Вокальная лирика Римского-Корсакова отмечена глубокой поэтичностью, благородством выражения, богатством музыкального колорита, безупречным художественным вкусом и совершенством форм. Этими своими чертами романсы Римского-Корсакова напоминают камерные вокальные произведения Глинки, хотя и уступают им по разнообразию тем и образов. В романсах Римского-Корсакова почти совсем отсутствуют народно-бытовые элементы, сильный драматизм, острая характерность, юмор. Светлая элегичность, любовные чувства, образы природы, мотивы восточной поэзии, размышления об искусстве – вот основное содержание вокальной лирики композитора.
По своему стилю его романсы можно разделить на две группы. Первая – группа романсов была создана в период от середины 60-х до начала 80-х годов.
Общим признаком камерного вокального творчества Римского-Корсакова следует считать стремление композитора к обобщенной передаче поэтического текста, особенно характерное для его романсов 90-х годов. В то же время Римского-Корсакова интересуют и программно-изобразительные задачи. В романсах 60—80-х годов это нашло выражение в обилии живописных деталей, в последовательной передаче картинных моментов стихотворения («На холмах Грузии»). В романсах же 90-х годов мы встречаемся с целостным, обобщающим подходом композитора к задаче программной изобразительности: музыка обычно создает какой-либо один характерный музыкальный пейзаж, передает одно состояние природы, без подчёркивания деталей картины («Дробится и плещет»). Вместе с другими русскими композиторами своего времени Римский-Корсаков способствовал обогащению романсового стиля средствами инструментальной выразительности и изобразительности.
Источник:
Русская музыкальная литература : [учеб. для муз. уч-щ. Вып. 3 / под общ. ред. Э.Л. Фрид]. - Изд. 7-е . - Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1986. – С. 181.
Для этих романсов типична декламационная мелодика, как бы рождающаяся из напевного прочтения стихотворения. Она неразрывно слита с фортепианной партией и составляет один из компонентов общего вокально-инструментального образа, отвечающего поэтическому содержанию избранного композитором текста.
«На холмах Грузии»
Одним из лучших и показательных образцов вокальной лирики Римского-Корсакова 60-х годов может служить романс «На холмах Грузии» (слова Пушкина), Произведение это проникнуто светлым, мечтательным настроением, раскрывающимся уже в начальном мелодическом построении романса. Это характерный для Римского-Корсакова образец спокойной напевной мелодии, основанной на симметричном опевании тонического звука.
Лирический характер ее подчеркнут выразительной и мягкой звучностью септаккорда IV ступени.
Романсу присуща большая внутренняя цельность, что определяется преобладанием созерцательного лирического чувства, интонационным, гармоническим и композиционным единством произведения. В вокальной партии, в частности в ее кульминационных моментах («тобой, тобой одной», «И сердце вновь горит»), сохраняются мелодические обороты темы. Здесь неоднократно звучит упомянутый минорный септаккорд (в первой кульминации и сразу после нее) и грустно-элегическая гармония малого вводного септаккорда, окрашенная, однако, в светлые тона — что соответствует общему музыкально-поэтическому содержанию романса. Романс, как и стихотворение, состоит из двух свободно построенных строф, образующих простую двухчастную форму. Возвращение в маленькой коде романса (Тетро I) интонационных, гармонических оборотов и фактуры первой части способствует стройности и завершенности его музыкальной формы. Вместе с тем в этом произведении можно обнаружить немало колоритных деталей. Так, в вокальной партии эпизодически возникают легкие фиоритурки (см. «унынья моего» и далее) восточного характера. Прозрачное и слабое, как эхо, повторение конца темы в высоком регистре фортепиано («ночная мгла»), появляющаяся вслед за тем «гудящая» фигурация басов — создают музыкальный пейзаж, передают кристальную чистоту воздуха, гул бегущей в долине горной реки.
«Восточный романс»
Восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример восточной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в истоках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-декламационная вокальная партия почти не содержит восточных интонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример восточной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в истоках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-декламационная вокальная партия почти не содержит восточных интонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и этот минорный септаккорд постоянно разрешается в мажорные гармонии тематические самостоятельные вступление и заключение. В них содержится главный музыкальный образ романса:
Эта инструментальная тема вокальная по своей природе и напоминает восточную любовную песню. Ее чувственно-страстный, хотя и сдержанный эмоциональный характер выражен в двух мелодических оборотах с увеличенной секундой (на II и IV ступенях минорного лада), в томных ниспадающих мотивах (32-е), в обилии уменьшенных септаккордов, звучащих на фоне тонического органного пункта (квинта в басу), в предписанном Римским-Корсаковым исполнении. Но и вокальные строфы романса не выпадают из общего стиля. Своеобразное, тонкое очарование восточной лирики выражено в преимущественно одноголосном изложении первой строфы, в появляющихся оборотах с увеличенной секундой (на III ступени лада), со II пониженной ступенью, в прозрачности аккордового сопровождения.
