Ночь перед Рождеством

Назад

 

(Быль-колядка)
Опера в четырех действиях (девяти картинах)

Либретто

Либретто Н. А. Римского-Корсакова по повести Н. В. Гоголя.
Впервые исполнена 10 декабря 1895 г. В Мариинском театре в Петербурге.

 Действующие лица:


Царица

меццо-сопрано

Голова

баритон

Чуб, пожилой казак

бас

Оксана, его дочь

сопрано

Солоха, вдова, по слухам — ведьма

альт

Кузнец Вакула, ее сын

тенор

Панас, Чубов кум

бас

Дьяк Осип Никифорович

тенор

Пацюк, старый запорожец, знахарь

бас

Черт

тенор

Баба с фиолетовым носом

альт

Баба с обыкновенным носом

сопрано

Девушки, парубки, диканьские казаки и казачки. Ведьмы, колдуны, темные и светлые духи. Образы Коляды и Овсеня. Утренница (Венера) и другие звезды. Придворные кавалеры и дамы. Лакеи.

Действие происходит в Малороссии, в селе Диканьке, во дворце и в воздушном пространстве.
Время — XVIII век.

Действие первое. Картина первая. Поздний морозный вечер на селе накануне рождества. Из трубы одной из хат валит густой дым. Вместе с дымом и искрами вылетает на помеле Солоха, садится на крыше и запевает старинную колядку. На крыше другой хаты появляется Черт. Он очень вол на Вакулу, который намалевал в церкви картину, как его, Черта, гонят прутьями и поленьями, и обещает «крепко насолить» кузнецу. Черт решает украсть с неба месяц. Тогда станет темно, старый Чуб не слезет с печки, и кузнец не сможет прийти в гости к его дочери Оксане.

Черт и Солоха скрываются в синеве ночи, а через мгновение темпов облако, похожее на черта и ведьму, надвигается на месяц; звезды меркнут, становится темно.

В это время два кума — Чуб и Панас — отправляются в гости к Дьяку на кутью, а к хате Чуба подходит Вакула. Он хочет узнать, любит ли его гордая красавица Оксана.

Начинается сильная метель. Проплутав в кромешной тьме, Чуб и Панас возвращаются назад. Но Чуб не может отыскать в темноте собственной хаты, а грубый оклик Вакулы совсем сбивает его с толку. Чуб решает отправиться в гости к Солохе.

Картина вторая. Оставшись одна в хате, Оксана глядится в зеркало. Робко входит Вакула. Он признается, что для него нет ничего дороже ее, Оксаны. Но сердце красавицы холодно.

Веселой гурьбой в хату входят подруги Оксаны и показывают ей, что наколядовали. Вдруг Оксана замечает на одной из девушек новые сапожки. С завистью смотрит она на подругу и жалуется, что некому подарить ей новые черевички. Вакула вызывается достать ей такие черевички, что панночкам завидно будет. Гордая дивчина насмешливо бросает ему, что ей подойдут лишь черевички, которые «сама царица носит». И под общий смех подруг Оксана торжественно клянется, что станет женой Вакулы, коль достанет он царские черевички.

Действие второе. Картина третья. В хате у Вакулы Солоха и Черт, только что благополучно спустившись в дымоход, греются у печки. Раздается стук в дверь. Черт прячется в мешок из-под угля. Входит Голова. Он шел к Дьяку, но заблудился и решил зайти погреться к куме Солохе. Солоха угощает его горилкой. Снова стучат. Голова в панике мечется по хате и лезет в другой мешок. Появляется Дьяк. Он рассыпается в любезностях, однако его ухаживание также прерывается стуком. Последовав примеру Головы, Дьяк тоже прячется в мешок. На этот раз гостем оказывается Чуб. Солоха рада его приходу и ласково угощает Чуба. Но и это свидание прервано приходом Вакулы. Чуб скрывается в мешке. Вакула расстроен. Погруженный в свои невеселые мысли, он начинает прибирать в комнате и, взяв мешки с незадачливыми поклонниками Солохи, уходит.

Картина четвертая. Вакула сваливает мешки у кузипцьг. Только маленький мешок с Чертем остается у него за плечамп. На улице показываются парубки и дивчата. Среди них Оксана. Завидев Вакулу, она снова начинает дразнить его под одобрительный смех колядующих. Не вытерпев насмешки, Вакула отказывается от Оксаны: «Ищи себе какого хочешь жениха, морочь кого захочешь, больше на этом свету ты не увидишь меня».

