Драматические сцены по А. С. Пушкину.
Первое исполнение состоялось 7 декабря 1898г. в Москве на сцене Русской частной оперы (театр С.И.Мамонтова).
Действующие лица:
Моцарт |
тенор |
Сальери |
баритон |
Слепой скрипач |
без пения |
Во второй сцене (картине) закулисный хор (по желанию). |
|
Место действия — Вена. |
Сцена первая. Сальери погружен в тяжелое раздумье. Он, гордый Сальери, упорным трудом достигший высот музыкального мастерства, глубоко и мучительно завидует Моцарту;
О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений
…озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
Входит Моцарт. Чтобы позабавить Сальери, он привел с собой слепого скрипача, игравшего в трактире мелодии из его, Моцарта, опер. Старик исполняет арию из «Дон-Жуана». Возмущенный Сальери прогоняет его прочь.
Моцарт показывает другу свое новое сочинение. Восхищенный Сальери не может скрыть досады:
Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрипача слепого! —Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Условившись пообедать вместе, они расстаются. Оставшись один, Сальери принимает решение. «...Я избран, чтоб его остановить, — не то мы все погибли...» — говорит он, доставая яд.
Сцена вторая. Особая комната в трактире Золотого Льва. Моцарт и Сальери беседуют, сидя за столом.
Моцарт рассказывает другу о странном незнакомце в черном, который заходил к нему на днях, заказал реквием и больше не появлялся. «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек», — признается он.
Сальери пытается успокоить Моцарта:
Бомарше
Говаривал мне: «Слушай,
брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку,
Иль перечти Женитьбу Фигаро».
«Ах, правда ли, Сальери, — спрашивает Моцарт, — что Бомарше кого-то отравил?.. Он же гений, как ты, да я. А гений и злодейство две вещи несовместные».
Одно мгновение Сальери колеблется, а затем украдкой бросает яд в стакан Моцарта. Погруженный в свои мысли Моцарт пьет вино, затем садится за фортепиано и играет реквием. Сальери рыдает. Моцарт прерывает игру. «Мне что-то тяжело, — говорит он, — пойду засну».
И вот Сальери снова один. Мучительное сомнение закрадывается в его душу»
Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда;
А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?
Источник:
Моцарт и Сальери // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 83-84.
В начале 1897 года Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом композитор написал еще две сцены, а в августе того же года завершил оперу. Многие причины побудили его обратиться к этому сюжету.
«Лучшей биографией Моцарта» назвал А. К. Лядов пушкинскую трагедию. Содержательность ее мыслей при лаконизме изложения поразительна: здесь поэтически точно и рельефно воссоздан облик великого музыканта, поставлены важные вопросы о сущности искусства, о роли этического начала в нем, охарактеризован творческий процесс художника. «Какая глубокая и поучительная трагедия, — восторженно писал о ней В. Г. Белинский. — Какое огромное содержание и в какой бесконечно художественной форме!» Помимо того, она свидетельствует и многосторонних познаниях поэта: он отлично знал творческую судьбу Моцарта. Известна ему была и биография его старшего современника итальянского композитора Антонио Сальери, жившего в Вене. Смерть Моцарта, его похороны до сих пор окутаны романтической тайной, что дало пищу для различных толкований причин, приведших его к гибели. Среди них бытовала и окончательно еще не опровергнутая версия о том, будто Моцарта отравил Сальери. Пушкин воспользовался этой версией: его увлекла мысль противопоставить гению, которому все подвластно, мучительные сомнения завистливого соперника.
Пушкинская драма, шедевр высокой поэзии, законченная в 1830 году (первые наброски, по-видимому, относятся к 1826 году), неоднократно ставилась на сцене (премьера в Петербурге в 1832 году).
