Сервилия

Назад

 

 

Опера в пяти действиях; либретто композитора по одноименной драме Л. Мея.

Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 1 (14) октября 1902 года, под управлением Ф. Блуменфельда.

Либретто

Действующие лица:

Софроний Тигеллин, префект преторианцев — бас
Тразея Пет, сенатор — тенор
Соран Бареа, сенатор — бас
Паконий Агриппин, сенатор — бас
Гельвидий Приск, сенатор — бас
Монтан — тенор
Валерий Арулен Рустик, народный трибун — тенор
Эгнатий, отпущенник сенатора Сорана — баритон
Фульциний Афер, горожанин — тенор
Авидий Гиспо, горожанин — бас
Цест, горожанин — бас
Велокс, горожанин — бас
Мелла, горожанин — тенор
Старик — бас
Претор — бас
Глашатай — тенор
Центурион — бас
Раб — тенор
Сервилия, дочь сенатора Сорана — сопрано
Антония, кормилица Сервилии — меццо-сопрано
Локуста, волшебница — меццо-сопрано
Неволея, невольница Локусты — сопрано
Призрак — меццо-сопрано
Продавец поленты, мальчик — меццо-сопрано
Девочка-цветочница — сопрано.

Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ.
Действие происходит в Риме в 67 году н. э.

Действие первое.
Римский форум. Утро. Несколько граждан беседуют между собой о лживом доносе на сенаторов и на трибуна Валерия Рустика. Решив предупредить своих патронов, они расходятся. Глашатай объявляет: «По случаю торжеств и шествия в честь праведной Минервы... Нерон... велел открыть для игр и для зрелищ театр и цирк...» Толпа ликует. Но вот проносится слух о том, что в окрестностях Рима вновь появились христиане. Народ встревожен, однако в это время появляется священная процессия. В религиозном благоговении все падают на колени, лишь один старец продолжает неподвижно сидеть на скамье. Вдруг он поднимается и с горящими глазами обращается к народу: «Безумцы... Ваши боги – мрамора осколок». С этими словами он разбивает посохом изваяние Дианы. Поняв, что старик – христианин, народ устремляется на него с каменьями и ножами. С террасы дома сенатора Сорана дочь его Сервилия в волнении следит за происходящим. Неожиданно в толпу врывается трибун Валерий и повелительным жестом останавливает толпу: «Забыли вы, что нет самоуправства, что только кесарь наш имеет право на жизнь и смерть?» – восклицает он. Сервилия поражена красотой, силой и благородством молодого трибуна. Валерий обращает свой взгляд на Сервилию, и в его сердце зажигается любовь к ней.

Действие второе. Бесчинства и произвол, чинимые всесильным префектов Тигеллином, переполнили чашу народного терпения; сенаторы во главе с Паконием пишут письмо Нерону. Эгнатий, вольноотпущенник сенатора Сорана, должен передать это письмо цезарю. Но Эгнатий оказывается предателем. За потайной дверью он спрятал Тигеллина и раскрыл ему тайные замыслы сенаторов. Тигеллин удивлён: что толкает Эгнатия на предательство: «...какая страсть твой разум окрыляет? Месть?.. жажда власти?.. ненависть?..» – «Любовь», – отвечает Эгнатий.

Действие третье. Дом Сорана. Сервилия сидит за пяльцами. Соран сообщает дочери о своём решении выдать её замуж за своего друга Тразею. Сервилия в отчаянии: ведь она любит Валерия.

Появившийся Тразея говорит Сорану, что его приёмный сын Валерий томится от любви к Сервилии. Тразея готов отказаться от Сервилии во имя счастья молодых. Приходит Валерий. Он более не может скрывать своего чувства к Сервилии. Тразея и Соран благословляют их. Счастью Валерия и Сервилии нет границ. Но радость их омрачается внезапным приходом центуриона. Именем цезаря Сорана и Тразею обвиняют в измене Риму.

Действие четвертое. В дом волшебницы Локусты приходит Эгнатий. Он знает, что сюда должна прийти Сервилия, и поджидает её. Сервилия приходит узнать, какая участь готовится её отцу. Эгнатий признаётся Сервилии в любви, но она с гневом отвергает его. Тогда, объявив ей, что Валерий якобы погиб от руки убийцы, Эгнатий уходит, заперев Сервилию в логове Локусты. Сервилия хочет умереть, чтобы избежать позора, но невольница Локусты, христианка Неволея, освобождает её.

Действие пятое. Капище Венеры. Трибунал судит Сорана и Тразею. Их обвиняют в измене и приговаривают к изгнанию, а Сервилию поручают Эгнатию. B этот страшный миг появляется Валерий и, пользуясь своим правом народного трибуна, налагает «вето» на решение суда.
Отныне Сервилия свободна, но силы покидают её, и она умирает на руках Валерия.

Источник:
Сервилия // Оперные либретто : крат. изложение содержания опер. Т. 1 : Русская опера и опера народов СССР. – М. : Музыка, 1970. – С. 89-90.

