Опера в трех действиях (четырех картинах)
Либретто написано Н.А. Римским-Корсаковым по одноименной повести Н.В. Гоголя.
Впервые представлена 21 января 1880 г. В Мариинском театре в Петербурге.
Действующие лица:
Голова |
бас |
|
Левко, его сын |
тенор |
|
Свояченица Головы |
меццо-сопрано |
|
Ганна |
меццо-сопрано |
|
Писарь |
бас |
|
Винокур |
тенор |
|
Каленик |
бас |
|
Панночка |
сопрано |
|
Наседка |
русалки |
меццо-сопрано |
Ворон |
сопрано |
|
Мачеха |
меццо-сопрано |
|
Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки. |
||
Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе. |
Действие первое. Ясным майским вечером диканьские парни и девушки играют в «Просо». Сын деревенского Головы Ловко, перебирая струны бандуры, направляется к хате Ганны. В неприхотливой украинской песне-серенаде он зовет любимую выйти к нему. На крыльце показывается Ганна. Она смущена: на улице много народу и их могут увидеть. Однако парубок легко находит ответ: он так любит Ганну, что и часу прожить без нее не может. А говорил ли Левко отцу, что они решили пожениться? — спрашивает девушка. Да, пытался говорить, по Голова притворился глухим. Впрочем, Левко это не особенно беспокоит: он уверен, что сумеет уломать старика.
Между тем наступает ночь; тихо зажигаются звезды. С легким плеском колышется вода в озере, и лишь старый панский дом одиноко темнеет вдали. Об этом доме рассказывают много страшных историй. Ганна просит Левко поведать ей одну из них, и Левко рассказывает легенду о старом сотнике и его красавице дочке Панночке. Вдовец сотник привел в дом молодую жену. Она оказалась ведьмой и решила погубить Панночку. Поддавшись ее. колдовству, сотник выгнал дочь из дому. С горя Панночка бросилась в озеро и превратилась в русалку. С тех пор в весенние длинные ночи русалки во главе с Панночкой выходят на берег и водят хороводы. Однажды Панночка увидела мачеху и с криком увлекла ее в воду. Но хитрая ведьма обратилась в русалку. И теперь по ночам Панночка заставляет всех прохожих отгадывать, кто из русалок — ее мачеха.
Вот и вся история, а теперешний пан хочет строить на место старого сотников.» дома винокурню, — заканчивает свой рассказ Левко.
Появляется пьяный Каленик. Настроен он воинственно и на чем свет стоит честит Голову. Ноги плохо слушаются его, к тому же он никак не может отыскать своей хаты. Решив подшутить над Калеником, девушки и парни указывают ему на хату Головы.
Тем временем старый Голова под покровом ночи тайком пробирается к дому Ганны. Он влюблен в девушку и сам непрочь жениться на ней. Но Ганна с гневом прогоняет его. Левко, стоя поодаль, наблюдает эту сцену и решает с помощью друзей-парубков как следует проучить отца — высмеять его в песне.
Действие второе. Картина первая. Голова и его свояченица принимают гостя — Винокура, который приехал строить винокурню на мосте старого панского дома. Неожиданно в хату вваливаются пьяный Каленик. Думая, что он попал домой, Каленик усаживается на лавку и продолжает ругать Голову.
Брошенный с улицы камень со звоном разбивает оконное стекло, Над окном слышится дерзкая песня про Голову, у которого «в голове расселись клепки». Разъяренный Голова выскакивает из хаты и через минуту вталкивает в дверь Левко в вывороченном тулупе. Порыв ветра задувает огонь в хате. Воспользовавшись суматохой, Левко убегает, а Голова в темноте хватает Свояченицу и тащит ее в чулан. В это время в хату входит Писарь, Он сообщает, что поймал главного зачинщика и запер его в казенной хате. Но Голова ведь собственными руками посадил озорника в чулан и спешит доказать это Писарю. Он отпирает дверь чулана, и оттуда с проклятьями выскакивает Свояченица. Она выбегает из хаты, и через мгновенье с улицы слышится ее крик о помощи.
Картина вторая. Голова, Писарь и Винокур идут в казенную хату взглянуть на главного смутьяна. Они заглядывают в замочную скважину и отскакивают в суеверном страхе: там заперта Свояченица! Решив, что это сам сатана, незадачливые герои хотят поджечь хату.
Тронутый воплями жертвы, Писарь, сотворив крестное знамение, открывает дверь, и на Голову — уже во второй раз за эту ночь — набрасывается с бранью разъяренная Свояченица.
Действие третье. Озеро и панский дом залиты лунным светом. Все погружено в сон. Лишь Левко бродит по селу и думает о том, как уломать отца, чтобы он разрешил ему жениться на Ганне. Левко спускается к озеру и, мечтая о своей любимой, тихонько напевает нежную колыбельную песню.
