда. Он быстро освоился с новым своим положением и, что называется, прижился. Ни­колай Андреевич любил кормить птиц — перепадало и Ваське. Вскоре он почувствовал себя на балконе хозяи­ном и однажды сильно напугал В. В. Ястребцева, приехав­шего в Вечашу на пару дней: разбудил его ранним утром стуком и грохотом. В первую минуту, со сна, гость решил, что на балкон забрались воры, но когда распахнул туда дверь, то увидал «нахала Ваську», который «со свирепым упрямством и дико сверкая глазами теребил и рвал чехлы на балконной мебели».

Впрочем, на балконе в Вечаше всегда кто-то жил. До Васьки там обосновался волчонок Холст. Потом оказалось, что настоящее имя волчонка — Фауст и принадлежал он деревенскому мужику, у которого еще был кот Мефисто­фель.

Подрос, окреп и улетел Васька. Тогда на балконе поселились три сереньких котеночка, которые лазали по деревьям и садились на плечи Николая Андреевича, лас­каясь к нему. Любопытно, что собака Рекс, жившая в семье Корсаковых, не пугала котят. Рекс был умный, ве­селый и ласковый со всеми пес. Однако подлинным своим хозяином он признавал только Николая Андреевича и час­то сопровождал его на прогулках.

Надежда Николаевна как хозяйка относилась к «жиль­цам» из животного мира менее благосклонно, особенно к «приблудным». Однако и она пишет из Вечаши: «Передай Наде, что кончилось тем, что я стала кормить Дианку. Она так голодна и худа, что я не могла вынести ея вида и дала ей молока с булкой, после него она прогулялась с нами в Крицы. Бедные собаки! Что с ними будет, когда мы уедем!».

Эта любовь к животным была частью любви компози­тора к природе и прошла через всю его жизнь, но особен­но она заметна в летнюю пору 1904 года, когда Римский-Корсаков работал над одной из самых значительных сво­их опер — «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Римский-Корсаков не принадлежал к людям, для ко­торых природа застыла в неподвижности и пейзаж может быть сравнен с картиной. Для Николая Андреевича при­рода всегда жива, и он рисует ее живой, одухотворенной. У него одушевлены не только птицы и звери, но и цветы, звезды. Такое понимание природы близко к народному. В народном представлении березка или лебедь могут пре­вратиться в девушку и, наоборот, девушка стать березкой или лебедью. При этом фантастическое, сказочное выра­стает из действительности и с ней связывается.

Н. А. Римский-Корсаков сказал однажды своим уче­никам: «Фантастическое в искусстве тогда хорошо, когда в основе его лежат правильные наблюдения земной при­роды». Композитор считал доброе отношение к природе од­ним и з проявлений нравственного начала в человеке. Доб­рота, причем действенная доброта и к природе и к лю­дям — основа характера Февронии, героини «Китежа». Опера начинается изображением «зеленой пустыни» — летнего леса. Музыка передает нежный шелест листвы, который смешивается с птичьими криками и посвистом, а над всем — голос человека: Феврония поет «Похвалу зе­леной пустыне», ее красоте. Корсаков наделяет героиню пантеистическим чувством природы, которое свойственно Н. А. Римский-Корсаков за рукописью «Китежа» ему самому. Феврония выросла и живет в Керженском лесу. Лесная «пустыня» пела ей днем «умильные песни», нашептывала ночью «чудные сказки»: «Птиц, зверей мне дала во товарищи». Мы видим ее в окружении множества болотных и лесных птиц. В эту поэтичную сцену компози­тор вставляет два портрета лесных «жителей» — Медведя и Лося. Феврония лечит рану Лося, кормит Медведя и ласково ему выговаривает:
Про тебя, медведя, худо бается,
Живодёр ты, по пословице,
Да не верю я напраслине...
В этой сцене нет обычных для Корсакова сказочных образов. Прекрасное в ней возникает из ощущения реаль­ной красоты и доброты. Эстетическое сливается с высоко этическим. Соединение прекрасного и нравственного в Фев­ронии поражает и пленяет заблудившегося в лесу Кня­жича . Феврония и ему перевязывает рану (как Лосю), делится с ним своими мечтами о счастливом времени, ког­да «словно дивный сад процветет земля».

