Опера в трёх действиях (шести картинах)
Либретто Н. А. Римского-Корсакова
Премьера состоялась 13 января 1873 г. в Мариинском театре в Петербурге
Действующие лица:
Царь Иван Васильевич Грозный (бас)
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове (бас)
Боярин Никита Матута (тенор)
Князь Афанасий Вяземский (бас)
Бомелий, царский лекарь (бас)
Михаил Андреевич Туча, посадничий сын (тенор)
Юшко Велебин, гонец из Новгорода (бас)
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова (сопрано)
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги (сопрано)
Власьевна, мамка (меццо-сопрано)
Перфильевна, мамка (меццо-сопрано)
Голос сторожевого (тенор)
Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ.
Действие происходит: в первом и втором действии во Пскове, в третьем – сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни в 1570 году.
Действие первое. Картина первая. Псков 1570 года, В саду князя Токмакова девушки, подруги Ольги, затеяли игру в горелки. Смеркается. Старые мамки Власьевна и Перфильевна тихонько беседуют между собой, поглядывая на молодежь. Одна Ольга не принимает участия в веселой игре. Она грустит о своем милом — посадничьем сыне Михаиле Туче. Девушки увлекают ее с собой собирать малину. Тем временем Перфильевна пытается выведать у Власьевны, правда ль люди говорят, что Ольга — «но княжеская дочь, но выше подымай». Власьевна недовольно отмахивается и переводит разговор на другое. Уж больно беспокойные вести слышны из Новгорода. «Царь Иван прогневаться на Новгород изволил... пришел со всей опричниной. Казнит всех без разбору, без жалости, без милости казнит». Возвращаются девушки. Они просят Власьевну рассказать им сказку про царевну Ладу.
Власьевна соглашается, а в это время Стеша, подруга Ольги отводит княжну в сторону и передает весточку от Михаила. Сегодня вечером Туча придет в сад повидаться с Ольгой. Повеселев, Ольга присоединяется к остальным девушкам.
Неожиданно раздается резкий свист, а затем слышится песня Тучи. Власьевна уводит девушек в дом.
Михаиле пришел проститься с любимой. Ведь Ольга просватана старому Матуте, и не Михаиле, бедному посадничьему сыну, тягаться со знатным боярином. Туча хочет уехать в Сибирь и, вернувшись во Псков богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки Ольги. Ольга умоляет его остаться. Она обещает упросить отца дать согласие на их свадьбе. На крыльце терема показываются князь Юрий и Матута. Туча быстро скрывается, Ольга прячется в густых кустах черемухи и невольно слышит разговор, который ведут отец и Матута.
Токмаков рассказывает будущему зятю семейную тайну. Ольга не дочь ему. Мать ее — Вера Шелога, сестра жены Токмакова, а отец Ольги неизвестен. Вдали раздаются удары колокола: это набат сзывает псковичей на вече. Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенная услышанным, Ольга медленно выходит из кустов. Смятение в ее душе словно перекликается с тревожным гулом колоколов. «Не к добру звонят, — задумчиво произносит она, — то мое хоронят счастье».
Картина вторая. Ночь. Торговая площадь во Пскове. В центре — вечевое место. Отовсюду сюда стекаются толпы парода. Гонец из Новгорода сообщает, что Новгород пал и грозный царь идет с опричниной на Псков. Токмаков пытается успокоить народ и предлагает встретить царя хлебом-солью. Но вот вперед выступает Туча. Он призывает псковичей отстоять волю и независимость родного города. Часть народа присоединяется к нему и уходит в псковские леса. Замирает вдали боевая песня псковской вольницы, и под гулкие удары вечевого колокола народ начинает медленно расходиться.
Действие второе. Картина первая. Большая площадь во Пскове перед теремом князя Токмакова. На площади толпится народ. Выносят и накрывают столы, готовясь, по совету Токмакова, встретить царя Ивана хлебом-солью да хмельною брагой. Однако нет в этих приготовлениях радостного оживления, Народ Пскова полон гнетущего ожидания:
Грозен царь идет во великий Псков.
