Почти полвека интенсивной творческой работы Н. А. Римского-Корсакова пришлось на поистине замечательную эпоху русской истории. Отмена крепостного права, бурный и блестящий расцвет литературы и музыки, постепенное и неуклонное созревание предпосылок первой русской революции - вот те условия, в которых развивалось его творчество. Но будучи детищем своего времени, музыка великого художника вышла далеко за рамки эпохи. Она охватила целые пласты прошлого, вскрыла целые залежи русского народного творчества и одновременно стала драгоценным наследием для нас, людей иного времени. Но в мир музыки Корсакова надо суметь войти, он не сразу открывается слушателю. Один из путей - знакомство с его создателем.
В небольшом городке Тихвине, Новгородской области, сохранился поместительный одноэтажный дом с мезонином, живописно расположенный на самом берегу реки Тихвинки. В этом доме 6 (18) марта 1844 года\родился Николай Андреевич Римский- Корсаков. В Тихвине прошли и первые годы детства великого русского композитора.
Андрей Петрович Римский-Корсаков, отец композитора, как и многие его сверстники из дворянских семей, образование получил во французском пансионе. Учился он и в Горном институте, впрочем, это учебное заведение не закончил. Семнадцатилетним юношей, в 1801 году, он поступил на службу в Иностранную коллегию, затем служил в Министерстве юстиции, в Министерстве внутренних дел, дойдя до сравнительно высоких должностей (начальника отделения, чиновника особых поручений). В конце двадцатых годов А. П. Римский-Корсаков — сначала вице-губернатор Новгородской губернии, потом — директор отделения Коммерческого банка. С 1831 по 1835 год — гражданский губернатор Волынской губернии. Затем, до конца жизни, живет на покое в Тихвине.
Заслуживает внимания личность отца композитора — Андрея Петровича Римского-Корсакова. Как и многие его сверстники из дворянских семей, образование он получил во французском пансионе.
Учился он и в Горном институте, впрочем, это учебное заведение не закончил. Семнадцатилетним юношей, в 1801 году, он поступил на службу в Иностранную коллегию, затем служил в Министерстве юстиции, в Министерстве внутренних дел, дойдя до сравнительно (высоких должностей (начальника отделения, чиновника особых поручений). В конце двадцатых годов А. П. Римский-Корсаков — сначала вице-губернатор Новгородской губернии, и потом— директор отделения Коммерческого банка. С 1831 по 1835 год — гражданский губернатор Волынской губернии. После этого он живет на 'покое в Тихвине до конца своей жизни.
С поста новгородского вице-губернатора А. П. Римский- Корсаков был удален, так как, пытаясь бороться с безответственным отношением местных помещиков к состоянию проезжих дорог, сообщил об этом в Министерство внутренних дел.
Несколькими годами позже, занимая должность волынского губернатора, А. П. Римский-Корсаков совершил уже непростительные, с точки зрения императора Николая I, поступки.
Дело в том, что в Волынской губернии находилось немало поляков — и постоянно живущих, и высланных под надзор властей. А. П. Римский-Корсаков был назначен волынским губернатором непосредственно после подавления польского восстания. Ни по воззрениям, ни по характеру он не был человеком революционного склада; не от вмешательства в государственное устройство и в общественные отношения ждал он улучшения жизни, а от нравственного самоусовершенствования. Он знал, что требуется от губернаторов западных губерний, но притеснять поляков не считал возможным..
Показательны воспоминания одного из высланных в Житомир (губернский город Волыни) поляков — Н. Олизара. Со страхом ожидал он встречи с начальником губернии — и был поражен внимательным и предупредительным отношением А. П. Римского-Корсакова. Вот это отношение к полякам и было, по-видимому, той «особенной причиной», которая положила конец служебной карьере отца композитора. Возможно, что отстранение А. П. Римского-Корсакова от должности губернатора было связано и с его отношением к декабристам.
Нет оснований говорить о каких-либо связях А.П. Римского-Корсакова с декабристским движением. Но сохранились сведения о сочувственном отношении его к декабристам, с которыми он встречался после 1825 ода.
Некоторые черты натуры Н. А. Римского-Корсакова — прежде всего высокая принципиальность, неспособность к компромиссам — сложились, вероятно, не без влияния отца.
О матери композитора, Софье Васильевне, А. Н. Римский-Корсаков пишет: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и, видимо, в юности усвоила все, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени». Софья Васильевна была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. По-видимому, С. В. Римская-Корсакова не выделялась сколько-нибудь значительно из среды женщин ее круга и времени.
Немаловажна в жизни Н. А. Римского-Корсакова роль его старшего брата Воина Андреевича. Это был даровитый и широко образованный морской офицер, видный педагог и автор ряда трудов по военно-морским вопросам. В. А. Римский-Корсаков внес существенный вклад в изучение родной страны как один из первых исследователей Амура. Разница в возрасте (двадцать два года) исключала возможность равноправной дружбы между братьями. Для Николая Андреевича старший брат был не товарищем, а скорее руководителем (после смерти А. П. Римского-Корсакова), заменившим отца.
Жизнь в Тихвине, полугородская, полудеревенская, несомненно, оставила след в творческом сознании Римского- Корсакова. «Тихвинский дом, — пишет В. Н. Римский-Корсаков, — окруженный небольшим, но уютным садом с множеством цветущих кустарников — сирени, жимолости, жасмина, был, в сущности, маленькой усадьбой». И в самом городе и, конечно, за его пределами Римский-Корсаков соприкасался с поэтичной северной природой, которая, как мы увидим, получила глубокое и своеобразное отражение в его творчестве. И городские тихвинские впечатления так или иначе отразились в творчестве Римского-Корсакова. «Остатки древностей в виде многочисленных стенных башен и отдельных частей других церковных строений, следы архаической росписи стен, темные лики икон, блеск драгоценностей, традиционное истовое монастырское пение, долгие службы, крестные ходы в воспоминание разных событий, колокольные звоны, множество поэтических и возбуждающих воображение легенд... все это... должно было внедриться в сознание ребенка».