Оксана встревожена: что, если кузнец с горя покончит с собой? Но в следующую минуту ее внимание привлекают мешки, оставленные Вакулой. Со смехом и шутками молодежь развязывает мешки, и оттуда вылезают смущенные Чуб, Голова и Дьяк.

Действие третье. Картина пятая. Вакула решается на крайнее средство, чтоб достать обещанные черевички. Он отправляется к Пацюку, — который, по слухам, знается с нечистой силой, — чтобы узнать дорогу к черту. «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами», — отвечает Пацюк, и верно: не успевает Вакула снять мешок с плеч, как оттуда выскакивает Черт. Он обещает Вакуле помощь, если тот продаст ему душу. Но кузнец ловко хватает Черта за шиворот и уже заносит руку, чтоб осенить его крестным знамением, да Черт просит пощады и обещает сделать все, что Вакула захочет.

Вакула приказывает доставить его к царице. Черт оборачивается конем. Вакула вскакивает на него, и оба исчезают во тьме.

Картина шестая. Воздушное пространство, в котором несется на своем коне Вакула. Рядом проносятся звезды, духи, ведьмы. Бесовская нечисть пытается не пропустить Вакулу, но тщетно: вот уже и столица.

Картина седьмая. Царский дворец в Петербурге. Появляется царица в окружении славящих ее придворных. В группе приглашенных на прием к царице запорожцев — Вакула. Он смело выступает вперед и падает в ноги царице. «Из чего, не во гнев сказать вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших!» — простодушно восклицает он. Царица милостиво дарит Вакуле самые лучшие свои черевички.

Картина восьмая. Снова в воздушном пространстве на коне мчится Вакула, крепко сжимая в руках драгоценные черевички. Его перегоняет поезд Коляды и Овсеня, сопровождаемый роем светлых духов. Начинает светать. Вдали показываются очертания Диканьки; с колоколен доносится благовест.

Действие четвертое. Картина девятая. Оксана не находит себе места. Бабы стращают ее разными слухами о том, что кузнец не то повесился, не то утопился. Внезапно появляется Вакула с дорогими черевичками в руках. Оксана не помнит себя от радости.

Вакула просит у Чуба руки дочери; вспомнив о коварстве Солохи, старый казак дает свое согласие. Вакула дарит Оксане черевички, но она и без них готова выйти замуж за смелого и доброго парубка. Чуб зовет народ на веселый сговор.

Источник:
Ночь перед Рождеством // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 78-80.

История создания

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции). Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.

Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм». Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.

Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября (10 декабря) 1895 года.

Источник:
Ночь перед Рождеством // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 199-200.

Сюжет

Поздним вечером накануне рождества вылетает на помеле из хаты Солоха, мать Вакулы. На крыше другой хаты — Черт. Он очень зол на Вакулу, который в церкви так размалевал его фигуру, что смеялись даже черти в аду. Чтобы отомстить кузнецу, Черт хочет похитить луну с неба, раздуть вьюгу, тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить свою возлюбленную Оксану, Чубову дочь. Сказано — сделано. Черт с Солохой улетают и скрываются в синеве ночи. Причудливое черное облако, очертаниями своими похоже на них, приближается к месяцу, который начинает покачиваться в облаках, а потом совершенно срывается. Становится темно. Поднимается метель.

Сквозь нее пробирается подгулявший Панас, направляется к хате Чуба. Ничто не может остановить кумов: они направляются в гости к Дьяку. И Вакуле не спится: в сомнении он бродит вокруг Чубовой хаты — полюбит ли его Оксана? Тем временем усилилась вьюга. Проплутав темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается. Но своей хаты ему не найти. Чуб решает тогда навестить Солоху. Светает. Вновь месяц и звезды показываются на небе.

Не спится и Оксане: охорашиваясь перед зеркалом, она любуется собой. Незаметно вошедший Вакула восхищен ее красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она скучает, ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. А вот и они! Одна из девушек в новых сапожках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Достанет — выйдет за него замуж, а нет — пусть уходит.

