Творческая жизнь

Отзывы о творчестве


«Там, где радость»
Краткий биографический очерк

Татьяна Александровна Лаптева.

Татьяна Александровна Лаптева – преподаватель Псковского Областного колледжа искусств (с 1977 г. по настоящее время), музыковед, композитор, член Союза композиторов России (с 1999), музыкальный руководитель хора Свято-Никольской Любятовской церкви (1996-2007), музыкальный критик, дипломант и Лауреат Международных и российских конкурсов, обладатель Премии Комитета Псковской области по культуре (2001, 2007), член Международной Ассоциации писателей и публицистов (2015, 2016).
В её биографии в большой мере отражается биография её поколения, людей, родившихся в первой половине 50-х годов. Родилась и выросла она в семье военного. Семья часто меняла место жительства. Родители, отец - офицер, юношей прошедший войну, и мать – молодой врач, воспитали троих детей и дали им, несмотря на беспокойную жизнь, полную переездов, очень хорошее образование. В семье дети воспитывались с любовью к книгам и, через книги – к искусству. Фортепиано появилось в семье, когда родители, живя в небольшом городке Вятские Поляны, захотели учить музыке старшую дочь.
Уже позднее, когда семья оказалась в закрытом военном городке в самарских волжских степях, повели к учительнице музыки и младшую, Татьяну. Заметили, что она тянется к инструменту и старается подбирать на нём мелодии и аккорды, не зная ещё нотной грамоты. Молодая учительница, сама ещё учившаяся в Свердловской консерватории, в аспирантуре, с энтузиазмом и энергией набирала себе в класс способных офицерских детей. На Таню она, прослушав её, а потом, занимаясь с ней, она возлагала особые, большие надежды, даже писала о ней письмо Д. Кабалевскому. И когда семья в очередной раз поменяла место жительства и оказалась уже в огромном старинном городе Самаре (Куйбышеве), Таня со старшей сестрой, более храброй и решительной, имея на руках рекомендательное письмо своей заботливой учительницы, явились к известному в городе музыканту – пианисту. Письмо давало надежду заниматься у него фортепиано, чтобы подготовиться к поступлению в музыкальное училище. Срок для подготовки был очень мал – 3-4 месяца. Но благодаря совместным усилиям и педагога и ученицы, а также её, всё более разгорающемуся неистовому желанию учиться музыке и любви к фортепиано, план поступления осуществился. По остальным предметам (сольфеджио, музыкальная грамота и музыкальная литература) Таня подготовилась самостоятельно.
К этому времени она закончила восемь классов общеобразовательной школы, и, хотя успехи там тоже были неплохие, увлечение музыкой определило всю дальнейшую судьбу Татьяны. Во время учёбы в Самаре музыкальная жизнь полностью вовлекла Татьяну и её сокурсниц в своё мощное русло. Было прослушано множество сольных концертов блестящих московских музыкантов, включая С. Нейгауза, Е. Могилевского, В. Горностаеву, В. Фельцмана, Я. Флиера, С. Доренского, наконец, Э. Гилельса и С. Рихтера.         В Самарской филармонии постоянно звучала и симфоническая музыка. Там Татьяна с друзьями впервые услышали только что ставшего Лауреатом Международного конкурса дирижёров Юрия Темирканова, приехавшего на гастроли в Самару с блистательным коллективом – оркестром Ленинградской филармонии. Такие впечатления становятся потрясениями и запоминаются на всю жизнь. Любовь поклонниц сопровождала потом Темирканова везде, с первых его выступлений, и в Самаре он раздавал свои первые автографы. Подруга Татьяны, с которой они вместе пробились к молодому маэстро после концерта, до сих пор является обладательницей такого автографа: кроме подписи на программке, он мгновенно «запечатлел» на бумаге свой характерный профиль!
Кроме концертов, этой, почти ежедневной пищи для развивающихся музыкантов-музыковедов, сама учеба была захватывающе интересной. Процесс освоения знаний был интерактивным, в постоянном и неформальном общении с талантливыми преподавателями. Как драгоценное свидетельство этому являются хранящиеся до сих пор (а это уже – почти полвека!) рукописные альманахи, в которых собраны ежегодные курсовые работы учащихся Татьяниного курса. Критерием отбора были, кроме раскрытия темы, - музыкальные и литературные способности, и их демонстрировали все!
