Юрий Павлович Спегальский::
к 115-летию со дня рождения


Спегальский Юрий Павлович

3 июня 1909 - 17 января 1969


b

Годы становления. Юность

Юрий Павлович Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года в семье коренного псковича Павла Константиновича Спегальского, строительного рабочего высокой квалификации, мастера-лепщика, автора декоративных украшений общественных зданий города. Мать происходила из дворянской семьи Печенко. Детские и юношеские годы Юрия проходили в «Доме Печенко» - старинных палатах XVII века. 

Павел Константинович Спегальский с сыном Юрием. Псков, 1911 г. Дом Печенко.

В 1918 году на Первой мировой войне погиб отец Ю.П. Спегальского, но он успел оставить впечатление о себе в душе сына, как «о самом лучшем из всех людей на свете». Благодаря отцу, юный Спегальский еще в школьные годы обнаружил непреодолимую склонность к строительному делу и интерес к древней русской архитектуре. Вместе с памятью об отце Юрий Павлович всю жизнь хранил и его рабочие инструменты. Впервые красота псковской земли раскрылась перед Юрием, когда он подростком забрался на вершину колокольни Снетогорского монастыря. Взгляд на родные дали с головокружительной высоты стал самым ярким впечатлением его детства: «Выше, надо мной, - вспоминал Спегальский, - были только пробегающие по небу облака да неправдоподобно огромный крест, чуть поблескивающий остатками своей позолоты». После того, как мать Ю.П. Спегальского вторично вышла замуж, жизнь юного Спегальского осложнилась из-за тяжелого характера отчима, который к тому же не понимал и не принимал увлечения пасынка стариной, считая это совершенно пустым занятием. После очередной ссоры подросток убежал из дома, отказавшись от материальной поддержки семьи, поступив на работу в помощники к печнику. Ему было тогда 13 лет. А через два года он стал самостоятельным человеком, не желая переезжать с семьей в Ашхабад. С тех пор ему приходилось совмещать учебу в школе и работу каменщиком на стройках. Но на его увлечении стариной это никак не отразилось. В школе № 1 г. Пскова, где учился Ю.П. Спегальский, он создал краеведческий кружок и часто сам выступал там с докладами. А в 1927 году он заявит о себе как о начинающем исследователе псковской архитектуры, опубликовав в сборнике Псковского общества краеведения «Познай свой край» свою статью «О значении памятников древнепсковской архитектуры». 

Стараясь глубже познакомиться с древней русской культурой, Юрий Спегальский изучал разнообразные источники – фольклорные, археологические, исторические, в которых мог почерпнуть знания о русской и псковской старине. Он также развивал в себе художественные способности, стремясь овладеть изобразительной техникой: рисунком, акварелью, темперой, маслом, фресковой живописью. Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художеств, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлеченных рисунком, живописью и пластикой юных псковичей. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств, а после ее реорганизации и ликвидации стал студентом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института.


Гремячая башня. Рис. Ю.П. Спегальского

Начало профессиональной деятельности

После окончания института Ю.П. Спегальский работает в Ленинградской инспекции по охране памятников, что давало ему возможность обследовать памятники не только Ленинградской, но и Псковской области. 

В период 1939-1940-х годов участвует в работах по восстановлению Гремячей башни в Пскове и Вторых палат Меншиковых, что позволило сделать ряд новых ценных открытий в области гражданской архитектуры XVII века. 

Со второй половины 1930-х годов, находясь в Ленинграде, востребован в качестве уникального специалиста – архитектора-верхолаза. В 1937 году он совершил свое первое «петербургское восхождение» – на колокольню Екатерининской церкви на Васильевском острове, где потом не раз производил ремонтные работы.

Великая Отечественная война. Ленинградская блокада

Война застала Юрия Павловича в Ленинграде, где по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов выполняет работы по маскировке высотных сооружений и живет мыслями о том, как нужно будет восстанавливать Псков после его освобождения от немецких захватчиков. В самую жестокую блокадную зиму 1941-1942 года он создает оригинальную серию из 70 рисунков-реконструкций памятников архитектуры Пскова, названную автором «По Пскову XVII века», часть которой опубликована уже после кончины Ю.П. Спегальского, в 1974 году. В них проявился не только талант художника, но и дар историка, поэта, прекрасного знатока древнего Пскова. Он рисовал свой город в прошлом, думая о будущем, реально представляя свое возвращение на родину после победы. 


Ю. Спегальский и О. Аршакуни. 1946 г.
 

В 1942 году он знакомится с Ольгой Константиновной Аршакуни, художником-реставратором, которая стала его женой, соратницей и верной спутницей до конца жизни. В 1943 году Спегальский вместе с группой архитекторов Государственной инспекции охраны памятников работает на лесозаготовках. Там же в тяжелейших условиях труда и быта, он создает первые эскизы будущего проекта планировки архитектурных заповедников в Пскове. В этом новаторском проекте древний город с его возрожденными памятниками искусства и старины, цельно и гармонично объединялся с городом новым и современным. Таких городов в России еще не было… 

«Думая о Пскове, о его восстановлении, думая об этом еще в 1941–1942 годах, я самостоятельно пришел к псковскому варианту идеи сохранения остатков старины путем создания архитектурных заповедников» - писал он позднее. Так сильна была его вера в победу и любовь к Пскову, которые не смогли поколебать даже тяготы блокадной жизни.

