Обзор книжного наследия Н. Н. Евреинова

 

Николай Николаевич Евреинов - русский и французский режиссер, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог.

В Псковской областной универсальной научной библиотеки хранятся книги этого незаурядного театрального деятеля.

 

 

 

 

Евреинов, Николай Николаевич. В школе остроумия : Воспоминания о театре "Кривое зеркало" / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Искусство, 1998. - 365 с., [16] л. ил. - Примеч.: с. 346-358. - Имен. указ.: с. 359-365.

В книге известного режиссера, драматурга, теоретика театра Н.Н.Евреинова (1879-1953), посвященной истории знаменитого петербургского театра "Кривое зеркало" предстает галерея портретов - от основателей театра А.Р. Кугеля и З.В. Холмской до актеров, режиссеров, деятелей театра начала XX века.
Автор восстанавливает забытые страницы из театральной жизни предреволюционной России, рассказывает о спектаклях-пародиях, имевших большой общественный резонанс. Рукопись воспоминаний Евреинова была привезена в 1966 году А.И. Дейчем, подготовившем ее к печати. Книга снабжена вступительной статьей Леся Танюка, примечаниями и альбомом иллюстраций.

Евреинов, Николай Николаевич. Двойной театр : [сборник пьес] / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Совпадение, 2007. - 302, [1] с.

В сборник вошли пьесы Николая Евреинова, являющиеся составными частями его трилогии "Двойной театр": "Самое главное", "Корабль праведных", "Театр вечной войны". Все три пьесы являются емкой художественной иллюстрацией действия механизма "театральности" в жизни. Если "Самое главное" явилось художественным воплощением идеи "исцеляющего театра", то "Театр вечной войны" демонстрирует негативные последствия "маскарада жизни".

Евреинов, Николай Николаевич. История телесных наказаний в России / Николай Николаевич Евреинов. - Репринт. изд. - Харьков : Прогресс ЛТД, 1994. - 234, [1] c. : ил.

История телесных наказаний интересовала его с точки зрения всестороннего изучения быта и нравов народа, практиковавшего на протяжении веков его применение как законные и обычные средства воздействия на нарушителей закона. Система воспитания и устрашения путем жестоких телесных наказаний влияет на менталитет народа, воздействует на его коллективное сознание и психику. Показать эту связь и призвана настоящая книга.
В книге проблема телесных наказаний изучена с правовой, административной, исторической и культурной точек зрения, начиная от Ивана Грозного до Петра I. Рассмотрены насильственные методы дознаний, существовавшие в старину.
Избранная автором тема имела не последнее отношение и к театру, поскольку не только вскрывала массовую психологию прошлого, но показывала место публичных казней в кругу «общественных увеселений».
В 1913 г., незадолго до начала Первой мировой войны, вышло первое издание книги. Вышел только первый том, в очень красивом библиофильском оформлении. Издание было отпечатано на высококачественной бумаге. Экземпляр был издан в цельнотканевом переплете, оформление переплета и всей книги принадлежит художнице Антонине Христиановне Вестфален. Она создала эскизы титула, заставок, инициалов, концовок, гравированных на дереве. Книга оформлена цветными и черно-белыми иллюстрациями, как в тексте, так и на 10 отдельных листах.

http://www.moscowbooks.ru/image/gallery/b/201010241227146862.jpg

Евреинов, Николай Николаевич. К постановке "Хильперика" : реферат Н. Н. Евреинова, (прочитанный труппе "Палас-театра" 1 авг. 1913 г.) / Николай Николаевич Евреинов. - [Санкт-Петербург] : Дирекция "Палас-театра" , 1913. - 56 с., [3] л. ил.

