Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Деримарко Любовь Петровна

Актриса Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина в 1951-1974 гг.

(1913-1997)

Заслуженная артистка РСФСР (30.09.1958).

В 1932 г. окончила Театральную студию в Ярославле. Актриса большого лирико-драматического дарования и высокой сценической культуры. В 1932-1933 гг. работала в Ростовском (Ярославской области) драматическом театре, в 1933-1934 гг. в Кинешемском театре им. Островского, в 1934-1935 гг. в Ворошиловске, в 1935-1937 гг. в Смоленском театре Красной Армии, в 1937-1939 гг. в Ярославском драматическом театре им. Волкова, в 1939-1945 гг. в Иркутском областном драматическом театре, в 1945-1946 гг. в Пензенском драматическом театре им. Пушкина, в 1946-1948 гг. в Ташкентском драматическом театре им. Горького, в 1948-1949 гг. в областном драматическом театре в Великих Луках, в 1950-1951 гг. в Курском драматическом театре им. Пушкина. В 1951-1974 гг. в Псковском театре драмы им. Пушкина.

Ее имя хорошо известно ста­рым псковским театралам. Лю­бовь Петровна Деримарко при­ехала в Псков в 1951 году зре­лой, сложившейся артисткой, познавшей вкус настоящего зрительского успеха.

Любовь Петровна родилась в Киеве в 1913 году в семье социал-демократа. Воспитывалась в детском доме, училась в школе конторско-торгового ученичества, а ве­черами пропадала в заводском Доме культуры, пела в хоре, где быстро стала солисткой. Однажды увидела объявление о наборе в театральную студию и как была в рабочей одежде - в синей спецовке и красной косы­ночке, так и пришла на просмотр. У нее были хорошие внешние дан­ные, красивый голос, свой репертуар и уже кое-какой опыт выступле­ний на сцене. Увлеченно занималась основами актерского мастерства, пластикой, акробатикой - учеба была в радость, но нужно было и на что-то жить.

Надолго думая, Люба поехала в Ростов Великий, пришла к директо­ру театра и сказала, что хочет работать актрисой. Окинув взглядом ху­денькую девушку в старых туфельках, директор, видимо, что-то почув­ствовал, потому-то и сказал: "По глазам вижу, что талантливая. Беру!"
Выразительный, интонационно богатый голос, гибкая фигура, миловидное лицо, но прежде всего естественность и уверенное мастерство, обнаруженное ею с первых шагов на сцене, позволяли Любови Петров­не занимать ведущее место в любой труппе. В те годы зрительская лю­бовь была щедрее, и Любовь Деримарко почувствовала ее. Зрители ее любили. Администрация театра писала на афишах: "В главной роли выступает вновь вернувшаяся Л. Деримарко".

В 30-е годы на театральной бирже в Москве она познакомилась с известным провинциальным актером и режиссером Виктором Бурдиным, который стал не только ее мужем, но и главным театральным на­ставником. В ее лучших ролях того времени - Дездемоне, Офелии, Настасье Фи­липповне, Шурочке Азаровой было предельное напряжение драматиз­ма, страстная самоотдача и самозабвенность игры.

В военные годы, работая на Дальнем Востоке, она много выступала в концертах, исполняла романсы. В начале 50-х она соединяет свою жизнь с артистом Юрием Пресня­ковым. Они работают вместе в Курске, потом приезжают в Псков.

Любовь Петровна играла много и успешно, как всегда. Блистатель­ная Элиза Дулитл в "Пигмалионе" Б. Шоу, Кручинина в пьесе А. Ост­ровского "Без вины виноватые". В спектакле "На дне" М. Горького она играла Настю, и ее партнером был великий Н. Симонов.

Творческая индивидуальность: позволяла ей одинаково ярко воплощать и комедийный образ мещанки Тузиковой из "Барабанщицы", и сложную драматическую роль Клав­дии Васильевны - матери Федора в пьесе В. Розова "В поисках радос­ти"; правдиво и точно передавать психологический рисунок непросто­го характера Марии Михайловны в пьесе "Одна" С. Алешина и сатирически смело показывать воинствующую психопатку Полину Турцевич в пьесе А. Луначарского "Яд".

В спектакле "Идиот" по Ф. Достоевскому она красиво и убедитель­но показала женское достоинство и глубину душевного обаяния На­стасьи Филипповны. Ее партнерами были великолепные Ю. Пресня­ков и В. Лукин.

Заслуженная артистка РСФСР Л. П. Деримарко ушла со сцены в 1974 году.
"Устала от театра. Мне не хочется видеть то, что я не приемлю, что­бы не испытывать разочарований, а сохранить в душе тот театр, кото­рому я служила всю свою жизнь", - говорила она.

Театральные работы:
Шура Азарова («Давным-давно» А. К. Гладкова)
Дездемона («Отелло» У. Шекспира)
Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому)
Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу)
Кручинина («Без вины виноватые» А. Н. Островского)
Настя («На дне» М. Горького)
Татьяна («Трудное счастье» И. Е. Чернышева)

Источник: http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/297857/bio/
Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 104-107.

 

Библиография

Любовь Петровна Деримарко // Новости Пскова. – 1997. – 12 нояб.
Актриса Псковского академического театра драмы, отдавшая псковской сцене 45 лет своей жизни скончалась 10 ноября на 84-м году жизни.

Никитина, Л. Артистка с большой буквы / Л. Никитина // Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 104-107.

Ступакова, В. Имя, известное на Псковщине / В. Ступакова // Театральная жизнь. – 1969. - № 8. – С. 6-7.
О творчестве заслуженной артистки РСФСР Л.П. Деримарко.

Ступакова, В. Судьба актрисы / В. Ступакова // Псковская правда. – 1968. – 26 дек.
Творчество и жизненный путь актрисы Псковского драмтеатра заслуженной артистки республики Л.П. Деримарко.