Ю.П. Спегальский и возрождение Пскова

После освобождения Пскова от врага, в 1944 году Ю.П. Спегальский возвращается в родной город и возглавляет Псковскую областную инспекцию охраны памятников. 

Период между 1945 и 1947 годами стал особым – очень плодотворным и напряженным периодом в жизни Ю.П. Спегальского. Под его руководством была проведена работа по систематизации и постановке под государственную охрану всех памятников средневековой архитектуры Пскова. Эта работа послужила основой первой в советской практике проекта архитектурных заповедников в городе Пскове с особыми зонами застройки и благоустройства. Проект решал важную задачу органичного включения исторической застройки в структуру современного города и сохранения фрагментов древней планировки его исторического ядра, но в Пскове он не был принят, несмотря на поддержку Москвы. Тогда здесь преобладало мнение, что наличие большого количества памятников тормозит развитие города и что создавать современный Псков нужно, застроив его многоэтажными зданиями, оставив в городе лишь несколько памятников архитектуры. 


Ю.П. Спегальский у Покровской башни
 

Под его руководством в Пскове в 1946 году были основаны проектно-реставрационные мастерские. Спегальский не только собрал и подготовил специальную бригаду из каменщиков, штукатуров и плотников, которая впоследствии стала ядром производственного коллектива мастерской, но и сам многое делал собственноручно, совмещая в одном лице руководителя, исполнителя строительных работ и исследователя-реставратора. Верхолазным способом он восстанавливал главы соборов Свято-Троицкого и Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, реставрировал церкви: Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Козьмы и Дамиана с Примостья, Иоакима и Анны, колокольню и корпус церкви Михаила и Гавриила Архангелов. На основании своих исследований он готовит полные проекты реставрации церквей Николы со Усохи (XVI в.), Богоявления с Запсковья (XV в.), Вторых палат Меншикова (XVII в.).


Ю.П. Спегальский во время проведения работ у ц. Николы со Усохи

В 1946 году Ю.П. Спегальский пишет замечательный историко-художественный очерк «Псков». Художественное оформление книги - обложку, титульный лист, заставки и концовки - он выполнил сам. 

Возглавляя мастерские в тяжелейшее послевоенное время, он подчас встречал полное непонимание, невыполнение уже принятых постановлений. Несмотря на успехи и достижения, недоброжелателям Спегальского удалось добиться прекращения его деятельности в Пскове.

Ленинградская «ссылка»

В 1947 году он был вынужден покинуть родной город и вернуться в Ленинград, где поступил в аспирантуру при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии Художеств СССР. 

Во время учебы в аспирантуре в 1947-1951 годах архитектор не прекращал заниматься вопросами охраны и реставрации памятников архитектуры Пскова. 

В 1951 году Ю. П. Спегальский успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры на тему «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». В этой работе он доказал существование надстроек - деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов. 

В период с 1951 по 1956 годы он работает в филиале Академии архитектуры СССР, а с 1958 года - в археологическом, где в том числе занимается изучением архитектуры древнего Пскова. 

В то время, живя в Ленинграде и не имея возможности напрямую приложить свой опыт и знания непосредственно к восстановлению памятников Пскова, ученый создает много графических, живописных и декоративно-прикладных произведений на псковскую тематику, применяя технические способы и художественные приемы древних мастеров. Его ленинградская квартира постепенно превращается в псковскую средневековую повалушу с изразцовой печью, завесами, столами, шкафами, паникадилами, украшенными старославянской вязью и картинами с сюжетами из псковской средневековой жизни. Все эти работы в настоящее время можно увидеть в его мемориальном музее в Пскове. 

В 1956-1957 годы с бригадой альпинистов-верхолазов участвует в реставрации куполов и шпилей Исаакиевского и Петропавловского соборов. 


Спегальский на шпиле Петропавловского собора. 21 февраля 1957 г.
 

В период 1960-1968 годы он публикует ряд научных статей посвященных псковским памятникам церковной архитектуры: Козьмы и Дамиана с Примостья, Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Василия на Горке и другим. 

Выходят в печати статьи и книги: в 1963 году две монографии: «Псков. Художественные памятники» и «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». 

В 1958 году Ю. П. Спегальский в качестве научного сотрудника Ленинградского отделения Института археологии АН СССР выполнил монографию «Жилище Северо-Западной Руси IX – XIII веков» - крупную работу по исследованию русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода, которая была опубликована лишь в 1972 году. 

Один из его капитальных трудов «Псков», посвященных псковской архитектуре, вышел в свет в 1963 году.

Возвращение в родной город

"...Дай мне хоть единый раз, открыв окно, узрети за ним стародавний Псков
и мужей пскович, и жен псковитянок, и избы, и полаты славного города..."