История создания

После постановки только что написанной «Сказки о царе Салтане» в московской Частной опере в 1900 году Римский-Корсаков вновь обратился к творчеству известного русского поэта и драматурга Л. А. Мея (1822—1862), с «Псковитянки» которого он когда-то начал оперную деятельность и вновь возвратился в «Царской невесте». На этот раз его привлекла «Сервилия» — драма из истории Древнего Рима времени распространения христианства. «Я никому не говорил о своем решении писать «Сервилию» и, взяв меевскую драму, сам разработал либретто, — читаем в «Летописи моей музыкальной жизни». — Переделывать и дополнять пришлось немного, и со второй половины сезона 1899—1900 годов начали приходить в голову и музыкальные мысли». Лето 1900 года семья провела за границей. «Через Берлин и Кёльн проехали мы вверх по Рейну до Майнца и, прожив несколько времени в Страсбурге, поселились довольно надолго в Петерстале, в горах Шварцвальда <... > Поехали в Швейцарию, где прожили, главным образом, в Фицнау, на озере четырех кантонов, на склоне горы Риги. Посетив потом Лозанну и Женеву, мы совершили чрезвычайно удачную поездку в Шамони, имев полную возможность налюбоваться Монбланом и погулять по его предгорьям. Обратный путь наш был опять через Берлин. В Петербург мы возвратились к сентябрю. Ни в Петерстале, ни в Фицнау, где мы жили подолгу, у меня не было инструмента. Тем не менее, сочинение «Сервилии» шло хорошо без помощи рояля. Полные III и IV действия и часть I и V были набросаны. Проиграть мне их удалось только раз в Люцерне, где в отеле католического общества был отличный концертный рояль. Несмотря на то, что сочиняемая без рояля музыка ясно слышится автору когда приходится проигрывать на рояле в первый раз значительное количество сочиненного без рояля, получается впечатление особое, какое-то неожиданное, к которому надо привыкнуть <...> Итак, возвратясь в Петербург, я привез с собой вместе с сочиненными весною полные I, III и IV действия, кое-что для II-го и V действие, наполовину сочиненное, которое я и докончил в скором времени; только сочинение II действия несколько затянулось. За оркестровку я принялся немедленно. <...> Работа над оркестровкой «Сервилии» занимала меня в течение первой половины сезона, после чего я досочинил и привел в порядок недостававшее II действие. К весне вся работа была закончена и к изданию ее было приступлено Бесселем». На автографе партитуры сохранились пометки автора: на III акте — «19 июня Villa Victoria 1900»; «22 янв. С. П. -бург 1901». IV акт — «26 июля Villa Victoria, 6 апр. 1901. С. Петербург. Н. Р.-К.»

Неясно, чем привлекла композитора самая слабая пьеса Мея с запутанной интригой, плохо мотивированными событиями и нежизненными персонажами. Несмотря на существенную переработку, предпринятую композитором, либретто осталось драматургически вялым, перегруженным интригами, ненужными для развития действия эпизодами. Все это предопределило судьбу оперы. Премьера «Сервилии» состоялась 1 (14) октября 1902 года в петербургском Мариинском театре. Как писал композитор, она прошла «с почетным успехом». После семи представлений опера сошла со сцены.

Источник:
http://www.belcanto.ru

Сюжет

Римский форум. На заднем плане базилики, впереди — дом сенатора Сорана. На улице собирается толпа. Усталый старик опускается на скамью. Глашатай объявляет волю Нерона: по случаю торжеств в честь Минервы открываются театр и цирк. Все славят цезаря. Один из граждан Рима, Гиспо, вопрошает: знает ли божественный цезарь, что в Риме снова появились христиане? На террасе дома Сорана появляется Сервилия. Она наблюдает, как движется священная процессия. Все падают на колени, лишь старик остается сидеть. Шествие останавливается у дома Сорана, начинаются священные пляски. Сервилия с невольницами бросают вниз цветы. Шествие входит в храм Минервы. Гиспо с жрецами подходит к старику, чтобы наказать за непочтение к богам. Тот поднимается и взывает к Всевышнему: он христианин. Народ собирается, чтобы побить его камнями, но появившийся на форуме трибун Валерий по просьбе Сервилии предотвращает расправу.