Музыку в Тихвине приходилось слышать не очень часто. Отец Римского-Корсакова «играл по слуху довольно порядочно, хотя и не особенно бегло. В репертуаре его были некоторые мотивы из опер его времени».
Римский-Корсаков любил слушать пение в мужском монастыре; нравились ему некоторые хоры Бортнянского. «Наибольшее наслаждение», по собственным словам, доставляли ему найденные среди домашних нот отрывки из «Ивана Сусанина». Любил Римский-Корсаков и старинные русские песни; в народном исполнении он их слышал, правда, редко, но дома они пелись часто — дядей (братом отца) и матерью. Много лет спустя Римский-Корсаков включил некоторые из них в свой сборник народных русских песен.
Музыкальная одаренность Римского-Корсакова проявилась очень рано. «Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано.
Регулярные занятия музыкой (фортепианной игрой) начались в шестилетнем возрасте. Местные преподавательницы не смогли дать Римскому-Корсакову хорошей школы и не сумели по-настоящему заинтересовать его.
К последним годам тихвинской жизни относятся первые попытки сочинять музыку (тайком от учительниц). Римский-Корсаков пишет фортепианные пьесы и даже вокальный дуэт с сопровождением фортепиано.
Гораздо сильнее, чем музыка, будущего композитора влекло море. Живя в Тихвине, Римский-Корсаков не мог видеть моря, но в спокойную, однообразную тихвинскую жизнь как крупные события входили письма В.А. Римского-Корсакова, из-за границы.
Мечты Римского-Корсакова о мореплавании радовали его родителей. Они надеялись, что младший сын последует примеру старшего, а также дяди и станет хорошим морским офицером.
В конце июля 1856 года, двенадцатилетним подростком, Римский-Корсаков покинул Тихвин. Отец отвез его в Петербург и поместил в Морской корпус — учебное заведение, готовившее офицеров военно-морского флота. С этого момента начинается новый этап жизни Н. А. Римского-Корсакова.
Хотя Римский-Корсаков с полной охотой поступил в Морской кадетский корпус, однако ни в письмах, ни в воспоминаниях его, относящихся к годам обучения в корпусе, незаметно увлечения военно-морским делом. Постепенно для Римского-Корсакова становилось ясным, что к военно-морской службе, казавшейся ему столь заманчивой в Тихвине, у него нет ни серьезного интереса, ни соответствующих данных.
Римского-Корсакова отталкивали и корпусные нравы. В мемуарной литературе не раз писалось о малопривлекательном быте казенных учебных заведений. Военно-морское училище не было исключением. За плохие отметки воспитанников секли. Новичков и слабосильных притесняли и оскорбляли старшие и более сильные воспитанники.
Первое время после переезда в Петербург музыка занимает незначительное место в кругу интересов Римского-Коржакова. Однако нетрудно проследить, как медленно, но верно она завоевывает первенствующее положение в его интеллектуальной жизни.
Не слишком часто, но все же удавалось Римскому-Корсакову посещать спектакли обеих выступавших в Петербурге оперных трупп — русской и итальянской. Одно из его первых сильных впечатлений — «Лючияди Ламмермур» Доницетти.
В четырнадцатилетнем возрасте Римский-Корсаков впервые услышал «Ивана Сусанина». Опера эта привела его в совершенный восторг. С «Русланом и Людмилой» он впервые познакомился, проигрывая случайно попавшиеся у знакомых фрагменты великого творения Михаила Ивановича Глинки.
Впервые музыкальное воспитание Римского-Корсакова оказалось в руках квалифицированного профессионального музыканта. В сентябре 1859 года Римский-Корсаков стал брать уроки у Канилле, который, был действительно очень хорошим преподавателем фортепианной игры. Однако в занятиях с Римским-Корсаковым он уделял сравнительно небольшое внимание фортепиано. Впрочем, он расширил репертуар своего ученика: Римский-Корсаков выучил с Канилле несколько пьес Шумана и Шопена, тогда | как раньше играл Вебера, Мендельсона, сонаты Бетховена (для фортепиано со скрипкой, с виолончелью и с валторной) и несложные фантазии на темы из популярных опер.
Систематические занятия Н. А. Римского-Корсакова с Канилле длились всего год. Осенью 1860 года В. А. Римский-Корсаков, видя, что юноша глубоко увлечен музыкой, и считая, что это увлечение мешает «основному» — обучению в корпусе, решил прекратить уроки брата у Канилле. Тем не менее по предложению Канилле Римский-Корсаков продолжал посещать его, хотя и не столь регулярно, как прежде. Встречи с Канилле проходили в беседах о музыке и в обсуждении тех сочинений, которые писал Римский-Корсаков. Канилле понимал, что изумительный талант его ученика требовал иного, более компетентного руководства. Именно ему Римский-Корсаков обязан знакомством с Балакиревым. Встреча с Балакиревым состоялась 26 ноября 1861 года. С этого времени занятия Римского-Корсакова с Канилле прекратились, но дружеские отношения между ними сохранились на четыре десятилетия, до конца жизни Канилле.
Источники:
Кунин, Иосиф Филиппович. Николай Андреевич Римский-Корсаков.- 3-е изд. / Иосиф Филиппович Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – С. 7-15.
Соловцов, Анатолий Александрович. Николай Андреевич Римский-Корсаков : очерк жизни и творчества / Анатолий Александрович Соловцов. - Москва : Музыка, 1984. – С. 5-16.