Есть известное сходство между началом оперы и рядом писем Римского-Корсакова того времени из Вечаши. В них то же ощущение поэзии природы, то же соединение шутливого и серьезного. Так, добрая половина одного из писем относится к такому малопоэтичному животному, как... свинья.

«В это лето я убедился, что свинья — прекрасное, доб­рое, умное и ласковое животное. Мы купили маленького поросенка, он вырос в' большую свинью; имя ей было Труська. Свинья эта так привязалась к кухарке, что всюду ходила за нею, ходила даже гулять, заходила за нею к нам в комнаты и т. д. Кухарка приучила ее отнюдь не пач­кать в кухне, и вела себя она в этом отношении превос­ходно. Она проявляла значительную шаловливость: однаж­ды, и даже не однажды, забралась к кухарке на постель; когда производилась игра в крокет, свинья старалась непременно участвовать, толкая рылом шары; когда в кухне однажды был поставлен самовар на полу, еще не успев­ший нагреться, свинья отперла мордой кран, вылила и выпила воду. Не желая зарезывать столь привязанное к нам животное, мы ее продали в соседнюю деревню мужи­ку на племя; свинья, очевидно, скучала у него, и, когда наша прачка пошла однажды в эту деревню, свинья, уви­дав ее, начала прыгать и ласкаться к ней. Ну разве это не трогательно? А мы еще бранимся „свиньей”!».

Адресат этого письма — Николай Иванович Абрамичев, профессор Петербургской консерватории. Летом 1904 года Римский-Корсаков отправил Абрамычеву из Вечаши еще два письма. Одно — весеннее: «Вяз цветет, клены распус­тились, липы распускаются, вишни зацветают, яблони за­цветут, вероятно, послезавтра, черемуха в полном цвету; четыре соловья распевают одновременно, зябликов множе­ство, кукушка кукует в кварту (фа-до), а впрочем, посы­лаю Вам при сем отзывы об учениках и поклоны Глазу­нову и Лядову, а также многим другим». И второе (от 8 июня): «Немножко поэзии: яблони отцветают, сирень в полном цвету, соловьи умолкли, кукушка до сего дня ку­ковала в кварту, сегодня же верхнюю ноту спустила на полтона. Быть может, это знаменует конец весны и начало лета...»

Но пусть нас не обманывает кажущаяся беззаботность писем тех дней. С начала 1904 года идет кровопролитная для России война, раскрывшая преступное легкомыслие правящей верхушки страны. Мог ли об этом не думать Римский-Корсаков — художник, так горячо любивший на­род, так живо откликавшийся на события дня? Конечно не мог!

В войне участвовали близкие знакомые композитора и его родные. 31 марта (13 апреля) 1904 года на флагман­ском броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской торпеде в бухте Порт-Артура, погибли прославленный адмирал С. О. Макаров и художник В. В. Верещагин. Рим­ский-Корсаков позна­комился с Верещаги­ным через В. В. Ста­сова, бывал на выстав­ках его картин. В сво­ей опере «Млада» Ни­колай Андреевич ис­пользовал мелодию, услышанную Вереща­гиным в Индии и напе­тую им. Не мог моряк Римский-Корсаков не знать также и о Мака­рове, слава о котором гремела на всю страну.

На «Петропавловске» погиб и родственник композитора по жене, начальник шта­ба Тихоокеанской эскадры контр-адмирал М. П. Молас. Посетивший Корсаковых В. В. Ястребцев рассказывал о глубоком переживании всей семьи: «Говорили почти исключительно об ужасной гибели». Тревогу выдает вопрос в письме А. К. Глазунова к Николаю Андреевичу: «На ка­ком миноносце плавает Федор Войнович?» Федор Войнович, Федя — родной племянник композитора, командовал миноносцем «Беспощадный».