Источник:
Русская музыкальная литература : [учеб. для муз. уч-щ. Вып. 3 / под общ. ред. Э.Л. Фрид]. - Изд. 7-е . - Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1986. – С. 181-182.
Новые стилистические черты выступают в романсах Римского-Корсакова 90-х годов. Во многих из них проявилась особая забота Римского-Корсакова о выразительности и широте вокальной мелодии, стремление к лирико-психологическим темам — т. е. тенденции, характеризующие также и оперное творчество композитора этого времени. Классическими и, быть может, лучшими образцами романсового творчества композитора являются две элегии на слова Пушкина — «Редеет облаков» и А. Толстого — «О, если б ты могла».
Элегия «Редеет облаков» выделяется удивительной широтой и свободой мелодического дыхания. Главное музыкальное содержание романса заключено в вокальной партии. Богатый и развитый фортепианный аккомпанемент, выполняющий важную эмоциональную и колористически-красочную роль, служит необходимым и существенным дополнением к вокальной партии. Романс отличается развернутостью композиции и непрерывностью мелодического развития, насыщенностью звукового колорита.
Основной поэтический образ и главное настроение романса раскрываются уже в начальных тактах. Широкий октавный размах мелодии, вырастающей из восходящих квартово-квинтовых бесполутоновых мотивов, размеренность воздушных фигурации. Они вносят в музыкальную форму произведения черты трехчастности.
Романс написан в свободно трактованной простой трехчастной форме.
Фортепиано создают задумчиво-светлое настроение, передают полноту лирического чувства, навеянного созерцанием
За первым предложением следует второе, незамкнутое и переходящее в среднюю часть («Я помню твой восход»). Уже здесь можно отметить значительное мелодическое и гармоническое развитие. Вокальная партия складывается из более коротких и разнообразных по рисунку фраз. Выразительность их усилена отклонениями в параллельный мажор и тональность двойной доминанты (до-диез минор), введением нонаккордов. Нарастающая в средней части экспрессия приводит к динамической, сильно преобразованной репризе романса («Там некогда в горах»). Это, в сущности, тональная реприза, так как в тематическом отношении она связана с мелодическими оборотами начала средней части; первоначально тема проводится у фортепиано, а вслед за тем — как широкая кантилена, в ритмическом увеличении, в сопровождении взволнованных контрапунктирующих фраз фортепиано, — она звучит на фоне напряженных нонаккордовых гармоний и в вокальной партии. Мелодическая кульминация (высокое ля — при словах «Когда на хижины») подчеркнута сдвигом в субдоминантовую тональность (ми минор) и прерванной каденцией — разрешением доминантового нонаккорда в патетически звучащее до-мажорное трезвучие. В конце репризы возвращаются мотивы первой части, и романс заканчивается в спокойных и светлых тонах.
Большинство элегий Римского-Корсакова (жанр, очень характерный для него) — произведения светлого, созерцательного склада, уравновешенные по настроению. Но есть у композитора элегии и иного — отчасти драматического типа, как например, «Ненастный день потух» или замечательный романс «О, если б ты могла».
Элегия «О, если б ты могла» принадлежит к числу лирико-психологических романсов. Мелодия этой элегии ариозна. Ее речевые мелодические обороты тонко передают все оттенки взволнованного и задушевного лирического обращения. Непосредственностью выражения, характером мелодики, простотой фортепианного аккомпанемента романс напоминает некоторые образцы вокальной лирики Глинки и Даргомыжского. Музыкальная форма элегии отличается связностью, текучестью мелодического и модуляционного развития. При отсутствии тематической репризы важную формообразующую роль играет возвращение в конце романса главной тональности, что придает композиции завершенность и позволяет говорить об ее трехчастном складе. В вокальной мелодии выделяются ритмически возбужденные и напряженные по интонациям обороты (см. уменьшенную квинту «забыть свои невзгоды»; «О, если бы, хоть раз я твой увидел лик»). Фортепианное сопровождение изобилует доминантовыми септаккордами разных ступеней, отклонениями в минорные тональности (ми-бемоль минор, фа минор):
Средний раздел романса («Когда в твоих глазах») более оживлен и приподнят по настроению. Распевные мелодические фразы подготавливают патетическую ре-бемоль-мажорную кульминацию, сливающуюся с поэтическим образом весенней грозы. В кратком умиротворенном заключении (Тетро I) появляется трогательная мелодическая каденция, которая напоминает заключительный оборот ариетты Снегурочки из пролога оперы («И слушаю, и таю»).