Конечно, с такими впечатлениями Татьяне хотелось быть не просто музыковедом или учителем музыки. Хотелось играть на фортепиано и как солисту, и как концертмейстеру, и по-особенному хотелось петь и соло и в хоре, хотелось научиться говорить красивые и нужные слова о музыке и писать о ней, потому что любовь к музыке непрерывно влекла всё к новым впечатлениям и стремлению выразить всё это.
В Самарском училище многому научили, учителя были прекрасные, но не хотелось останавливаться на карьере преподавателя музыки в музыкальной школе. Татьяну направляли учиться в консерваторию. Выбором стала Ленинградская Консерватория, в которой к тому времени из самарских студентов возникло настоящее «землячество» - это были и пианисты, и теоретики, и скрипачи, и народники, и режиссёры, из которых некоторые стали затем и дирижёрами-симфонистами.
Ленинградская консерватория, носящая имя великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова со своего открытия и до сих пор сохраняет традиции и является одним из мировых центров музыкального воспитания и образования. В консерватории Татьяна, во многом, благодаря своему неистребимому желанию «объять необъятное», постаралась развиваться многогранно. Это занимало и учебную, и внеучебную жизнь. В общежитии будущие теоретики и композиторы играли в 4 руки симфоническую музыку под жесты отрабатывающих мануальную технику будущих дирижёров. Собираясь вместе, они пели с листа фуги Баха, или импровизировали многоголосие в стиле русских или грузинских песен. Садясь за фортепиано, некоторые демонстрировали феноменальную память, постоянно «гоняя» для восторженных слушателей репертуар Высоцкого другие, на южном диалекте чеканили одесские куплеты или горланили частушки про Стеньку Разина, или воспроизводя по памяти, уже без инструмента, целые главы из «Мастера и Маргариты» Булгакова. В консерватории уважались традиции, но и поощрялось увлечение самыми разными новыми музыкальными направлениями. Студенты теоретико-композиторского факультета (ТКФ) тайно делились на поклонников Слонимского и Тищенко – ярких представителей ленинградской музыкальной элиты. В длинных коридорах общежития можно было встретиться с медленно проходящим и постоянно дирижирующим стройным Князем - Валерием Гергиевым, на консерваторских этажах попадались навстречу в течение дня то стремительный режиссёр Юрий Александров, то восходящая звезда в вечном полёте – дирижёр-симфонист Марис Янсонс, проходил медлительный, печальный и ироничный Лёня Десятников, активный и деловой и контактный Журбин.
Во внеучебные занятия жадных до впечатлений студентов входило и постоянное посещение Большого и Малого залов филармонии с симфоническими и камерными концертами, зала Капеллы, театра (БДТ), где шли спектакли Г.Товстоногова, кинотеатра повторного фильма на Васильевском, где для заинтересованных зрителей показывались мировые шедевры кинематографии, от «Иванова детства» Тарковского до «Федры» Расина с Сарой Бернар.
Татьяна нашла свою нишу для «самовыражения». Уже на второй консерваторский год она стала петь в знаменитом тогда в Ленинграде Камерном хоре Валентина Нестерова. Репертуар хора был необъятен и, всё же, всё время обновлялся – от средневековой хоровой музыки (Гийом де Машо), музыки Возрождения (Монтеверди), барокко (Бах, Телеман, Гендель) – до современной (Стравинский, Онеггер) и сверхсовременной, ещё даже не изданной, - музыки ленинградских композиторов. Многие из них (Фалик, Слонимский, Королёв, Тищенко) писали музыку специально для этого хора, как, например, Юрий Фалик – «Незнакомку» на стихи А.Блока. Исполнительская манера коллектива была настолько сложившейся и совершенной, что звучание хора покоряло с первых звуков!
