Сочинения Николая Николаевича Евреинова

Назад
Читать

"Четвертая стена"
буффонада в 2 действиях

Задача пьесы состоит в пародировании основных принципов сценического реализма Московского художественного театра. В самом названии "Четвертая стена" скрыта ирония по адресу К. С. Станиславского. В изложении Ф. Ф. Комиссаржевского, МХТ отличался "стремлением к археологически-историческому детализму, к этнографичности, к житейской натуралистичности и детальности в сценической обстановке и костюмировке, и, наконец, к "четвертой стене", деревьям, стоящим посреди сцены, стульям, повернутым спинками к зрителю, актерам, говорящим спиной к зрителю..." (Ф. Ф. Комиссаржевский, Творчество актера и теория Станиславского, Пг., "Свободное искусство" (б/г), стр. 86). По свидетельству современников, в спектакле "Четвертая стена" пародировалась, возможно, также постановка "Фауста" Даницким. Во всяком случае, данная пьеса Евреинова имела и более широкое принципиальное значение - иронического осмысления попыток обновления сценического стиля оперных постановок в начале XX века. Первое представление состоялось в "Кривом зеркале" 22 октября 1915 г.

Источник:
Евреинов, Николай Николаевич. Четвёртая стена : буффонада в 2 д. / Николай Николаевич Евреинов // Русская театральная пародия XIX - начала XX века. - Москва : Искусство, 1976. – С. 693.

 

© ПОУНБ 2016