Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Терентьева Наталья Ивановна

Актер Псковского областного драматического театра им. А. С. Пушкина в 1953-1956 гг.

(1926)

Родилась в 1926 году в городе Москве. Семья Натальи Ивановны Терентьевой своими корнями тесно связана с Малым и Московским Художественным театрами. Бабушка, Наталья Андреевна, училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер. Дед Федор Андреевич, и мать Елена Федоровна, работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского.

В годы Великой Отечественной войны Наталья Ивановна Терентьева была санитаркой военно-санитарного поезда, потом медсестрой военного госпиталя, именно там воспитывалось ее терпение, вера, человеколюбие и энтузиазм, столь необходимые художнику в его профессии. После войны Наталья Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, не чураясь чернового труда, стояла "на занавесе", который надо было раздвигать вручную. Она была принята во вспомогательный состав МХАТа, участвовала в легендарном спектакле "Синяя птица", первые уроки мастерства проходили в стенах театра, у В. И. Качалова и О. Л. Книппер.

Одновременно была актрисой самодеятельного молодежного Театра Романтики, который организовала в послевоенной Москве молодежь театральных вузов Москвы во главе с Александром Галичем. В 1950 году окончила Московское городское театральное училище (курс В. В. Готовцева), где преподавали ученики Станиславского, работала в театрах Иркутска.

В 1953 году вместе с мужем С.К. Тихоновым влилась в труппу псковского театра. Терентьева играла во многих спектаклях Лурье: «Порт-Артур», «Бесприданница», «Олеко Дундич», «Ромео и Джульетта». Наталья Ивановна сыграла в нашумевших спектаклях драматургии Маяковского, поставленных в Ленинграде. Об этом много писали. Философическая женщина, прибывшая из будущего («Баня») и Комиссар, исполненные молодой актрисой, были благосклонно отмечены критикой. Особенно писали о Комиссаре. Яркая роли, с которой актриса блестяще справилась: строгое лицо с редкой улыбкой, традиционная кожаная куртка не могли скрыть от зрителя ее, Комиссара, прекрасную душу и жертвенность русской женщины.

С необычайным внутренним светом и сердечностью играла она роль М.А. Ульяновой в спектакле «Семья», передавая зрителю материнскую верность и мужество. Совсем другой была украинская учительница в пьесе Я. Галина «Любовь на рассвете»: непосредственность и искренность, с которой она вела эту роль, придавали всему спектаклю эмоциональную насыщенность.

В 1956 году Н. И. Терентьева вступает в труппу Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова. Молодая актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом, она явилась украшением труппы. В героинях Терентьевой била ключом жизнь, она отдавались творчеству со всей искренностью богатой артистической души. Актерская юность Терентьевой уже предсказывала будущий обширный творческий. Актриса покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина, "Тартюф"), Скриба (герцогиня Мальборо, "Стакан воды"), Запольской (Ганка, "Мораль пани Дульской ).

В 60-е годы она играет Ларису в "Иркутской истории" А. Арбузова, Машу в "Океане" А. Штейна, героинь второго плана в пьесах В. Розова, В. Пановой, эти роли заметны, рельефны и объемны.

В 60-70-х событиями театральной жизни, своеобразными вехами в истории Волковского театра становятся главные роли Терентьевой - Матильды фон Цанд в "Физиках" Дюрренматта, миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу), Бернарды ("Дом Бернарды Альбы" Ф.-Г. Лорки), Рашель в "Вассе Железновой" М. Горького, отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. Сильной стороной актерской индивидуальности Терентьевой становится синтез психологического и игрового рисунка образа. Эксцентрика, игровая стихия, комедиантская инфернальность была присуща и ее "Свахе" ("Хелло, Долли!" Т. Уайльдера), и другой свахе - Фекле Ивановне ("Женитьба" Н. В. Гоголя), и Кукушкиной ("Доходное место" Островского, 1976).

Новым этапом, средоточием опыта и мастерства стала для актрисы работа над образом Толгонай в "Материнском поле" Ч. Айтматова (1980). Главной темой творчества Натальи Терентьевой становится духовная красота и сила человека.

Актриса сыграла на Волковской сцене более 200 ролей.

Сценическими событиями последних лет стали ее Генеральша ("Фома"- "Село Степанчиково" Ф.М. Достоевского, 1996), Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, 1998), Бабушка ("Игрок" Ф. М. Достоевского, 2001), Софья Ивановна ("Рождественские грезы" Н. Птушкиной, 2001). Генеральша в "Фоме" по Ф. М. Достоевскому (постановка В. Боголепова) - центральное лицо всего спектакля, именно она организует вокруг себя сценическое пространство. Не бытовая маменька, не комедийная барыня, а инфернальная старуха из преисподней. Испепеляющий взгляд, невероятная энергетика! Безумная охранительница блудных детей, страж последних искр домашнего очага - она настоящая трагическая героиня. В "Игроке" Достоевского (постановка Р. Горяева) актриса в очередной раз демонстрирует победительное актерское обаяние, свойственную ее дарованию мудрую иронию. Эта гротескно-комическая русская Бабушка, барыня-самодурка, - симпатична, весела, отважна, стремительна и безоглядна, всех видит насквозь и производит фурор сверх меры. В финале Терентьева откроет - пробуждение человечности в своей героине, и умудряющий человека опыт поражения. Роль Софьи Ивановны ("Рождественские грезы", постановка В. Боголепова) - критика назвала "поистине ювелирной". Эта роль Терентьевой значительно шире того, что есть в пьесе. Ее героиня живет жаждой восстановить, гармонизировать, залечить нашу жизнь. Актриса создает особую пряность атмосферы, печальное очарование "света незакатного", "вечернего света" насыщенной событиями и протяженной в истории человеческой жизни.

Роли Турусиной и Софьи Ивановны отмечены областными премиями "За заслуги в развитии театрального искусства" имени Федора Волкова за 1999 и 2001 год.

Н. И. Терентьева воспитала не одно поколение будущих актеров, прививая им культуру речи, высокого слова. С 1963 по 1976 гг. преподавала в Ярославском театральном училище, зарекомендовав себя прекрасным педагогом сценической речи.

Избиралась депутатом районного и городского Советов депутатов, на протяжении 23 лет бессменно была руководителем депутатской комиссии по культуре.

Бессменный член Правления Ярославской организации СТД РФ, художественного Совета Волковского театра, актриса является наставником и добрым другом подрастающей в стенах театра молодой актерской смены.

Источник: http://name.yarland.ru/heroes/15/

Псковские сезоны : сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 102-104.

 

Библиография

Никитина, Л. Наталия Ивановна / Л. Никитина // Псковские сезоны : сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 102-104.