Биография Н. А. Римского-Корсакова

Назад

Первая опера «Псковитянка». Путь к мастерству

 

Вторая половина 1860-х и начало 1870-х - время знаменательное в истории русской культуры. В это время Мусоргский создает оперу «Борис Годунов» и задумывает «Хованщину». Бородин работает над оперой «Князь Игорь». Чайковский пишет «Воеводу» и «Опричника». В те же годы поэт Алексей Кон­стантинович Толстой выпускает в свет свою драма­тическую трилогию из времен Ивана Грозного, царя Федора и Бориса Годунова. А. Н. Островский от прославивших его пьес из купеческого быта обраща­ется к историческим пьесам-хроникам. Несколько раньше русская история и особенно история Москов­ской Руси становится предметом серьезных исследо­ваний.

Приблизительно в одно время с началом работы над «Антаром» - зимой 1867/68 года – у Римского-Корсакова возникает о мысль о крупной работе в ином жанре: об опере на сюжет стихотворной драмы Л. Мея «Псковитянка». И этот творческий замысел родился в балакиревском кружке, та обсуждался и план оперы. В составлении либретто принимали участие Стасов и Мусоргский, а также близкий к балакиревцам историк В.В. Никольский. Однако основным автором либретто был сам композитор.

В «Псковитянке» Мея и еще выразительнее в опере Римского-Корсакова народ псковской еще сам обдумы­вает и решает на вече, как ему быть. И подчинение Москве, вынужденное силой обстоятельств и логикой истории, принимает не по-холопски. «Повольте, мужи-псковичи и люди вольные, вам правду мол­вить!» - так с великим мужеством и достоинством обращается к народу вожак псковской вольницы Михайло Туча. Речь идет не только о словах: достоинством и благородством дышит мелодический речитатив Михайлы. И песня, с какой вольница покидает родной город, чтобы не видеть торжества власти грозного царя над старинным вечевым по­рядком вольного города, проникнута тем же муже­ством, той же молодой удалью и скрытой печалью.

Сцена веча вызвала наибольшие похвалы крити­ки при выходе из печати пьесы Мея (к постановке она не была разрешена) и при появлении на сцене Мариинского оперного театра в Петербурге 1 января 1873 года.

Стены Кремля и городской собор массивны и архаичны. Облака освещены неровным светом луны и, кажется, гонимы ветром: ведь всенародное вече собрано ночным набатом при вести о разорении Новгорода опричным войском Грозного и о его походе на Псков. Тревога, драматическая борьба чувств, ужас перед грозящей гибелью — все уже заложено в красках и тяжелом движении форм. И—тот же псковский Кремль, изображенный с другой точки зрения, от устья реки Псковы, для занавеса к «Псковитянке», поставленной в Большом театре СССР. Талантливый мастер театральных декораций В. Ф, Рындин внес в свой эскиз теплую любовь к древней Руси, живое чувство пейзажа, приглушив драму, четыреста лет назад разыграв­шуюся на берегах рек Псковы и Великой.

Главное действующее лицо «Псковитянки» — народ. Сцена веча и уход непокорившейся вольни­цы с молодецкой, удалой, но проникнутой тайной горечью песней—подлинная завязка действия. Сре­ди иных народных эпизодов—девичьих хоров, вол­шебной сказки про царевну Ладу и змея Тугарина, бытовых сценок, и прочая, и прочая—наиболее значительны два: полный отчаяния хор-причитание псковичей («Грозен царь идет на великий Псков с злой опричниной, со кромешною») и противополож­ный по складу хор, замыкающий оперу. Это отпева­ние псковской вольности, но не только отпевание прошлого — примирение с неизбежным, нечто сход­ное с мудрым словом летописца или с величавым заключительным хором античной трагедии. В пьесе Мея отсутствовал этот народный приговор, венча­ющий дело. Здесь сказались великие возможности музыки, какими не располагал драматург, и не менее того чуткое ощущение художественной логи­ки у либреттиста — самого Римского-Корсакова.