Но вот из озера выходят русалки. Они водят хороводы, заплетают венки, потом затевают игру в ворона. Панночка просит Левко отыскать среди играющих русалок мачеху. Левко находит ведьму, и тогда в награду Панночка обещает помочь Левко жениться на Ганне и дает ему записку к Голове.
Начинает светать, русалки скрываются в водах озера. На дороге в деревню показываются Голова, Писарь и Винокур. Всю ночь они тщетно искали смутьяна, чтобы примерно наказать его. Они уже собираются связать парубка, но Левко вручает Голове записку. В ней от имени комиссара Голове приказывается обвенчать сына с Ганной. С радостной вестью бежит Левко к возлюбленной. Народ торжественно величает жениха и невесту.
Источник:
Майская ночь // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 70-72.
По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1831—1832) с детства были его любимейшей книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей этого цикла. Мысль использовать ее сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года женой, тогда еще невестой Римского-Корсакова, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», стремясь сохранить не только ход гоголевского повествования, но и его красочный разговорный язык, и сделал первые музыкальные наброски. Сочинение оперы заняло около года. Премьера состоялась 9 (21) января 1880 года в петербургском Мариинском театре. Опера имела значительный успех, но вскоре, обезображенная купюрами и неряшливым исполнением, перестала привлекать интерес публики и после восемнадцати представлений была снята с репертуара. Лишь 28 сентября (10 октября) 1895 года «Майская ночь» была возобновлена на сцене Михайловского театра в Петербурге.
Эта опера была заметной вехой в биографии Римского-Корсакова. Ее созданию предшествовали усиленные занятия контрапунктом, дирижерская деятельность, обогатившая знание оркестра, составление сборников русских народных песен, углубленное изучение оперных партитур Глинки. В то же время в этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.
Источник:
Майская ночь // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 280-281.
Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы. Красота украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам. Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою мачеху, но та тоже прикинулась русалкой. Так и не знает Панночка, которая из ее подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они указывают ему дорогу в хату Головы. А тем временем Голова, воспользовавшись отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого кривого Голову, сложив про него насмешливую песню. Голова и его Свояченица чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и вовсю поносит Голову. Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты, чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко. Внезапно светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица, которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату. Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает чулан и с изумлением видит Свояченицу.
Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.
А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне. Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.
Источник:
Майская ночь // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 281-282.
Несмотря на простоту сюжета и относительно скромные размеры, «Майская ночь» привлекает разнообразием музыкального содержания. Наряду с лирическими сценами в ней представлены комедийно-бытовые и фантастические эпизоды, картины народных обрядов, в обрамлении и на фоне которых развертывается действие. Музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся мелодии, среди которых немало народных.
Увертюра, построенная на музыкальных темах оперы, начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к стремительной, темпераментной коде.
Первый акт открывается хороводом «Просо» (слова и мелодия народные), основанным на перекличке двух хоров. Гибкая, привольно льющаяся песня Левко «Солнышко низко, вечер уж близко» полна восторженного, теплого чувства. Следующий за ней лирический дуэт «О, не бойся, калиночка красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганны сопутствуют то капризные, то мечтательные реплики солирующей скрипки в оркестре; заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором свободно чередуются речитативно-ариозные фразы. Прощание Ганны и Левко звучит на фоне печальной троицкой песни девушек «Завью венки» (слова и музыка народные). С ней контрастирует последующая комическая сцена с пьяным Калеником, музыка которой выдержана в ритме гопака. В терцете (Ганна, Левко, Голова) выразительные мелодии Ганны оттеняются умоляющей скороговоркой Головы. Акт завершается раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?»
Во втором акте — две картины, изобилующие комедийными ситуациями. В первой картине выделяются таинственно-вкрадчивый рассказ Винокура «Вечером, как помнится, не поздней вот этого» и сменяющая его задорная песня парубков (музыка из первого акта). Картина заключается комической трехголосной фугеттой (Голова, Писарь, Винокур) «Пусть все знают, что значит власть»; ее напыщенная важность подчеркивается сопровождением флейты пикколо и малого барабана.
В начале второй картины обращает на себя внимание комическое фугато «Сатана! Это сам сатана!», передающее оцепенение и страх Головы, Писаря и Винокура. Сочным юмором окрашена захлебывающаяся, дробная скороговорка Свояченицы.
