Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Крицкий Николай Степанович

Актер Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина в 1959-? гг.

(1911-1975)

Для него театр был сказочной страной. И себя в ней он еще долго никак не пред­ставлял. Революция. Воронеж. Он с матерью и братом. Жили трудно; без отца. После школы освоил строительные специаль­ности и работал. А театр, театр оставался солнечным воспоми­нанием детства. Но в 1932 году, узнав о наборе в театральный техникум, вдруг загорелся и долго не мог поверить, что при­няли. Играл в воронежском те­атре, во время войны с брига­дой артистов выступал перед бойцами в полевых госпиталях. Его зрители порой не могли ап­лодировать из-за своих ране­ний, а стучали алюминиевой кружкой или костылями. По­том понеслось: Тула, Киров, Омск, Николаев, Тамбов.

В Псков Николай Степанович Крицкий приехал в 1959 году зрелым артистом, познавшим вкус сцены и признательность пуб­лики. Здесь он встретился с режиссером Л. В. Луккером, с которым ра­ботал еще в Туле, блестяще исполнял Рощина ("Хождение по мукам") - одну из лучших своих ролей. Луккер во многом определил его судьбу. Потому что в первом варианте спектакля "Дочь России" Крицкий был распределен на роль Бакунина, а вновь пришедший режиссер дал ему роль Маркса и не ошибся: именно с этой работой он вошел в историю советского театра, впервые воплотив на сцене образ вождя мирового пролетариата. И стал заслуженным артистом РСФСР. Потрудиться при­шлось изрядно. Актер перечитал горы книг и провел немало бессонных ночей, пока предстал перед всеми в узнаваемом облике. Густая курча­вая борода, седые вьющиеся волосы, искрящийся взор, потертый костюм - все это столь знакомо по бесчисленным фотографиям, портретам, плакатам, виденным-перевиденным, что рождалось ощущение ожившего портрета. И даже голос с первой реплики - мягкий, глубокий, немного строгий бас - ка­зался удивительно знакомым, хотя, конечно, голоса Маркса никто из зрителей не слышал.

Крицкий прославился не только на всю страну, о спектакле "Дочь России" и его Марксе писали за рубежом: французская "Юманите", лон­донские журналы и, конечно же, пресса братских стран, ГДР в первую очередь. Так скромный псковский артист стал первым в истории театра исполнителем роли Маркса, вождя пролетариев всех стран.

Долгие годы он был ведущим актером псковской сцены, создавая яркие по форме и глубокие по содержанию человеческие образы. Сочно и колоритно Крицкий играл монаха Варлаама в "Борисе Годунове" А. Пушкина и старика Громова в "Угрюм-реке" В. Шишкова. Запомина­лись его крестьянин Фрол Баев из пьесы А. Вирты "Земля", нарком Шурупов в "Яде" А. Луначарского, адмирал Чемезов в "Якорной пло­щади" И. Штока, колоритный Фрол Федулыч из "Последней жертвы" А. Островского, поэт Жуковский ("Пушкин" А. Глобы), Сердюк в "Ир­кутской истории" А. Арбузова, Кавалер Лампетти в "Человеке и джен­тльмене" Э. де Филиппо, начальник ОТК из "Гроссмейстерского бал­ла" И. Штемлера, папаша Миллер из "Коварства и любви" Ф. Шилле­ра.

Мастерство Николая Степановича Крицкого было реалистично и театрально одновременно, а образы, которые он создавал, всегда име­ли корни в жизни. Высокий, непомерно тучный, с расплывшимся лицом и тяжелой походкой, он, тем не менее, легко добивался необычайной выразительности игры. Он замечательно владел мими­кой, жестом, интонацией.

Николай Степанович на творческих встречах со зрителями, когда интересовались тайнами его профессии, любил повторять: "Артист, как сосуд воду, вбирает в себя знания, впечатления, жизненный опыт. Осо­бенно важно и интересно слушать старых, опытных людей. Чем дольше играешь образ, тем больше его любишь, доводишь до совершенства..."
Все свои роли заслуженный артист РСФСР Н. С. Крицкий доводил до совершенства, он был большим, настоящим мастером сцены и доб­рым товарищем. И в историю советского русского театра он вошел как псковский Карл Маркс!

Источник: Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 137-140.

 

Библиография

Криворучко, И. Театральный анекдот от Ивана Криворучко / И. Криворучко // Новости Пскова. – 1997. – 26 апр.
О Н.С. Крицком.

Крицкий, Н. Мне выпало счастье / Н. Крицкий // Театральная жизнь . – 1968. - № 9. – С. 10-11.
Актер Псковского драмтеатра о работе над ролью К. Маркса в пьесе П. Чередниченко «Дочь России».

Михайлова, Т. Памяти артиста / Т. Михайлова // Псковская правда. – 1991. – 19 февр.

Никитина, Л. Псковский Карл Маркс / Л. Никитина // Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 137-140.
О творческом пути заслуженного артиста РСФСР Н.С. Крицкого.

Панченко, И. Впереди – новые роли / И. Панченко // Псковская правда. – 1971. – 14 окт.
Об артисте Псковского драмтеатра Н.С. Крицком.

Ремез, О. Свидание с Россией / О. Ремез // Театральная жизнь . – 1965. - № 18. – С. 11-13.
Об исполнении Н. Крицким роли К. Маркса в спектакле Псковского драмтеатра «Дочь России» по пьесе П. Чередниченко.