Самодеятельные театры

Новоржевский народный театр

Библиография

МБУК «Новоржевский районный культурно-спортивный комплекс»

Адрес: 182440 г. Новоржев, ул. Германа, д.65
Тел. (факс): 8(81143)22101
E-mail: ogulinova@yandex.ru

Режиссер: Дарина Александровна Минаева


В 1998 году в городе был отмечен двойной юбилей: 100-летие театральной традиции (в Новоржеве) и 30-летие народного театра.
Здесь был создан благоприятный «духовный климат», была группа «энтузиастов-садовников» - любителей театра, окружив­ших свое детище заботой и вниманием, а те, от кого это зависело, создали материальные условия для развития театра. Всем этим Новоржев вправе гордиться!
Представьте себе маленький уездный городок конца XIX - начала XX иве населением около 3,5 тысяч человек.
Читательские интересы жителей города удовлетворяла публичная библиотека, куда приходили в основном учащиеся и мелкие чиновники. Из других культурных заведений можно отметить два клуба - дворян­ский и объединенный, где сконцентрировались мелкие интеллигенты, прогрессивное дворянство, те. традиционный земский «третий эле­мент».
Летом в городском саду на открытой сцене, а зимой в дворянском собрании выступали гастролеры, порой даже знаменитости, подобные балалаечнику-виртуозу Б.С. Трояновскому, который был родом из этих мест.
Но чаще выступали со своими постановками театралы-любители, возглавляемые Н.И. Филимоновым. Вот на таких энтузиастах, соединяю­щих в одном лице множество талантов (Н.И. Филимонов был и режис­сером, и гримером, и костюмером, и фотографом, и художником-де­коратором), и держалось и по сей день держится самодеятельное творчество!
После Октября 1917 года Новоржев стал свидетелем и участником невиданного всплеска самодеятельного театрального искусства.
Но интересно, что именно в этом городе в 1922 году была сделана попытка создать профессиональный театр, и по инициативе секрета­ря РКП(б) в Новоржев была приглашена профессиональная труппа. В ее составе был будущий народный артист СССР В.В. Мер­курьев.
В 20-30 годы, когда стало понятно, что развитие театра зашло в тупик, и театры стали возвращаться в русло реалистического, пси­хологического искусства. Все без исключения театры страны - и са­модеятельные, и профессиональные - обратились к лучшим произ­ведениям советской драматургии.
Новоржевский театр поставил в 30-е годы спектакль «Любовь Яро­вая» (К.А. Тренев). То, что центр взялся за такую сложную пьесу, с яркими и многогранными характерами главных героев, с трудными для постановки массовыми сценами, говорит о смелости и зрелости труп­пы.
Этот спектакль получил большой общественный резонанс и надолго удержался в репертуаре театра.
А затем была Великая Отечественная война... Но уже на пепелище в 1944 году театральная жизнь города вновь ожи­ла. И связано это возрождение с именем замечательного человека, ветерана войны, учителя изобразительного искусства по профессии, а по призванию художника в самом широком понимании этого слова - Антонина Ивановича Каульса. В 1999 году исполнилось 55 лет его самодеятельному творчеству!
Начиналось все с любительской постановки еще в 1944 году, в Кудяевском клубе, - рассказывает Антонин Иванович. - К 100-летию со дня рождения А. Чехова поставили мы небольшую инсценировку по рассказам «Хирургия» и «Злоумышленник». Это была первая актерская и режиссерская проба».
А затем уже были постановки в Новоржевской средней школе (в 1945 «Каменный гость» А. Пушкина, в 1946 г. - «На белом свете», в 7г. - «Старые друзья» Л. Малюгина) и в драмкружке, из которого и вырос театр. И пьесы были выбраны, очень точно отражающие настроение того времени, - времени создания и возрождения мирной жизни.
С тех пор Новоржевский театр стал настоящим центром культурной жизни района, его новых постановок ждали зрители, о них говорили, спорили.
Новоржевский театр очень четко ориентировался при выборе репертуара в основном на советскую драматургию, за что получил даже диплом от Союза писателей СССР «За пропаганду советской драматургии».
В 50-е годы режиссером театра был Михаил Николаевич Бойков. Среди его постановок самыми заметными были «Женитьба» Н. Гоголя, «Свои люди - сочтемся» А. Островского, «Человек с того света». Но настоящий творческий взлет пережил театр с приходом в него в начале 60-х годов Валерия Павловича Найденышева. Это была именно его идея - основать в Новоржеве народный театр. На ее реализацию ушло восемь лет напряженного труда. По словам самого В.П. Найденышева, это были лучшие годы его творческой жизни.
Начиная работу, В.П. Найденышев делал ставку на ветеранов театра. Это был его творческий принцип: так надежнее! Это себя полностью оправдало и помогло раскрыть AM Каульс - 50 лет творческий потенциал «стариков».
Расцвету театра, безусловно, помогало и внимание районных властей, материальная помощь (к примеру, было построено новое здание районного ДК).