Третий акт распадается на две большие контрастные сцены — фантастическую и бытовую. Оркестровое вступление (музыка начала увертюры) живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков. Ариозо Левко «Как тихо, как прохладно тут» и его песня «Спи, моя красавица» проникнуты безмятежным, мечтательным настроением. Полная восхищения песня Левко «Ой ты, месяц», близкая к украинским народным напевам, прерывается чарующими лирическими фразами Панночки, которые сопровождаются легкими, как дуновение «ветерка, прозрачными пассажами арф. Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок «Заманивать молодца пением» пленяет чистотой и свежестью напевной мелодии. Светлым, прозрачным колоритом обладает хороводная песня русалок «Собирайтесь, девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням. Сцена игры в ворона основана на мотивах, напоминающих древние языческие заклинания. Фантастическая часть акта заканчивается нежным лирическим дуэтом Панночки и Левко «О, как легко мне теперь, как отрадно» и оркестровой картиной солнечного восхода (музыка начала акта). С хрупкой, поэтичной музыкой фантастических эпизодов выпукло контрастируют грубовато-комичные речитативы Головы, Писаря и Винокура. Окончание речитативной сцены идет на фоне русальной обрядовой песни женского хора «Порох, порох по дороге», которая сменяется песней мужского хора «Святая неделя, зеленые святки» быстрого, решительного характера; затем оба напева, полифонически объединяясь, звучат одновременно. Ликующий, взволнованный дуэт Ганны и Левко и торжественный величальный хор завершают оперу.
Источник:
Майская ночь // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 283-284.
Книги
"Майская ночь" Н.А. Римского-Корсакова. - Москва : Музыка, 1980. – 64 с. – (Оперные либретто).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. "Майская ночь" Н.А. Римского-Корсакова : [опера в 3-х д., 4-х карт. По повести Н.В. Гоголя : полный текст / муз. и либр. Н.А. Римского-Корсакова ; предисл. А. Величко] / Николай Андреевич Римский-Корсаков. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1980. – 64 с. – (Оперное либретто).
Статьи
Золотухина, Ж. Г. Привлечение музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Майская ночь, или Утопленница" как средство конкретизации представлений школьников о персонажах повести Н. В. Гоголя : V класс / Ж. Г. Золотухина // Литература в школе. - 2014. - № 7. - С. 39-43. - Библиогр. в конце ст. - ил.
Привлечение музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" на уроках литературы в 5 классе.
Алексеевский, Н. Ночь грусти и веселья / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. - 2009. - N 2. - С. 35-38. - фото.
История написания оперы "Майская ночь" Н. А. Римским-Корсаковым по повести Н. В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница".
Губайдуллина, Е. Оперный формат / Е. Губайдуллина // Театральная жизнь. - 2008. - N 4. - С. 80-82.
О наиболее заметных московских оперных премьерах сезона 2007/2008: "Майской ночи" Н. А. Римского-Корсакова в постановке Александра Тителя в Музыкальном театре и "Кармен" в постановке Дэвида Паунтни на Новой сцене Большого театра.
Майская ночь // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 282-284.
Ноты
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 30 : Майская ночь : опера в трех д. по повести Гоголя : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А Карцевым. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 352 с.
Римский-Корсаков, Н. Майская ночь [Ноты] : опера в 3 д. : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; либр. Н. А. Римского-Корсакова ; перелож. автора. - Клавир. - Москва : Музыка, 1970. - 230 c
Римский-Корсаков, Н. Майская ночь [Ноты] : опера в 3 д., 4 карт. : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; либр. Н. А. Римского-Корсакова по одноим. повести Н. Гоголя ; перелож. авт. - Клавир. - Москва : Музыка, 1991. – 335 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Майская ночь [Ноты] : опера в 3 д. (из повести Гоголя) : [для пения с фп.] / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; Deutsche Uebersetzung von A. Bernhard. - Клавир. - Лейпциг : М. П. Беляев, [между 1885 и 1899]. - 368 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Майская ночь [Ноты] : для фп. в две руки / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; облегч. перелож. В. Белова. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 36 с. – (Избранные отрывки из русских опер и балета).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня Левко ("Солнышко низко...") [Ноты] : из оперы "Майская ночь" : для тенора в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1963. – 9 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Вторая песня Левко [Ноты] : из оперы "Майская ночь" : для тенора в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 6 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Вторая песня Левко [Ноты] : из оперы "Майская ночь" : для тенора / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 7, [1] с.
Дискография
Римский-Корсаков, Н.А. Майская ночь [Звукозапись] : опера в 3-х д. / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. солисты, хор и орк. Большого театра СССР, дир. В. Небольсин.
Римский-Корсаков, Н.А. «Спи, моя красавица» ария Левко из оперы «Майская ночь» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Л.В. Собинов, орк. – На грп. : Искусство Л. Собинова.
Римский-Корсаков, Н.А. Песня Левко [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, исп.: Ю. Марусин, тенор, Орк. им. Соловьева-Седого, дир. С. Горковенко. – На грп. : Юрий Марусин. Арии из опер.
Римский-Корсаков, Н.А. Песня Левко [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, исп.: Л. Собинов, пение, Орк. Граммофон. компании. – На грп. : Собинов, Л., тенор.
Римский-Корсаков, Н.А. Вторая песня Левко из оперы «Майская ночь» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : В. Пьявко, тенор.
Римский-Корсаков, Н.А. Дуэт Ганы и Левко из оперы «Майская ночь» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. В.И. Борисенко и С.Я. Лемешев, орк. ГАБТ СССР, дир. В.В. Небольсин.