Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Федорова Альбина Прокопьевна

Актриса Псковского областного драматического театра им. А. С. Пушкина 1978-? гг.

(1938)

Родилась на станции Ядрино Архаринского района Хабаровского края. В 1956 году окончила Хабаровскую краевую культурно-просветительную школу. Работала в Амурском краевом, Читинском, Красноярском театрах..

В 20 лет она впервые вышла на профессиональную сцену, а в 28 – уже стала заслуженной артисткой РСФСР.

Ее театральный путь был усыпан розами, ее имя привыч­но в первых строках театраль­ных программок, ее актерская карьера стремительна и весома.

Стройная, изящная сибиряч­ка, наделенная природной кра­сотой, да к тому же сильным, стихийным темпераментом, обаятельным лиризмом, она будто была предназначена для ролей героинь. Ее первый теат­ральный учитель - "дальневос­точный Станиславский" Н. И. Уралов, возглавлявший Амурский краевой театр. Он сразу доверил ей главные роли в пьесах Розова и Арбузова. Хруп­кие, чистые, с пронзительно светлой душой - эти современные девушки были первыми штрихами к театральному портрету Женщины, который она создает на сцене.

Поистине звездный час ждал молодую артистку в Чите: расцвет та­ланта, бесконечный успех у зрителей и личная судьба. В начале 60-х они почти одновременно оказались в труппе: она и Юрий Новохижин, бу­дущий ее муж. Здесь у них родилась дочь Юлия, здесь они вместе сыгра­ли свои звездные роли в "Идиоте" Ф. Достоевского: князь Мышкин и Настасья Филипповна. О молодой паре заговорили, о них писали.

Читинские се­зоны стремительно следовали один за другим, насыщенные ролями. Им­ператрица, солдатская вдова, героини Островского, современные женс­кие образы, комедийные роли, кого бы ни играла актриса - она пленя­ла зрителей достоверностью и сценической органикой. Ей везло на ре­жиссеров с самого начала. В Чите - режиссер В. П. Маринин, постанов­щик размашистый, темпераментный и мыслящий. Потом была работа с молодым современным режиссером В. В. Бухариным и переезд с ним в красноярский театр. Новая ре­жиссура увидела ее по-новому. И снова успех! Теперь уже в Красноярс­ком театре.

Диапазон творческих возможностей актрисы кажется безграничным: от сложных драматических ролей до социального гротеска. Первая встреча с режиссером В. И. Радуном состоялась в спектакле "Старый Новый год" М. Рощина, где Федорова ярко сыграла мещанку Себейкину. Масштаб дарования актрисы проявился и в одной из вершинных классических ролей - Кручининой ("Без вины виноватые" Островско­го). Потом были Полозова в "Вешних водах" И. Тургенева, Мария в одноименной пьесе А. Салынского, "Женщина за зеленой дверью"...

С 1978 года - на сцене Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Вот псковская театральная галерея ее сценических персонажей - собирательный портрет Женщины. Степенная Ганна ("Вечер" А. Ду-дарева), властная и честолюбивая королева Гертруда ("Гамлет" В. Шекспира), стойкая, трогательная Сузи в детективе ("Дождись темноты" Ф. Нотт), наивный "одуванчик" Фонсия ("Игра в джин" Кобурна), над­ломленная Марта ("Не боюсь Вирджинии Вульф" Э. Олби), обольсти­тельная вдовушка, испанка Белиса ("Хитроумная влюбленная" Лопе де Вега), одинокая Милли ("Здесь живут люди" А. Фугарда), красивая, властная хозяйка своих страстей и "зазеркального пространства", Ма­тушка-императрица Екатерина II ("За зеркалом" Е. Греминой)...

Вершиной лирического творчества актрисы стала "Приятная жен­щина с цветком и окнами на север" Э. Радзинского. Она сыграла в ней главное чудо женщины - неистребимое желание любви, пусть даже объек­том будет комнатный цветок, простая герань. Спектакль открывал вы­нужденную самостоятельность, неустроенность, нерастраченную не­жность и понапрасну пропадающий дар любви у целого поколения со­ветских женщин, отсюда такой живой отклик зала в ответ на пронзи­тельную исповедальность исполнения.

Она с успехом играет и роли характерные, комедийные. Может так накуролесить, с таким искрометным юмором, так бесшабашно, как в сатирическом спектакле "О'ревуар, товарищи!" В. Константинова и Б. Рацера сыграла двух матерей. Софья Коломийцева ("Последние" М. Горько­го) и Наталья Гавриловна Судакова ("Гнездо глухаря" В. Розова).

Вершиной человеческого женского характера стала ее мамка Клавдя ("Вся надежда" М. Рощина), простая женщина, воспитавшая Надьку. Запомнились сцены, поразительные по человеческой глубине и драматизму.

Она не боится театральной чрезмерности, блистательно работает и в комедии, и в трагедии. Ее фру Алвинг ("Привидения" Г. Ибсена) по­трясает подлинным драматизмом. "Такой актрисы в "Современнике" нет!" - сказал Валентин Гафт, посмотрев этот спектакль.

Весь свой талант, зрелое мастерство, красоту, пленительный дивный голос и душу вкладывает Альбина Федорова в своих героинь.

Источник: http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/347277/bio/
Псковские сезоны : сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 190-193.

 

Библиография

Ефимова, И. Годы, как птицы, летят / И. Ефимова // Новости Пскова. – 1993. – 1 июня.
О творчестве актрисы псковско драмтеатра А.П. Федоровой – к 35-летию сценической деятельности.

Никитина, Л. Актриса на главные роли : у театральной рампы / Л. Никитина // Псковские сезоны : сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 190-193.
О творческом и жизненном пути заслуженной артистки А. Федоровой.

Островская, Л. И жизнь, и слезы, и любовь… / Л. Островская // Псковская правда. – 1987. – 27 марта.
О заслуженной артистке РСФСР Альбине Федоровой.

Федорова, А. П. Антоний и… Ганна / А.П. Федорова, Ю.М. Новохижин ; записала С. Андреева // Псковская правда. – 1985. – 27 марта.