Значительная часть романсов Римского-Корсакова посвящена теме природы. Среди них — два вокальных цикла «У моря» (слова А. Толстого) и «Весной» (слова А. Толстого и А. Фета). Однако в эти годы композитор уделяет основное внимание выражению лирических эмоций, душевных состояний. В цикле «Весна», проникнутом светлым весенним настроением, он почти совсем не пользуется звукописью. Самый известный романс этого цикла «Звонче жаворонка пенье» вовсе лишен изобразительности. Чувства радости и избытка жизненных сил раскрыты здесь в чисто лирическом плане. В цикле «У моря» картины морской стихии служат средством оттенения того или иного лирико-психологического образа.
Романс «Дробится и плещет» (из цикла «У моря») — характерный образец пейзажной лирики Римского-Корсакова этого времени. Могучий морской прибой рождает бурный прилив энергии, чувство радостного упоения жизнью. «От грома и плеска проснулась душа. Сродни ей шумящее море» — такова главная мысль произведения. Вздымающиеся и опадающие «волны» гармонической фигурации фортепиано, акценты на вершине каждой звуковой волны, смена гармоний необычайно картинно и образно рисуют бурный морской прибой. На этом фоне проходит энергичная мелодия, слагающаяся из коротких затактовых мотивов. Чередование восходящего и нисходящего движений, коротких и долгих звуков, насыщенность вокального звучания придают мелодии романса выразительный, волевой характер:
Лучшим романсом в нем является «Октава» (слова Майкова). Мысль поэта о том, что природа может послужить неисчерпаемым источником вдохновения для художника, если он сумеет «прочувствовать и понять» ее красоту, была очень близка Римскому-Корсакову.
Романс «Октава» обладает замечательной внутренней гармонией, уравновешенностью в сочетании поэтического текста, мелодии и сопровождения. Мелодия романса безукоризненна по своей чуткой декламации, полностью сливающейся со стихом. А между тем — это именно песенная мелодия, разнообразная и гибкая Мелодическое развитие образует трехчастную форму: каждое из предложений (они играют роль периодов) начинается с одинаковых мотивов, но расположенных на разных ступенях лада и различно гармонизованных («Гармонии стиха», «У брега сонных вод», «В созвучии стихов»). В дальнейшем изложении композитор находит новые мелодические варианты. Последовательно расширяя диапазон мелодии, он вводит в конце произведения яркую кульминацию — верхнюю октаву начального звука романса. Необычайной сочности этой мелодической вершины способствует разрастание звукового объема сопровождения, интенсивное движение баса в противоположном по отношению к мелодии направлении. Фортепианная партия романса образуется из мерно повторяющихся аккордов с легкими гармоническими и ладотональными переходами. Не выходя за пределы относительно простых мажоро-минорных соотношений, Римский-Корсаков расцвечивает мелодию разнообразными гармоническими красками. В качестве наиболее ярких примеров можно указать на появление мелодического (потом натурального) соль минора в начале второго предложения и на возвышенное, просветленное звучание Ля-бемоль мажора, с которого начинается тематическая реприза романса.
Источник:
Русская музыкальная литература : [учеб. для муз. уч-щ. Вып. 3 / под общ. ред. Э.Л. Фрид]. - Изд. 7-е . - Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1986. – С. 183-189.
Ноты
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Вариации на тему романса М. Глинки "Что, красотка молодая" [Ноты] : для гобоя и дух. орк. : клавир / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1977. – 15 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. В порыве нежности сердечной [Ноты] : для сред. голоса с фп. : оp. 26, № 1 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. Байрона. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1940. - 3, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Гонец ("Вставай, слуга!") [Ноты] : для низ. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 5 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Гонец ; Анчар [Ноты] : для низ. голоса в сопровожд. фп. : соч. 4 № 2 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. Гейне ; пер. М. Михайлова. - Москва : Музгиз, 1959. - 11, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Дробится и плещет [Ноты] : для сред. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1959. – 5 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Звонче жаворонка пенье... [Ноты] : для выс. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. [сл. А.К. Толстого]. - Москва : Музыка, 1985. – 4 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Звонче жаворонка пенье [Ноты] : для выс. голоса с фп. : соч. 43, № 1 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. К. Толстого. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1949. - 5, [1] с.
