Биография Николая Николаевича Евреинова

Назад

«Сверхшут»

13 февраля 1879, Москва — 7 сентября 1953, Париж
Русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант и художник.

В блистательной плеяде культурных деятелей России начала ХХ века Николая Николаевича Евреинова можно назвать самым замечательным.
«Сверх меры одаренным человеком», «самым известным и модным режиссером» назвал Н. Евреинова в 1917 году поэт-футурист В. Каменский.
Образ Евреинова, по определению С. К. Маковского, был для многих олицетворением театрального Петербурга предреволюционного десятилетия. Пышноволосый красавец, обладавший неотразимым даром убеждения, драматург, режиссер, актер, музыкант, художник, автор более двух десятков книг по теории и истории театра, изобразительному искусству, портретированный Сориным и Григорьевым, Репиным и Бурлюком, Анненковым, Маяковским и др.
Евреинов был создателем модной в то время теории «театральности и театрализации жизни». Мысль о том, что мир – театр, а люди в нем – актеры, марионетки была не нова, но Евреинов перевел ее в несколько иной аспект. Игра, лицедейство – такой де изначальный природный инстинкт, как продолжение рода, и проявляется во всех возрастах и во всех областях человеческой жизни. Создание театра – естественное продолжение, даже завершение этого природного свойства, позволяющее компенсировать недостающее или отсутствующее в индивидуальной человеческой жизни, и потому обладавшее лечебным свойством. Психотерапия театра в восстановлении равновесия, гармонизации человеческой души, в достижении цельности и полноты мироощущения.
Натуралистический театр ХIХ века утратил эту способность к гармонизации. «Евреинов, можно сказать, родился с мечтой – перешедшей у него в манию, в идеологическую одержимость о театре, преображающем жизнь в нечто более выпуклое и яркое, о театре, доводящем эффекты до выразительного шаржа или упрощения, требующем от зрителя большой творческой фантазии…», - так считал С. К. Маковский.
А вот мнение критика и искусствоведа Абрама Эфроса: «Я не видел еще человека, который бы признал Евреинова, как признают серьезную величину в художественном мире. Но я не видел и человека, который бы не имел каких-то внутренних счетов с ним и не считался с тем фактором, что он живет в области, которая этому самому, не признающему Евреинова человеку, дороже и важнее всего».
А те, кто восхищался Евреиновым, не скупились на эпитеты: «одаренный», «выдающийся», «непредсказуемы», «гениальный», «великий»…

 

© ПОУНБ 2016