Садко

Назад

 

Опера-былина в семи картинах.

Либретто

Либретто по мотивам былин создано композитором совместно с В. И. Бельским.
Впервые исполнена 7 января 1898 г. в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С.И. Мамонтова).
Действующие лица:


Фома Назарьич

старшина и воевода, настоятели новгородские

тенор

Лука Зиновьич

бас

Садко, гусляр и певец в Новгороде

тенор

Любава Буслаевна, молодая жена его

меццо-сопрано

Нежата, молодой гусляр из Киева-города

контральто

Дуда

скоморошины удалые

бас

Сопель

тенор

1-й, 2-й

1-е и 2-е меццо-сопрано

Варяжский

заморские гости

бас

Индийский

тенор

Веденецкий

баритон

Океан-море, царь морской

бас

Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая

сопрано

Видение: Старчище могуч-богатырь во образе калики перехожего

баритон

Картина первая. В богатых хоромах братчины в Новгороде идет веселый пир. Гусляры славят именитых гостей, лишь один молодой гусляр Садко не хочет славить их богатства. Если б была у него золотая казна, не сидел бы он сиднем в Новгороде, а накупил бы товара красного, снарядил бы корабли и поехал бы искать путей к синему морю. Коль заказан путь на море Варяжское, «поплыл я б по Ильмень-озеру, проволок корабли я бы волоком и прошел по великим рекам я б ко синему морю... По далеким морям, по раздолью земли пронеслася бы слава Новгорода! А ц вы бы тогда, гости знатные, за то во пояс мне поклонилися». Не понравились смелые речи гусляра знатным людям Новгорода: испугались они, как бы Садко не смутил простой народ, «голь кабацкую». Прогнали прочь купцы дерзкого, гусляра.

Картина вторая. Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень-озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную». Всколыхнулась вода в озере. Налетел легкий ветерок; закачались и зашумели тростники, заколыхалась вода. И вдруг увидел Садко дивную картину: плывет по озеру стадо белых лебедей. Обернулись белые лебеди красными девицами — дочерьми царя морского, а прекрасней всех меньшая дочь царя, Волхова. Запел Садко веселую хороводную песню, стали девицы водить круги и разбрелись по лесу. Осталась на берегу лишь царевна Волхова. Рассказала Волхова Садко, что сестры ее все просватаны за синие моря, только ей, Волхове, не быть за синим морем. Быть ей венчанной с добрым молодцем. Залюбовался Садко красавицей царевной, совсем позабыл свою молодую жену Любаву Буслаевну.

Но начинает светать. Пора Волхове с сестрами возвращаться на дно морское. На прощанье дарит она Садко трех рыбок — золотые перья. Закинет Садко сети в Ильмень-озеро, выловит рыбок и будет счастлив: станет он богат и увидит дальние страны.

Картина третья. Всю ночь поджидает Садко молодая жена Любава Буслаевна. Не дают ей покоя горькие мысли: верно, разлюбил ее Садко. Входит Садко. Он рассказывает Любаве, что задумал идти на берег Ильмень-озера и побиться о «велик заклад» - заложить свою «буйну голову»: есть в озере рыба — золото перо. Любава пытается остановить мужа, но Садко не слушает ее уговоров и уходит искать свое счастье.

Картина четвертая. На берегу Ильмень-озера собрался весь новгородский люд. Много здесь заморских гостей с диковинными товарами. Купцы потешаются над Садко: жаль, нет у него казны золотой, а то закупил бы он все товары. И с удивлением слушают новую похвальбу Садко: «Знаю я про чудо чудное, ведаю про диво дивное: есть в Ильмень-озере, есть рыба — золото перо». Не верят гусляру настоятели Новгорода, но хочет биться он об заклад: Садко заложит свою буйну голову, а они — все свои товары.

Садко закидывает сети. Не обманула его Волхова: попались в сети три золотые рыбки, которые обернулись слитками золота. Теперь богат гусляр, и народ поет ему славу. Собирает Садко дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про края далекие, чтоб знать, куда путь держать.

Варяжский гость поет песню о туманном и угрюмом крае варягов. О чудесах и дивных богатствах далекой Индии рассказывает индийский гость. Город звонких песен Веденец, что средь моря стал, славит веденецштй гость. Благодарит Садко заморских гостей, прощается с женой своей Любавой, и отправляется его дружина в дальние страны.

Картина пятая. По окиан-морю синему плывут корабли Садко. Вдруг передний Сокол-корабль останавливается с повисшими парусами; то морской царь разгневался на Садко за то, что тот двенадцать лет не платил ему дани. Бросила дружина жребий, кому путь держать на морское дно, кому бить челом царю морскому. И выпал тот жребий молодому гусляру. Прощается он с дружиной, берет свои гусли и отправляется в Подводное царство. И только скрылся Садко под водой, ветер надул паруса и снова понесся корабль по синему морю.