Опера, как и музыка вообще, живет в исполне­нии. Созданный композитором образ до времени покоится в партитуре и воплощается (или не вопло­щается...) в спектакле. Черты грозного царя прогля­нули в первом домашнем исполнении «Псковитян­ки». Прекрасно, всем на радость, пел его Мусорг­ский, аккомпанировала на фортепиано Надежда Пургольд — «наш милый оркестр», как называл де­вушку Модест Петрович. К сожалению, на спектак­ле 1 января 1873 года раскрыть музыкальную личность Грозного превосходный певец О. А. Пет­ров (некогда первый Сусанин и первый Руслан) уже не смог: по свидетельству Г. А. Лароша, он «более говорил, чем пел свою партию», хотя декламация и игра его были «полны жизни, правды и характерно­сти».

Создать на сцене Ивана Грозного уже много позже выпало на счастливую долю Шаляпина. В сущности, это была первая большая удача молодого певца, открывшая ему дорогу к постижению своеоб­разных, чуждых внешней оперности басовых пар­тий Даргомыжского, Мусоргского, Бородина. А об­раз, им осиленный, был непомерно сложен. Смесь царственного достоинства и болезненно уязвленного самолюбия, высокой мысли и безграничной жестоко­сти, наконец, бешеной вспыльчивости и сердечно­сти —весь этот тяжелый сплав отлился в нечто законченное и совершенное. Как незабываемо, со знаменитой фразой — «Войти аль нет?» — оста­навливался Шаляпин — Грозный на пороге дома псковского наместника, благородного Токмакова, где ему предстояла нежданная-негаданная встреча с родной дочерью, Ольгой! С каким отчаянием скло­нялся в последнем акте над телом дочери, выбежав­шей из царского шатра на голос своего любимого, Михайлы Тучи, и насмерть пораженной шальной пулей во время роковой схватки вольницы с царской стражей! «Словно гром ударил и всех присутству­ющих поразил», — писал Стасов о выступлении Ша­ляпина в партии Грозного.

Уже в увертюре и не раз в дальнейшем проходит в оркестре главная тема царя Ивана, близкая к старинному, угловато-архаическому церковному на­певу. Она угрюма и почти безлична, подобно гроз­ной и бесчеловечной стихийной силе. Но для выра­жения разных граней личности царя композитор нашел и совсем иные мотивы. Одни суровы и даже яростны, импульсивны, наступательны, другие спо­койны и раздумчивы, третьи широки, плавны и веют теплом. Это мелодии его любви к Ольге и к той, на кого она так непостижимо похожа, - давно умершей Вере Шелоге, когда-то на краткий миг счастья встретившей царя Ивана.

Арий в этой первой опере Корсакова нет, они считаются в кругу Балакирева смешной и устарев­шей приманкой для мало смыслящей в подлинном искусстве оперной публики. Их заменяют почти всюду речитативы, часто гибкие и выразительные, порою и суховатые. Чувства, душевные состояния, обстановку действия рисует оркестр меткими, часто лаконичными штрихами. На вопрос боярина Матуты об Ольге - «А кто отец-то?» - ответ дает оркестр, мощно «выговаривающий» главную тему Грозного. Обаятельный образ псковитянки Ольги обрисован в большой мере «Ольгиными аккордами», как их называл автор, - трогательно чистыми, прозрачны­ми, как ключевая вода. Тем большее искусство и понимание требовалось от солистов, чтобы окрасить речитативные фразы максимальной выразительно­стью. Зато полное раздолье мелодии в народных хорах, да еще в лирических эпизодах оперы, таких, как «сиротская» песня Михайлы Тучи «Раскукуйся ты, кукушечка» перед его встречей с Ольгой, как их полный ласки и любви дуэт, открывающийся фразой Ольги «Да останься, милый мой, не ходи ты в дальню сторону». Плавная и задушевная тема на­родной песни «Уж ты поле мое, поле чистое», введенная тут Римским-Корсаковым, стала есте­ственным выражением чувства любящих. Их судьба в опере исключительна и драматична, но в своем существе они - обобщенные идеализированные ти­пы «красной девушки» и «доброго молодца» народ­ных песен и сказок.

