Вернувшись в Петербург после почти трехлетнего отсутствия, Римский-Корсаков нашел в балакиревском кружке много нового. Возникла упоминавшаяся уже Бесплатная музыкальная школа, которая оказала немалую помощь кружку пропагандой сочинений его участников.
Влияние Балакирева в это время — да и позже, вплоть до начала семидесятых годов — оставалось чрезвычайно большим.
Важная веха в истории балакиревского кружка — сближение с А. С. Даргомыжским. «Посетителями его вечеров стали: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, я и В. В. Стасов, а также любитель музыки и усердный певец генерал Вельяминов. Сверх того, постоянными посетительницами его были молодые девицы, сестры Александра Николаевна и Надежда Николаевна Пургольд, с семейством которых Александр Сергеевич был издавна дружен. Александра Николаевна была прекрасная, даровитая певица (высокое меццо-сопрано), а Надежда Николаевна прекрасная пианистка, ученица Герке и Зарембы - высокоталантливая музыкальная натура».
В шестидесятые годы Римский-Корсаков пишет главным образом симфонические сочинения, возможно, под влиянием Балакирева, который считал Римского-Корсакова прежде всего симфонистом. За симфонией последовали «Увертюра на темы трех русских песен», «Сербская фантазия», затем —музыкальная картина «Садко» и симфоническая сюита «Антар». Кроме того, Римский-Корсаков написал несколько романсов и начал работу над оперой «Псковитянка».
Первая симфония (первая редакция— 1862—1865, окончательная — 1884) получила в «Летописи» довольно строгую оценку ее автора, считавшего, что для наполнения на концертной эстраде она не представляет достаточного интереса.
О возникновении «Увертюры на темы трех русских песен» (первая редакция— 1866, окончательная—1880) Римский-Корсаков рассказывает в «Летописи»: «Я... мало или ничего не сочинял весною 1866 года, а к лету задумал написать увертюру на русские темы».
«Увертюра на темы трех русских песен» привлекает слушателя и красотой народных мелодий, и их колоритным развитием. Увертюра бесспорно уступает по яркости и самостоятельности зрелым произведениям ее автора. Однако в свое время она поразила свежестью Ф. Листа и нескольких близких к нему музыкантов.
«Фантазия «а сербские темы» (первая редакция— 1867, окончательная— 1889) написана по совету Балакирева. 12 мая 1867 года «Фантазия» прозвучала в концерте под управлением Балакирева. «Фантазия на сербские темы» — сравнительно небольшая симфоническая пьеса. В свободной рондообразной форме Римский-Корсаков развивает темы, выбранные совместно с Балакиревым.
Гораздо более самобытны созданные несколько позже симфонические сочинения: «Садко» (первая редакция — 1867, окончательная— 1891—1892) и «Антар» (первоначальная редакция— 1868, окончательная—1897). В этих произведениях — особенно в «Садко» — Римский-Корсаков находит свой мир художественных образов, вырисовываются важнейшие черты его стиля.
История создания «Садко» такова. В начале 1861 года В. В. Стасов предложил Балакиреву сюжет новгородской былины о Садко, считая, что сюжет этот может лечь в основу «морской симфонии», Балакирев так и не воспользовался советом своего друга; однако стасовская идея не погибла. От Балакирева (или непосредственно от Стасова) она перешла к Мусоргскому, которого очень заинтересовал сюжет былины. Но и Мусоргский в конце концов отказался от мысли писать «Садко» и предложил этот сюжет Римскому-Корсакову.
Новгородский гусляр Садко — один из поэтичнейших образов былинного эпоса. Неудивительно, что сюжет былины о новгородском госте увлек Римского-Корсакова. Посоветовавшись с друзьями, он решил воплотить образы былины в небольшой музыкальной картине. Закончив ее, он писал Мусоргскому: «Садко кончен 30-го сентября и уж отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь... вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали, помните, у Кюи... Еще раз вам спасибо... Милий решительно доволен Садко и не нашелся сделать никаких замечаний».
Замысел «Садко» возник и выношен в кружке, и симфоническая картина Римского-Корсакова в какой-то мере обязана своим появлением и другим участникам кружка. Особо должна быть здесь выделена роль Стасова. Он не только подал мысль о «Садко». Он помог Римскому-Корсакову выработать план музыкальной картины: в бумагах Стасова сохранилась написанная стасовской рукой программа «Садко» с пометками Римского-Корсакова. И позднее, спустя почти три десятилетия, Римский-Корсаков в переписке со Стасовым обсуждает план оперы-былины «Садко».
В «Садко», музыка которого через несколько десятков лет целиком войдет в одноименную оперу Корсакова, сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя водяного и как разымчивой игрой на гуслях пустил трепаком все подводное царство, нашла совершенно оригинальное выражение. Величавый образ океана создан неизменным чередованием трех нот, меняющим характер от безмятежно-спокойного до оживленного, мощного, грозного, в чуткой зависимости от темпа, тембра, силы звука и красок гармонии. Струятся, хлещут водяные струи, слышатся в оркестре праздничная величальная песня Садко и бойкая плясовая, доходящая в своем вариационном развитии и неуклонном ускорении до бешеного стихийного взрыва. Старинный друг Глинки, мыслитель и музыкант князь В. Ф. Одоевский записал в дневнике, послушав музыкальную картину: «,,Садко“ Корсакова - чудная вещь, полная фантазии, оригинально оркестрованная. Ежели Корсаков не остановится на пути, то будет огромный талант». Корсаков не остановился.
В написанном годом позже "Антаре» (на сюжет восточной сказки О. И. Сенковского) он с почти непостижимой уверенностью вошел в круг изысканных и прихотливых звучаний арабской музыки. Но «Антар», в котором молодой композитор использовал и подлинные арабские напевы, замечателен не только прекрасным восточным колоритом, не только живой картинностью музыки, передающей с равной изобретательностью унылый пейзаж Аравийской пустыни, полет гигантской фантастической птицы, дивный образ доброй волшебницы, пери Гюль-Назар, яростную битву и блаженную смерть Антара в объятиях Гюль-Назар. Замечательны стройность и соразмеренность целого. «,,Антар“ - произведение безусловно великолепное и во многих отношениях образцовое», - писал его автору Чайковский после исполнения «Антара» в Москве.
Источники:
Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 20-24.
Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. – С. 29-48.