Картина шестая. На раковине, запряженной касатками, опускается в терем морского царя Садко. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решил он женить его на своей дочери. Собрались на свадебный пир все чудища морские, стали песни петь да плясать. А когда Садко начал на гуслях подыгрывать, даже сам морской царь с царицей Водяницей пустились в пляс. Началась на море буря небывалая, стали тонуть корабли. II тогда откуда ни возьмись появился старчище могуч богатырь. Тяжелым посохом выбил он из рук Садко гусли — остановилась пляска. «Отпускай же дочь любимую на поверх земли к Новгороду. Быть ей речкой довеку, а тебе пропадать на дне. Власти над морем конец твоей».

Садятся Садко с Волховой в раковину и покидают Подводное царство.

Картина седьмая. На зеленом берегу Ильмень-озера спит Садко. Волхова поет ему ласковую колыбельную песню. Светает. Волхова рассеивается по лугу алым утренним туманом и оборачивается быстрой речкой. Садко просыпается и слышит горестные причитания Любавы. Радостно зовет он жену: «Что ты плачешь, грустишь, надрываешься? Не вдова-сирота ты прегорькая,— ты жена моя любимая!».

По широкой реке Волхове бегут бусы корабли, а впереди всех — корабль Садко. Собирается народ. Все дивятся на широкую реку, поют славу Садко, Волхове и окиан-морю синему.

Источник:
Садко // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 80-83.

История создания

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым — выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

Источник:
Садко // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 207.

Сюжет

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром,  жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Источник:
Садко // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 208-210.

Музыка

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене». Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

Источник:
Садко // Павлюк, Галина Федоровна. Оперы классического наследия / Галина Федоровна Павлюк. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – С. 210-212.

Библиография

Книги

Греков, Б. Д "Садко" : музыка Н. А. Римского-Корсакова / Б. Д. Греков, С. А. Цветаев, Ю. К. Белый. - 3-е изд. - [Ленинград] : Ленингр. Гос. акад. театр оперы и балета, 1935. - 51 с., вкл. 1 л. портр. - Нотография и библиография: С. 49-51.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. "Садко" Н.А. Римского-Корсакова : [опера-былина : в 7-ми карт. : полный текст : содерж. заимствовано из рус. нар. эпоса / предисл. Н. Фаризовой] / Николай Андреевич Римский-Корсаков. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1978. – 80 с. – (Оперные либретто).

«Садко» Н.А. Римского-Корсакова. – Москва : Музыка, 1978. – 80 с. – (Оперные либретто).

Шумская, Наталия Александровна. "Садко" Н.А. Римского-Корсакова / Наталия Александровна Шумская. - Москва : Музыка, 1982. – 77 с. : ил. – (Путеводители по операм и балетам).

Статьи

Верба, Н. И. Мифологема воды в опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко" и в творчестве К. Дебюсси : грани архетипического / Н. И. Верба // Музыковедение. - 2014. - № 2. - С. 17-25. - Библиогр.: с. 23-24 (21 назв. ). - портр.
Мифологема воды - неоднозначный и сложный образ. Ее запечатления в художественных, в том числе и музыкальных произведениях, имеют множество перекличек. Опера "Садко" русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова и сочинения французского композитора Клода Дебюсси на морскую тематику - яркий пример наличия связей, обусловленных архетипичностью морских образов. Рез. на англ. яз.

Езерская, Е. И плывет корабль... / Е. Езерская // Музыкальная жизнь. - 2012. - № 7. - С. 60-61.
В рамках III Красноярского Международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко" Красноярского государственного театра оперы и балета.

Кулиш, Н. Д. Опера - синтез музыки и литературы : 5 класс / Н. Д. Кулиш // Музыка в школе. - 2012. - № 4. - С. 20-23. - Библиогр.: с. 23 (3 назв.). - 2 ил., 3 фот.
Создание образов героев, благодаря синтезу слова и музыки, на примере "Колыбельной Волховы" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко". Примеч.

Алексеевский, Н. В честь гусляра и мореплавателя / Н. Алексеевский // Музыкальная жизнь. - 2008. - N 5. - С. 29-31. - рис., фото.
История создания Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым оперы "Садко".

Алпарова, Н. Н. Опера "Садко" Н. Римского-Корсакова / Н. Н. Алпарова // Алпарова, Н. Н. Расцвела весна цветами [Ноты] : муз.-игровой материал для дошк. и мл. школьников / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - С. 35-41.
Фольклорные фантастические картины из оперы "Садко". Включены музыкальные фрагменты из оперы, а также пояснения к ним. Материал преподается в игровой форме.

Ноты

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] . Т. 6 Б : Садко : опера-былина в семи карт. : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Л. Локшиным. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1952. – 236 с.

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 6 В : Садко : опера-былина в семи карт. : партитура / Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Л. Локшиным. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1952. - 379 с.

Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений [Ноты] Т. 34 : Садко : опера-былина в 7 карт. : перелож. для пения с фп. /  Н. Римский-Корсаков ; том подгот. А. Л. Локшиным. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1952. – 515 с.

Римский-Корсаков, Н. Садко [Ноты] : опера былина в семи карт. : перелож. для пения в сопровожд. фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1962. – 419 с.

