Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Цирпонс Инга Александровна

Актриса Псковского областного драматического театра им. А. С. Пушкина в 1964-? гг.

Инга Александровна Цирпонс. 25 лет служения на сцене театра им. А. С. Пушкина в Пскове. 25 лет надежд и разочарований, кропотливого труда и радостных творческих побед. Инга Цирпонс — одна маленькая судьба, в огромном театральном мире и, вместе с тем, удивительная, богатейшая жизнь в одном маленьком актерском сердце.

Откуда появилась у нее эта, потребность в театре?

«Моя, мама, — рассказывает, Инга Александровна, — была очень увлеченным человеком, она писала, пьесы, которые разыгрывались на самодеятельной сцене».

Начинала Инга Цирпонс в театре Нижнего Тагила, будучи, студенткой педагогического института. Потом был, Саратов, театральная студия, при ТЮЗе у известного педагога и режиссера, Ю. П. Киселева. Маленькая субтильная, девочка с косичками усердно трудилась и приводила в изумление своих педагогов разнообразием интересов и, поисков. А вот уже и дипломные спектакли. Это Анютка, во «Власти тьмы» Л. Толстого и Коробочка в «Мертвых душах» Н. Гоголя. Ей, говорили, что она, родилась в «сорочке», когда играла свою лирическую Вареньку в сказке К. Паустовского «Перстенек» на сцене Кремлевского театра в дни фестиваля детских театров в Москве.

«А как вы попали в Псков?» — «После студии, меня, оставили в театре, но хотелось самостоятельности. Мой педагог говорил, что каждый должен найти свой Творческий Дом. В 64-ом, году я, обрела его в Пскове. Жизнь здесь началась сказочная». И это действительно так. В творческой биографии актрисы множество детских спектаклей, сказок. «Я переиграла всю нечистую силу! Самые разные звери — и тритон, и, медведь, и лягушка — это все мое! Детский зритель — он, чистый. Я люблю работать для него».

Когда, спектакль «Влияние гамма-лучей на желто-бледные ноготки» по пьесе П. Зинделя, (режиссер В. Радун) показывали в Москве в Доме актера, для Инги Александровны был праздник признания. Из пяти героинь пьесы одна — безмолвная. Маленькая женщина в черной кружевной накидке прошла через весь спектакль, не проронив ни слова. Но какая, изнурительная, борьба за право на жизнь происходила на глазах у зрителя! А какие добрые, несуетные ее няни в пьесах А. Чехова и М.Горького! В спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова Инга, Цирпонс в роли учительницы Анны Михайловны была, исполнена величайшего смирения, терпения, и надежды, так необходимых в дни той тяжёлой войны. И совсем, свежо в памяти ощущение от ее образа Матери, скорбящей и, мудрой в своей простоте (спектакль по пьесе В. Карасева «Стена», режиссер В. Радун).

Для рождения роли, спектакля необходимо освободиться от суеты, сосредоточиться, очистится. Наверное, поэтому Ингу Александровну пригласили на роль женщины, сжигающей себя во имя сохранения, Духовности в телефильме «451» по Фаренгейту» Р. Бредбери, или на одну из ролей в телефильме «Машенька» по В. Набокову. Говорят, что маленьким городам, обязательно нужны свои чудаки. Наверное, Инга Цирпонс и есть такая чудачка. Вы смогли бы встретить ее на улице и, наверное, не узнали бы, что она актриса. Соседи по коммуналке вспомнят, как она, привечала, своих кошек в подъезде, а, соседка, по гостиничному номеру на гастролях смирялась с закрытой форточкой в окне, ибо у Инги под абажуром, жила бабочка. И если, в город приезжал, симфонический оркестр, и если она не была занята в спектакле в тот, вечер, то все знали: она там, на концерте! Когда ветхий дом, в котором она, жила прежде, грозились наконец разрушить, она пришли в театр с сетчатой авоськой, в которой лежало несколько книг. «Это самое дорогое, что у меня есть», — призналась она. Чудачка…

«Инга Александровна, вы верите, в Судьбу?» — «Конечно. Это то, что предначертано свыше в Книге Жизни Всевышнего. Я верю в Бога. Без веры чувствуешь себя, незащищенным, обнаженным, беспомощным,. А с Верой — я, ощущаю эту помощь Свыше» — «А как же с тем, бытующим представлением, что профессия актера — грешная?».

Инга Александровна бережно достает письмо, адресованное ей священником, о. Борисом Старком (умер в 1996 году), жившим в Ярославле, а ранее служившим, в церкви русского кладбища Сен-Женевьев де Буи, под Парижем, где ему приходилось встречаться, с такими «грешниками»: «Страшно не то, что ты делаешь, а как ты это делаешь. Чтобы хорошо играть, надо уметь перевоплощаться в своих героинь, а для, этого надо иметь большие духовные силы, чтобы не потерять себя в этом, круговороте лиц и личин. Но если что-либо делаешь с Богом, с желанием, делать людям доброе и приятное, то это тоже служение. Мы знаем, много известных актеров, которые несли радость в души зрителей и, служа им, служили и Господу».

Волею судеб жизнь свела Ингу Цирпонс с потомками великого Станиславского. Ей, посчастливилось соприкоснуться, с его архивами, письмами. Наверное, отсюда ее интерес к истории театра, русского и псковского, в частности.

Много лет по крупицам собирала она драгоценный материал по истории родного ей Пушкинского театра. Это и Псковский архив, и, Публичная библиотека в Ленинграде, и Театральная, в Москве, и свидетельства, очевидцев.

И еще Инга Александровна, напоминает, о Б.С. Глаголине, известном актере и режиссере, который приготовил, речь на открытие в 1898 году Народного театра, в Сергиевском (ныне Летнем) саду: «Пусть в театр придут все униженные и оскорбленные, сомневающиеся, в себе, согрешившие в своей совести — и мы успокоим их! Пусть придут и баловни судьбы — мы покажем им страдания окружающих людей. Театр — высшая школа человечества». Этой высшей миссии: посвящает свою жизнь актриса Инга Цирпонс. Одна маленькая судьба в огромном, театральном мире.

Источник: Цирпонс, И.А. Одна судьба / И.А. Цирпонс // Цирпонс, Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове. - Псков : Стерх, 1997. – С. 122-124.

 

Библиография

Корнилова, С. Одна судьба / С. Корнилова // Псковская правда. – 1989. – 25 февр.
Об артистке Псковского драмтеатра И.А. Цирпонс.

Семенова, Н. Случай – неизменный спутник актерской судьбы / Н. Семенова // Новости Пскова. – 1995. – 17 авг.

Ступакова, В. Все еще впереди… / В. Ступакова // Молодой ленинец. – 1970. – 22 окт.
Статья посвящена артистке Псковского драмтеатра И. Цирпонс.

Цирпонс Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина... ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 122-124.