Биография Н. А. Римского-Корсакова

Назад

«Майская ночь»

 

«Новое и свежее», за что принялся Римский-Корсаков после завершения второй редакции «Псковитянки», - опера «Майская ночь». В этом произведении Римский-Корсаков окончательно преодолел трудности роста, которые в продолжении нескольких лет сковывали его творческую фантазию.

Начатая в 1877 году и законченная в основном в 1878 году, вторая опера Римского-Корсакова была задумана значительно раньше. Мысль о ней подала Римскому-Корсакову Н.Н. Пургольд.

«Я с детства своего обожал „Вечера на хуторе", и „Майская ночь" нравилась мне чуть ли не преиму­щественно перед всеми повестями этого цикла. Жена моя, еще будучи моей невестой, часто угова­ривала меня написать когда-нибудь оперу на этот сюжет. Мы вместе с ней читали эту повесть в день, когда я сделал ей предложение. С тех пор мысль о „Майской ночи" не покидала меня», - вспоминал композитор четверть века спустя после начала работы над этой оперой. В кругу балакиревцев Н. В. Гоголь был одним из самых любимых писате­лей. Его острый, порою причудливый юмор, полные жизни, необыкновенно сочные бытовые сценки и типы (особенно привлекавшие Мусоргского), эле­мент фантастики, дивные, окутанные светлой ро­мантической дымкой картины природы, наконец, превосходный живописный язык - все это неотрази­мо притягивало молодых участников кружка, остав­шегося в истории под именем «Могучая кучка».

Надежда Николаевна Римская-Корсакова, не только отлично игравшая на рояле, но и подавав­шая серьезные композиторские надежды, написала на сюжет гоголевской «были» «Заколдованное ме­сто» - музыкальную картину для оркестра. Но обсто­ятельства сложились неблагоприятно, отчасти имен­но потому, что крайне щепетильный в этом отноше­нии Корсаков считал, очевидно, не совсем благовид­ным содействовать включению, хотя бы и талантли­вого, произведения жены в концертные программы. Так «Заколдованное место» осталось неисполненным и неизданным. Надежде Николаевне пришлось надолго из музыканта стать слушателем, правда вниматель­ным и бескомпромиссным в оценках творений сво­его мужа.

Сухо, с явной неохотой распространяться на тему слишком личную, Римский-Корсаков сообщает: «Сюжет „Майской ночи“ для меня связан с воспомина­ниями о времени, когда жена моя сделалась моей невестой, и опера посвящена ей».

Либретто «Майской ночи» Римский-Корсаков составлял сам, «держась в точности сюжета Гоголя и, поскольку возможно, сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести». Не отступая от гоголевской повести в развитии сюжета, композитор, однако, придает ему самостоятельную окраску. «Майская ночь» - первая из опер Римского-Корсакова, заставляющая вспомнить о его увлечении обрядово-игровыми песнями и древнеславянским культом поклонения солнцу.

И глубоко народное содержание гоголевской повести, и стремление показать «обрядовую сторону народного быта», естественно привели Римского-Корсакова к использованию подлинных народных песен. В «Майской ночи» звучат, в соответствии с сюжетом, украинские мелодии. Это, прежде всего песни игровые, связанные с «зелеными святками» («А мы просо сеяли», «Завью венки» и другие). Упоминаемая в гоголевской повести песня «Солнце низенько» легла в основу первой песни Левко. Украинские народные напевы звучат и во второй песне Левко, и в сцене русалок; можно сказать даже, что почти вся музыкальная ткань оперы пронизана попевками и интонациями народных песен.

В реальной, народно-бытовой сфере «Майской ночи» легко различаются три линии: лирическая, обрядово-игровая (хоровые эпизоды) и жанрово-юмористическая.

Лирическая линия «Майской ночи» — любовь Ганны и Левко. Необычно для оперного творчества Римского-Корсакова, что полнота лирических чувств раскрыта не столько в женском, сколько в мужском образе. Поистине пленительны обе песни Левко. При общем лирически-задушевном тоне они раскрывают различные стороны его облика. Весьма популярная первая песня «Солнышко низко» («Солнце низенько») юношески радостна и грациозна. Вторая, «Спи, моя красавица», полна глубокой, теплой нежности. Запоминаются в этой песне и красивая, с отзвуками украинских песен, кантилена вокальной партии, и оркестровый рефрен, имитирующий наигрыш бандуры, с очень колоритными и в то же время простыми гармониями.

С мягкой певучестью песен Левко контрастирует взволнованная декламация его рассказа-легенды о судьбе погибшей Панночки. Характер таинственности, «балладности» рассказа Левко подчеркивает настороженно-тревожная мелодия, звучащая в оркестре. Ганна обрисована не с такой полнотой, как Левко. К сожалению, не получают более широкого развития две превосходные темы Ганны из ночной сцены с Левко (первое действие).

