Развитие музыки на древней псковской земле вполне может иллюстрировать «большую» историю русской музыки: практически все крупные явления, многие значительные имена, основные стили и тенденции – всё это нашло отражение здесь, на Псковщине.
Начало русской профессиональной музыки, так же как и других видов искусств (литературы, архитектуры, живописи) традиционно связывают с принятием христианства и с усвоением опыта великой культуры Византии.
Письменные и археологические источники говорят о существовании в Пскове развитой церковной богослужебной культуры по крайней мере с Х – ХI века – времени, когда был основан крупный Мирожский монастырь, в середине XI века украшенный великолепными фресками работы греческих мастеров. Вероятно, уже в это время в древнем Пскове звучала удивительная литургическая музыка, восходящая к традиции христианской монодии и ранней полифонии.
История музыкального искусства Древнего Пскова – во многом ещё закрытая страница, terra incognita, манящая исследователей древнерусской музыки. Археологические находки («гудебные сосуды древних псковичей») и певческие рукописи, хранящиеся в Древлехранилище Псковского музея, ещё ждут своих исследователей, реконструкторов и исполнителей. Пока можно говорить лишь о предполагаемо существовавшей тут рафинированной школе профессионального музыкального исполнительства, связанного как с высокой европейской, так и с древнерусской традицией. Аналогом может служить бытование псковской школы иконописи.
Не менее гадательно, хоть и более подтверждённо документами, можно говорить о первых ростках русской музыки «европейского образца», бытовавших также на Псковской земле. В конце XVII – начале XVIII веков Псков был одним из крупнейших торговых, политических и культурных центров Московского Царства, где работал Афанасий Ордин-Нащокин, бывал сам великий преобразователь России царь Пётр I, святители Феофан Прокопович и Димитрий Ростовский (Туптало) – деятели, имена которых связаны не только с политическими и религиозными преобразованиями, но также с изменением художественного языка древней Руси. Поэтому, с высокой долей вероятности можно предполагать бытование в Пскове конца XVII - начала XVIII веков первых центров новой, ориентированной на европейские образцы, русской музыки – как светской, так и богослужебой, то есть ранней русской школьной полифонии и так называемой кантовой культуры.
XVIII и начало XIX века вошли в историю России как время торжества высокой усадебной культуры, культуры русского дворянства, стремительно усваивающего достояние европейского наследства. Одним из первых русских оперных композиторов был помещик Псковской губернии, потомок древнего псковского рода, восходящего к «немчину», осевшему в вечевом Пскове, Николай Петрович Яхонтов (1764 – 1840) - композитор, пианист, автор первых русских опер, популярных на домашней и придворной сцене. Его перу, в частности, принадлежат «Сильф, или Мечта молодой женщины» - яркий образец русской комической оперы и популярная в 1790-е годы опера «Король и пастух», с либретто на французском языке.
Как известно, русская музыка конца XVIII – начала XIX века дала толчок появлению национальной композиторской школы, первым представителем которой считается М. И. Глинка, а продолжателями, выдвинувшими её на передний план европейской и мировой музыкальной сцены стали композиторы «могучей кучки». С Псковщиной связаны судьбы двух наиболее талантливых и плодовитых представителей этой группы – Модеста Петровича Мусоргского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке.
Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в сельце Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинского района), здесь в Кареве и соседнем Наумове прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался.
Со своей родиной композитор поддерживал постоянную связь. Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли. Упоминания местных обычаев, стародавних псковских выражений нередко встречаются в его немногих дошедших до нас письмах. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".
Укоренённость в глубинах народной традиционной культуры русского народа, его истории, наконец, сама ладовая основа произведений великого композитора – всё это связывает его творчество с землёй, откуда происходит они сам и его род – древней Псковщиной. Поистине, можно признать величайшего русского оперного композитора, автора «Бориса Годунова» и «Хованщины» псковским композитором! Мемориальная усадьба семьи композитора в Кярево, где он проводил длительное время, хранит память нашего великого земляка.