«Написанные в это лето два романса - „Ночь“ и „Тайна" - были посвящены сестрам Пургольд, пер­вый Надежде, второй Александре Николаевне.

«Псковитянка» была закончена в партитуре 8 января 1872 года и посвящена «дорогому мне музыкальному кружку». Завершение оперы совпало с концом юности Римского-Корсакова.

Летом 1871 года Римского-Корсакова неожидан­но приглашают «принять на себя преподавание теории композиции и инструментовки» в Петербург­ской консерватории. Понимая, как он писал матери, что тем самым «является возможность поставить себя впоследствии окончательно на музыкальное поприще и развязаться со службою, которую продол­жать долгое время не считаю делом честным и благовидным», он предложение принимает. С осени начинаются систематические занятия с учащимися консерватории. Они закончатся только весной 1908 года и составят, вслед за сочинением музыки, второе важнейшее его жизненное дело.

В конце того же 1871 года умирает в Италии от паралича сердца Воин Андреевич. Морское мини­стерство отрядило лейтенанта Римского-Корсакова в Пизу за прахом брата и его семьей. Канун отъезда он проводит у сестер Пургодьд, с которыми за последнее время близко сошелся на музыкальной почве. Александра Николаевна - прекрасная певи­ца, Надежда-пианистка, обе незаменимые уча­стницы сборищ балакиревцев. Тут, в вечер перед отъездом, происходит, наконец, объяснение в любви, потому что горе сблизило их, сделав явным то, что уже давно скрытно от обоих теплилось и разгоралось в их сердцах. Отрывки из дневника Надежды Николаевны и из их переписки тех лет полны удивительной прелести и душевной красоты.

30 июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд, двадцати четырех лет, и Нико­лай Римский-Корсаков, двадцати восьми лет, повен­чались. Дружкой был Мусоргский.

Знаменательные события 31 октября
В «Летописи моей музыкальной жизни», как Николай Андреевич назвал свои воспоминания, немало печальных и горьких строк. Самые, пожа­луй, выразительные относятся к его согласию стать профессором консерватории: «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительно­сти, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело... Я, автор „Садко“, „Антара" и „Псковитянки", сочине­ний, которые были складны и недурно звучали... я, певший что угодно с листа и слышавший всевоз­можные аккорды, - я ничего не знал. В этом я сознаюсь и откровенно свидетельствую об этом перед всеми. Я не только не в состоянии был гармонизиро­вать прилично хорал не писал никогда в жизни ни одного контрапункта, имел самое смутное понятие о строении фуги, но я не знал даже названий увели­ченных и уменьшенных интервалов. И вот музы­канта с такими-то сведениями задумал пригласить в профессора Азанчевский, и таковой музыкант не уклонился от этого».

Чуть дальше сам Николай Андреевич пишет не без юмора: «Незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из лучших ее учеников, - а может быть, и самым лучшим, - по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала».

А иметь руководителем выдающегося музыканта и крайне доброжелательного человека - счастье, не­часто выпадающее ученику консерватории. Не сра­зу и не без огорчительных опытов Римский- Корсаков стал с годами настоящим воспитателем музыкальной молодежи.

Недостаток «школьных» знаний, находившихся в 1860-е годы в немилости у балакиревцев, мешал не только Римскому-Корсакову-педагогу, но и Римскому-Корсакову-композитору. И он постоянно совершенствовал свои музыкальные знания, изучал техники старых мастеров, но балакиревцы не поддерживали эти стремления. В один из мигов неуверенности Римский-Корсаков обратился к Чайковскому. Он кратко рассказал о своих учебных работах, о намерении постепенно вернуть­ся к сочинению, просил разрешения прислать на просмотр некоторые сочиненные им фуги. Ответ не замедлил:
«Я просто преклоняюсь перед Вашей благородной артистическою скромностью и изумительно сильным характером. Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей - все это такой под­виг для человека, уже восемь лет тому назад написавшего, - Садко“, - что мне хотелось бы про­кричать о нем целому миру...» Чайковский утаил от Николая Андреевича свое опасение, что погло­щенность технической стороной композиции может губительно отозваться на творчестве.

