История кузнечного дела древнего Пскова
Татьяна Закурина, кандидат исторических наук
Псков известен в истории, прежде всего, как форпост на западных рубежах русских земель. Однако готовность Пскова к отражению любой военной угрозы, его практически неуязвимое положение были связаны не только с состоянием оборонительных сооружений и хорошей военной организацией, но и с высоким уровнем ремесленного производства, основу которого составляло кузнечное дело. По данным письменных источников XVII века, кузнецы составляли значительную долю в составе посадского населения Пскова: из 132-х ремесленников города 32 были кузнецами.
Положение кузнецов в средневековом обществе определялось, прежде всего, спецификой их работы: только кузнецы нуждались в наличии специального производственного помещения, отделённого от жилища, снабжённого довольно сложным оборудованием и инструментарием. Обработка железа требовала от мастера особых знаний, владения специальными навыками и приемами. Кузнецы были элитой ремесленного сообщества древности. В средневековых городах, как правило, они селились обособленно. В XV–XVI веках в Пскове существовало три района, население которых было связано с кузнечным делом. Районы эти известны по письменным источникам как «Кузнецы», или «Большие кузнецы». Они располагались компактно в различных частях Окольного города, вдали от центра и там, где не было плотной деревянной застройки, что определялось, в том числе, и крайней пожароопасностью кузнечного дела.
Археологическое изучение Пскова позволило проследить историю формирования специализированных ремесленных районов, которое происходило в XIV–XV веках.
Особенно красноречиво об этом свидетельствуют материалы раскопок древнего посада, где с XI века существовал целый квартал, заселённый кузнецами (район современной площади Ленина). Ремесленный центр Пскова находился на расстоянии около 500 метров от городской стены, на берегу небольшого ручья. От центра города его отделяла низина, заполненная водой. При раскопках было открыто несколько дворов ремесленников, расположенных по соседству. На территории дворов находились как жилые, так и производственные постройки. Кузницы представляли собой деревянные навесы, загороженные с трёх сторон бревенчатыми стенами. Кузнечные горны имели вид открытых жаровен на деревянных опечках, расположенных в одном из противоположных от входа углов. Иногда производственные сооружения ставились под открытым небом. Несколько ремесленников имели сразу по два кузнечных горна. Причём часть из них занималась обработкой не только железа, но и цветных металлов. Рядом с одной из мастерских был найден круглый наждачный камень на деревянной оси, являвшийся деталью большого точильного станка. Неподалёку была обнаружена и деревянная крышка от воздуходувного меха. Дворы ремесленников в течение нескольких сотен лет почти не меняли своих границ. Очевидно, они принадлежали одним и тем же семьям, в которых секреты ремесла передавались от отца к сыну.
В начале XIV века здесь произошёл сильный пожар, полностью уничтоживший все постройки ремесленников и их соседей. Возможно, именно «горячее» производство явилось причиной столь разорительного пожара, сыгравшего затем определяющую роль в дальнейшей судьбе сообщества псковских кузнецов. Получилось так, что это событие совпало по времени со строительством новой городской стены, которое было осуществлено в 1309 году при псковском посаднике Борисе. Территория, на которой находился ремесленный центр, вошла в состав укреплённой части города. Стена прошла как раз по восточной границе квартала кузнецов. Очевидно, именно после пожара кузнецы были вынуждены переселиться за пределы теперь уже укреплённой части города.
Письменные и археологические свидетельства помогают нам проследить дальнейшую судьбу псковских кузнецов. Одним из ремесленных районов средневекового Пскова, где расселились кузнецы, стала восточная часть псковского посада. Здесь в XV–XVIII веках, в районе церкви Анастасии Римлянки, существовала Кузнецкая улица, неоднократно упоминавшаяся в Псковских летописях. Это единственная летописная улица Пскова, название которой связано с занятиями населения. Участок Кузнецкой улицы с располагавшимися на ней ремесленными мастерскими был открыт археологами. Улица проходила вдоль берега древнего водоёма, русло которого ныне находится под землёй. До второй половины XV века она находилась за городской стеной, но имела важное значение, поскольку попала даже на страницы псковских летописей.
С XV века известно о существовании в Пскове, в районе за рекой Псковой, на Запсковье, Козмодемьянского городского конца, население которого концентрировалось вокруг храма Козмы и Дамиана с Примостья, существующего и поныне. Строительство такого храма было под силу только богатым горожанам, коими, видимо, и являлись жители Козмодемьянского конца. Как известно, святые Козма и Дамиан были христианскими покровителями кузнецов. По всей видимости, большую часть населения Козмодемьянского конца и составляли кузнецы. И практически на всей прилегающей к Козмодемьянскому храму территории при археологических раскопках обнаруживаются материальные свидетельства кузнечного дела: остатки мастерских, производственные отходы, большое количество готовой продукции.
Само расположение Запсковья – на берегу реки Псковы – способствовало тому, что, возможно, именно после пожара начала XIV века кузнецы были вынуждены переселиться сюда с территории древнего посада, где они жили несколько сотен лет. Интересно, что на Запсковье существовал и Козмодемьянский монастырь, а в Кузнецком ряду Псковского Торга в XVI веке одно из торговых мест принадлежало козмодемьянскому игумену. Новый Торг Пскова в XVI веке занимал огромную территорию. Линии торговых рядов перемежались жилыми кварталами. Главной магистралью, проходившей через Торг, была Петровская улица, а к Соляному ряду Торга выходил Кузнецкий переулок. На Псковском торге существовало два ряда – Тверской и Кузнецкий, где торговали «всяким железным товаром». Большей частью торговали продукцией местных ремесленников. Производитель часто выступал и в роли продавца. Среди торговцев известны кузнецы, гвоздочники, замочники, проживавшие и работавшие рядом со своими лавками. О высоком уровне кузнечного дела в Пскове свидетельствует существование узкой специализации. Известно не менее 13-ти специальностей, среди которых замочники, ножничники, ноженники, сабельники, бронники, стрельники, игольники. Изготовление такой продукции, как известно, требовало знания особых секретов и высокого мастерства.
В XVI–XVII веках по уровню специализации и масштабам сбыта кузнечной продукции Псков стоял в ряду таких крупных производителей, как Новгород, Москва, Великий Устюг. Известно, что изделия псковских кузнецов вывозились за рубеж.
Письменные свидетельства прошлого сохранили для нас и имена псковских кузнецов. В XV веке на Кузнецкой улице проживал кузнец Климята Сесториков. В XVI веке в районе Нового Торга жили гвоздочник Михаил, замочник Гришка Семенов, кузнец Тимофейка.
Важнейшим обстоятельством высокой обороноспособности Пскова являлось и наличие сырья для производства оружия. Псков расположен в районе, богатом болотными рудами – основным источником железа в древности. Рудоносные места находились недалеко от города – приблизительно в 50–80-ти километрах к северу, в нынешнем Гдовском районе Псковской области. До сих пор там существует поселение с названием Чудская Рудница, а в источниках XVI века упоминаются Рудницкая губа и Рудницкий погост.
Источник:
Закурина, Т. Ю. Кузнецы средневекового Пскова (XV-XVII вв.) / Т. Ю. Закурина // Земля псковская, древняя и современная: тезисы доклада к научно-практической конференции 1995/96 гг. - Псков : [б. и.], 1996. - С. 81-84.