Хоровые песни занимают очень важное место в драматургии оперы. Они образуют тот фон, создают ту светло-поэтическую атмосферу «зеленых святок», в которой развиваются события, хорошо всем известные по гоголевской повести. Хороводом «А мы просо сеяли» открывается первый акт. Следующая затем сцена Ганны и Левко завершается троицкой песней «Завью венки». Таким образом, важнейшая в драматургии оперы лирическая сцена Ганны и Левко получает своего рода обрамление в виде игровых песен.

В комических жанровых сценах достойное воплощение нашел юмор гоголевской повести. Очень хороши сцены со Свояченицей, сцены подвыпившего Каленика, а также другие юмористические эпизоды. В комических эпизодах широкое применение получает речитатив. При этом и народные мелодии для речитативных эпизодов Римский-Корсаков выбирает скорее декламационного, чем напевного склада.

При общем декламационном стиле комических сцен у каждого персонажа своя, индивидуально-характерная речь. Полна тупой важности медлительная речь Головы. Не менее выразительна злобная скороговорка сварливой Свояченицы.

Интересно пародийное использование музыкальных жанров и форм. Трио в хате Головы (начало первой картины второго акта) написано в форме полонеза (построенного на двух украинских темах).

Торжественность полонезного ритма вступает в забавное противоречие с содержанием разговора Винокура, Головы и Свояченицы, беседующих... о предстоящем открытии винокурни! В фугетте Головы, Писаря и Винокура на слова «Пусть узнают, что значит власть» комическое впечатление производит нарочитое несоответствие «серьезной» полифонической формы тексту и ситуации; комический, а точнее — сатирический эффект усиливается и веселым плясовым мотивом, явно «издевательский» характер которого подчеркнут инструментовкой (флейта пикколо на фоне военного барабана).

Легким прикосновением пера обрисовались руса­лочьи песни, неутоленная любовная тоска девушек-утопленниц, покинутых своими любимыми, не до­живших своего земного века и теперь обреченных все снова и снова завивать в майские ночи венки и гадать о суженых... Зыбкость, призрачность их полубытия воплотил оркестр, сообщивший волшеб­ную окраску всей сцене. Новым в творчестве Корсакова стал музыкальный образ Панночки. От его таинственных звучаний, от его хрупкой красоты и печали протянутся нити к сказочным девичьим образам многих опер композитора.

В творческой жизни Римского-Корсакова «Майская ночь» заняла важное место. Это первое произведение, написанное Римским-Корсаковым после трудных лет учения; произведение, в котором он, по собственным его словам, «отделался от контрапункта» Возросшее композиторское мастерство Римского-Корсакова проявилось и в богатстве гармоний, и стройности формы (с тяготением к структурно завершенным «номерам»), и в колоритности оркестрового письма. «С «Майской ночи> я, по-видимому «Майская ночь» во многом определила самое направление оперного творчества Римского-Корсакова. Фантастика, мысль о борьбе добрых и злых сил (здесь — Панночка и Мачеха), тяготение к картинам старого народного быта, к обрядово-игровым сценами песням — все это получило многообразное развитие в следующих операх автора «Майской ночи». Надо отметить и великолепное претворение гоголевского юмора, и в особенности ясно наметившиеся элементы сатиры, которые получили дальнейшее развитие много лет спустя в «Сказке о царе Салтане» и «Золотом петушке». Впрочем, в «Майской ночи» сатирические элементы окрашены в мягкие, добродушные тона.

Поставлена опера была 9 января 1880 года на сцене Мариинского театра и прошла с успехом. Превосходно поняли свои роли Ф. И. Стравинский (Голова), артист и певец яркого дарования, и талант­ливая А. А. Бичурина (Свояченица), так что коми­ческая сторона сильно выдвинулась вперед. Трога­тельный и светлый лиризм партии Левко, как отчасти и его смелый, непокорный характер, так ярко выразившийся в озорной песне, на смех под­нявшей пана Голову, полнее, как уже говорилось, раскрылись много позднее. Совсем не удалась осо­бенно ценимая автором фантастическая сцена, про­веденная, по авторитетному суждению Корсакова, «грубо и безвкусно». Опера, ставшая позднее одной из любимых у публики и певцов, в репертуаре не удержалась.

«Майская ночь» была возобновлена только в 1892 году, с тем же колоритным паном Головой-Ф. И. Стравинским, отцом будущего ученика Н. А. Римского-Корсакова И. Ф. Стравинского. Спектакли проходили на этот раз на сцене Михайловского театра, с артистами и оркестром Мариинского.

Источники:

Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 36-39.

Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. – С. 84-91.

 

© ПОУНБ 2015