Поэтому последующие четыре года Татьяна не только развивалась как музыковед, участвуя в семинарах, посещениях дома композиторов, творческих встречах, работая над курсовыми проектами о Монтеверди, Джезуальдо, хоралах в гармонизации Хасслера и Баха, песнях и инструментальной музыке Брамса, Мусоргского, Шостаковича и дипломом (о творчестве Г. Уствольской). Она овладевала и профессией преподавателя на занятиях в вечерней музыкальной школе для взрослых, давала частные уроки.
Но главное, при этом она постоянно участвовала в репетициях Камерного хора, которые проходили строго регулярно, и, 1-2 раза в месяц в составе любимого хора, с трепетом выходила на сцены лучших концертных залов Ленинграда. С трепетом, потому что на премьерные выступления допускались участники только после специальных прослушиваний, и потому, что атмосфера этих залов была для неё священна.
Во время учёбы в Ленинграде у Татьяны появилось много друзей, с которыми она поддерживает связи на протяжении всей жизни. А тогда, окончив консерваторию с отличием в 1977 году, Татьяна оказалась в одиночестве и перед выбором, куда направить свой профессиональный путь. Городу Пскову нужны были специалисты, и Татьяне пригодился опыт постоянных переездов её семьи. Она не стала возвращаться к родителям в Самару, она была готова начать свою самостоятельную жизнь с чистого листа. Когда она в конце лета приехала устраиваться на работу в Псков, в музыкальное училище, оказалось, что даже место для жилья не отличается удобствами и комфортом. Но советское воспитание готовило к трудностям, тем более, что молодые специалисты рано или поздно должны были получить квартиру от государства и городских властей. А работы по специальности «преподаватель, музыковед» оказалось очень много. Она, фактически, поглощала всё время, и учебное, и свободное. В Пскове Татьяна Александровна оказалась окружена замечательными коллегами – музыкантами, преподавателями, молодыми и зрелыми, увлечённо работающими. Музыкальное училище в те годы в маленьком провинциальном Пскове, всё еще едва оправившемся и отстраивавшемся после колоссальных разрушений войны, было одним из островков интересной и творческой жизни. Об этом вспоминал недавно Евгений Лаук, профессор кафедры фортепиано Красноярского института искусств, на своём юбилее.
Татьяна Александровна проработала в Пскове 40 лет. Когда она пытается ответить на свой же вопрос – что её удержало в Пскове на все эти годы, ответов возникает много, но главный ответ созревал и утверждался подспудно, вместе с преодолением жизненных трудностей – ей хотелось сохранить профессиональную честь, доказать коллегам-музыкантам значимость выбранной ею профессии. И годы, прожитые в Пскове, утвердили эту правильную линию в её жизни. Сейчас она преподаёт в колледже искусств, окружённая коллегами, среди которых большинство – её бывшие ученики и выпускники Л.Н. Никитина, Ю.Е. Баландина, И.В. Галковская, Е.Г. Иванова. Окончив после Псковского музыкального училища ВУЗы Казани, Риги, Петрозаводска, Москвы, они вернулись и увлечённо работают в сфере музыкального образования, доказывая уникальность колледжа искусств, как образовательного учреждения в Пскове и Псковской области.
Творческая наполненность жизни Татьяны Александровны этих лет никогда не угасала, и часто находила всё новые направления. Начала она работать в училище преподавателем-теоретиком под руководством заведующего отделением Романа Евгеньевича Конторовского. Эти годы она называет для себя – «Эрой Милосердия». Татьяна Александровна полностью разделяла увлечение Конторовского студенческим самодеятельным театром и помогала ему в организационной и творческой работе. За это время было поставлено на сценах колледжа множество авторских спектаклей-капустников. Вошли в историю отдела постановки «Райка» и «Детской» Мусоргского. Роман Евгеньевич время от времени возобновлял работу над этой музыкой, привлекая новые поколения студентов. Татьяна Александровна приобрела бесценный опыт репетиционной работы над воплощением гениальных образов Мусоргского. Р.Е. словно провозгласил девиз: «Мусоргский – это наше всё!».
