Николай Николаевич Евреинов - русский и французский режиссер, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог.
В Псковской областной универсальной научной библиотеки хранятся книги этого незаурядного театрального деятеля.
Евреинов, Николай Николаевич. В школе остроумия : Воспоминания о театре "Кривое зеркало" / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Искусство, 1998. - 365 с., [16] л. ил. - Примеч.: с. 346-358. - Имен. указ.: с. 359-365. В книге известного режиссера, драматурга, теоретика театра Н.Н.Евреинова (1879-1953), посвященной истории знаменитого петербургского театра "Кривое зеркало" предстает галерея портретов - от основателей театра А.Р. Кугеля и З.В. Холмской до актеров, режиссеров, деятелей театра начала XX века. |
|
Евреинов, Николай Николаевич. Двойной театр : [сборник пьес] / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Совпадение, 2007. - 302, [1] с. В сборник вошли пьесы Николая Евреинова, являющиеся составными частями его трилогии "Двойной театр": "Самое главное", "Корабль праведных", "Театр вечной войны". Все три пьесы являются емкой художественной иллюстрацией действия механизма "театральности" в жизни. Если "Самое главное" явилось художественным воплощением идеи "исцеляющего театра", то "Театр вечной войны" демонстрирует негативные последствия "маскарада жизни". |
|
Евреинов, Николай Николаевич. История телесных наказаний в России / Николай Николаевич Евреинов. - Репринт. изд. - Харьков : Прогресс ЛТД, 1994. - 234, [1] c. : ил. История телесных наказаний интересовала его с точки зрения всестороннего изучения быта и нравов народа, практиковавшего на протяжении веков его применение как законные и обычные средства воздействия на нарушителей закона. Система воспитания и устрашения путем жестоких телесных наказаний влияет на менталитет народа, воздействует на его коллективное сознание и психику. Показать эту связь и призвана настоящая книга. |
|
Евреинов, Николай Николаевич. К постановке "Хильперика" : реферат Н. Н. Евреинова, (прочитанный труппе "Палас-театра" 1 авг. 1913 г.) / Николай Николаевич Евреинов. - [Санкт-Петербург] : Дирекция "Палас-театра" , 1913. - 56 с., [3] л. ил. Реферат Н. Евреинова, прочитанный труппе «Палас-театра» 1 августа 1913 года.
|
|
|
Евреинов, Николай Николаевич. Крепостные актеры : популярный исторический очерк / Николай Николаевич Евреинов. - 2-е заново перераб. и значительно доп. изд. - Ленинград : Кубуч, 1925. - 127, [1] с. В книге рассказывается о зарождении частных театров с крепостными актерами при Елизавете Петровне; «золотом веке» подобных театров, когда на спектакли съезжалась избранная публика, включая царствующих особ; о великих актерах из крепостных и заканчивается повествованием об оскудении крепостного театра, которое началось с 20-х годов XIX века. |
Евреинов, Николай Николаевич. Ропс : критический очерк / Николай Николаевич Евреинов. – Санкт-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910. – 61 с. – («Современное искусство». Серия иллюстрированных монографий). Критический очерк Н.Н. Евреинова посвящен творчеству бельгийского художника-символиста Фелисьена Ропса. |
|
Евреинов, Николай Николаевич. Театр как таковой : (обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни) / Николай Николаевич Евреинов ; рис. обл., театр. портр. и украшения книги - работы Н.И. Кульбина. - [СПб. : Издательство Н. И. Бутковской, 1912]. - 118, [2] с.,1 л. портр. : ил., факс. Здесь помещен театральный портрет Н.Н. Евреинова работы художника Н.И. Кульбина. |
|
Евреинов, Николай Николаевич. Тайна Распутина / Николай Николаевич Евреинов. – Москва : Московская правда, 1989. – 79 с. Григорий Распутин - одна из самых загадочных личностей русской истории. С момента его гибели прошло без малого сто лет, но количество связанных с ним мифов только множится. Книга Н. Евреинова посвящена этому ослепительно-яркому и в то же время таинственному феномену российской истории начала XX века. |
|
Евреинов, Николай Николаевич. Театральные инвенции / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Время, 1922. - 14 с.
Совсем небольшая книга из библиотеки режиссера Б.М. Филиппова:
|
|
Евреинов, Николай Николаевич. Чему нет имени. (Бедной девочке снилось) : пьеса в 3 д. и 8 карт. с эпилогом / Николай Николаевич Евреинов. - Париж, 1965. – 79 с.,1 л. портр. Пьеса в 3-х действиях и 8-ми картинах с эпилогом создавалась в эмиграции в 1935—1937 годах и является «зрелым» произведением автора. В это время автор особенно страстно интересовался событиями на родине, в России, "ибо то, что творилось там - коллективизация, чистки, процессы, вообще весь неслыханный сталинский режим, - настолько остро переживались им, что газетные новости и иным способом полученнные "вести с родины" заполняли все его мысли," - пишет в предисловии жена драматурга |
В заключении нужно упомянуть, что Н.Н. Евреинов часть детских лет провел в Пскове. Первые три года учился в мужской гимназии (ныне средняя школа № 1).
На каникулах 22 июня 1893 года в Пскове под псевдонимом «Горкин» принимал участие в благотворительном спектакле.
«Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно. Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех».
И. Цирпонс. Из любительского спектакля – в мировой театр XX века (к портрету Н.Евреинова).
Летом Н. Евреинов выступал с бродячим цирком, расположившимся возле Пскова, исполнял роль клоуна, ходил по канату, выступал эквилибристом.
«… Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские барышни казались мне принцессами. Смотреть на них царственным оком - я не знал тогда лучшей забавы…»
Из письма Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу
В 1925 году Н.Евреинов покинул Россию.
30 января 1925 года драматург последний раз прибыл в Псков (по пути в Ригу).
«Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек, посеревших и обесцветившихся за годы революции."Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей", - шутили мы, шагая от церковки к церковке. Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…»
А.Кашина-Евреинова. Н.Н.Евреинов в мировом театре XX века.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/
http://bibliopskov.ru/
http://dic.academic.ru/
http://kn-pam.pskovlib.ru/022014/5#top