Римский-Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Особенно пленяла его мудрость поэта в прославлении этически совершенного начала в деятельности человека. Сам композитор стремился отразить в своей музыке светлые стороны жизни. Неудивительно поэтому, что его привлек лучезарный облик Моцарта. Вместе с тем одной из ведущих тем творчества Римского-Корсакова явилось воспевание могучей созидательной силы искусства. Так возник образ благородного Левко в «Майской ночи», или пастуха Леля в «Снегурочке», или гусляра Садко в одноименной опере. Разработке этой темы посвящена и «маленькая трагедия» Пушкина. Обратившись к ней, композитор хотел также решить еще одну, на сей раз специфически музыкальную задачу.
В эти годы Римский-Корсаков особое внимание уделял мелодической выразительности, следствием чего явилось создание около 50 романсов. В той же манере была задумана и опера. «Сочинение это, — указывал композитор, — было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения». Образцом композитору послужил «Каменный гость» Даргомыжского, также выдержанный в ариозно-речитативной манере. Подобно Даргомыжскому, Римский-Корсаков писал музыку на почти неизмененный пушкинский текст (только внес в монологи Сальери небольшие сокращения). Вслед за ними к «маленьким трагедиям» Пушкина обратились Ц. А. Кюи («Пир во время чумы», 1900) и С. В. Рахманинов («Скупой рыцарь», 1905).
В ноябре 1897 года Римский-Корсаков показал «Моцарта и Сальери» у себя на дому. «Всем понравилось. В. В. Стасов много шумел», — позже отмечал композитор. Публичная премьера состоялась 6 (18) ноября 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова). В роли Сальери выступил Ф. И. Шаляпин, имевший большой, все более возраставший успех. Гениальный актер очень любил эту роль и, по его желанию, опера часто давалась русскими музыкальными театрами. (На сцене петербургского Мариинского театра впервые была поставлена в 1905 году).
Источник:
Моцарт и Сальери // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 300-302.
Сальери, упорным трудом достигший славы и признания, предается тяжким раздумьям. Его путь к искусству был труден и тернист. Сначала он «поверил алгеброй гармонию», потом стал творить, добился видного положения в музыкальном мире. Но покой его нарушен — явился Моцарт. Все легко дается ему, ибо он гений. Мучительно завидует Сальери. К нему приходит Моцарт в отличном расположении духа; с ним старый скрипач, который наигрывал на улице популярные мелодии из его опер. Но Сальери раздражает неумелая игра старика — он гонит его прочь. Моцарт садится за фортепиано, играет свою новую фантазию. Сальери потрясен ее глубиной, смелостью, стройностью… Решение созрело: Моцарт должен погибнуть — «не то мы все погибнем, мы все, жрецы, служители музыки»…
Сальери пригласил Моцарта отобедать с ним в трактире. Но тот задумчив, пасмурен. Недобрые предчувствия угнетают его. Как-то пришел к нему человек, одетый во все черное, и заказал заупокойную мессу — реквием. И кажется Моцарту, что этот реквием он пишет для себя, что недолго ему осталось жить. В это время Сальери украдкой бросает яд в его стакан с вином. Моцарт выпивает его, играет отрывок из реквиема, потом уходит. И вновь мучительными сомнениями объята душа Сальери: неужто, как вскользь сказал Моцарт, «гений и злодейство две вещи несовместные?».
Источник:
Моцарт и Сальери // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 302-303.
«Моцарт и Сальери» — самая лаконичная опера Римского-Корсакова. Ее отличает тончайшая психологическая разработка образов, что вызывает непрерывную текучесть музыкальной ткани. Однако отдельные эпизоды действия четко обрисованы. Богатством мелодического содержания отмечена эта опера.