С отъездом семьи Конторовских в США творческая деятельность теоретиков не прекратилась, продолжали создаваться студенческие спектакли, в том числе, на музыку Н.А. Римского-Корсакова и М. Равеля, Г. Пёрселла. К некоторым из выпускных спектаклей или к спектаклям-посвящениям Татьяна Александровна начала писать музыку – хоры и инструментальные номера. В 1998 году, в годы перестройки по инициативе В.И. Петрова и Н.М. Мишукова было создано объединение псковских самодеятельных композиторов, ряд материалов был направлен в Москву, в Союз Композиторов и в марте 1999 года Татьяна Александровна Лаптева стала членом Союза композиторов России. В одно время с ней членом Союза композиторов стал Александр Юрьевич Меркулов, через некоторое время – Никитина Л.Н., Мишуков Н.М. С того времени в Пскове возникло представительство СК России. В 2001 и в 2007 годах Татьяна Александровна стала Обладателем Премии Комитета по культуре Псковской области за сборники вокальных произведений для детей и за музыку для гуслей многострунных. В 2006 году Т.А. подтвердила свой статус профессионального композитора-исполнителя став Дипломантом Международного конкурса «Современное Музыкальное искусство и образование» в Москве. В 2010 году Татьяна Александровна побывала в Москве на 10 съезде Союза композиторов. За эти годы ею созданы десятки вокальных и инструментальных произведений. Они исполняются на конкурсах, фестивалях. Ежегодно Т.А. создаёт авторские программы и представляет их на разных сценах. Программы «Поэзия Серебряного века в музыке» и «Рыцарская поэзия XIII века в музыке» вошли в программы «Ночь в музее» и прозвучали в залах Псковского музея-заповедника в 2016-2017 годах, в музее города Изборска.
В годы перестройки (90-е годы прошлого века) началась деятельность Т.А. как музыкального критика. Первая статья, посвящённая исполнению в Пскове музыки любимого ею Брамса, под названием «Любите ли вы Брамса?» вышла в газете «Псковская правда» в феврале 1994 года. Первые четыре года критическая деятельность Татьяны Александровны была настолько активной, что ей предлагали работу в СМИ как основную. Но изменить своему педагогическому призванию Т.А. не захотела, считая свою профессию музыковеда редкой, сложной и интересной, а критическую деятельность – как её органичную составляющую. В своих газетных статьях Т.А. освещала юбилейные и фестивальные концерты посвящённые музыке Чайковского, Шуберта, Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Дебюсси, Листа, Рахманинова, Бетховена, Моцарта. В ряде статей последних лет, размещённых в Интернете, она делала обзор театральных спектаклей и концертов колледжа.
В 1996 году определилось ещё одно важнейшее направление в музыкальной деятельности Т.А. Лаптевой. По приглашению участников-певчих церковного хора Любятовского храма она стала музыкальным руководителем этого хора, который к тому времени благодаря спонсорской помощи стал выезжать в концертные дружеские поездки в Германию. Став руководителем коллектива, Т.А. в течение ряда лет с постоянной помощью регента К. Попова работала над расширением репертуара, составлением программ многочисленных концертов, вела кропотливую репетиционную работу. Почти ежегодно в течение 12 лет (1996-2007) хор выезжал на длительные гастроли. География гастролей благодаря организационной работе немецкой стороны (Г. Линке и благотворительная организация «Инициатива-Псков», рук. Дитер Бах) неуклонно расширялась. Хор выступал во множестве городов в Германии, во Франции, в Голландии, Польше, Англии, Латвии, Эстонии. Швеции. Коллектив неоднократно был участником фестивалей в Санкт-Петербурге, Пскове, Польше, Эстонии, Латвии. На Международном конкурсе православной музыки в польском городе Хайнувка хор стал Лауреатом и за исполнение музыки современного композитора Р. Твардовского получил благодарность от самого автора. После того, как гастроли прекратились в связи с мировым экономическим кризисом 2009 года, хор продолжал выступать с концертами в Пскове. Вся зарубежная концертная гастрольная деятельность Любятовского хора имела благотворительную основу. Большая часть средств, собранных на многочисленных концертах шла на развитие интеграционных мастерских в Пскове. Среди многих наград хор имеет Дипломы за выступление на Пушкинских театральных фестивалях 2000 и 2004 годов с программой известного артиста БДТ В.Ивченко «Пушкин и его духовная поэзия». За свою деятельность Любятовский хор занесён в «Золотую книгу Пскова».