Реферат Н. Евреинова, прочитанный труппе «Палас-театра» 1 августа 1913 года.
Приступая к осуществлению незавершенной им постановки комической оперы Эрве «Хильперик», Евреинов выступил перед труппой с развернутым докладом, характеризующим его отношение к жанру. Небезынтересно, что в этом выступлении он подверг сокрушительной критике реалистические тенденции актера Н. Ф. Монахова, заявляя:
«Весь театр - это обман, сплошной обман, сознательный, нарочный, - выдумка поэта, музыканта, художника, лицедея, - создание искусства, а не жизни!
«И вот что замечательно! Иногда, чем больше это ненатурально, тем это трогательнее в самом лучшем значении этого слова! Взять, например, мелодраму... Когда особенно волнуется ее зритель? - Тогда, когда вступает музыка. Уж, кажется, что может быть нелепее с натуралистической точки зрения, чем музыка в оркестре под видное махание дирижерской палочки, в то время как на сцене - "эпизод из жизни". А вот, подите ж, это-то и действует".

 

 

Евреинов, Николай Николаевич. Крепостные актеры : популярный исторический очерк / Николай Николаевич Евреинов. - 2-е заново перераб. и значительно доп. изд. - Ленинград : Кубуч, 1925. - 127, [1] с.

В книге рассказывается о зарождении частных театров с крепостными актерами при Елизавете Петровне; «золотом веке» подобных театров, когда на спектакли съезжалась избранная публика, включая царствующих особ; о великих актерах из крепостных и заканчивается повествованием об оскудении крепостного театра, которое началось с 20-х годов XIX века.

Евреинов, Николай Николаевич. Ропс : критический очерк / Николай Николаевич Евреинов. – Санкт-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910. – 61 с. – («Современное искусство». Серия иллюстрированных монографий).

Критический очерк Н.Н. Евреинова посвящен творчеству бельгийского художника-символиста Фелисьена Ропса.
Изначально Ропс был известен как карикатурист, работавший в области политической и бытовой карикатуры, был известен как гравер и иллюстратор, создав ряд иллюстраций к произведениям Шарля де Костера, Шарля Бодлера и других литераторов.
Художник был тесно связан с модернистским и символистским движениями. В его картинах ярко отражается философия символизма конца XIX века. Фелисьен Ропс был масоном, состоял в Великом востоке Бельгии.

Евреинов, Николай Николаевич. Театр как таковой : (обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни) / Николай Николаевич Евреинов ; рис. обл., театр. портр. и украшения книги - работы Н.И. Кульбина. - [СПб. : Издательство Н. И. Бутковской, 1912]. - 118, [2] с.,1 л. портр. : ил., факс.

Здесь помещен театральный портрет Н.Н. Евреинова работы художника Н.И. Кульбина.
Далее идет интересное обращение автора: «Посвящаю эту книгу моим смешным врагам, убежденным в правоте своего учения не менее, чем в издевке настоящего посвящения. Н. Евреинов 1912 г.»
В книге формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека. «Я зычно трублю вам призыв на представление вашей собственной жизни» - пишет автор в первых же строках.
Интересную точку зрения высказывает Н.Н. Евреинов на театральность и искусство, отмечая противоположность этих двух явлений. По мнению автора в театре главное, что человек НЕ хочет быть собою, а в искусстве, наоборот, он желает найти самого себя, излить самое сокровенное своего «я» в искренней форме. 

Евреинов, Николай Николаевич. Тайна Распутина / Николай Николаевич Евреинов. – Москва : Московская правда, 1989. – 79 с.

Григорий Распутин - одна из самых загадочных личностей русской истории. С момента его гибели прошло без малого сто лет, но количество связанных с ним мифов только множится. Книга Н. Евреинова посвящена этому ослепительно-яркому и в то же время таинственному феномену российской истории начала XX века.
Исследование личности «Святого старца», описывающая его жизнь и деяния, основана на воспоминаниях лиц приближенных ко двору и императорской семье. Автор в своих исследованиях открывает Распутина (чья власть над умами и душами есть, по Евреинову, драматический, театральный феномен) как приверженца секты «хлыстов».