Краткое оркестровое вступление передает сосредоточенно-печальное настроение. Возникает первый монолог Сальери «Все говорят: нет правды на земле! Но правды нет и выше». Еще ничто не предвещает трагической развязки: это раздумья человека, прошедшего большой жизненный путь. Центральное место монолога приходится на слова «Я, наконец, в искусстве безграничном достигнул степени высокой» — в этом месте звучит печальный мотив вступления. Приход Моцарта характеризуется более светлой музыкой, которую завершает мелодия арии из моцартовского «Дон-Жуана» (ария Церлины «Ну, прибей меня, Мазетто»), исполненная уличным скрипачом. Следующий важный эпизод — фортепианная фантазия, сочиненная Римским-Корсаковым в духе Моцарта. Содержание ее определяется следующими словами: «Я весел… Вдруг: виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое…» Второй монолог Сальери насыщен большим напряжением; под конец звучат драматические эпизоды из фантазии Моцарта.
В оркестровом вступлении ко второй сцене (картине) использованы начальные, светлые страницы той же фантазии: так усиливается контраст к последующим эпизодам, в которых все более нагнетается трагический колорит. Зловеще, как приговор Сальери, задумавшему убить Моцарта, звучат слова последнего: «Гений и злодейство две вещи несовместные». После исполнения отрывка из Реквиема проникновенной теплотой выделяются слова: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии! Но нет: тогда б не мог и мир существовать». Заключительный краткий монолог Сальери, предельно драматичный, завершается торжественно-мрачными аккордами.
Источник:
Моцарт и Сальери // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 303.
Книги
Бэлза, Игорь. Моцарт и Сальери : трагедия Пушкина : драм. сцены Н.А. Римского-Корсакова / Игорь Бэлза. - Москва : Музгиз, 1953. – 136 с.
Левик, Борис Вениаминович. Каменный гость А. Даргомыжского, Моцарт и Сальери Н. Римского-Корсакова, Скупой рыцарь С. Рахманинова / Борис Вениаминович Левик. - 1949. – 38 с. – (Путеводители по пушкинским операм).
Статьи
Мухина, И. О коварстве дружбы и любви / И. Мухина // Музыкальная жизнь. - 2011. - N 10. - С. 51.
Одноактные оперы "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова и "Граф Нулин" А. Николаева на сцене Нижегородского академического театра оперы и балета.
Артемова, Е. Гений и злодейство / Е. Артемова // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 11. - С. 60. - фото.
Премьера камерной оперы "Моцарт и Сальери. Реквием" на сцене "Геликон-оперы", соединившей в себе сочинение Римского-Корсакова и Моцарта, по мотивам "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина.
Цукер, А. Музыка о музыке : еще раз о "Моцарте и Сальери" / А. Цукер // Музыкальная академия. - 2010. - N 2. - С. 35-44. - Библиогр. в примеч.
Об одноактной опере русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" на текст А. С. Пушкина.
Ноты
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 7 : Моцарт и Сальери : соч. 48 : драм. сцены А. С. Пушкина : партитура / Н. Римский-Корсаков ; ред. И. Ф. Бэлза. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1950. – 211 с.
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 35 : Моцарт и Сальери : соч. 48 : драм. сцены А. С. Пушкина : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; ред. И. Ф. Бэлза. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1950. – 89 с.
Римский-Корсаков, Н. Моцарт и Сальери [Ноты] : драм. сцены по А. Пушкину / Н. Римский-Корсаков ; перелож. для пения с фп. авт. - Москва : Музыка, 1972. – 64 с.
Дискография
Римский-Корсаков, Н.А. Моцарт и Сальери [Звукозапись] : драм. сцены А. Пушкина / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. И. Козловский (Моцарт), М. Рейзен (Сальери). Орк. Всесоюз. радио, дир. С. Самосуд, партия фп. Т. Гольдфарб.
Римский-Корсаков, Н.А. Три монолога Сальери («Моцарт и Сальери») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Романсы и фрагменты из опер на пушкинские сюжеты в исполнении Ф.И. Шаляпина.
Римский-Корсаков, Н.А. На холмах Грузии ; Три монолога Сальери («Моцарт и Сальери») ; Пророк [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Шаляпин, Ф.И. Шаляпин, Ф.И. исполняет романсы на слова А.С. Пушкина и фрагменты из опер на пушкинские сюжеты.