С началом композиторской деятельности Татьяна Александровна вошла в тесный творческий контакт с писателями и поэтами Псковской писательской организации. На стихи псковских поэтов ею написано несколько десятков вокальных произведений в различных жанрах. Они звучат на презентациях новых сборников, во время встреч с читателями и псковскими любителями поэзии, а также на юбилейных концертах и вечерах. На протяжении многих лет Т.А.совместно с псковскими писателями, поэтами и музыкантами ведёт просветительскую деятельность на базе городских и областных библиотек. Среди авторов поэтических текстов, положенных Т. Лаптевой на музыку – Ст. Золотцев, А. Гусев, В. Мухин, И. Григорьев, И. Панченко, Н. Лаврецова. За пропаганду творческого наследия Ст. Золотцева деятельность Т. Лаптевой отмечена Почётными грамотами Общественной Палаты г. Пскова.
Находясь в постоянном контакте с писательской организацией, Татьяна Александровна зарекомендовала себя и как литературный критик. Её работы о творчестве Ст. Золотцева и И. Григорьева напечатаны в журнальных и книжных изданиях «Земная жизнь» 2015, 2016, «Белая вежа», 2017, «Нам свыше родина дана» 2014. Эта деятельность позволила ей стать членом Международной Ассоциации писателей и публицистов (МАПП)
Творческая деятельность Т.А. Лаптевой в 2012-2015 годах была связана с театром. Для постановки спектакля В. Радуна «Псковитянка» по пьесе Л. Мея ею была написана вокальная и инструментальная музыка. Проект осуществлен в компьютерной записи совместно с преподавателем колледжа Д. Ждановым. В 2014-2015 г для спектакля режиссёра и художественного руководителя Псковского академического театра драмы В. Сенина, по его режиссёрскому проекту, Т. Лаптева переложила пушкинский текст поэмы «Граф Нулин» большими фрагментами на инструментальную музыку Дж. Россини для исполнения вокальным ансамблем без сопровождения. В проекте принимали участие псковские музыканты Т. Лаптева. С. Нечаева, Ю. Баландина, Ю. Стрекаловский, И. Секретарёв.
В самом колледже искусств учебная деятельность Т.А. за последние десять лет сочетается с активным участием её учеников в конкурсах и олимпиадах областного, всероссийского и международного уровней, с исследовательской работой на актуальные темы о музыке Рахманинова, Лядова, Шостаковича, Бриттена, Хиндемита. Т.А. Лаптева принимала участие в юбилейных проектах с активным привлечением студентов колледжа как организатор и автор музыки - «Гёте-Лермонтов «Горные вершины» (2013-2014), (журнал «Музыкальная жизнь» № 10, 2014 г.), «К. Чуковский. Стихи для детей и музыка» (2017), стала автором проектов «Рыцарская поэзия 13 века в музыке» (2016), «Серебряный век в музыке» (2016), успешным проектом 2017-2018 года стала литературно-музыкальная композиция «Послания музам Пушкина», прозвучавшая в декабре – феврале в колледже искусств, в музее города Печоры, в библиотеке «Родник» г. Пскова. В концертах принимали участие преподаватели и студенты колледжа – Т. Лаптева, В. Дунюшкина. Д. Ибрагимова, К. Горшкова, З. Слободзян, А. Дроздова, О. Зимникова, Р. Тимофеев.
Когда в далёком 1977 году Т.А. Лаптева приехала в Псков, она начала свою деятельность как простой преподаватель и собиралась посвятить преподаванию музыки все свои силы. Так её учили семья, хорошие книги, друзья и жизнь. Её профессиональная и человеческая судьба сложились в последующие годы как непрерывное воздаяние за это стремление честно работать. Судьба подарила ей любовь учеников, дружбу коллег и радость совместного труда. И, может быть, главным стало то, что Псковская земля, земля Пушкина и Мусоргского, зародила в ней постоянное стремление раскрывать в себе самой жажду познания и созидания как вечный источник радости.

Статья публикуется в авторской редакции

 

© ПОУНБ 2018