Будет кара нам, казнь лютая!..
Ой, не выплакать нам его милости...
Слышны звуки рогов. Это приближается к городу царское шествие. Площадь постепенно пустеет.
На крыльце терема появляются Ольга и Власьевиа, Княжна все еще под впечатлением нечаянно подслушанных слов Токмакова. С грустью вспоминает она, как ребенком ездила на могилу к названой матери, не подозревая, что рядом покоится родная мать. Власьевна пытается успокоить девушку: верно, этим признанием князь хотел избавиться от неугодного жениха — Матуты, Но Ольга не хочет ее слушать. Странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением ждет она появления царя. Между тем на площади показывается царское шествие, дружина, сопровождаемая и приветствуемая жителями Пскова, и, наконец, верхом на коне в окружении опричнины па площадь выезжает сам Иван Грозный.
Картина вторая. В доме Токмакова принимают царя. Грозный раздражен и подозрителен. Ему всюду мерещится измена. Из сеней выходят Ольга, Стеша, Власьевна и сенные девушки. Они несут подносы со всякими яствами. Потупив глаза, Ольга подносит грозному царю чарку меда. Но он недоверчиво отстраняется и требует, чтобы сначала этого меда отведал сам хозяин дома. Токмаков пьет за здоровье царя, и тогда, повеселев, царь Иван принимает угощение. «Ну, поднеси теперь и мне, — обращается он к Ольге, — да не с поклоном только, с поцелуем», Ольга поднимает голову и прямо, без страха смотрит в лицо царю. Грозный поражен необыкновенным сходством девушки с Верой Шелогой. Он пробует скрыть волнение за шутливыми речами, но светлый, открытый взгляд Ольги покоряет его. Грозный растроганно целует девушку, дарит ей перстень и приглашает погостить в Москве.
Оставшись наедине с Токмаковым, царь спрашивает, как звали мать Ольги. Токмаков не скрывает правды. Ольга — дочь Веры Шелоги, а «грех ее покойница хозяйка своею честью девичьей покрыла, хоть и была моей невестой», — говорит он Грозному. Боярин Шелога не поверил жене и ушел снова воевать с немцами, а Вера с горя потеряла рассудок и умерла.
Рассказ Токмакова производит на Грозного большое впечатление: слишком много воспоминаний всколыхнул он в душе царя.
«Да престанут все убийства, — восклицает он. — Много кропи. Притупим мечи о камень. Псков хранит господь!»
Действие третье. Картина первая. В густых лесах Псковщины пролегла дорога в Печерский монастырь. Вечереет, Нудили доносится пение. Девушки идут лесом на богомолье. Немного поодаль от них идет Ольга: она поджидает своего жениха, и вскоре Михаиле Туча нагоняет ее. Ольга уговаривает Тучу вернуться во Псков, но тот отказывается наотрез. Он зовет любимую разделить с ним «жизнь вольную, беззаботную». Ольга согласна. Теперь, когда она узнала, что князь Юрий — не отец ей, ужо ничто более не связывает ее с Псковом. Неожиданно из лесу выходит Матута в сопровождении слуг. В неравной схватке.
Туча ранен и лишается чувств. Слуги „насильно уводят с собой Ольгу.
Картина вторая. На крутом берегу реки Медедни расположилась царская ставка. Тихая лунная ночь. Все погружено в сон, не спится лишь царю Ивану. Встреча с Ольгой, охота в псковских лесах разбудили мысли о прошлом. Нахлынули воспоминания, и пригрезилась царю красавица Вера Шелога — мать Ольги.
Раздумье царя нарушено появлением опричника. Царские слуги задержали Матуту, который хотел похитить Ольгу. Гневу царя нет предела, но Матута пытается отвлечь внимание Грозного. Он говорит, что задержал Ольгу во время свидания с «ослушником воли царской» — Тучей. Царь велит привести Ольгу. Она падает царю в ноги и умоляет защитить ее от посягательств Матуты, а Тучу помиловать. С доверчивой откровенностью она рассказывает царю, как еще ребенком привыкла повторять перед сном слова молитвы: «Господи, помилуй отца и государя моего!». Грозный растроган.
