Профессиональные театры

Великолукский драматический театр

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Байдер-Сперанская Александра Николаевна

Актриса Великолукского драматического театра в 1929-1934 гг.

Кто-то не видел «Без вины виноватых» А. Н. Островского? Пьесу, чья основная сюжетная ситуация, в сущности, вне време­ни: мать потерявшая сына, сын, выросший без матери, их судь­бы, естественно, всегда найдут отзвук в сердце зрителя. В этой пьесе многие великие актрисы раскрывали образ Кручининой: Ермолова, Тарасова... А вот многим великолучанам навсегда запомнилась игра в этой роли Александры Николаевны Байдер-Сперанской. Было это 6 декабря 1932 года.

«Мужчины самые деревянные плакали, - делились своими впечатлениями зрители. - Никак нельзя забыть Сперанскую-Кручинину в финальной сцене».

Кстати, в этом спектакле роли Незнамова и Шмаги исполняли Евгений Самойлов и Константин Сорокин, - впоследствии изве­стные артисты кино!

Заслуженный артист России Ф. М. Комов вспоминал: «Многие актеры [Великолукского драматического театра] не имели почет­ных званий, но с неподдельной достоверностью играли своих ге­роев, оттачивали сценическое мастерство, в каждый образ вно­сили свое знание и понимание современности. Среди них - А. Н. Сперанская ...»

Родилась Александра Николаевна в апреле 1900 года в дерев­не Теребут (сейчас - Боровичевский район Новгородской облас­ти). Отец был фельдшером, а мать занималась домашним хозяй­ством. В своей автобиографии (17 июня 1955 года) Байдер-Сперанская писала: «До 14 лет жила с родителями, училась в сель­ской школе. В 1915 году экстерном держала экзамен в гимназию, куда была принята, поступила в 6-й класс. Гимназию не закончи­ла, не было средств. В 1917-м, после Октябрьской революции, в декабре месяце начала выступать в кружках художественной са­модеятельности Петрограда». В феврале 18-го принята в качест­ве артистки в Петроградский театр комедии и драмы и работала там более трех лет. В октябре 21-го ее пригласили в труппу Кин­гисеппского театра (молодая актриса пробыла на его сцене до ноября 1923 года), там же одновременно училась в драматичес­кой студии. (Тогда же Александра Николаевна вышла замуж за Михаила Тимофеевича Байдера. Он погиб 10 марта 1944 года, освобождая город Нарву.

В декабре 23-го Сперанская уезжает в Архангельск. Ровно два года работает в здешнем драматическом театре. Затем воз­вращение в Ленинград, становится актрисой Передвижного теат­ра (до ноября 1929 года).

Передвижной театр был создан в 1905 году актером и режис­сером Павлом Павловичем Гайдебуровым совместно со своей же­ной - актрисой Н. Ф. Скарской, ставивший задачу эстетического воспитания широкой народной аудитории на лучших образцах классической драматургии.

Именно здесь, в Передвижном, Сперан­ская полюбила классическую драматургию и осталась верна иде­алам театра Гайдебурова на всю оставшуюся жизнь.

В мае прибывает в Великие Луки. Тут она много играет (пьесы Островского, «Принцесса Турандот» Гоцци, «Эрнани» Гюго).

В начале 30-х годов XX века культурная жизнь Великих Лук была весьма насыщенной. В местном театре постоянно ставились новые спектакли.

К актрисе приходит успех, однако в апреле 1934 года А.Н. Сперанская покидает город на Ловати. Причины? Из труппы ухо­дят ведущие артисты, слабый репертуар. Год в Арженске (Воро­нежская область) ничем не запомнился, и, когда в Луки приехал молодой театральный коллектив (выпускники студии при комите­те радиовещания в Москве), Александра Николаевна возвраща­ется. И снова она играет на великолукской сцене. Блистает в пье­сах Островского - «Без вины виноватые», «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын...»

22 июня 1941 года - начало войны - застало артистов в Себеже, они спешно возвращаются в родной город, создают фронто­вую бригаду (Сперанская - активнейшая ее участница).

В 44-м году театр несколько месяцев находился в Западной Дви­не, а в 45-м в Луках его разместили в здании столовой для летчи­ков бывшего 8-го военного городка. Потом труппа выступала со спектаклями в ки­нотеатре «Победа» и только в ноябре 47-го справили новоселье: артисты стали играть на сцене нынешнего театра.

«...Сперанская после войны приложила много усилий для восстановления Великолукского театра» (слова характеристики). С успехом она сыграла Акулину Иванову в пьесе Максима Горь­кого «Мещане», стала достойным партнером знаменитого А. И. Ка­нина (исполнителя роли Бессеменова и постановщика спектакля в 1948 году).

