Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Смирнова Ирина

Актриса Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина

Начинала модисткой второго разряда, была золотошвейкой и вышивальчицей, целый год отработала в экспериментальном цехе брянского дома моды, но магия театра привела ее в Казанское театральное училище, после окончания которого в 1986  году Ирина Смирнова была принята в труппу Псковского театра драмы артисткой.

Сначала она играла смешных, трогательных, задиристых девчонок "с характером" в многочисленных постановках тех лет : «Гуманоид в небе мчится", "Вся надежда", "Гнездо глухаря", "Пока ты со мной", "Музейная редкость", "Супер", "Подонки", "Сад без земли». Особо выделялись ее роли в спектакле "Последние" М. Горького,- где  она создала образ младшей дочери Коломийцева Верочки, и в драме А. Островского "На бойком месте" - там ей досталась роль Анны, образ трагический и сложный. И справилась она с этими классическими ролями достойно.

Ирина вообще очень серьезно к любой работе относится, даже к пустячковому эпизоду. Ищет характерные детали, психологичес­кие завязки, придумывает внешний образ: грим и костюм. Детская публика хорошо знает и любит ее "сказочные" роли, а их переиг­рано немало. В одной только сказке Л. Устинова "Бочка меда»  она играла и зловредную Колючку, и голубую героиню Марию, и доб­рую Волшебницу! Приходилось быть и русалкой, и золотым петуш­ком, и цыганкой, и цветком, и куклой Суок из "Трех толстяков". Но самая замечательная сказочная роль - это, конечно же, неуныва­ющий деревянный человечек Буратино из знаменитой сказки о золо­том ключике. Играет Ира и совре­менных бойких девушек ("Прода­ется японское пальто из парашютного шелка", "Гусар из КГБ", "Ви­новник торжества"), и графинь ("Павел Г), и барышень другого века. Запомнилась ее работа в ме­лодраме И. Сургучева "Осенние скрипки", где она сыграла пробуждение женщины в подростке, передав смятение первой любви, эгоистически не замечающей, как больно ранит она сердце дру­гой, более зрелей женщины.

Что бы ни играла Ирина Смирнова, она точно ухватывает ин­тонацию, облик, повадки и манеры своих героинь. Подтверждением тому последняя ее роль в "Воспоминаниях о Кубанских казаках", где деревенский завхоз Ксения Фоминична в её исполнении обрела яр­кую гротесковость. Ирина в этом образе сыграла и восторженную преданность родному колхозу, и деловую женщину, умеющую счи­тать колхозные деньги, и душевные сомнения из-за любви к завхозу из колхоза-соперника. Выходит она в белом военизированном кос­тюме-кителе, широкие гротесковые плечи придают ей уверенности в себе, а круглые стекла очков скрывают растерянность перед жизнью - образ трогательный и смешной одновременно, но и по-театральному стильный.

Выходишь на сцену и ощущаешь себя особенным человеком, осознаешь свою власть над залом, но и сам оказываешься в плену у сцены! Сцена берет за горло и не отпускает, хочешь вырваться, а никак! Не всегда актрисе дано сыграть то, о чем она мечтает, но Ири­на верит в свою звезду! Поэтому, выходя на сцену, она ищет глаза зрителя, для которого будет сегодня играть...

Источник: Источник: Никитина, Любовь. Театральные портреты / Никитина Любовь. – Псков : [Псковский областной центр народного творчества] , 2005. – С. 157-159.

 

Библиография

Никитина, Любовь. Девушка с характером / Любовь Никитина // Никитина, Любовь. Театральные портреты / Никитина Любовь. – Псков : [Псковский областной центр народного творчества] , 2005. – С. 157-159.
Об актрисе Псковского театра Драмы Ирине Смирновой.