Термы Агриппы. В мраморной столовой сенаторы Тразея, Паконий и другие обсуждают донос, поступивший на Валерия. Входит вольноотпущенник Сорана Эгнатий и читает донос Гиспо на них самих: они замыслили измену Риму. Паконий дает знак начать пиршество. Рабы приносят яства, пляшут менады. Внезапно вбегают рабы с известием о пожаре. Эгнатий, не потерявший присутствия духа, спасает их, но это — лишь умелая игра: после ухода сенаторов входит затеявший всю интригу префект Тигеллин, которому Эгнатий верно служит.
Перистиль в доме Сорана. Сервилия за прялкой, невольницы заняты шитьем. Вошедший Соран целует дочь. Отослав рабынь, он рассказывает Сервилии, что Тразея желает взять ее в супруги. Он сам уже стар, в наступившее смутное время ей нужна более надежная опора. Сервилия встревожена. Она не может забыть старика-христианина. К тому же сердце ее склоняется к другому. После ее ухода в перистиль поднимаются Тразея и Эгнатий. Тразея признается Сорану, что, начав борьбу с тираном, не может связать свою судьбу с Сервилией, но ее любит и его сын, Валерий. Разговаривая, они удаляются, в опустевшем перистиле вновь появляется Сервилия, одетая в белый свадебный наряд с алмазным убором матроны на голове. Она обращается к цветам. Ее приветствует Валерий, которого мучает любовь к невесте отца. Сервилия признается, что и она любит его. Вернувшийся от Сорана Тразея благословляет их. Перистиль наполняется домашними Сорана. В разгар общей радости является центурион и от имени сената обвиняет Тразею и Сорана в измене.

Приемная в доме волшебницы Локусты. Ночь. Локуста читает рецепт заклятья. Незаметно прокрадывается и прячется Эгнатий. Робко входит закутанная в покрывало Сервилия — она хочет узнать участь отца и жениха. Получив богатые дары, Локуста уходит готовить колдовство, Сервилия молит богов укрепить ее силы. Поднимается занавес, отделяющий приемную от лаборатории. Локуста у треножника бросает в огонь волшебные снадобья, произносит заклинания. Вспыхивает синее пламя, слышны жалобные звуки. Локуста взывает к Гекате. Является призрак старухи. Сервилия вопрошает ее, но слышат, что ответ ей даст тот, кого она несправедливо обвиняет. Это Эгнатий, умело подстроивший всю сцену. Он рассказывает Сервилии свою историю — плена, жизни в чужом доме. Он ненавидит и мстит. Он вовлек Тразею в заговор, от него зависит и оправдание. Цена — любовь Сервилии. Девушка в ужасе проклинает Эгнатия, он клянется, что лишь его женой сможет она выйти отсюда и уходит, давая ей время для размышлений. Оставшись одна, Сервилия взывает о помощи. И помощь приходит: рабыня Локусты христианка Неволея во имя Христа выводит ее из дома потайным ходом.

Капище Венеры. Преторианцы, консулы, сенаторы, два трибуна и писцы сидят на своих местах. Трибунал приговаривает к вечному изгнанию всех сенаторов, кроме Тразеи и Сорана. Их участь должен решить божественный цезарь. Глашатай вызывает их. Тразея считает унижением отвечать на клевету. Претор приглашает Сервилию и обвиняет ее в том, что она по наущению отца продала приданое, чтобы заплатить магам за колдовство, причиняющее ущерб цезарю. Сервилия признается: да, она была у гадальщицы, но лишь одна виновна в этом. Отец ничего не знал. Громкие возгласы заставляют ликторов отодвинуть решетку, за которой собралась толпа. Римский гражданин Фульциний Афер клянется в невиновности Сервилии. Трибунал приговаривает Тразею и Сорана к вечному изгнанию, а Сервилию отдает на поруки Эгнатию. Появившийся в преддверии капища Валерий восклицает: Veto! Своей властью трибуна он закрывает заседание. Валерия окружает ликующая толпа. Он радостно обращается к Сервилии, но счастье для них невозможно: она обессилена и на краю гибели. Спасенная христианкой и принявшая ее веру, Сервилия просит Валерия не мстить врагам, обратиться к Богу. Простив всех, она умирает. Эгнатий признает величие ее Бога. Старик-христианин призывает молиться Ему. Все возглашают: «Credo»!

Источник:
http://www.belcanto.ru

Музыка

«Сервилия» не относится к удачам Римского-Корсакова. Возможно, причиной тому — достаточно чуждый его творческой индивидуальности сюжет. В последние годы жизни он стремился расширить рамки творчества, выйдя из круга русской истории, сказки, легенды, но избранная сфера оказалась все же не органичной. Музыка оперы лишена национальной конкретности и носит «обще романтические» черты. Более других удачны моменты стилизации, где Римский-Корсаков использует древние лады. Из всей оперы доныне лишь один номер — ария Сервилии из III акта «Цветы мои, и вы в палящий полдень», мечтательная и нежная, с гибкой выразительной мелодией, — звучит на концертной эстраде.

Источник:
http://www.belcanto.ru

Библиография

Ноты

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Сервилии [Ноты] : ("Цветы мои") : из оперы "Сервилия" : для голоса с фп. (сопрано) / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. - 7, [1] с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Сервилии ("Цветы мои") [Ноты] : из оперы "Сервилия" : для голоса с фп. (сопрано) / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1951. – 7 с.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич. Ария Марфы : из оперы "Царская невеста" ("Иван Сергеич...") ; Ария Сервилии : из оперы "Сервилия" ("Цветы мои...") [Ноты] : для сопрано с фп. / Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1957. – 13 с.

 

© ПОУНБ 2015