Сезон 1964 года открылся премьерой спектакля «На бойком месте» А. Островского. В спектакле были заняты старейшие актеры: М.Н. Бойков, А.И. Каульс, А.П. Павлова, В.К. Алфёров, В.И. Иванов, А.Ф. Спиридонов, З.С. Савостикова.
Труппа была столь сильной, стабильной и работоспособной, что параллельно стали репетировать два спектакля, и в роли режиссера себя могли попробовать опытные актеры театра. Например, Михаил Николаевич Бойков поставил спектакль «У черты».
В 1966 году в театре появился еще один режиссер, выпускница института культуры им. Крупской Тамара Михайловна Усачева. Ее де­бютной работой стал спектакль «В сиреневом саду» Ц. Солодаря.
Гордостью театра, этапным спектаклем, который больше года не сходил со сцены, с которым актеры объездили весь район и многие соседние, стала «Поднятая целина» М. Шолохова.
Лучшие силы театра блестяще проявились в этой постановке: А.П. Павлова (роль Варюхи-горюхи), М.Н. Бойков (роль Нагульнова), И.В. Ефимов (роль Тимофея Рванова), ГА. Воробьева (роль Лушки) и др.
Сезон 1968 года стал для театра счастливым: приказом министра культуры РСФСР № 164 от 5 ноября 1968 года театру присвоено звание на­родного. Новоржевский театр стал вторым самодеятельным коллек­тивом в нашей области, после Опочецкого, удостоенным этой высокой чести.
Профессионализм театра был оценен на областных смотрах дипло­мами и званиями лауреата. 1964-1972 годы - это творческий «пик» Новоржевского народного театра: о нем писали в прессе, говорили как о культурном явлении.
После ухода из театра В.П. Найденышева главный режиссер несколь­ко раз менялся, в основном это были выпускники КПУ, приезжавшие в театр по распределению.
Отсутствие настоящего лидера пагубно сказывается на работе творческого коллектива, особенно самодеятельного, у которого нет дру­гих стимулов кроме морального удовлетворения. В такие моменты очень важно сохранить костяк труппы, чтобы не начинать потом вос­создавать театр на пустом месте.
В Новоржевском театре всегда находились люди, составлявшие прочный фундамент и это позволяло театру с честью выходить из всех испытаний и дожить до наших дней: А.И. Каульс, Н.М. Амеленкова, П.И. Трошец, М.Н. Бойков, Н.И. Соко­ловская, ГА. Воробьева...
Традицией Новоржевского театра были вечера-портреты ведущих актеров (например, в 1981 году вечер Соколовской Н.И.), творческие встречи с профессиональными театральными деятелями; в театре вели коллективный дневник, куда каждый мог записать свои настро­ения, чувства, все, чем хотел поделиться. Существовала красивая традиция закрытия сезона, когда старейший актёр труппы зажигал на сцене голубой огонек.
Члены коллектива любили общаться друг с другом в неформальной обстановке, вместе проводить свой досуг, отмечать праздники. Не оставлял своим вниманием коллектив и государственные празд­ники, участвуя во всех мероприятиях РДК, организуя концерты и лите­ратурно-музыкальные постановки. В то же время традицией театра стали постановки к 6 июня, посвященные памяти А.С. Пушкина; на новоржевской сцене ставилось много дет­ских спектаклей
В 80-е годы в репертуаре театра доминировали одноактные пьесы, комедии, водевили. Серьезной работой театра стал спектакль «В кольце тишины» по пьесе В. Раздольского (в постановке Каульса). Спектакль имел успех на театральном фестивале в 1987 году.
В 1993 году в Новоржеве широко отмечалось 25-летие присвоения театру звания «народного».
Артисты организовали огонек «У театрального разъезда». Вспоминали спектакли разных лет: «Алексеев в тени» М. Арбатовой, «Гусар из КГБ» Коснтантинова и Рацера. «Выходили бабки замуж» Ф. Бурлякова, «Последняя попытка» М. Задорнова, «Железная женщина» Ш. Башмекова, «Мы идем смотреть Чапаева» О. Данилова и др.
При сохранении традиций в театре продолжали искать новые фор­мы: в 80-е годы родилась идея создания синтетического театра, объе­диняющего достижения танцевальных, музыкальных, драматичес­ких кружков.
В 1996 году Новоржевский театр принимал участие в областном фестивале с красноречивым названием «Театр, ты мне нужен!» (в Опочке) со спектаклем по пьесе Р. Ольшанского «Пейзаж на стене» в по­становке Татьяны Бабушкиной.
Новоржевцы любят свои театры, ждут от них интересных, запоминающихся премьер, доброжелательно относятся к творческим экспериментам. Театральная жизнь Новоржева вступила во второе сто­летие, вступила с солидным творческим багажом, любовью и дове­рием зрителей.
Есть надежда, что эта прекрасная традиция не оборвется. И мы не раз в ответ на вопрос о новостях в театре услышим: «Идет работа над новым спектаклем»...

Источник: Цехановская, Юлиана Александровна. Народные театры на Псковской земле / Юлиана Александровна Цехановская. - Псков : Изд-во Псковского государственного областного Центра народного творчества, 2006. – С. 38-46.