Профессиональные театры

Псковский академический драматический театр
имени А. С. Пушкина

О театре  Библиография Труппа  История театра в лицах

Яковлев Виктор Николаевич

Заслуженный артист РФ.

Актер Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина

 

25 июля 2006 года исполнилось 55 лет артисту Псковского академического театра драмы им.А.С.Пушкина Виктору ЯКОВЛЕВУ. К тому же недавно ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист России»!

Марка ГИТИСа

Он учился в престижном столичном театральном ВУЗе. Почти тридцать лет работает в псковском театре: играет хорошие роли. Но и сейчас, каждый раз заново, ставит перед собой вопрос: зачем я выхожу на сцену? Помимо актерства занимается и многими другими вещами. Например, пишет пьесы. Одна из них – “Ёлка для наследника Тутти” в репертуаре псковского театра, другая – “Иностранец” еще ждет своего сценического часа и, надо думать, дождется. Он написал исследование о творчестве и жизни Марины Цветаевой, получившее отклик у многих известных артистов. Его размышления о взаимоотношениях церкви и театра воплотились в уникальной работе под названием “Есть ли Бог на сцене?”, напечатанной в литературно-религиозном журнале “Континент”. А еще у Виктора большая и дружная семья: вместе с женой Ниной они воспитывают троих детей.

Вообще-то Виктор мечтал стать летчиком. После школы пошел учиться на авиационного инженера. Он жил тогда в Уфе и, когда в 1968 году открылся институт искусств, поступил на театральный факультет, получал персональную стипендию им. Вахтангова. Через два года, в связи с уходом Шауры Муртазиной – основательницы факультета и выпускницы ГИТИСа, Виктор уехал в Москву и поступил в ГИТИС. Кстати, учился вместе с Александром Абдуловым. Он и здесь получал повышенную стипендию, да еще подрабатывал дворником на московских улицах. Заканчивал институт и не думал, что окажется в Пскове. Само название “Псков” возникло случайно, но, как выяснилось, навсегда: он сразу понял, что тут его место.

Он был принят в труппу псковского театра в октябре 1979 года. Тогдашний главный режиссер Валерий Бухарин взял его без показа: марка ГИТИСа гарантировала качество и профессионализм артиста. Играл артист Яковлев много: за первые пять лет более двадцати ролей. В спектакле для юношества “Родительская суббота”, в сказке “Бочка меда”, в “Псковитянке”, в “Маклене Грасе”, “Вечно живых”, в “Машеньке”, в “Истории в Эпидамне”... – всех не перечислишь.

От Гамлета до Христа

Вершиной списка ролей тех лет может стать парикмахер Кинг, новый герой 80-х, из спектакля “Смотрите, кто пришел!”. Но я запомнила из тех лет другую работу артиста – в “Гамлете” почти без слов: он играл актера, исполняющего роль Королевы. Я помню его лицо-маску, выражающее безучастную скорбь, то фантастическое платье, в которое его наряжают. Во всем этом обряде воплотилась древняя магическая сила театра: на наших глазах человек теряет свое лицо, чтобы обрести новое! Такие мгновения не часты в театре, но тем они ценнее. Это было перевоплощение артиста Виктора Яковлева в артиста шекспировского театра. Кстати, Гамлета он все же сыграл – в 1995 году в бенефисе В.И. Радуна “Мне двадцать лет”- полукапустническое представление вдруг выдвинуло философски точную и выразительную работу артиста. Он писал сценарий и сам вышел на сцену в студенческой шинели и без грима, чтобы произнести вечный монолог “Быть или не быть?” – о сути бытия и лицедейства, в данном случае. Ему нравятся и удаются роли, облеченные яркой формой, пластикой, маской. Такие, как Белый в “Петре и Алексее”. Это неземное существо, дух, во всяком случае, необыкновенное, театральное, судящее поступки Петра где-то там, в заоблачных высях.