Не в меньшей мере это относится и к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Ближайший друг, соратник и редактор Мусоргского, автор «Шахеразады» и «Садко» долгие годы приезжал на дачу в псковской деревне Вечаша, а в последние годы жизни приобрёл имение Любенск, ныне располагающееся в Плюсском районе псковской области. Здесь композитор проводил летние месяцы, здесь вплоть до настоящего времени бывают члены его многочисленного семейства, здесь были написаны опера «Золотой Петиушок», сцены из «Садко», «Сорочинской ярмарки», «Царской невесты» и «одноимённой» Пскову «Псковитянки». Здесь в июне 1908 года оборвалась жизнь великого композитора.
Память о нём по сию пору хранит музейно-усадебный комплекс Любенск-Вечаша, являющийся филиалом Псковского областного музея-заповедника.
В начале ХХ века, после возведения в губернском городе здания Народного дома им. А.С. Пушкина (ныне областной театр драмы), тут на концертах пели великие Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов и Анастасия Вяльцева.
В городке Новоржеве родился великий исполнитель на народных щипковых инструментах, солист Великорусского оркестра В. Андреева, виртуоз-импровизатор Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951), игре которого рукоплескали европейские монархи и семья великого писателя Льва Николаевича Толстого…
Однако псковская музыкальная традиция связана не только с древнерусской музыкой или именами композиторов «могучей кучки».
В 1903 году в Пскове родился один из наиболее прославленных джазовых композиторов ХХ века – Вернон Дюк (Vernon Duke) – автор прославленных Сарой Воан, Эллой Фицжерольд и Луи Армстронгом стандартов «Апрель в Париже», «Осень в Нью-Йорке», «Хижина в небесах» и многих других. Его настоящее имя – Владимир Александрович Дукельский, он потомок псковских дворян, ученик Глиера, друг и соратник Сергея Прокофьева.
Так причудливо переплетаются композиторские и человеческие судьбы в бурном ХХ веке. Ныне джазовые традиции продолжает участие Пскова в проекте «Джазовая Провинция», частые филармонические и клубные концерты и деятельность коллектива Jazz-Modus, в состав которого порой входит знаменитый пианист Андрей Кондаков.
С Псковщиной 1920-х связана биография великой пианистки и философа искусства Марии Вениаминовны Юдиной – уроженки города Невеля нынешней Псковской области. Здесь возникла и продолжалась её тесная интеллектуальная дружба с философами М. Бахтиным, В. Флоренским, писателями Н. Заболоцким, Б. Пастернаком.
С послевоенным Псковом связано имя гитариста, ученика великого Антония Сеговия, педагога, композитора Василия Яшнева (31.12.1879-20.02.1962), последние 17 лет прожившего в Пскове.
1960-е годы – время основания в областном центре Псковского музыкального училища и Псковской областной филармонии. Преподавателями, оставившими незабываемый след в музыкальной истории региона были Михаил Ионович Ривкин, Роман Евгеньевич Канторовский, Александр Александрович Храмышкин и многие другие – те, без кого немыслимо было бы возникновение в 1996 году Псковского областного симфонического оркестра, ансамбля русской музыки «Псков» и многих других прославленных коллективов.
До настоящего времени сохраняется традиционная музыкальная культура Псковской земли, подлинной жемчужиной которой являлось творчество великой Ольги Сергеевой – простой русской женщины из глухой деревни, чьё пение покорило великого кинорежиссёра Андрея Такровского, включившего запись её голоса в фильм «Ностальгии».
С Псковщиной, славной историческими традициями, удивительной природой и неповторимыми традициями, связана жизнь многих деятелей музыкальной культуры рубежа тысячелетий – тех, чьи имена сегодня проходят «по ведомству» популярной и рок-музыки – это Валерий Леонтьев, Валерий Агафонов, Евгений Федоров, лидер группы «Tequila-jazzz».