Римский-Корсаков, Н. На холмах Грузии [Ноты] : для выс. голоса в сопровожд. фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1987. – 4 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. На холмах Грузии [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; [сл. А. Пушкина]. - Москва : Музгиз, 1963. – 4 с. – (Вокальная библиотека художественной
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. На холмах Грузии ; То было раннею весной ; На нивы желтые нисходит тишина [Ноты] : романсы для выс. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1955. - 11, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. "На холмах Грузии" [Ноты] : романс : для голоса с фп. : оp. 3, № 4 (1866 г.) / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. С. Пушкина. - Москва : Музгиз, 1936. - 3, [1] с. - (Романсы).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Не ветер, вея с высоты [Ноты] : для сред. голоса с фп. : оp. 43, № 2 / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Толстого. - Москва : Музгиз, 1957. - 5, [1] с. - (Концертный репертуар вокалиста).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ненастный день потух [Ноты] : соч. 51 № 5 [29 июня 1897 г., Смычково] : для голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина. - Москва : Музгиз, 1949. - 11, [1] с. - (150 лет со дня рождения А. С. Пушкина).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. "О, если б ты могла" [Ноты] : оp. 39. 1897 г. : (перелож. для выс. голоса) / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. гр. А. Толстого. - Лейпциг : М. П. Беляев, 1900. - 5, [1] с. - (A ma femme. Quatre Melodies sur les paroles du Comte A. Tolstoi (Version francaise de J. Sergennois) abec Accompagnement de Piano par Nicolas Rimsky-Korsakow, оp. 39, № 1).
Римский-Корсаков, Н. Песнь о Вещем Олеге [Ноты] : для муж. голосов и орк. : кантата : клавир / Н. Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина. - Москва : Музыка, 1987. – 40 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Пленившись розой, соловей [Ноты] : восточный романс : соч. 2, № 2 : для сред. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Кольцова. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1949. - 5, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Редеет облаков летучая гряда [Ноты] : для сред. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1959. – 7 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Редеет облаков летучая гряда [Ноты] : оp. 42, № 3: для выс. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. - 7, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Редеет облаков летучая гряда [Ноты] : романс : соч. 42, № 3 : для сред. голоса с фп. : / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина. – Москва ; Ленинград : Музгиз, 1946. - 7, [1] с.
Римский-Корсаков, Н. Избранные романсы [Ноты] : для выс. голоса в сопровожд. фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1990. – 63 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Избранные романсы [Ноты] : для сред. голоса и низ. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 32 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Избранные романсы [Ноты] : для сред. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1983. – 63 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Избранные романсы [Ноты] : для сред. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1987. – 31 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Пять романсов [Ноты] : для голоса с фп. (выс. голос) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Ленинград : Музгиз, 1948. - 19, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Четыре романса [Ноты] : соч. 50 : с сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Майкова. - Лейпциг : М. П. Беляев, 1898. - 14 с. - (Издания М. П. Беляева в Лейпциге).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Три романса [Ноты] : для голоса с фп. (выс. голос) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 11, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Сон в летнюю ночь ; Свитезянка ; Звонче жаворонка пенье [Ноты] : для выс. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1958. – 22 с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. "Тихо вечер догорает" [Ноты] : романс : оp. 4. № 4 : [для пения с фп.] / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. Фета. - Москва : Музыкальный сектор, 1928. - 3, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. То было раннею весной [Ноты] : для выс. голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; [сл. А. Толстого]. - Москва : Музгиз, 1962. – 7 с. – (Вокальная библиотека художественной самодеятельности).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Элегия. "О чем в тиши ночей" [Ноты] : оp. 40, № 3. 1897 : для сред. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Майкова. - Москва : ОГИЗ музгиз, 1933. - 4 с. - (К двадцатипятилетию со дня смерти. Н. Римского-Корсакова. Романсы).
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Эхо [Ноты] : оp. 45, № 1 : для сред. или низ. голоса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1946. - 3, [1] с.
Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Я пришел к тебе с приветом [Ноты] : соч. 42 № 2 : для голоса в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; сл. А. Фета. - Москва : Музгиз, 1959. - 5, [1] с.
Римский-Корсаков, Н. Не ветер, вея с высоты [Ноты] : концерт. обраб. для фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1962. – 6 с. – (Популярная библиотека пианиста).
Грампластинки
Римский-Корсаков, Н.А. Анчар [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; сл. А. Пушкина ; исп. А. Ведерников. – На грп. : Ведерников, А. [Концерт].
