Профессиональные театры

Великолукский драматический театр

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Эйзенштейн Сергей Михайлович

Организатор любительского театрального кружка, актер в 1919-1920 гг.

Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов.

В 1915 окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию. Был техником-строителем на Западном фронте, художником при Политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), однако ушел в театр Пролеткульта, где в 1921 оформил спектакль «Мексиканец» по Дж. Лондону. В 1921-22 являлся слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда.

В 1919 году, когда  в Великих Луках базировалось два передвижных фронтовых драматических театра, в городе находилось управление 18-го военного строительства и политический отдел 15-й армии. Никому тогда неизвестный военный техник Сергей Эйзенштейн создал в городе драматический театр из числа наиболее способных к драматическому искусству людей. Тогда же по направлению заместителя комиссара просвещения Петроградского совета по художественным делам М. Ф. Андреевой, артистки МХАТа, друга и соратника М. Горького, в город прибыл Д. А. Яркин для организации профессионального театра. С  театром сдружился С. Эйзенштейн и осуществил постановку пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии». Городской профессиональный театр открыл свой первый сезон в 1919 году пьесой М. Горького «На дне». Основу репертуара составляла русская и зарубежная классика.

Константин Елисеев на закате своих дней вспоминал: «В нача­ле 1919 года судьба забросила меня в Великие Луки, захолуст­ный городок, где я работал в местном Доме просвещения имени В. И. Ленина в качестве художника и актера. Однажды, в конце того же 1919 года, ко мне в актерскую уборную пришел худенький юноша в сильно поношенной форме студента Петроградского института гражданских инженеров и повел разговор о том, что среди сотрудников учреждения, кото­рое называлось 18-е военное строительство при Политотделе 15-й армии, квартировавших в Великих Луках, организовывался любительский театральный кружок, имевший целью использо­вать пустовавшую сцену кинотеатра «Коммуна». В состав этого кружка, кроме молодежи, входили весьма представительные инженеры и архитекторы, работавшие в 18-м военном строитель­стве, так что дело было поставлено основательно и серьезно. Для ведения бесед и чтения лекций по различным театральным дис­циплинам были приглашены некоторые актеры из нашей труппы, и среди них В. П. Лачинов, много лет работавший в суворинском Малом театре. (...) Юноша, назвавшийся С. М. Эйзенштейном, выразил желание присутствовать на наших занятиях».

Это был, конечно, Сергей Эйзенштейн - будущий великий кинорежиссер, тогда ему шел двадцать второй год. «Вскоре, - пи­шет его биограф Ростислав Юренев, - он услышит о себе: «круп­нейший талант». В двадцать восемь, когда фильм «Броненосец «Потемкин» пошел по экранам мира, Эйзенштейна назвали «вели­ким».

Выходит, талант мастера формировался и в Великих Луках, поэтому стоит пристальнее приглядеться ко времени пребывания молодого специалиста в городе на Ловати. Впрочем, несколько слов о том, как он сюда попал, будут уместны. 1915 год: выпуск­ник Рижского реального училища Сергей Эйзенштейн зачислен на 1-й курс Института гражданских инженеров в Петрограде. Весной 17-го призван на военную службу. 18 марта 1918 года: добровольно вступил в ряды Красной Армии, служит техником во 2-м (впоследствии - 18-м) военном строительстве Петроградско­го района.

Писатель Виктор Шкловский прав: «У художников бывают пе­риоды созревания. Они работают, собирают материал, делают эскизы, но даже иногда сами не знают, кем они будут: художни­ками? писателями? режиссерами? Сергей Эйзенштейн дозревал на железной дороге. С 20 сентября 1918 года до августа 1920 го­да жил он в теплушках или на случайных остановках строитель­ной организации».

Постепенно С. Эйзенштейн приближается к мыслям о реформации сцены, которая должна быть своя, особая для каждого спектакля. Сложные ассоциации с литерату­рой, живописью, музыкой молодой Эйзенштейн направлял на создание концепции синтетического театра, много позднее став­ящего основой его концепции синтетического, полифонического кино.

А жизнь шла своим чередом. Строительство тащилось из го­рода в город, с полустанка на полустанок. В первой половине но­ября 1919 года строительство обосновалось в Великих Луках. Фронт откатился далеко. Наконец случай применить свои позна­ния и проекты на практике Эйзенштейну представился. Правда, в очень, очень скромных масштабах.