В заоблачных высях артист воплощал и образ Христа. Ночь. Улица. Луна и звезды освещают сценическую площадку у Покровской башни. Идет спектакль “Мистерия о Ваньке Каине...”. В воспаленном мозгу злодея Каина возникают видения: ему кажется, что он видит Христа и говорит с Ним. И Тот появляется в ночном небе в развевающихся одеждах с ниспадающими на плечи волосами и в полной, от изумления, тишине исчезает... Это был трюк (придуманный В. Радуном) – актер шел по верхнему краю крыши крепостной стены. Но представьте себе, какое нужно внутреннее наполнение, чтобы так пройти? Он прошел, и никто не видел даже его лица, но все поверили, что было явление! Кстати, в театре “Карусель” в зимнем представлении “Ночь перед Рождеством” Яковлев замечательно сыграл Гоголя, бродящего среди зрителей и комментирующего жизнь обитателей Диканьки: портретный грим и авторская ирония делали этот образ невыносимо узнаваемым!

Зыбин и другие

В 1990-м году ему выпало сыграть молодого ученого Зыбина, арестованного по доносу, пережившего глубину падения человека на допросах, и выстоявшего несмотря ни на что, - в первом сценическом воплощении романа Ю. Домбровского “Факультет ненужных вещей” в постановке В.И. Радуна. Яковлев играл точно и профессионально, играл человека интеллигентного, ироничного, но, несмотря на внешнюю хрупкость, бесконечно сильного духом. И все же, все же, – что-то не случилось, не вырос образ до гимна герою своего времени и даже не запомнился так, как многие другие роли в исполнении артиста. Возможно, спектакль мало игрался и не успел «дозреть», но для самого артиста образ такого простого непростого человека Зыбина стал вехой в творческой биографии.

Более десяти сезонов играется ритуально-размеренный спектакль “Цыганы” по одноименной поэме А.Пушкина, в котором Виктор в роли Старого цыгана обрел не просто житейскую мудрость, но и некое космическое равновесие и стал центром поэтизированного действа. Еще был чеховский Шамраев («Чайка”) – деспот с замашками отставника, обиженный на весь свет и мстящий всем за свои обиды; простак Любен в мольеровской комедии “Жорж Данден”; жалкий околоточный Якорев в “Последних” Горького; шекспировский Шут («Король Лир”). Была эволюция образа Священника - от шекспировского могильщика до юродивого - в “Маленьких трагедиях” А. Пушкина и много других ролей. Все они сыграны психологически достоверно, со зрелостью умного и технически точного профессионала.

Раздвоение и новые краски

Но что-то тревожит актера, он постоянно ведет спор с самим собой. Порой возникают непростые отношения с профессией: тут ощущение своего призвания к театру и сознание греховности лицедейства, этой постоянной смены чужих масок, под которые надо подстраивать себя и свой внутренний мир, что бывает очень непросто, как с одной из ролей артиста, не ставшей бесспорной удачей, но имевшей такой шанс. Актеру нелегко вжиться в раздвоенный мир Тома, героя “Стеклянного зверинца”, с его ускользающей в воспоминания реальностью. Рефлексирующий Том выплескивает нам заряд боли, агрессии, долго копившийся в нем и вылившийся в исповедь без покаяния. Раскручивается лента его воспоминаний, из глубин памяти всплывают эпизоды прошлой жизни – с мамой и сестрой, психологические травмы. У артиста сложнейшая задача: сыграть своего героя здесь и сейчас, но и там! И где настоящая реальность? Здесь иногда границы размываются, и зритель теряется в догадках. В целом, сложнейший образ мировой драматургии артистом сыгран. Он освобождается от своей муки – предательства семьи, передавая эту муку нам, зрителям. Но можно ли избавиться от этого навсегда?

Последние работы актера Яковлева окрашены новыми красками. Он успешно сыграл Ивана Грозного в исторической мелодраме А.Островского «Василиса Мелентьева», а в пьесе А.Вампилова «Утиная охота» создал образ приспособленца Саяпина. Обе роли, историческую и современную, В.Яковлев играет в жанре гротеска, сближая смешное и трагическое. Мы видим царя дряхлым, полуразвалившимся, еле говорящим существом, но, при этом, не выпускающим интриги из властных рук, - приказы Малюте он отдает четким и твердым голосом. Но вот он приударяет за соблазнительной вдовушкой Василисой, и тут же меняется пластический рисунок! Царь на полусогнутых ногах, с дрожащими коленками, с обмирающим от страсти голосом, кажется слабоумным. Но как меняется наш царь, когда ему открывается Василисина игра, он выпрямляется и совершенно вменяемым жестким голосом определяет недавней пассии смертный приговор, позвав лишь: «Малюта!». Роль присвоена актером с блеском зрелого профессионала, он купается в ней и вряд ли где так необычно играют Ивана Грозного. Гротеск – конек артиста Яковлева.

