Библиография
История театральной жизни Псковской области
Первые сведения о театральной жизни Пскова начала прошлого века можно встретить в петербургской газете «Северная почта» от 19 декабря 1810 года. В ней говорилось, что каждый день общество немецких актеров дает спектакли в Пскове, которые посещают не только знатоки театра и немецкого языка, но и простой народ, привлекаемый туда музыкой и нарядами актеров. Появление немецких трупп в Пскове, видимо, было нередким явлением. Та же газета 30 сентября 1811 года снова сообщала о Немецком театре и о том, что «театр часто бывает полон зрителей».
О начальном периоде псковского театра можно прочитать в воспоминаниях известного русского писателя и театрального деятеля Рафаила Михайловича Зотова, который родился в Пскове в 1795 году и прожил здесь до семилетнего возраста. «Где, в какой улице, в каком доме был устроен этот театр, я теперь не помню, знаю только, что это было в каком-то здании, в котором были две длинные залы, одна подле другой.
В одной установлены были ряды стульев, и в глубине возвышалась сцена. Лож не было, кроме ложи губернатора, которая поставлена на четырех столбах в заднем углу залы, а вход в нее был с другой, боковой залы, где одевались и актеры, и актрисы и где сохранились декорации, гардероб и прочее».
Театр в России XIX века – это, прежде всего, наличие труппы, собранной на определенный срок и играющей в течение срока определенный репертуар. Оплата исполнителей и другие эксплуатационные расходы составлялись за счет продажи билетов, а иногда за счет уже существовавших различных форм благотворительности. К наиболее распространенным формам благотворительности XIX века относилось бесплатное предоставление со стороны города или общественных организаций помещения, а иногда и сценического оборудования. Во всех крупнейших русских городах, насчитывающих почти двухвековую историю собственного театра, он работал в самых разных более или менее приспособленных помещениях. Специально выстраивавшиеся в XIX веке здания были, как правило, деревянными и регулярно горели. Большинство театральных зданий, сохранившихся в России до наших дней, были построены не ранее последнего десятилетия XIX века. С середины XIX века можно говорить о профессиональных актерах, для которых актерский труд был способом заработка, тогда как большинство актеров в XVIII – первой половине XIX века были просто крепостными актерами. В XIX веке к «любителям» относили всех, кто занимался театром для собственного удовольствия.
Вплоть до 90-х годов XIX века профессиональное занятие актерской деятельностью для ряда сословий (дворян, купцов) в общественном сознании считалось неприличным занятием. Поэтому дворяне и купцы, так или иначе связавшие свою жизнь со сценой, как правило, называли себя «любителями» и на сцене выступали под псевдонимами, чтобы не позорить фамилий. Профессии актер обучался не в учебных заведениях, а непосредственно на сцене или у своих коллег, среди которых особенно ценились актеры, достигшие уровня так называемой «образцовой», то есть императорской сцены. Лучшие же из провинциальных актеров, получившие известность, постоянно «переименовывались» в столичные императорские театры и, пополняя их труппы, способствовали сохранению ими статуса «образцовой сцены».
В 1829 году одна из петербургских газет упомянула Псков среди девятнадцати провинциальных городов, имевших театр, где играли, по большей части один раз в неделю, трагедии и комедии. Труппы своей не было, поэтому труппы из других городов приезжали на гастроли.
В сороковые годы XIX века в Пскове постоянно работал театр. Для проведения спектаклей предоставлялись зал местной гимназии, помещение полубатальона военных кантонистов, помещение в доме купца Плюшкина. В 1849 году театр в Пскове держал дворянин В.Я. Оберский.
В 1847 году под звуки музыки гренадерского полка состоялось открытие городского Кутузовского сада. В нем всегда было людно. При одном из арендаторов там соорудили небольшой летний театрик, но в 1877 году он сгорел. Летом здесь играл оркестр, давались на открытой эстраде «живые картины».
Согласно распоряжению министра внутренних дел каждый губернатор должен был давать сведения о публичных театрах. В псковском архиве хранится рапорт за 1854 год. Губернатор докладывал: «Имею честь уведомить, что в вверенной мне губернии публичных театров не устроено, но псковский уездный предводитель дворянства нанял для театра частное помещение, в котором по мере средств его бывают оные временно публичные театральные представления». Об этом же упоминается и в «Псковских губернских ведомостях» за 3 мая 1875 года: «Известно нам по преданию, что было время, когда в нашем Пскове существовал постоянный театр под руководством и на средства записного театрала-помещика г. Грушецкого».