Солоха с Чертом обогреваются у печи: холодно было в небе в морозный вечер. Пляшут, обнимаются. Пляс прерывается громким стуком в дверь. В избе валяются мешки с углями. В такой мешок, вытряхнув из него уголь, Солоха еле успевает спрятать Черта, как входит Голова, один из ее многочисленных поклонников. Только выпил он чарку водки — и опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания были недолгими: опять стучатся. Солоха прячет Дьяка в последний свободный мешок. Приходит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк, а сама уходит. Вакула хочет вынести из хаты мешки, но они показались ему очень тяжелыми. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы: видно, тоска вконец иссушила молодца. Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты.

Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами. Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой. Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками.

Что же делать дальше Вакуле? С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме.

Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями.

На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички.

Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение.

Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства. Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Свадьба будет веселой.

Источник:
Ночь перед Рождеством // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 200-203.

Музыка

«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.

В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина».

Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я?»; капризная смена настроений, наряду с использованием виртуозных приемов пения (колоратуры), призваны охарактеризовать несколько холодный, кокетливый облик девушки. В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой.

Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче». В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая?»

Вторая картина преимущественно хоровая. Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы. После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором.

Третий акт состоит из четырех кратких картин. В музыке первой картины главенствует зарисовка комично-важного облика знахаря Пацюка.

Сказочный полет Вакулы служит содержанием второй картины. Вначале возникают феерические балетные сцены игр и плясок звезд; их сменяет хоровая бесовская колядка, характер которой делается все более угрожающим.

В третьей картине торжественный полонез с хором призван обрисовать придворный быт. Этот хор образует яркий контраст к фантастическим сценам.

Четвертая картина вновь показывает Вакулу в сказочном полете, но сейчас небосклон озарен иными красками — более мягкими и нежными. Этими чертами отмечена музыка театрального действия с хором «Поезд Овсеня и Коляды». Развернутым оркестровым заключением, живописующим рассвет, завершается этот акт, богатый разнообразной сменой эпизодов.

В последнем акте бытовые сцены чередуются с лирическими. Комический оттенок имеет дуэт баб-сплетниц «Что ж, разве лгунья я какая?» Теплый, человечный образ Оксаны запечатлен в арии «Вряд ли есть другой такой парубок».

Радостным чувством проникнут дуэт Оксаны и Вакулы «Чудная Оксана, нет тебя краше». Чуб созывает гостей. Хор поет: «Кузнец вернулся жив и здрав».

Опера завершается эпическим хоровым финалом, названным композитором «В память Гоголя». Музыка финала напоминает русские народные величальные песни.

Источник:
Ночь перед Рождеством // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 203-205.

Библиография

Статьи

Матусевич, А. Развлекаем - просвещая / А. Матусевич // Музыкальная жизнь. - 2011. - N 1. - С. 45. - фото.
Опера Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" в исполнении Симфонической капеллы России под управлением В. Полянского - в абонементе сказочных опер для детей Московского Дома Музыки.

Алексеевский, Н. В Рождество все немного волхвы / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. - 2009. - N 4. - С. 31-33. - рис.
История написания Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы "Ночь перед Рождеством".

Ноты

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 5 А : Ночь перед Рождеством : опера в 4-х д. : быль-коляда из повести Н. В. Гоголя : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 437 с.

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 5 Б : Ночь перед Рождеством : опера в 4-х д. : быль-коляда из повести Н. В. Гоголя : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 323 с.

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 33 : Ночь перед Рождеством : быль-колядка из повести Н. В. Гоголя : опера в 4-х д. : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 382 с.

Римский-Корсаков, Н. Ночь перед Рождеством [Ноты] : быль-колядка из повести Н. В. Гоголя : опера в 4-х д. : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; либр. Н. Римского-Корсакова. - Москва : Музыка, 1981. – 360 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Оксаны [Ноты] : из оперы "Ночь перед Рождеством" : для сопрано с сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1952. - 13, [1] с. - (1852 - 1952 сто лет со дня смерти Н. В. Гоголя).

Дискография

Римский-Корсаков, Н.А. Ночь перед Рождеством [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. солисты, Большой хор и Большой симф. орк. Всесоюз. радио, дир. Н.С. Голованов. – На грп. : Голованов, Н.С.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Оксаны («Ночь перед Рождеством») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, исп. Н. Шпиллер. – На грп. : Искусство Н.Д. Шпиллер.

 

© ПОУНБ 2015