Биография Николая Николаевича Евреинова

Назад

«Взятие Зимнего дворца»

Осенью 1917 уехал на юг, выступал с лекциями в Киеве, Сухуми, Тифлисе. В 1920 г., вернувшись в Петроград, Н. Н. Евреинов стал активным участником театральной и культурной жизни, вошел в редколлегии ряда периодических изданий, выступал с лекциями о театре. Такая активность помогла Евреинову вновь заявить о себе. Осенью 1920 г. возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - «Взятие Зимнего дворца» - кульминационного эпизода октябрьской революции, в третью её годовщину (7 ноября 1920 года). Наиболее подробное описание истории постановки и самого этого представления дал другой их участник Юрий Анненков (многие годы — друг и сотрудник драматурга) во втором томе своих «Дневников».
Одним из инициаторов этого грандиозного спектакля был пианист и композитор, служащий политуправления Петроградского военного округа Дмитрий Темкин (впоследствии известный американский кинокомпозитор, лауреат 4-х «Оскаров»).
Размеры «сценической площадки», которой явилась вся Дворцовая площадь (в то время уже носившая имя Урицкого — до 1944 года), обуславливали коллективность режиссуры: главный режиссёр — Николай Евреинов, его помощники-постановщики — А. Кугель, А. Петров, Г. Державин и Ю. Анненков (помимо того — автор декораций), вспомогательные функции (сценарные, костюмерные и т. д.) выполняли многие другие. Зрелище упоминается во многих изданиях, посвящённых истории современного театра. Число участников представления в разных источниках указывается разное, по словам Ю. Анненкова, «действующих лиц было около 8000… (оркестр в 500 человек)».
Представление это знаменовало собой вершину (в смысле размеров и количества привлечённых исполнителей) и начало заката карьеры Н. Н. Евреинова в России.
Кадры, на которых запечатлены эпизоды этого спектакля, явились образным базисом «революционной мифологии», на протяжении десятилетий эксплуатировавшимся идеологами, и заставлявшим верить в их достоверность, по крайней мере, большую часть представителей почти трёх поколений советских людей.

© ПОУНБ 2016