В шестилетие 1881-1886 годов Римский-Корсаков создал только одно значительное произведение - Концерт для фортепиано с оркестром.
16 марта 1881 года после тяжелой болезни умер Мусоргский. Отношения с ним, когда-то сердечные и короткие, потом охладившиеся в годы увлечения Корсакова музыкой давно прошедших веков, в последние годы его жизни опять наладились. Он от души приветствовал работу Николая Андреевича над сборниками русских народных песен. В иных случаях он готов был советоваться со своим младшим, но более опытным другом. Сделанная Корсаковым оркестровка некоторых произведений Мусоргского, в том числе знаменитой «Пляски персидок» из оперы «Хованщина», встретила со стороны автора полное одобрение. Наконец памятно было, что по завещанию Даргомыжского его новаторскую оперу «Каменный гость» оркестровал Римский-Корсаков. По всему этому после смерти Мусоргского его музыкальный архив был передан Николаю Андреевичу. Среди рукописей обнаружилось много неоконченного или просто неизданного - настоящие сокровища. Однако сочинения Мусоргского требовали большой дополнительной работы. Надо было дописать многочисленные недостающие куски и оркестровать оставшиеся неоркестрованными эпизоды и целые части «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки» - двух опер, над которыми композитор в последние годы работал одновременно, не приведя в порядок и не завершив ни одной. Этого мало. По убеждению Корсакова совершенно необходима была радикальная чистка даже вполне законченных произведений Мусоргского от всего шероховатого, противоречащего правилам гармонии и голосоведения или строгим законам оперной драматургии.
Уже 4 апреля 1881 года, меньше чем через месяц после кончины Мусоргского, Корсаков пишет: «Все его сочинения я уже пересмотрел ,,Хованщину" можно было бы инструментовать, предварительно очистив, но боже, что за сюжет. Никакой логики и связи; местами вовсе не сценично... Ужасно подумать, как это Модест Петрович загубил свой огромный талант... „Сорочинскую ярмарку" взял к себе Анатолий Константинович Лядов». После обстоятельного знакомства со всеми набросками и предположениями Николай Андреевич пришел к более оптимистическому выводу: «Я ...взялся, приведя в порядок и докончив все сочинения Мусоргского, какие найду для сего пригодными, передать их фирме Бесселя безвозмездно, - читаем в его воспоминаниях. При всем том, в большинстве случаев, сочинения эти были так талантливы, своеобразны, так много вносили нового и живого, что издание их являлось необходимым».
Прежде всего, были подготовлены к изданию романсы и «Хованщина». «Вообще Мусоргский и Мусоргский; мне кажется, что меня даже зовут Модестом Петровичем, а не Николаем Андреевичем, и что я сочинил „Хованщину", и, пожалуй, даже „Бориса". А относительно „Хованщины" тут есть и доля правды», - писал со столь характерным для него подтруниванием над самим собою Корсаков своему московскому другу.
В 1890-х годах, когда Корсаков перерабатывает свою «Псковитянку», с той же беспощадной решительностью он редактирует, сокращает, заново оркеструет и «Бориса Годунова», давно сошедшего с петербургской сцены. Как объяснил Николай Андреевич своему молодому поклоннику и другу Василию Васильевичу Ястребцеву, он боготворит и одновременно ненавидит это произведение. Боготворит за оригинальность, силу, смелость, самобытность и красоту, ненавидит за недоделанность, гармоническую шероховатость, а местами и музыкальную несуразность. И снова опера в новом своем виде появляется сперва на полулюбительской сцене в Петербурге, потом, по инициативе и настоянию Римского-Корсакова, у Мамонтова в Москве, с Борисом Годуновым в исполнении Шаляпина. Отсюда вместе с Шаляпиным переходит на императорскую оперную сцену в Москве и Петербурге и (все в той же корсаковской обработке) завоевывает оперные подмостки Европы и Америки. Успех кажется неоспоримым. Но есть примесь горечи и не совсем полной уверенности в своей правоте у самого соавтора. Вот и работавший над «Сорочинской ярмаркой» Лядов сказал как-то: «Легко, конечно... почистить всякие неприятные параллелизмы, привести в порядок модуляцию. Одна только беда: получается совсем не то, что у Мусоргского. Пропадает его характерность и своеобразие того или другого оборота, исчезает авторская личность, улетучивается что-то очень существенное для стиля Мусоргского».
Источник:
Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 51-53.