Профессиональные театры
Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина
История театра в лицах
О театре Библиография Труппа История театра в лицах
Смирнова Ирина
Актриса Псковского областного драматического театра имени А. С. Пушкина
Начинала модисткой второго разряда, была золотошвейкой и вышивальчицей, целый год отработала в экспериментальном цехе брянского дома моды, но магия театра привела ее в Казанское театральное училище, после окончания которого в 1986 году Ирина Смирнова была принята в труппу Псковского театра драмы артисткой.
Сначала она играла смешных, трогательных, задиристых девчонок "с характером" в многочисленных постановках тех лет : «Гуманоид в небе мчится", "Вся надежда", "Гнездо глухаря", "Пока ты со мной", "Музейная редкость", "Супер", "Подонки", "Сад без земли». Особо выделялись ее роли в спектакле "Последние" М. Горького,- где она создала образ младшей дочери Коломийцева Верочки, и в драме А. Островского "На бойком месте" - там ей досталась роль Анны, образ трагический и сложный. И справилась она с этими классическими ролями достойно.
Ирина вообще очень серьезно к любой работе относится, даже к пустячковому эпизоду. Ищет характерные детали, психологические завязки, придумывает внешний образ: грим и костюм. Детская публика хорошо знает и любит ее "сказочные" роли, а их переиграно немало. В одной только сказке Л. Устинова "Бочка меда» она играла и зловредную Колючку, и голубую героиню Марию, и добрую Волшебницу! Приходилось быть и русалкой, и золотым петушком, и цыганкой, и цветком, и куклой Суок из "Трех толстяков". Но самая замечательная сказочная роль - это, конечно же, неунывающий деревянный человечек Буратино из знаменитой сказки о золотом ключике. Играет Ира и современных бойких девушек ("Продается японское пальто из парашютного шелка", "Гусар из КГБ", "Виновник торжества"), и графинь ("Павел Г), и барышень другого века. Запомнилась ее работа в мелодраме И. Сургучева "Осенние скрипки", где она сыграла пробуждение женщины в подростке, передав смятение первой любви, эгоистически не замечающей, как больно ранит она сердце другой, более зрелей женщины.
Что бы ни играла Ирина Смирнова, она точно ухватывает интонацию, облик, повадки и манеры своих героинь. Подтверждением тому последняя ее роль в "Воспоминаниях о Кубанских казаках", где деревенский завхоз Ксения Фоминична в её исполнении обрела яркую гротесковость. Ирина в этом образе сыграла и восторженную преданность родному колхозу, и деловую женщину, умеющую считать колхозные деньги, и душевные сомнения из-за любви к завхозу из колхоза-соперника. Выходит она в белом военизированном костюме-кителе, широкие гротесковые плечи придают ей уверенности в себе, а круглые стекла очков скрывают растерянность перед жизнью - образ трогательный и смешной одновременно, но и по-театральному стильный.
Выходишь на сцену и ощущаешь себя особенным человеком, осознаешь свою власть над залом, но и сам оказываешься в плену у сцены! Сцена берет за горло и не отпускает, хочешь вырваться, а никак! Не всегда актрисе дано сыграть то, о чем она мечтает, но Ирина верит в свою звезду! Поэтому, выходя на сцену, она ищет глаза зрителя, для которого будет сегодня играть...
Источник: Источник: Никитина, Любовь. Театральные портреты / Никитина Любовь. – Псков : [Псковский областной центр народного творчества] , 2005. – С. 157-159.
Библиография
Никитина, Любовь. Девушка с характером / Любовь Никитина // Никитина, Любовь. Театральные портреты / Никитина Любовь. – Псков : [Псковский областной центр народного творчества] , 2005. – С. 157-159.
Об актрисе Псковского театра Драмы Ирине Смирновой.