Римский-Корсаков, Н. Садко [Ноты] : опера-былина в семи карт. для пения с фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1931. – 428 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Садко [Ноты] / Николай Андреевич Римский-Корсаков ; опера-былина Н. Римского-Корсакова. - [Клавир]. - Лейпциг : Изд. М. П. Беляева, 1896. - 416 с.

Римский-Корсаков, Н. Садко [Ноты] : избр. отрывки из оперы-былины "Садко" / Н. Римский-Корсаков ; облегч. перелож. для фп. в четыре руки Ю. Оленева, С. Павчинского. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1949. – 58 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Как на озере на Ильмене [Ноты] : из оперы "Садко" : для контральто с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1949. – 7 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Колыбельная песня [Ноты] : из оперы "Садко" : для голоса с фп. (сопрано) : учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1948. - 5, [1] с. - (Вокально-педагогический репертуар).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Колыбельная Волховы [Ноты] : из оперы "Садко" : для сопрано в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1969. – 7 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Любавы [Ноты] : "То идет муженек" : [из оперы "Садко"] : (меццо-сопрано) : голос с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное издательство Музыкальный сектор , 1924. - 11, [1] с. - (Оперы русских композиторов. Отдельные номера для голосов с фп. Серия 1-ая).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня варяжского гостя ("О скалы грозные...") [Ноты] : из оперы "Садко" : для баса с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1955. - 5, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня веденецкого гостя [Ноты] : из оперы "Садко" : для голоса с фп. (баритон) / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1938. - 7, [1] с. - (Серия вокальных пьес из опер русских композиторов).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня веденецкого гостя : из оперы "Садко" ; Сцена и ариетта Ивана-королевича : из оперы "Кащей бессмертный" [Ноты] : для баритона с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1957. - 11, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня веденецкого гостя [Ноты] : из оперы "Садко" : для баритона в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1966. – 8 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня индийского гостя [Ноты] : из оперы-былины "Садко" : для тенора с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Лейпциг : М.П. Беляев, 1908. - 5, [1] с.

Римский-Корсаков, Н. Песня индийского гостя [Ноты] : из оперы "Садко" : для тенора в сопровожд. фп. / Н. Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1963. – 6 с. – (Вокальная библиотека художественной самодеятельности).

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Песня Садко ("Ой ты темная дубравушка!") [Ноты] : из оперы "Садко" : для тенора с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музгиз, 1954. - 3, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Две песни и ария Садко [Ноты] : из оперы "Садко" : для тенора в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Музыка, 1965. – 13 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Речитатив и ария Садко ("Кабы была у меня золота казна") [Ноты] : из оперы-былины "Садко" : для тенора с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. - 9, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Хороводная песня Садко [Ноты] : ("Заиграйте, мои гусельки") : из оперы "Садко" : для тенора в сопровожд. фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1952. - 5, [1] с.

Римский-Корсаков, Н. Две песни Садко [Ноты] : из оперы "Садко" : для орк. рус. нар. инструментов (домры, балалайки) : партитура / Н. Римский-Корсаков ; перелож. К. Алексеев. - Москва : Музыкальный сектор, 1930. – 7 с. – (Репертуар клубных кружков).

Дискография

Римский-Корсаков, Н.А. Садко [Звукозапись] : опера-былина в 7 карт. / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : солисты, хор и орк. Большого театра СССР, дир. Н. Голованов.

Римский-Корсаков, Н.А. Ария Любавы [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. В. Борисенко. – На грп. : Поют солисты Большого театра СССР.

Римский-Корсаков, Н.А. Речитатив и ария Любавы [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Е. Образцова. – На грп.: Образцова, Е.

Римский-Корсаков, Н.А. Былина о Волхе Всеславиче ; Финал («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : Н. Ханаев (Садко), Б. Златогорова (Нежата). Хор и орк. Большого театра СССР, дир. В. Небольсин. – На грп. : Златогорова, Б., исп. Арии из опер. Романсы.

Римский-Корсаков, Н.А. Колыбельная и сцена Волховы из оперы «Садко» ; Ария Марфы из оперы «Царская невеста» [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. В. Барсова.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп.: Ф. Шаляпин, бас, Д. Похитонов, фп. – Арх. запись 1913 г.. – На грп. : Федор Шаляпин.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Статник, Ю., исп. (бас).

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : В. Малышев.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : А. Левицкий.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Б. Христов.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня варяжского гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков. – На грп. : Е. Нестеренко.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня веденецкого гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : П.Г. Лисициан. – На грп. : Искусство П.Г. Лисициана.

Римский-Корсаков, Н.А. Песня веденецкого гостя («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. Ю. Мазурок. – На грп. : Ю. Мазурок.

Римский-Корсаков, Н.А. Индийская песня ; Песня Индийского гостя [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. : М. Ланца, тенор, хор и орк. под упр. К. Калинникоса. – Записи 50-х гг. – На грп. : Все это ты : попул. песни и романсы. [Поет Марио Ланца].

Римский-Корсаков, Н.А. Песня Садко («Садко») [Звукозапись] / Н.А. Римский-Корсаков ; исп. В. Пьявко (тенор).

 

© ПОУНБ 2015