Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Багрецов Александр Иванович

(Багатайс Вильгельм-Александр Янович)

Актер Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина в 1961 -1969 гг.

(1906-1984)

Его партнерами по сцене были Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Михаил Жаров, Евгений Самойлов.

Его настоящее имя - Виль­гельм-Александр Янович Багатайс, известный зрителям как Багрецов. Родился в 1906 году в Лифляндской губернии. Артистическая деятельность Багатайса началась в шестнадцать лет на сцене театра русской драмы в Риге. В 1926-м он пе­реехал в Вильно и поступил за­очно на юридический факуль­тет университета имени С. Батория: отец хотел видеть сына юристом, но Александр не ос­тавил сцену. Работал в Варша­ве, Риге, воевал, был ранен.

После войны он работал в Калуге, Уфе, Йошкар-Оле, Ка­менец-Подольске, Смоленске, Хабаровске, Саранске и Пскове. И везде его вспоминают как большого артиста, подлинного мастера сцены. За его плечами весь мировой репертуар: от салонных и классических героев до истори­ческих личностей и народных образов. В Йошкар-Оле он встретил свое счастье - Клавдию Емельяновну.

Для дебюта на псковской сцене в 1961 году Багрецов выбрал "Мас­карад" Лермонтова. Князь Арбенин, черкес Ибрагим-оглы ("Угрюм-река"), Фридрих Энгельс ("Дочь России") - вот первые три его роли на псковской сцене, закрепившие за ним звание высочайшего мастера пе­ревоплощения. Его сразу признали: на псковские подмостки вышел ко­роль сцены Его Арбенин, сколь страстный и пылкий в любви к Нине, столь жестокий и безумный в мести. Свою роль он вел энергичнее, чем было традиционно принято, прекрасно чувствуя лермонтовский стих: не читал стихи, а разговаривал ими, тонко передавая страдания одинокого в своих душевных муках человека.

Очень выразительна была сцена искушения, когда Казарин напоми­нал ему картины их порочной молодости: Арбенин Багрецова не слу­шал Казарина, на его лице была видна напряженная работа мысли, от­блеск глубоких внутренних чувств. И как затаенный крик души, как мольба о невозвратных идеалах звучали в ответ на казаринский цинизм его слова: "О, кто мне возвратит... вас, буйные надежды, вас, нестерпи­мые, но пламенные дни!"

Его Арбенин мстил не жене, а всему миру, осквернившему его идеа­лы, его любовь и доверие. Багрецов точно показывал всю гамму на­строений и переживаний, которая сопровождала путь Арбенина к про­зрению.

Совершенно преобразившись в "Угрюм-реке", он сыграл черкеса Ибрагим-оглы, наделив его национальным колоритом. Багрецов показал человека искреннего в своих душевных порывах, честного и преданно­го, готового на смерть ради друга. В спектакле запоминалась сцена суда: сначала Ибрагим был ошарашен, потом подавлен низостью того, кого он спас, Прохора. Но вот его захватывал гнев: такой, как Прохор, недо­стоин называться человеком. Роль была не главной, а вышла крупно и ярко.

Багрецов обладал столь же неуловимым, сколь и необходимым для актера даром - замечательным сценическим обаянием. Он просто и непринужденно мог вести роль "второй скрипки" и не потеряться на сце­не. Как в роли Энгельса. Специально держался в тени, отдавая приори­тет Марксу. Деликатность и скромность, подчеркнутые Багрецовым, придавали особое обаяние образу. Хороша была сцена взволнованного диалога вождей мирового пролетариата, когда мысль, начатая одним, тут же подхватывалась другим, обнаруживая равенство двух великих людей. Н. Крицкий в роли Маркса и А. Багрецов - Энгельс составили блестящий актерский дуэт.

Он замечательно сыграл эпизодическую роль в спектакле "Отец Сер­гий" по Л. Толстому - императора Николая Павловича: ходил по сцене и методично вбивал, как гвозди, аксиому: "Нет порядка снаружи, нет порядка внутри".

Его роли запоминались на многие годы. Циничного и жестокого короля Дагобера в сказке "Королевский брадобрей" Багрецов показы­вал то злым, то умным, то отвратительно сладострастным, то терзае­мым сомнениями, - артист поворачивал этот образ разными гранями, пока он не засверкал, как отшлифованный алмаз.

В его репертуаре было немало и современных героев. В семейно-бы-товой драме П. Тура "Посторонняя женщина" Багрецов сыграл хоро­шего честного человека, уважаемого хирурга.
Его актерской манере была присуща внешняя сдержанность при большой внутренней силе исполнения роли. Он и в пустяках не терялся, в поверхностных комедиях.

Артист европейской школы, замечательного сценического обаяния, он был признан зрителями Калуги, Уфы, Йошкар-Олы, Каменец-Подольска, Смоленска, Хабаровска, Саранска и Пскова.

Источник: Псковская энциклопедия : 903-2007. - Изд. 2-е, доп. - Псков : Псковская энциклопедия, 2007. - 996 с.

Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 140-143.

 

Библиография

Награда артисту // Псковская правда. – 1967. – 29 окт.
Артист Псковского областного драмтеатра А.И. Багрецов награжден орденом «Знак Почета».

Никитина, Л. Король псковской сцены / Л. Никитина // Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 140-143.
О творческом пути Александра Ивановича Багрецова (Вильгельм-Александр Янович Багатайс).