В 70-е года XIX века Псков приступил к строительству постоянного театрального помещения. «На углу Садовой и Архангельской улиц сооружается здание для постоянного театра – продукт частного предпринимательства», - известила псковичей газета «Псковские губернские ведомости» от 27 марта 1876 года.
В акте от 17 октября того же года было засвидетельствовано, что здание деревянное, выстроено на каменном фундаменте и цоколе, имеет печи, кроме главного входа, пять боковых выходов, на случай занятия цирком, сооружено стойло для лошадей, освещается посредством боковых керосиновых ламп, имеет два колодца во дворе. В ноябре театр открылся. К сожалению, он просуществовал очень недолго, он вскоре сгорел. Была объявлена подписка на сооружение нового здания, но строительство так и не началось, и актеры продолжали работать в случайных помещениях.
Качественные изменения в театральной жизни Пскова можно отнести к восьмидесятым годам XIX столетия. В 1882 году в Пскове создан кружок любителей сцены, а в 1884 году – Общество любителей драматического искусства (в рамках музыкально-драматического общества). Это общество как бы становится общественной дирекцией, которая во многом влияет на театральную жизнь города Пскова, возглавляя и организуя ее. Общество любителей драматического искусства берет на себя организацию спектаклей в Пскове, приглашает актеров, которые играют вместе с местными любителями. В 1886 году общество приглашает на оплачиваемую должность режиссера В.Д. Рокотова.
Большой опыт работы на этом поприще позволил Совету Псковского музыкально-драматического общества выйти в 1898 году в городскую думу с ходатайством об отводе места для строительства народного театра, приуроченного к празднованию столетия со дня рождения А.С. Пушкина. Псковская городская дума без проволочек удовлетворила ходатайство.
Первоначально предполагалось выстроить грандиозное здание, вмещающее не только просторный зрительный зал со сценой, но и городскую общественную библиотеку с читальней, начальные и общеобразовательные воскресные и вечерние классы, естественнонаучный, исторический и этнографический музеи и особый зал для заседания местных благотворительных и ученых обществ. Городская дума просила разрешить сбор средств на эту постройку по всей стране. По решению правительства была организована единая всероссийская подписка. К концу 1901 года общая сумма сбора в пушкинский фонд достигла ста тысяч рублей, из которых Пскову на постройку Народного дома досталась треть.
Проект здания, правда, гораздо более скромного был составлен в 1902 году, а завершено строительство – в 1906 году. Помимо зрительного здания на тысячу мест Народный дом включал в себя обширные вестибюль и фойе, библиотеку, читальню на сорок мест, буфет. Здание имело центральное отопление и электрическое освещение. Фасад был выполнен с использованием художественно переработанных мотивов архитектуры классицизма и отдельных элементов модерна.
Пока собственное помещение театра находилось на стадии разработки проекта и строительства, в Пскове было устроено и летнее крытое помещение на 1500 мест в Сергиевском саду, что вызывало особую гордость псковичей, так как в Петербурге летний театр в то время не был крытым. Летнее помещение театра не отапливалось и работало лишь четыре месяца в году.
В зимние сезоны продолжались спектакли на сцене музыкально-драматического общества и в других арендуемых помещениях. В 1898 году в Пскове учрежден железнодорожный театр в зале железнодорожных станций. Заведовал им начальник железнодорожных мастерских Роберт Прейс. К началу ХХ века Псков имел возможность работать и в летний, и в зимний сезоны, и принимать различные театральные труппы. Таким образом, он являлся частью общей сети российских театральных городов. В ХХ веке театральную жизнь Пскова регулирует театральная комиссия городской думы, сдавая принадлежавшие ей помещения в аренду на театральный сезон.
Двери Народного дома имени Пушкина впервые открылись перед псковичами в марте 1906 года. Здесь провели выборы в Государственную думу в феврале-марте 1906 года. А 4 апреля состоялся большой концерт памяти поэта силами петербургских драматических и оперных артистов.
После 1917 года Народный дом был переименован в Коммунальный театр. С 1920 года стал называться Псковским городским драматическим театром им. А.С. Пушкина, с 1939 – Ленинградским областным драматическим театром им. А.С. Пушкина.
В настоящее время Псковский театр драмы один из известных как в провинции, так и в столичных городах. Коллектив активно гастролирует в России и за рубежом, регулярно участвует в отечественных и международных фестивалях.
О существовании в городе Великие Луки театра современники упоминают уже в 1857. До 1855 года он был любительским, а осенью 1855 г. антрепренер Металлов положил начало постоянному театру.
