Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Смирнова Ирина Владимировна

Актриса Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина

 

Девушка с характером

Магия театра привела ее в Казанское театральное училище, после окончания которого в 1986 году Ирина Смирнова была принята в труппу Псковского театра драмы артисткой.

Сначала она играла смешных, трогательных, задиристых девчонок “с характером” в многочисленных постановках тех лет: “Гуманоид в небе мчится”, “Вся надежда”, “Гнездо глухаря”, “Пока ты со мной”, “Музейная редкость”, “Супер”, “Подонки”, “Сад без земли”. Особо выделялись ее роли в спектакле “Последние” М. Горького, где она создала образ младшей дочери Коломийцева Верочки, и в драме А. Островского “На бойком месте” – там ей досталась роль Анны, образ трагический и сложный. И справилась она с этими классическими ролями достойно.

Ирина вообще очень серьезно к любой работе относится, даже к пустячковому эпизоду. Ищет характерные детали, психологические завязки, придумывает внешний образ: грим и костюм. Детская публика хорошо знает и любит ее “сказочные” роли, а их переиграно немало. В одной только сказке Л. Устинова “Бочка меда” она играла и зловредную Колючку, и голубую героиню Марию, и добрую Волшебницу! Приходилось быть и русалкой, и золотым петушком, и цыганкой, и цветком, и куклой Суок из “Трех толстяков”. Но самая замечательная сказочная роль – это, конечно же, неунывающий деревянный человечек Буратино из знаменитой сказки о золотом ключике. Играет Ира и современных бойких девушек (“Продается японское пальто из парашютного шелка”, “Гусар из КГБ”, “Виновник торжества”), и графинь (“Павел I”) и барышень другого века. Запомнилась ее работа в мелодраме И. Сургучева “Осенние скрипки” где она сыграла пробуждение женщины в подростке, передав смятение первой любви, эгоистически не замечающей, как больно ранит она сердце другой, более зрелой женщины.

Что бы ни играла Ирина Смирнова, она точно ухватывает интонацию, облик, повадки и манеры своих героинь. Подтверждением тому последняя ее роль в “Воспоминаниях о Кубанских казаках”, где деревенский завхоз Ксения Фоминична в её исполнении обрела яркую гротесковость. Ирина в этом образе сыграла и восторженную преданность родному колхозу, и деловую женщину, умеющую считать колхозные деньги, и душевные сомнения из-за любви к завхозу из колхоза-соперника. Выходит она в белом военизированном костюме-кителе, широкие гротесковые плечи придают ей уверенности в себе, а круглые стекла очков скрывают растерянность перед жизнью, – образ трогательный и смешной одновременно и по-театральному стильный.

Последние роли актрисы в спектаклях «Тот самый Мюнхгаузен» Г.Горина, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского.

Выходишь на сцену и ощущаешь себя особенным человеком, осознаешь свою власть над залом, но и сам оказываешься в плену у сцены! Сцена берет за горло и не отпускает, хочешь вырваться, а никак! Не всегда актрисе дано сыграть то, о чем она мечтает, но Ирина верит в свою звезду! Поэтому, выходя на сцену, она ищет глаза зрителя, для которого будет сегодня играть...

Источник: http://theater.pskov.org/troupe/Smirnova

Библиография

Никитина Л. Ирина Смирнова: верю в свою звезду! / Л. Никитина // Псковская провинция (Псковский р-н). - 2009. - 23 апр. (N 15). - С. 18.; фото Игоря Докучаева.
Артистка Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина Ирина Смирнова.