Понадобились годы, чтобы стала ясна правота Римского-Корсакова. Уже «Майская ночь» и в особенности «Снегурочка» заставили Стасова по-иному взглянуть на творческую деятельность Римского-Корсакова. А в 1890 году, в день празднования двадцатипятилетия композиторской деятельности Римского-Корсакова, он сказал: «Вы никогда не покидали своего поста представителя «Новой русской школы», никогда не отступали, никогда не теряли ни энергии, ни мужества, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства, и всегда оставались руководителем национальным».

Если опасность утратить живое отношение к искусству и существовала, то занятия, в которые вскоре с головой ушел Римский-Корсаков, послужи­ли лучшим лекарством от односторонности. Музыка Глинки, любимая с детства, тут раскрылась перед Корсаковым несравненно полнее, чем это могло быть раньше. Он испытывал высокое художественное наслаждение, вникая во все изгибы замысла гениального композитора, во все подробно­сти воплощения этого замысла. Он наслаждался и одновременно не переставал учиться. До трудов, потраченных на овладение композиторской техни­кой, он и не смог бы так ясно оценить искусство голосоведения и прозрачной оркестровки, пленяв­шее его у Глинки.

Пожалуй, еще больше дала Римскому-Корсакову другая работа, предпринятая им в середине 1870-х годов: гармонизация сорока русских песен, записан­ных с голоса их знатока и великого любителя Т. И. Филиппова, и составление собственного сбор­ника «100 русских народных песен». Композитор включил в него лучшие песни, найденные им в давних и более новых сборниках, песни, петые когда-то дядей и матерью в Тихвине, и другие, вновь записанные специально для сборника от дру­зей и знакомых, слуху и памяти которых можно было довериться. Большое место в сборнике заняли игровые и обрядовые песни, сложившиеся, по-видимому, еще в давние языческие времена. Чтобы основательнее понять эти песни, он обратился к трудам ученых, изучавших старинный крестьян­ский быт, народные обряды и сказки. Для Николая Андреевича они стали открытием целого поэтиче­ского мира и оказали важное влияние на все дальнейшее творчество. От хороводных и свадебных песен влилось в его оперы светлое праздничное начало, так для них характерное. Широким потоком устремились в музыку Римского-Корсакова мелодии, прямо взятые из народных песен или возникшие в сознании композитора на основе народной песни как ее свободное претворение. Вновь созданные компо­зитором мелодии были столь народны по своему духу и складу, что нередко их принимали за «подлинные». Да они и были подлинными, хоть их создал не безвестный певец в стародавние времена, а петербургский ученый музыкант.

Войдя в консерваторию Римский-Корсаков стал деятелем «Новой русской школы». Вместе с тем он стал со временем авторитетнейшим из педагогов Петербургской консерватории, внес много нового, свежего, современного в консерваторские методы обучения композиторов. Работа его в консерватории имела и другое значение: она способствовала сближению двух групп петербургских музыкантов, помогла уничтожению розни между «Новой русской школы» и музыкантами, объединившимися вокруг консерватории.

К периоду «ученья» Римского-Корсакова относит и работу над новой редакцией «Псковитянки», начатую в середине 1876 и законченную в 1877 году. «Но ученье мое еще, видно, не окончилось. Параллельно с занятиями «Русланом» и «Жизнью за царя» я принялся за переработку «Псковитянки».

Источники:

Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 25-35.

Образцова, Инна Михайловна. Н.А. Римский-Корсаков на Псковщине / Инна Михайловна Образцова. - Ленинград : Лениздат, 1981. – С. 10-11.

Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. – С. 49-84.

 

© ПОУНБ 2015