Профессиональные театры
Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина
История театра в лицах
О театре Библиография Труппа История театра в лицах
Алексеев Алексей Иванович
Актер Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина в 1946-1949, 1957-1980 гг.
(1903-1980)
До конца 70-х работал в псковском театре артист, ему было уже за семьдесят, но он выделялся поразительной статью, сценической культурой и художественным вкусом хорошо сделанных ролей. В нем чувствовались порода и театральная школа.
Алексей Иванович Алексеев родился в Петербурге в 1903 году, там же закончил Институт сценических искусств у Л. С. Вивьена, крупного режиссера, полвека потом возглавлявшего Александрийский театр и воспитавшего плеяду замечательных артистов.
Судьба молодого артиста складывалась удачно: в тридцатые годы он работал в ленинградских театрах, на радио.
В 1942 году Алексея Ивановича, умиравшего от голода, вывезли из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Потом он оказался в театре Ленсовета, который возглавлял известный советский режиссер С.Э. Радлов. Они играли свой репертуар в Пятигорске, пока город не заняли немцы. Изможденные блокадой артисты не смогли уйти пешком, а другой возможности не было. Им пришлось работать и в оккупации: играли классику.
Работа в оккупации не сошли с рук артисту: в 50-м арестовали и отправили в Каргополлаг МВД Архангельской области. Освобожден в 1957 году по амнистии со снятием судимости. Ему было 54 года, когда он начал новую жизнь в псковском театре.
Алексеев был замечательным артистом, сыгранные им роли говорят о богатстве актерской палитры, неожиданно интересных решениях и полной самоотдаче на сцене. Он играл в "Обрыве" Гончарова, "Русском вопросе" Симонова, "Молодой гвардии" Фадеева, "Бешеных деньгах" и "Василисе Мелентьевой" Островского, "На дне" Горького. Кстати, в 58-м году в Псков приезжал Н. Симонов, сокурсник и друг Алексея Ивановича, знаменитый ленинградский артист. Он исполнял роль Сатина в спектакле "На дне".
Алексей Иванович и в 70-е годы радовал зрителей, он был ведущим артистом старшего поколения. В "Левше" играл Егупыча, привлекая внимание зрителей скромной правдой жизни. Его персонаж, мудрый и открытый, не старик, но долгожитель. А роль-то была необычной и трудной, оттого что не подразумевала строгой обусловленности персонажа.
Как откровение прозвучал монолог Мармеладова из "Преступления и наказания", исполненный Алексеевым. Крик измученного сердца слышался в голосе старика: это был человек, дошедший до последней степени падения. Но в жалобе его на жизнь, на свое бессилие так явственно звучали светлые, чистые ноты, что невольно возникала симпатия к нему...
В "Борисе Годунове" исполнял роль Пимена, выделяясь жизненной органикой, достоверностью, свободной от бытовщины, хорошим актерским темпераментом и художественным вкусом.
В "Коварстве и любви" Ф. Шиллера его музыкант Мюллер добр и безобиден, но в нем врожденное чувство собственного достоинства. В "Царе Федоре Иоанновиче" А. Толстого он - Богдан Курюков, глубокий старик, очевидец событий смутных времен, московский купец.
Играл он много и хорошо, всех спектаклей и не перечислишь, но о последней работе сказать надо. В последний раз на сцену Алексей Иванович вышел в "Псковитянке" в образе ветхого старика "разума стародавнего", пришедшего образумить псковичей.
Алексей Иванович Алексеев был бесценным явлением в труппе псковского театра. Будь у него другая судьба, играл бы в Ленинграде вместе со своими знаменитыми сокурсниками.
Источник: Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 143-146.
Библиография
Никитина, Л. Опальный артист / Л. Никитина // Новости Пскова. – 1998. – 28 апр.
О творческом пути актера псковского драмтеатра Алексеева Алексея Ивановича.
Никитина, Л. Последний из могикан / Л. Никитина // Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 143-146.
О творческом пути актера А.И. Алексеева.