Евреинов, Николай Николаевич. Театральные инвенции / Николай Николаевич Евреинов. - Москва : Время, 1922. - 14 с.

 

Совсем небольшая книга из библиотеки режиссера Б.М. Филиппова:
Одна из инвенций помещена в начале статьи в качестве эпиграфа, а всего их в книжице – шесть: «Что весит на весах Космоса – ленточка в косичке вертлявой девочки», «В чем мой «monument aere ferennius»», «Жизненность и театральность», «Театр – зеркало жизни»,  «Какими мы любим себя» и «Тайна настоящих актеров».
 «Мы любим себя только театрализованными. Доказательство этому найдете в нашем подходе к зеркалу, в которое вы смотритесь, всегда мимируя значительность, привлекательность, импонирующую серьезность, решительность и т.п. Мы ищем в зеркале не столько объективной правды, сколько лести, утешения, подбадривания».

 

Евреинов, Николай Николаевич. Чему нет имени. (Бедной девочке снилось) : пьеса в 3 д. и 8 карт. с эпилогом / Николай Николаевич Евреинов. - Париж, 1965. – 79 с.,1 л. портр.

Пьеса в 3-х действиях и 8-ми картинах с эпилогом создавалась в эмиграции в 1935—1937 годах и является «зрелым» произведением автора. В это время автор особенно страстно интересовался событиями на родине, в России, "ибо то, что творилось там - коллективизация, чистки, процессы, вообще весь неслыханный сталинский режим, - настолько остро переживались им, что газетные новости и иным способом полученнные "вести с родины" заполняли все его мысли," - пишет в предисловии жена драматурга
«Чему нет имени» — первая «ностальгическая» пьеса Евреинова, в которой он пытается ответить на вопрос: что было бы с Россией, если бы не началась Первая мировая война? Действие пьесы начинается за несколько дней до войны, когда все живут в тревожном ожидании будущих событий. Но происходит чудо, и вместо войны создается Всемирная Федерация, которая должна решить все международные противоречия мирным путем. Лишь в тревожных снах одной из героинь, и только как ночной кошмар, рисуются сцены расстрелов, насилия и жестокости, период Гражданской войны, ужасы начавшихся в СССР политических процессов, а в более поздней редакции пьесы — также кошмары оккупации и антисоветские поступки тех, кто пострадал от беззакония большевиков. Но в пьесе это лишь страшный сон. А Кашина-Евреинова писала впоследствии: «Это, конечно, одна из самых глубоких его пьес, если не самая глубокая. Я же считаю ее самой нужной для человечества из всего того, что написал муж». . Пьеса Евреинова была издана только в 1956 году, малым тиражом и с тех пор никогда не переиздавалась.

 

В заключении нужно упомянуть, что Н.Н. Евреинов часть детских лет провел в Пскове. Первые три года учился в мужской гимназии (ныне средняя школа № 1).
 На каникулах 22 июня 1893 года в Пскове под псевдонимом «Горкин» принимал участие в благотворительном спектакле.
«Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно. Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех». 

И. Цирпонс. Из любительского спектакля – в мировой театр XX века (к портрету Н.Евреинова).

Летом Н. Евреинов выступал с бродячим цирком, расположившимся возле Пскова, исполнял роль клоуна, ходил по канату, выступал эквилибристом.

«… Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские барышни казались мне принцессами. Смотреть на них царственным оком - я не знал тогда лучшей забавы…»
Из письма Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу
В 1925 году Н.Евреинов покинул Россию.

30 января 1925 года драматург последний раз прибыл в Псков (по пути в Ригу).
«Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек, посеревших и обесцветившихся за годы революции."Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей", - шутили мы, шагая от церковки к церковке. Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…»
 А.Кашина-Евреинова. Н.Н.Евреинов в мировом театре XX века.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/
http://bibliopskov.ru/
http://dic.academic.ru/
http://kn-pam.pskovlib.ru/022014/5#top

 

 

© ПОУНБ 2016