Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

История театра в лицах

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Мучеников Сергей Иванович

Актер Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина в 1968-1977 гг.

(1946)

Родился 11 января 1946 года в Ленинграде. В 1968 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (класс Л.Ф.Макарьева). С 1968 по 1977 год - ведущий актёр Псковского драматического театра имени А.С.Пушкина.

Работает Мучеников трудно. Поиск его продолжителен, ежедневен, и к прогонам и сдаче актер огорчает режиссеров и парт­неров—к нему никак не приноровиться. Но зато, когда платье сделалось кожей, он ку­пается в спектакле, наслаждаясь каждой минутой пребывания на сцене, и зал отве­чает благодарно и щедро. В такие часы он с легкостью «оживляет» вещи: любая, пе­ред глазами,— в дело.

Главный режиссер театра В. Иванов, работавший с актером во многих лучших спектаклях разных сезонов, давно отметил, что у Мученикова роль обыкновенно складывается только к четвертому-пятому спектаклю, когда основной, «премьерный» зритель уже поглядел работу.

Актер прекрасно организованного ума, Мучеников труден для режиссеров обили­ем встречных идей, тем более привлека­тельных, что они часто облечены в четкую пластическую форму. Порою он упорствует в своем решении, и от этого неожиданно окрашивается весь спектакль, как было с «Учителем танцев» Лопе де Вега. В оча­ровательном хитреце и беспечном любовни­ке, победившем соперника тонкостью обма­на, каким мыслился Альдемаро постанов­щику, закипела кровь Моора и Манфреда. Альдемаро — Мучеников побеждал льсте­цов и умников не притворством, но высокой страстью, искренностью и глубиной чувства.

Актер и здесь не позволяет себе «мусо­ра», который так искусителей, если спек­такль об Испании, ты — логикою пьесы вер­топрах и учитель танцев, а в руках у тебя плащ — черное знамя с белым подбоем. Му­чеников работает с ним безупречно. Плащ с появлением Альдемаро первым летит на пол в отчаянии и смятении, когда же явится слу­чай встретиться с Флорелой — он мягко и бережно будет опадать на плечи. Гордый смирный, заносчивый и невесомый или вне­запно тяжелеющий, он живет словно само­стоятельной жизнью — товарищ, собеседник, враг Альдемаро.

Это была хорошая и любимая публи­кой работа, но все оставалось ощущение недомолвки, словно актеру не предоставля­лось случая выговориться со всею страстью ума и совершенным послушанием тела. Словно показывал он наброски, эскизы — отточенные, манящие, но скрывал сам холст. Как влечет с первой встречи умный, но чрезвычайно занятой человек — не успеешь разговориться, а он уже прощается. И хо­чется встречи полной и продолжительной.

Такой встречей стал спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, поставленный на псков­ской сцене В. Ивановым в декорациях А. Славина. Чрезвычайно язвительный в жизни, актер использовал свое саркасти­ческое оружие с блеском и точностью. Дерз­кий на язык молодой человек столкнулся с твердым и весьма неподатливым миром пореформенной России, которому, кажется, не было дела до талантов юноши. Мир по­казался ему безобразным, но сражение с ним слишком обременительным. Глумов решил устроить миру представление, соору­див из себя зеркало для тех, кто составляет основу общества, его силу и право, но это зеркало оказалось коварно и мстительно.

Мучеников не обнаруживает драмати­ческого начала роли. И делает это созна­тельно, потому что держится правила: «каждому — по делам его».

С 1968 года, с окончания Ленинград­ского института театра музыки и кинемато­графии (класс профессора Л. Ф. Макарьева) Сергей Мучеников сыграл в Псковском драматическом театре имени А. С. Пушки­на восемнадцать ролей. Проходных почти не было — чаще большие серьезные или комические характеры, несколько интересных главных ролей (а с какой грустью припоми­наются уже репетированные, волновавшие но по тем или иным причинам отложенные Жадов, Ромео, Чацкий!). Последние боль­шие работы Мученикова — Валентин в пьесе М. Рощина «Валентин и Валенти­на» и ослепительный, опьяненный свобо­дой и печалью Сирано де Бержерак Ростана.

Прекрасное начало актерской биогра­фии.

С 1977 года играет в петербургском Малом драматическом театре.

Играет: Игната Баева и Трофима Лобанова - «Братья и сёстры», Алексея Егоровича - «Бесы», Хозяина - «Звёздный мальчик», Отца - «Муму», Ивакити - «Парчовый барабан», Помощника Сказочника и Короля - «Снежная королева», Сына - «Тёмный лес».

Снимался в фильмах: «Агония», «Врача вызывали», «Рассказ неизвестного человека», «Куда исчез Фоменко», «Черный дракон», «Мастер и Маргарита» и др.

В фильме «Врача вызывали» Сергей Мучеников исполняет роль молодого парня Геннадия Терехина. Терехин – человек, легко шагающий по жизни, не задумывающийся над ее проблемами, привыкший только брать от нее, пользуется людской добротой, платя им равнодушием и неблагодарностью.

Экранного времени Геннадию Терехину отпущено мало, это эпизодическая роль. Однако Сергею Мученикову удалость показать своего однопланового героя в постоянном движении, мы постоянно ощущаемого реально существующий внутренний мир.

В «Агонии», поставленной студией «Мосфильм» исполнял роль великого князя Дмитрия Павловича, одного из участников убийства Распутина. Фильм повествует о последних годах царского самодержавия.

Источник: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/2983/bio/
Псковская правда. – 1975. – 31 янв.
Театр. – 1973. - № 1. – С. 17-19.

 

Библиография

Курбатов, В. Высокое дыхание романтики. Сергей Мучеников в спектакле «Учитель танцев» в Псковском драмтеатре / В. Курбатов // Молодой ленинец. – 1970. – 17 дек.

Курбатов, В. Сергей Мучеников / В. Курбатов // Театр. – 1973. - № 1. – С. 17-19.

Лаврентьев, В. Первые шаги в кино. В новых фильмах снимается псковский артист [Сергей Мучеников] / В. Лаврентьев // Псковская правда. – 1975. – 31 янв.