Внезапный шум и громкие крики нарушают их беседу. Снаружи слышится голос Тучи. Он пришел с отрядом, чтобы освободить Ольгу. Разгневанный этой дерзкой вылазкой, царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу взять живым и привести к нему. Ольга хочет бежать из шатра, но Грозный удерживает ее. Вольница перестреляна. Одному лишь Туче удалось уйти от царских слуг. Ветер доносит до слуха Ольги его прощальные слова. Не в силах более сдерживать себя, она выбегает из царского шатра — и падает, сраженная шальной пулей. Царская дружина медленно вносит тело Ольги и опускает на ковер. Грозный в страшном волнении склоняется над ней. Он не хочет верить своим глазам: Ольга, его дочь, мертва!
Ставка постепенно наполняется псковичами, оплакивающими падение вольницы и гибель Ольги. Звучат мудрые слова народа, призывающие прекратить кровавую распрю во имя высшей цели — объединения земли русской.
Источник:
Псковитянка // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 67-70.
Когда в 1868 году Римский-Корсаков задумал написать крупное оперное произведение, ему было 24 года. Мечтал об этом и его друг Мусоргский, в том же году приступивший к сочинению «Бориса Годунова» на текст пушкинской трагедии. Римский-Корсаков также избрал для своей оперы исторический сюжет. Выбор его остановился на драме «Псковитянка» поэта Л. А. Мея (1822—1862), опубликованной в 1860 году. Речь в ней идет, как и в трагедии Пушкина, о важном, переломном этапе русской истории.
В центре пьесы образ Ивана Грозного. В освещении фигуры и государственной деятельности драматург следовал взглядам современных ему историков, сильно идеализировавших Ивана IV, нередко пренебрегавших действительными историческими фактами. О деспотизме, жестокости, самодурстве царя, умертвившего в Новгороде десятки тысяч людей по ложному доносу о заговоре, в драме Мея только упоминается. Показан же Грозный как государственный деятель большого ума и крепкой воли. Образ получился сильным и многосторонним. Вымышленным является и мотив псковской вольницы, который был очень созвучен демократическому зрителю 60-х годов прошлого века.
Не внося никаких изменений в историческую концепцию и в трактовку образов главных действующих лиц пьесы Мея, Римский-Корсаков подверг ее текст частичным сокращениям. Полностью был выпущен первый акт драмы, носящий характер своего рода пролога, где рассказывается, как появилась на свет Ольга, незаконная дочь тогда еще молодого царя Ивана IV, прозванного позже Грозным.
Композитор четыре года работал над оперой. В 1872 году она была закончена и 1 (13 января) 1873 года поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Этому предшествовали большие мытарства в цензуре, требовавшей изъять из текста либретто всякие намеки на республиканскую форму правления во Пскове. Считался также неуместным показ на оперной сцене Ивана Грозного. Вопреки этим препятствиям и нападкам консервативной прессы, «Псковитянка» имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи. «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи», — вспоминал Римский-Корсаков. А боевая песня вольницы приобрела у студентов широкую популярность.
Тем не менее композитор продолжал работать над своим произведением. Требовательный к себе, он находил в нем «недостаток пения в местах, где оно должно быть», «недоразвитость и длинноты формы», «несвязанность и расшитость речитативов», «отсутствие контрапунктического элемента». В 1876—1877 годах Римский-Корсаков дал вторую редакцию оперы, а в 1891—1892 — окончательную, третью. В этом виде она ставится по сей день.