Гротесковые краски он использует в «Соловьиной ночи» В.Ежова, играя подлеца. Его лейтенант Федоровский вроде бы формально прав, действует по закону, но при этом губит жизнь хорошему парню сержанту Бородину. Дальше палитра образа развивается в «Утиной охоте», где такой сгусток красок в приспособленце и трусе Саяпине, такое преклонение перед начальством ( полуоткрыв рот, он буквально ловит каждое слово и ходит, согнувшись, чтоб пониже быть!), что с облегчением понимаешь – мы видим его глазами главного героя - Зилова, а на самом деле он нормальный сослуживец и друг!.

Сейчас актер играет новую роль – правителя древнегреческого Эфеса в постановке В.Радуна - «Разрушитель» Г.Горина. Роль Тиссаферна сыграна В.Яковлевым так легко, с изяществом отточенного мастерства, что и отличает дотошного профессионала! Именно ее назвали «Лучшей ролью сезона» в традиционном смотре-конкурсе Союза театральных деятелей. На сегодняшний день Виктор Яковлев, пожалуй, лучший актер псковской труппы.

Кажется, он нашел ответ на свои вопросы…

Источник: http://theater.pskov.org/troupe/Yakovlev

Библиография

Высокие награды и звания. // Культура. - 2006. - 25-30 мая (№ 20). - С. 7.
Присвоено звание заслуженный артист РФ Яковлеву Виктору Николаевичу (Псковский акад. театр драмы им. А.С. Пушкина)

Никитина Л. Виктор Яковлев: больше, чем артист / Л. Никитина // Псковская провинция (Псковский р-н). - 2008. - 4 дек. - С. 18.
О творческой судьбе заслуженного артиста, актера Псковского драмтеатра Виктора Яковлева. Фото.

Никитина, Л.  Пройти по краешку земли и не упасть : 25 июля исполнится 55 лет артисту Псковского театра драмы им. А.С.Пушкина Виктору Яковлеву. Недавно ему присвоено почетное звание "Заслуженный артист / Л. Никитина // Время - псковское (г. Псков). - 2006. - 20 июля. - С. 8.

Поздравляем с президентской наградой // Псковская правда (г. Псков). - 2006. - 29 марта. - С. 1.
Виктору Яковлеву присвоено звание "Заслуженный артист Российской Федерации", Псковский акад. театр драмы им. А.С.Пушкина

Ширяева Е. За что не жалко умереть : Виктор Яковлев : "Театр - дело нерукотворное. Он родился, он не сделан руками, он не придуман, он рождён самой природой человеческой" / Е. Ширяева // Псковская губернiя (г. Псков). - 2007. - 11 - 17 апр. (№ 14). - С. 14-15. - Портрет актёра.

Яковлев В. Вечный двигатель / В. Яковлев // Псковская правда (Псковская область). - 2010. - 25 февр. (N 34). - С. 4.;фот. Г. Костина, А. Сидоренко.
О XVII Пушкинском театральном фестивале, его участниках и постановках. Мнение заслуженного артиста РФ, актёра Псковского драматического театра В. Яковлева.

Яковлев, Виктор Николаевич.  Есть ли Бог на сцене? : опыт заинтерес. исслед. / Виктор Николаевич Яковлев. - Псков : [б. и.], 1999. - 60 с. : ил. - Лит.: с. 59.

Яковлев В. Любите ли вы театр?.. : размышления после съезда театральных деятелей / В. Яковлев // Псковская правда (г. Псков). - 2006. - 23 нояб. - С. 14-15.
В работе съезда принимали участие Ю. Новохижин и В. Яковлев.