Ю.П. Спегальский, 1968 год 

В 1968 году Ю. П. Спегальский принимает долгожданное приглашение Псковского областного управления культуры возглавить Псковскую реставрационную мастерскую. И осенью того же года он вместе с женой Ольгой Константиновной Аршакуни, переезжает сюда окончательно, обменяв свою ленинградскую квартиру на жилье в Пскове. Полный широких творческих замыслов и планов, он вступает в свой последний период научной и общественной деятельности. 

Основная работа этого периода - создание «Перспективного плана реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры в городе Пскове». Этот план, разработанный им в 1968-1969 годы, содержал и проект комплексной реставрации памятников, был усовершенствованным вариантом его первого проекта планировки архитектурных заповедников, созданного в 1945-1947 годы. 

План был рассчитан на 12 лет, но проработать ему удалось только 150 дней. Юрий Павлович скоропостижно скончался 17 января 1969 года, что не дало ему возможности самому принять участие в осуществлении намеченных замыслов, но разработанный им план стал реальной основой и программой для дальнейшей деятельности Псковской реставрационной мастерской. На рабочем столе Юрия Павловича осталась недописанной статья со словами, обращенными к Пскову, к его памятникам, к творческому гению русского народа. 

Ушел из жизни талантливый ученый и зодчий, прекрасный человек и патриот, так много сделавший для родного города. Осталась его вдова, Ольга Константиновна Аршакуни, художник-архитектор, благодаря самоотверженности которой издавались труды Ю.П. Спегальского. 

В 1982 году решением горсовета депутатов трудящихся улица Михайловская в г. Пскове была переименована в улицу Спегальского. 

Стараниями Ольги Константиновны в 1986 году в доме по адресу Октябрьский проспект, 14, где они жили, открылся Мемориальный музей-квартира Ю.П. Спегальского. На доме музея в 1990 году установлена мемориальная доска с горельефом Ю.П. Спегальского работы скульптора А.Д. Кириллова: «В этом доме Юрий Павлович жил и работал c сентября 1968 по январь 1969 года». 

В Петербурге, в 2001 году была открыта памятная доска, посвященная Юрию Павловичу Спегальскому. Она украсила фасад дома по Малой Конюшенной улице, в котором Спегальский и Аршакуни прожили с 1948 по 1968 годы.


Мемориальная доска Ю.П. Спегальскому в Санкт-Петербурге

Могила Ю.П. Спегальского

Юрий Павлович Спегальский был похоронен в Пскове на старинном Мироносицком кладбище. Последнее пристанище - могила Ю.П. Спегальского композиционно решена просто и выразительно: в нее входит бетонный армированный крест, выполненный в древнеславянских формах. На нем медная доска с надписью: «Юрий Павлович Спегальский, кандидат архитектуры (1909-1969)». 

Могила обрамлена бетонными блоками и приподнята над уровнем земли площадкой, устланной квадратными бетонными плитами. Вдоль площадки с одной стороны - ряд акаций, с другой - куст жасмина.

 

Библиография>>>


Источники:

 

Аршакуни, О. Верность : [Спегальский Юрий Павлович (1909-1969)] / О. Аршакуни // Псковская земля. История в лицах. «Сии бо люди крылати...» / [редактор-составитель Т. В. Вересова ; художник Г. И. Метченко]. – Москва : Северный паломник, 2007. - С. 387-398 : фот. 

 Аршакуни, Ольга Константиновна. Предчувствие : воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском / Аршакуни Ольга Константиновна. - Ленинград : Лениздат, 1987. - 206 с., 1 л. портр. 

 Журавлева, Наталия. Краткая биография Юрия Спегальского / Наталия Журавлева. – [Б. м. : б.и., б. г.]. - URL: http://spegalsky.narod.ru/biografia.html (дата обращения: 11.02.2024). 

 Журавлева, Наталия. Спегальский Юрий Павлович : ученый, зодчий, каменщик / Наталия Журавлева. – [Б. м. : б.и., б. г.]. - URL: https://spegalsky.narod.ru/index.html (дата обращения: 11.02.2024). 

 Кузьменко, М. Юрий Павлович Спегальский / М. Кузьменко // На рубеже тысячелетий: книга о людях культуры и искусства. Т. 1. - Псков, 2002. - С. 145-150. 

 Котрен, Ларри В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», 2020. – С. 17-268. 

 Ушаков, Ю. С. (доктор архитектуры ; 1928-1996). Спегальский Юрий Петрович (1909-1969 гг. ) - выдающийся исследователь и реставратор древнего зодчества г. Пскова / Ю. С. Ушаков ; вступительная статья М. А. Кузьменко // Псков. - 2008. - N 29. - С. 169-173. - Библиогр. в примеч.: с. 173: фот. 

 Юрий Спегальский – архитектор, реставратор, верхолаз // Русское географическое общество «Клуб альпинистов «Санкт-Петербург». – Санкт-Петербург, 2002. - URL: http://www.alpklubspb.ru/ass/a476.htm (дата обращения: 11.02.2024).