Но Римский-Корсаков никак не мог расстаться со своим любимым детищем. Еще вторую редакцию «Псковитянки» он дополнил некоторыми эпизодами из первого действия драмы Мея. Теперь же композитор положил на музыку весь текст этого акта. Так родилась одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которая как пролог к «Псковитянке» и вместе с ней была впервые показана на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова) 15 (27) декабря 1898 года. В роли Ивана Грозного выступил Ф. И. Шаляпин. Это одно из высочайших музыкально-сценических достижений гениального артиста. Роль Грозного являлась одной из самых любимых в его репертуаре.
Источник:
Псковитянка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 273-275.
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове. Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». Но не выдает свою любимицу старая мамка. В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого. Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута. Нет более Туче житья во Пскове, он хочет покинуть родные места. Ольга просит его остаться, авось удастся ей умолить отца справить их свадьбу. А вот и Токмаков — он ведет беседу с Матутой, поверяет ему семейную тайну. Спрятавшись в кустах, Ольга узнает из этой беседы, что она дочь свояченицы Токмакова, которая была замужем за боярином Шелогой. Девушка в смятении. Вдали возникает зарево костров, раздаются удары колокола: псковичей сзывают на вече. Ольга предчувствует горе: «Ах, не к добру звонят, то мое хоронят счастье!».
На торговую площадь стекаются толпы псковичей. Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков. Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова. Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Власьевна утешает Ольгу: быть может, Токмаков так сказал, желая отвадить от нее Матуту. Но девушка не слушает старую мамку: почему так бьется ее сердце в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Но тот недоверчив и злобен — всюду мерещится ему измена. В кубке Грозный подозревает отраву. Он заставляет прежде осушить этот кубок хозяина дома. Ольга подносит царю мед.
Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла. Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь!».
Густым лесом вечером отправилась Ольга с девушками в Печерский монастырь. Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей. Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет он покориться Грозному. Да и зачем Ольге возвращаться к Токмакову, когда она не дочь ему? Они хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи.
Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею». Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Но что за шум раздается в ставке? Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. В гневе царь приказывает перестрелять вольницу, а дерзкого юношу привести к нему. Однако Туче удается избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сраженная чьей-то пулей. Ольга мертва. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери.
Источник:
Псковитянка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 275-277.
«Псковитянка» — народная музыкальная драма. По своей драматургии и стилю она близка «Борису Годунову» Мусоргского, который создавался примерно в те же годы. В обоих произведениях ожили события далекого прошлого. Но сказались и отличия, присущие индивидуальному творческому облику этих классиков оперной литературы: Мусоргский преимущественно выражал трагическое восприятие русской истории, а Римский-Корсаков — при всем драматизме конфликтов — светлое, более умиротворенное. Вместе с тем в «Псковитянке» он сумел рельефно передать разнообразие жизненных явлений. Во всей своей противоречивости правдиво выписана величавая фигура Грозного. Обаятельно целомудрен облик Ольги. Свободолюбивым духом проникнута музыка, которая обрисовывает псковскую вольницу, возглавленную Тучей. Исполнены драматизма народные сцены. В опере в целом ярко выявлен характер русской песенности.
В оркестровой увертюре намечен основной конфликт оперы. Сумрачно, настороженно звучит главная тема Грозного. Ей противостоит порывистая волевая мелодия песни Тучи как образ псковской вольницы. Затем появляется широкая, как народная песня, тема Ольги. Словно в схватке темы Грозного и вольницы сцепляются в драматичном развитии, уступая место величавой главной теме правителя Руси.
Веселой игрой в горелки Ольгиных подруг открывается опера. Вслед за беседой старых мамок Власьевна поет выдержанную в духе народных сказителей «Сказку про царевну Ладу». Встреча Ольги с Тучей завершается проникновенно нежным дуэтом «Да останься, милый мой, не ходи ты в дальнюю сторону», в которой композитор использовал мелодию народной песни «Уж ты, поле». Под конец картины, после беседы Токмакова с Матутой, звучат набатные звоны, призывающие псковичей на вече. Из этих звонов, к которым присоединяются музыкальные темы царя, вырастает последующий симфонический антракт.