Каким он запомнился современникам в городе на Ловати? «Первое впечатление, - пишет учительница Нина Зайцева, - ког­да я познакомилась с Сережей, было очень приятное: благовос­питанный юноша, невысокого роста, худенький, но хорошо сло­женный. Обращали внимание его голова и лицо: форма головы несколько удлиненная, узкое лицо с огромным выпуклым лбом, серые глаза со смешинкой, русые вьющиеся волосы, целая шапка кудрявых волос. Он был живым, остроумным человеком, и мы очень подружились. С ним говорить можно было на любую тему, особенно интересовали его живопись и музыка.(...)».

В обществе, где появлялся Сергей Эйзенштейн, он всегда был в центре, острые шутки, быстрые наброски - шаржи на присут­ствующих, эпиграммы - все это было насыщено юмором, острым умом и большим тактом. (...)

Молодой строитель стал актив­ным участником великолукского театрального кружка. Он пред­лагает ставить комедии Аристофана, пьесы Мольера и Льва Толс­того! Однако его товарищам столь сложные постановки были не по силам, и выбор пал на веселую и остроумную комедию Арка­дия Аверченко «Двойники». Эйзенштейн выступил в качестве ав­тора декораций, исполнителя маленькой роли «господина в очках», руководителя постановочной частью и ведущего спек­такля!

Премьера состоялась 9 февраля 1920 года в помещении теат­ра «Коммуна». Сначала шли «Двойники», затем «Зеркало», потом «Тяжба» Н. В. Гоголя.

В период постановки «Взятия Бастилии» Эйзенштейн показал себя талантливым теат­ральным художником и смелым режиссером-постановщиком.

Весь февраль и половину марта труппа любителей - драмати­ческая студия при Великолукском гарнизонном клубе, созданная Сергеем Михайловичем - работает над одноактной пьесой А. Амнуэля «Марат». Эйзенштейн выступал в этом спектакле как режис­сер, декоратор и исполнитель роли Тюваша.
А в апреле начали подумывать о постановке «Жоржа Дандена» Мольера. Но постановки этой не уда­лось осуществить. 25 мая 1920 года 18-е военное строительство (и, конечно, начинающий режиссер) передислоцировано ближе к фронту против белополяков - в Полоцк.

Поезд, в котором покидал Луки Эйзенштейн, вез его к буду­щей славе... Но сам творец «Броненосца «Потемкина» почему-то не любил вспоминать об этом периоде своей жизни, даже в «Био­графии», построенной хронологически, Сергей Михайлович пе­риод 1918-го - июль 1920-го определил лишь со стороны дело­вой: «В военном строительстве: чертежником, техником. Гатчина, Вожега (Архангельский фронт), Двинск, Полоцк (Западный Фронт)», а о театре не упомянул ни слова, даже Великих Лук не назвал...

Отметим, что и дневник Эйзенштейна, начатый им в мае 1919 года, не сможет приподнять покров с тайны его умолчания. Ясно одно: поезд привез в Луки способного теоретика, а увез режиссера-практика, почувствовавшего, что он способен ска­зать свое слово в искусстве. И город на Ловати был - не побоим­ся этих слов! - важнейшей остановкой в биографии великого кинорежиссера.

Источник: Петров, Станислав Георгиевич. Поднимается занавес : эпизоды истории Великолукского театра. - Великие Луки : [б. и.], 2004. - 48 с. : ил.

 

Библиография

Курбатов, В. Исток. К 75-летию со дня рождения С.М. Эйзенштейна / В. Курбатов // Молодой ленинец. – 1973. – 23 янв.

Курбатов, В. «Революция сделала меня художником / В. Курбатов // Молодой ленинец. – 1971. – 9 сент.
О пребывании С.М. Эйзенштейна в Великих Луках в 1919 году.

Петров, С. Поезд мчался к славе : Сергей Эйзенштейн в Великих Луках / С. Петров // Петров С. Поднимается занавес: эпизоды истории Великолукского драматического театра. - Великие Луки, 2004. - С. 11-23.

Семенов, С. Встречи с С. Эйзеншейном / С. Семенов // Искусство кино. – 1959. - № 10. – С. 150-152.
О постановках театрального кружка, созданного в Великих Луках С. Эйзенштейном.

Соколова, Э. Были энтузиасты : из истории худ. самодеятельности г. Великие Луки / Э. Соколова // Великолукское обозрение. – 2007. – 31 окт. – С. 7.
Культурно-досуговая деятельность в 1920-е годы в г. Великие Луки. Есть сведения о том, что в 1918 г. будущий знаменитый реж. Сергей Эйзенштейн на сцене великолукского кинотеатра ставил спектакли силами актеров-любителей. Снимки.

Февральский, А. С.М. Эйзенштейн в театре / А. Февральский // Вопросы театра : сб. ст. и материалов. – М., 1967. – С. 82-101.
О работе в клубах Великих Лук в 1919-1920-х гг. выдающегося кинорежиссера С.М. Эйзенштейна.