Датой рождения Великолукского драматического театра принято считать 1919 год, когда в Великих Луках базировалось два передвижных фронтовых драматических театра. В то же время в городе находилось управление 18-го военного строительства и политический отдел 15-й армии. Никому тогда неизвестный военный техник Сергей Эйзенштейн создал в городе драматический театр из числа наиболее способных к драматическому искусству людей. Тогда же по направлению заместителя комиссара просвещения Петроградского совета по художественным делам М. Ф. Андреевой, артистки МХАТа, друга и соратника М. Горького, в город прибыл Д. А. Яркин для организации профессионального театра. С театром сдружился С. Эйзенштейн и осуществил постановку пьесы Р. Роллана «Взятие Бастилии». Городской профессиональный театр открыл свой первый сезон в 1919 году пьесой М. Горького «На дне». Основу репертуара составляла русская и зарубежная классика.
В 1947-1948 годах было построено новое здание театр.
В Великолукском драматическом театре, который стал одним из ведущих театров на Северо-Западе ставятся новые спектакли, работают талантливые артисты, успешно гастролирует. В 1997 году французской ассоциацией «Мир без границ» коллектив театра награжден дипломом и статуэткой "Золотая пальма". 2011 год для Великолукского театра был ознаменован выходом на международную арену - представлял Россию на Первом Пекинском международном фестивале моноспектаклей в Китае.
Псковский областной театр кукол официально был основан 1 октября 1963 года двумя энтузиастами, которых звали Таисия и Владимир Павловы. Они были воспитанниками знаменитого первого русского профессионального режиссера-кукольника Евгения Деммени. Однако у театра долгое время не было своего помещения. И только в 1963 году театр обрел свое собственное помещение в Доме Батова. В этом здании, памятнике архитектуры начала 20 века федерального значения, театр находится и поныне. Конец ХХ–начало XXI в.в. отмечены для театра большими творческими удачами. Именно на рубеже веков и тысячелетий, когда главным режиссером театра стал Александр Александрович Заболотный, псковичи осуществили настоящий прорыв на сцены российских и международных фестивалей.
В творчестве режиссера и артистов псковского театра кукол всегда было место для новаторства. Это и современные декорации, и необычные элементы постановки, и новые куклы, благодаря чему театр и пользуется такой популярностью. Однако традиции русского кукольного театрального искусства продолжают жить в современных спектаклях.
Характерным явлением культурной жизни Пскова в первые послереволюционные годы было образование множества самодеятельных театральных коллективов, ставших одной из распространенных форм приобщения людей к искусству. Это был настоящий «бум». Участниками драматических кружков становилась прежде всего молодежь. Творческие возможности этих кружков, как правило, очень ограничены: сказывались и отсутствие общей культуры, и недостаток квалифицированных руководителей, и материальные проблемы.
Одна из самых популярных форм «инсценировок» были агитационные суды и суды над литературными героями, которые нашли продолжение в деятельности «Живых газет», «Синей блузы» и театров рабочей молодежи (ТРАМов).
В 1919-1920 гг. в Пскове начинают создаваться драматические студии, где их участники обучались технике речи и игры, занимались подготовкой спектаклей. К работе были привлечены профессиональные актеры и режиссеры из псковского драмтеатра А.С. Пушкина.
Но в целом, самобытных, ярких театральных коллективов было мало. Редким исключением может служить пример популярного в 20-е годы Гдовского Передвижного показательного театра. Самым ярким коллективом театральной деятельности была «Гдовская старина», переименованная затем в «Гдовскую новь».
Середина 1940-х годов - время духовного возрождения Псковщины. Театральной самодеятельности требовался новый импульс для продолжения развития. В 1959 году возродилось движение театральной самодеятельности, получившее название «народный театр». В большинстве отдаленных районов, сел, поселков люди никогда не переступали порога театрального зала. И народные театры по мере сил стали восполнять этот «пробел».
Источники:http ://www .vlukicultura .ru /culture _net /dramteatr ;
http ://theater .pskov .org /about /history
Цирпонс, Инга Александровна Актеры, роли, зрители : хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоянного театра в губернском Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина... ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. – 128 с.
Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. – Псков, 1999. – С. 7-10, 22-32.
Великолукский Драматический Театр : Годы. Люди. Жизнь... : [альбом / сост. П.П. Сергеев, А.Ю. Шлепетинский]. - Великие Луки : [б. и.], 2005. – С. 3-18.