Яркий сценический портрет создала Александра Николаевна, играя унтер-офицерскую жену в «Ревизоре» (1949 год), запомнилась зрителям ее игра в роли жены Миллера в дра­ме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (1950 год), Анфисы Тихо­новны в «Волках и овцах» А. Н. Островского (1951 год), Дуньки в «Любовь Яровая» К. Тренева (1952 год), Надежды Антоновны Чебоксаровой в «Бешеных деньгах» А. Н. Островского (1953 год), Пелагеи в «Зыковых» М. Горького (1954 год), Матрены во «Власти тьмы» Л. Толстого (1958 год), пасторши в «Юстине» X. Вуолийоки (1959 год).

Надо отметить, что репертуар Великолукского те­атра порой не давал Александре Николаевне создавать сильные, емкие сценические образы. Так, например, ей нечего было прак­тически играть в «Машеньке» А. Афиногенова (роль Моти) - и раздается критика в ее адрес со страниц областной газеты (1948 год), в «Голосе Америки» Б. Лавренева (1949 год), в «Чужой тени» К. Симонова (роль Галины Петровны Окуневой, 1950 год), в «Калиновой роще» А. Корнейчука (роль Екатерины Крылатой, 1953 год), в пьесе местного автора И. Шура «Андрей Ставров» (в роли Марии Васильевны Кирилловой (1955 год), в «Запутан­ном узле» М. Маклярского и Л. Шейнина (в роли жены бухгалтера Никифорова), в «Далях неоглядных» Н. Вирты (в роли Марфы 1959 год).

И тогда в областном управлении культуры возникает следую­щее суждение: «Необходимо, однако отметить, что за последние годы она, как актриса, перестала совершенствовать свое испол­нительное мастерство, что отчасти связано с ее возрастными особенностями и перегрузкой труппы театра одноплановыми актрисами». Этой несправедливой характеристикой порой пользовались, чтобы незаслуженно уколоть актрису.

У других членов худсовета было иное мнение: «Убедительный, правдивый образ батрачки Орты создала А. Н. Сперанская».

А. Н. Сперанской, впрочем, кроме работы над образами своих героинь, приходилось заниматься много и общественной дея­тельностью (депутат Великолукского горсовета с 1947 года по 1960 год). Выступала на страницах областной газеты, пропагандируя русское драматическое искусство. Выезжала в районы для проведения семинаров для сельс­ких культработников, участвует в концертах, посвященных творчеству классиков русской литературы, ведет драматичес­кий кружок для великолучанок.

Принимает участие во Всесоюзном фестивале театров (ок­тябрь 1957 года). С сентября 53-го получила назначение начальником отде­ла искусств областного Управления культуры, а в 55-м» инспек­тором, была актриса и уполномоченной Великолукского отде­ления Всероссийского театрального общества, занималась и воспитанием театральной молодежи.

Когда А. Н. Байдер-Сперанская 17 января 1960 года ушла из жизни, в первую оче­редь о ней сказали: самобытная и интересная актриса. Такой она и останется для тех, кто ее видел в пьесах Островского, кто её помнит.

Источник: Петров, Станислав Георгиевич. Поднимается занавес : эпизоды истории Великолукского театра. - Великие Луки : [Б. и.], 2004. - 48 с. : ил.

 

Библиография

Петров, С. Родом из Передвижного... / С. Петров // Стерх-Луки. – 2004. – 29 сент. (№ 39). – Прил.: С. 3. – (Великолукские были № 9).
О жизни и творческой деятельности Великолукского драматического театра А.Н. Байдер-Сперанской.

Петров, С. Родом из Передвижного... : Александра Николаевна Байдер-Сперанская [1900-1960] / С. Петров // Петров С. Поднимается занавес: эпизоды истории Великолукского драматического театра. - Великие Луки, 2004. - С. 33-41.
Библиогр. в примеч.

Петров, С. Талантливая актриса (Александра Николаевна Байдер-Сперанская) / С. Петров // Петров, Станислав Георгиевич. Великолукская старина. Историко-краеведческая мозаика / Администрация г. Великие Луки ; Упр. образования г. Великие Луки. - Великие Луки, 1999. – С. 197-204.
Об актрисе Великолукского драмтеатра Александре Николаевне Байдер-Сперанской (1900-17 янв. 1960).

Талантливая актриса // Великолукская правда. – 1998. – 8 дек.
Об актрисе Великолукского драмтеатра А.Н. Байдер-Сперанской.