Римский-Корсаков, Н.А. В царство розы и вина – приди! [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Корецкая, С., исп. Романсы
Римский-Корсаков, Н.А. Восточный романс [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Кольцова. – На грп. : Касимова, Фидан, исп. (сопрано).
Римский-Корсаков, Н.А. Восточный романс [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Кольцова. – На грп. : «Дубна», детская хоровая студия, исп.
Римский-Корсаков, Н.А. Гречанке [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Пушкина. – На грп. : Поэзия А.С. Пушкина в песнях и романсах.
Римский-Корсаков, Н.А. Запад, гаснет в дали бледно-розовый ; Не ветер вея с высоты ; О, если б ты могла ; О чем в тиши ночей [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Преображенская, С.
Римский-Корсаков, Н.А. Когда волнуется желтеющая нива, исп. З. Долуханова ; Как небеса твой взор блистает, исп. С. Шапошников [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков,. – На грп. : Поэзия М.Ю. Лермонтова в песнях и романсах.
Римский-Корсаков, Н.А. Мой голос для тебя / сл. А. Пушкина ; Свитезянка / сл. А. Мишкевич, пер. Л. Мея ; То было раннею весной / сл. А.К. Толстого. О, если б ты могла / сл. А.К. Толстого [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков – На грп. : Симонова, Л., исп. Концертная программа. Поет Людмила Симонова.
Римский-Корсаков, Н.А. На холмах Грузии ; Что в имени тебе моем ; Красавица ; Я верю, я любим ; Редеет облаков летучая гряда [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Н. Архипова, исп. Романсы на стихи А.С. Пушкина.
Римский-Корсаков, Н.А. На холмах Грузии / сл. А. Пушкина ; Не ветер вея с высоты / сл. А.К. Толстого ; Дробится и плещет и брызжет волна / сл. А.К. Толстого [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Поет Т. Куузик.
Римский-Корсаков, Н.А. На холмах Грузии / сл. А. Пушкина [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Искусство Ф.И. Шаляпина.
Римский-Корсаков, Н.А. Не ветер, вея с высоты [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. А. Розум. – На грп. : Розум, А.
Римский-Корсаков, Н.А. Нимфа / сл. А. Майкова ; Редеет облаков летучая гряда / сл. А. Пушкина [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Г. Олейниченко. – На грп. : Ансамбль скрипачей Большого театра СССР.
Римский-Корсаков, Н.А. О, если б ты могла [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А.К. Толстого, исп. И. Петров. – На грп. : Искусство Ивана Петрова.
Римский-Корсаков, Н.А. О, если б ты могла / сл. А.К. Толстого ; Октава / сл. А. Майкова ; Не ветер вея с высоты / сл. А.К. Толстого [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Н. Сорокин. Романсы.
Римский-Корсаков, Н.А. Пан / сл. А. Майкова, исп.: Л. Белобрагина, А. Усманов (пение) ; Песня песен / сл. Л. Мея, исп.: Л. Белобрагина, А. Усманов (пение) ; Стрекозы / сл. А.К. Толстого, исп. Л. Белобрагина, Л. Симонова, Л. Рашковец [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; Симф. оркестр центр. телевидения и радиовещания, дир. Андрусенко.
Римский-Корсаков, Н.А. Певец [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Майкова ; исп. : Л. Лемешев (тенор), А. Макаров (фп.). – На грп. : Искусство Лемешева.
Римский-Корсаков, Н.А. Пленившись розой соловей [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Кольцова ; исп.: С.П. Преображенская, Г. Баринова (скрипка), А.Д. Макаров (фп.).
Римский-Корсаков, Н.А. Пророк [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А.С. Пушкина. – На грп. : Романсы и фрагменты из опер на пушкинские сюжеты в исполнении Ф.И. Шаляпина.
Римский-Корсаков, Н.А. Редеет облаков летучая гряда [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков, сл. А. Пушкина, исп. С. Лемешев. – На грп. : Пушкин, А.С. Стихотворения.
Римский-Корсаков, Н.А. [Романсы] : Не ветер вея с высоты / сл. А. Толстого ; О чем в тиши ночей / сл. А. Майкова [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. А. Соловьяненко, дир. Пархомовский. – На грп. : [Поет] Анатолий Соловьяненко.
Римский-Корсаков, Н.А. То было раннею весной [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; сл. А.К. Толстого ; исп. : В. Политковский (баритон), М. Сахаров (фп.). – На грп. : Вера Давыдова, меццо-сопрано, Владимир Политковский, баритон.
Римский-Корсаков, Н.А. Я верю, я любим [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. С. Мигай. – На грп. : Мигай, С.