«А какие ужасы происходят на востоке! Порт-Артур, очевидно, доживает последние дни. По сегодняшним га­зетам, «Рюрик» пустили ко дну. Еще много будет у нас жертв этой проклятой войны, война же надолго затянет­ся. «Макаки да макаки! Шапками закидаем, уши надерем. Вот что говорилось у нас. «При первой сухопутном сражении — японцам капут!» и т. д., и вот что вышло. Война, признаться, у меня из головы не выходит»,— писал Николай Андреевич.

«Град Китеж» — творение тех дней, детище того вре­мени. Начало оперы — «зеленая пустыня», северная идил­лия. Лес в весеннем цветении, в котором мирно встреча­ются звери и птицы, привлеченные добротою Февронии. И сама Феврония, мечтающая о чудесном обновлении земли (всей земли), преображении ее в дивный сад, и любовь ее к Княжичу, и его любовь к ней, незнатной девушке, щедро одаренной и красотой, и умом, и душевностью,— все это идиллия.

Резко контрастно первому второе действие. Тревожное, неспокойное с самого начала, оно показывает социальное расслоение жителей Китежа на отдельные группы, их вза­имную враждебность. Драматическая кульминация дей­ствия— нашествие врага. Три волны воплей растерянной толпы «Ой, беда идет, люди» и предательство Гришки Кутерьмы составляют ее центр. Удивителен страшный ре­читатив Гришки «Мук боюсь». Властно и сурово звучит грозная тема татарского полона...

До возвращения в город композитор успел полностью завершить третье действие и оркестровать его. Сквозная тема оперы — народное бедствие — нашла во втором и третьем действиях яркое и смелое воплощение. Заверша­ется опера изображением чудесно спасенного Китежа. Это — воплощение народной мечты о счастье.

Либретто «Китежа» написано В. И. Вельским, с кото­рым у композитора (чем дольше длилось их знакомство) сотрудничество становилось все более тесным. В предисло­вии к опере Вельский нашел нужным подчеркнуть это пря­мым высказыванием: «План и текст настоящей оперы, мысль о которой приходила Н. А. Римскому-Корсакову еще перед сочинением «Салтана» (1899 год), во всех стадиях своей долгой обработки подвергались совместному с композитором обсужде­нию. Композитор по­этому во всех мелочах продумал и прочувст­вовал вместе с авто­ром текста не только основную идею, но и все подробности сюже­та, и, следовательно, в тексте не может быть ни одного намерения, которое не было бы одобрено композито­ром».

На фото: Николай Андреевич Римский-КорсаковК к онцу лета, когда у композитора накопился материал, он по примеру прош­лых лет стремился показать свою музыку друзьям — спер­ва в узком кругу, как бы проверяя ее «взглядом со сторо­ны». С окончанием большого труда пришла усталость, а с нею мысли о старости. Отклик на эти настроения — пись­мо Михаила Николаевича к отцу: «Как мне бы хотелось услышать твой Китеж. Если все так хорошо, как первое действие, то старческого тут совсем немного и незаметно, что ты много переделываешь, как ты пишешь».

На самом деле «старческого» в этом гениальном тво­рении Римского-Корсакова ничего нет. Напротив, опера «Китеж» полна новаторства как в области созвучий, гармонического языка, драматургии, так и в изображении от­дельных действующих лиц. Особенно знаменательно появление таких характеров, как характеры Февронии и Гриш­ки Кутерьмы. Опера производила на слушателей ошеломляющее впечатление. Однако не все в ней было сразу же понято и принято ими. Особенно спорным казалось совершенно новое для того времени соединение эпического и лирического, глубокого драматизма и ораториальности. Между тем как раз эта форма имела большое значение для дальнейшего развития оперного жанра.

«Китеж» был начат в 1902 году, за два года до русско-японской войны. Однако содержание оперы — нашествие врага, защита Отечества и этика поведения в тяжелую годину испытаний — выражает уже предчувствие последующих событий. Следующая опера, «Золотой петушок», писалась после окончания русско-японской войны и полна горьких откликов на нее.


Источник:
Образцова, Инна Михайловна. Н.А. Римский-Корсаков на Псковщине / Инна Михайловна Образцова. - Ленинград : Лениздат, 1981. – С. 54-66.

© ПОУНБ 2015