Профессиональные театры

Великолукский драматический театр

Труппа   Библиография   История театра в лицах

«Великолукский драматический: вчера, сегодня, завтра»

П. П. СЕРГЕЕВ
Главный режиссёр театра, член Союза театральных деятелей РФ.

http://www.vlukicultura.ru/img/teatr/pravka_okt2011/002.jpgНе каждый провинциальный город может похвастаться тем, что у него есть свой театр. Великолепный театр с белыми колоннами, зелёным сквером и цветными фонтанами украшает и возвеличивает город, придаёт ему необыкновенное очарование и своеобразный колорит. Театр бережно хранит свои лучшие творческие традиции и вместе с тем находится в постоянном поиске новых выразительных средств. Свои темы наш театр черпает из лучших образцов мировой литературы, из пьес современной драматургии, адресуя свои спектакли не только взрослым, но и юному, подрастающему поколению.

Всё больше и больше зрителей приходит на наши спектакли. Лиризм и гротеск, ирония и юмор, тайна и буффонада смешиваются и на равных существуют на сцене нашего театра.

Если же говорить о стилистике и эстетике, мы придерживаемся реалистического и в то же время празднично-зрелищного направления в искусстве, несущего в себе находки и традиции Вахтанговского учения.

Приверженность классике - одна из характерных черт нашего театра, поскольку она позволяет думающему зрителю и артисту прикоснуться к осмыслению тех процессов, которые сегодня происходят в стране и мире.

В основе восприятия искусства и самой современной действительности Великолукским театром заключено убеждение, перерастающее в непреложный творческий и, шире, жизненный принцип: сегодня - это неуклонное движение из вчера в завтра. Каждый день жизни, каждый спектакль неизбежно связаны с традициями, с прошлым, но в ещё большей мере содержит приметы завтрашнего дня. Как же всё начиналось?

Театр - это актёры, режиссёры, художники, - энтузиасты, труженики, мечтатели. Разве можно не быть мечтателем и заняться таким фантастическим делом, как создание театрального коллектива? Ведь для этого вовсе недостаточно возвести леса, выложить стены, построить здание, поместив внутри него сцену и зрительный зал. Для этого необходима идея мобилизирующая, способная свести большую группу одаренных людей и сплотить их в единое целое.

Создатели театра были мечтателями. Идея, сблизившая их, находилась в самой тесной связи с современностью и устремлялась в будущее: стать профессиональным театром, посвятить своё творчество широким рабочим массам, поведать им правду о революции и первых днях строительства социализма на художественном языке, понятном и доступном народу.

Если говорить о творческой программе театра тех лет, то это - театр пролетариата, театр, стремящийся в художественной форме отобразить насущнейшие потребности и жгучие проблемы своего времени, стать трибуном ведущего класса, пропагандистом его идей. Две задачи являлись основными. Первая - создание репертуара, отражающего героику прошлого и повседневного строительства, организующего тем самым психику зрителя вокруг боевых задач современности. И вторая - воплощение репертуара в острой и ясной форме.

Шли годы. Театр становился всё более профессиональным. Способствовал этому приезд из Москвы группы молодых актёров из театральной студии, повлёкший за собой всплеск творческой активности в предвоенные годы.

В годы Великой Отечественной войны Великолукский театр сосредоточил своё внимание на воплощении героики подвига народа, во многих постановках послевоенных лет запечатлел важные процессы в духовной жизни современников, придавая особое значение вопросам сознательности и морали. Уже в 1944 году театр возобновил свою работу, показав спектакль «Русские люди» К. Симонова. Пьеса оказалась особенно близкой коллективу, вероятно, потому что психологическая тема приобрела новое качество - внутреннюю, напряжённую целеустремлённость, боевую страстность.

Доверительная лирическая интонация содержалась в спектаклях театра 50-х, 60-х, 70-х годов, посвященных современности. Эта интонация получала отражение и в названи­ях произведений - «Первая весна», «Дали неоглядные», «Свежий ветер», «Свидание у черёмухи», «Развлекаются жёлтые листья», «Берегите белую птицу».

Ряд постановок этих лет осуществлён на материале инсценировок романов и повес­тей. Обращение к прозе открывало дополнительные возможности перед труппой театра, обуславливало широту видения жизни, мужественность и строгость в её истолковании.

О сложных глубоких процессах, происходящих в современной деревне, повествовал спектакль «Дали неоглядные». В нём выражалась огромная вера в человека, в его силы, в его способность преодолеть любые трудности, совершать великие дела. Спектакль «И это всё о нём» - пытливое раздумье над нравственной проблемой совести. Сколько прекрасных спектаклей было создано за эти годы, сколько было сыграно великолепных ролей, сколько творческих побед было одержано режиссёрами, актёрами, художниками.

Театр - это дороги в самом прямом, а не иносказательном смысле; бесконечные, раз­нообразные дороги, ведущие к зрителям, то, суля истинную радость, а то и доставляя немалые огорчения. Собрав немудрёный театральный скарб и погрузив его на телегу, актёры Великолукского театра отправлялись по близлежащим деревням, чтобы показать крестьянам свои первые спектакли. Затем пути стали длиннее. В 60-х - 70-х годах театр побывал в Пскове, Гродно, Витебске, Риге, Вильнюсе, Даугавпилсе. В начале 80-х годов карта гастролей коллектива ещё больше рас­ширилась. К названным городам прибавились: Мурманск, Петрозаводск, Калининград, Новгород, Таллинн, Белгород. В 1986 году театр совершил далекую поездку в столицу сол­нечного Таджикистана - город Душанбе. Диапазон воздействия творчества великолучан на духовную жизнь современников всё возрастал.

Сегодня наш театр не собирается походить на степенного, умиротворённого юбиляра. Коллектив охвачен жаждой работы, намерен осуществлять всё новые и новые начина­ния. Каждый вечер, когда зрительный зал заинтересованно внимает игре актёров, с неменьшей чуткостью прислушиваются исполнители к реакции зрителей. Утратить эту связь, значило бы потерять связь со временем. Непреходящая современность искусства нашего театра в его отзывчивости на запросы жизни, в неиссякаемой способности мечтать, что тождественно умению видеть в настоящем завтрашний день.

Источник:

Великолукский Драматический Театр : Годы. Люди. Жизнь... : [альбом / сост. П.П. Сергеев, А.Ю. Шлепетинский]. - Великие Луки : [б. и.], 2005. - 198, [2] с. : ил.