Вторая картина, изображающая псковское вече, — одна из лучших в опере. Как волны прибоя звучат возгласы народного хора, которые образуют музыкально-смысловой стержень картины. Рассказ гонца «Поклон и слово Нова-города, ваш брат старшой открасовался, велел долго жить» вызывает еще большую волну народного гнева. Обращение Токмакова, пытающегося умиротворить разыгравшиеся страсти, «Отцы и братья, мужи-псковичи, к вам слово», вносит успокоение. Но выступает Туча: «Позвольте, мужи-псковичи, вам правду молвить!» Его призыв снова вызывает народное волнение. Опять звучит тема стихийного порыва народа, которая увенчивается боевой песней Тучи «Осудари псковичи, собирайтесь ко двору»; в ее основе мелодия народной песни «Как под лесом, под лесочком» (эта мелодия уже звучала в увертюре). Вольница, подхватывая ее, удаляется.
Первая картина второго акта начинается печальной хоровой песней в духе народных плачей «Грозен царь идет во великий Псков». Чистый целомудренный облик Ольги впервые так полно раскрывается в ее скорбном ариозо «Ах, мама, мама, нет мне более красного веселья», которое предшествует беседе с Власьевной. Праздничный колокольный звон сопровождает въезд Грозного во Псков. Оркестровый антракт между картинами (интермеццо) дает по контрасту зарисовку поэтичного облика Ольги.
Начальная сцена второй картины, которая происходит у Токмакова, вся пронизана суровой музыкальной темой Грозного. Желчью и издевкой полна его речь. Перелом наступает с выходом Ольги. Нежно и мягко звучит ее обращение «Царь-государь, с тобой целоваться твоей рабе победной недостойно». После того хор поет величальную песнь «Из-под холмика, под зеленого, быстра реченька прокатилася». В конце картины после признания Токмакова, кто была мать Ольги, тема Грозного звучит мощно и торжественно.
Развернутый симфонический антракт, названный композитором «Лес, царская охота, гроза», открывает третий акт. Здесь даются красочные изображения русской природы, живописуются отголоски царской охоты.
Хор девушек «Ах, мати дубрава зеленая» выдержан в духе протяжных народных песен. Выразителен дуэт Ольги и Тучи «Ах, желанный мой, ах, мой миленький», в котором запечатлен характер взволнованной речи. Первая картина заканчивается драматической сценой ранения Тучи и похищения Матутой Ольги.
Величавой музыкой начинается вторая картина — Грозный наедине со своими думами. Твердая решимость слышится в его словах: «То только царство крепко, сильно и велико, где ведает народ, что у него один владыка». Центральное место занимает беседа царя с Ольгой, богатая различными оттенками настроений. Плавно-спокойной речи Ольги «Еще ребенком несмышленым я молилась за тебя» противостоят словно искаженные душевной болью слова царя «Скажи мне лучше без утайки, кем чаще — букой, аль царем Иваном тебя пугали в детстве?» Композитор предстает в этой сцене замечательным мастером психологического портрета. Все последующие события лаконично изложены в опере. Издали доносится мелодия боевой песни Тучи (на другие, чем прежде, слова) «Али негде, негде теперь наточить ни мечей, ни топоров», которую подхватывает хор вольницы. Кратко передана сцена битвы с возгласом Тучи «За Псков, за старину!» Трагическое прощание Грозного с дочерью проходит на фоне его главной музыкальной темы. Завершает оперу хоровой эпилог «Свершилось волей божьей: пал Великий Псков с гордой волею». Хор звучит эпически, величаво, в него вплетаются некоторые мелодические обороты, напоминающие музыкальную характеристику Ольги.
Источник:
Псковитянка // Шедевры мирового оперного искусства: история создания, либретто. – Киев : Мистецтво, 1993. – С. 277-280.
Книги
Берегов, Н. Творец "Псковитянки" / Н. Берегов. - Ленинград : Лениздат, Псковское отделение, 1970. – 83 с. - Лит.: С. 81-82.
Полякова, Л.В. "Псковитянка" и "Вера Шелога" Н.А. Римского-Корсакова / Л.В. Полякова. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1963. – 64 с. : ил. – (Путеводители по операм).
Псковитянка : сценич. композиция по опере Н. А. Римского-Корсакова к 500-летию вхождения Пскова в Московское государство, Псков. Кремль, 22 июля 2010 / [М-во культуры Рос. Федерации и др.]. - Москва ; Псков : Издательский дом Максимова Светланова, 2010]. - 70 с. : цв. ил.
Статьи
Алексеевский, Н. Минувшее проходит передо мною / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 5. - С. 31-36. - фото.
История создания Н. А. Римским-Корсаковым оперы "Псковитянка", за основу которой была взята пьеса русского драматурга Л. Мея.
Опера «Псковитянка» // 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка / ред., сост. и авт. вступ. ст. М. Друскин. – изд. 5-е. – Ленинград : Музыка, 1973. – С. 324-331.
Саква, К. «Псковитянка» в Большом театре / К. Саква // Музыкальная жизнь - 1971. - № 17. – С. 8-10.
Солоцов, А. Опера «Псковитянка» / А. Соловцов // Соловцов, А. Жизнь и творчество Н.Н. Римского-Корсакова / А. Солоцов. – Москва : Музыка, 1969. – С. 80-97.
Стасов, В.В. Римский-Корсаков / В.В. Стасов // Стасов, В.В. Статьи о Римском-Корсакове / В.В. Стасов. – Москва : Музгиз, 1953. – С. 34-36.
Работа над оперой «Псковитянка».
Ноты
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 1 А : Псковитянка : опера в 4-х д. : содерж. заимствовано из драмы Л. А. Мея : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва : Музыка, 1966. – 303 с.
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 1 Б : Псковитянка : опера в 4-х д. : содерж. заимствовано из драмы Л. А. Мея : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва : Музыка, 1966. – 261 с.
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 29 А : Псковитянка : опера в 4-х д. : содерж. заимствовано из драмы Л. А. Мея / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым ; перелож. для пения с фп. Н. Н. Пургольд. - Москва : Музыка, 1965. – 287 с.
Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 29 Б : Псковитянка : опера в 3-х д. : содерж. заимствовано из драмы Л. А. Мея : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Н. Дмитриевым. - Москва : Музыка, 1967. – 259 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Псковитянка [Ноты] : опера в 3 д. : полное перелож. для пения с фп. : новая обраб. (1894) / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; заимствована из драмы Л. Мея. - Клавир. - Санкт-Петербург ; Москва : Василий Бессель и К, [1894]. - II, XI, 209, [1] c.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Марфы : из оперы "Царская невеста" ; Ариозо Ольги : из оперы "Псковитянка" / Н. Римский-Корсаков. Думка Параси : из оперы "Сорочинская ярмарка / М. Мусоргский [Ноты] : для голоса с фп. (сопрано) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; М. Мусоргский. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 19, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Боярыня Вера Шелога [Ноты] : муз.-драм. пролог к драме Л. Мея "Псковитянка" с сохранением стихов его : соч. 54 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; перелож. для фп. и голосов Надежды Римской-Корсаковой. - [Клавир]. - Москва : Государственное издательство Музыкальный сектор, 1929. – 49 с.
Римский-Корсаков, Н. Боярыня Вера Шелога [Ноты] : муз.-драм. пролог к драме Л. Мея "Псковитянка" : перелож. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков ; перелож. для пения с фп. Н. Римской-Корсаковой. - Москва : Музыка, 1983. – 71 с.
Дискография
Римский-Корсаков, Н.А. Псковитянка [Звукозапись] : опера в трех д. / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : солисты, хор и орк. Большого театра СССР, дир. С. Сахаров.
Римский-Корсаков, Н.А. Вера Шелога [Звукозапись] : одноакт. опера к муз. драме «Псковитянка» / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. солисты, оркестр Большого театра СССР, дир. С. Сахаров.